Русские клады - КЛАД СМОЛЕНСКОГО ПОМЕЩИКА

Русские клады - КЛАД СМОЛЕНСКОГО ПОМЕЩИКА

Все началось с письма. Оно пришло нам, московским кладоискателям, от учителя сельской школы Михаила Семеновича Лаптева (фамилия изменена — А. Р.).

«Я давно занимаюсь краеведением, писал из смоленской глубинки Лаптев — то в одиночку, то с учениками обошел все окрестности. Места у нас исторические — одних старинных усадеб в округе можно насчитать не менее десятка. Рассказывают, что один местный помещик накануне войны 1812 года закопал клад. Помещик тот погиб на войне, наследники его долго искали клад да ничего не нашли. И деревенские наши искали, все овраги за усадьбой перекопали. Признаться, и я в молодости выходил с заступом... Мне кажется, в этой легенде есть правда — я сужу по архивным данным...»

----------------------<cut>----------------------

Известно, что легенд о кладах много. И, как показала практика, они в основном представляют лишь фольклорный интерес. Но эта ссылка в письме на архивные данные... Короче — мы не устояли и отправились в дорогу.

Никакого специального снаряжения у нас не было. И спонсоров, способных расщедриться на аппаратуру магнито-сейсморазведки, тоже. Мы взяли с собой только металлоискатель «Фишер». С нами поехал и Карен Геворкян, которыи считает себя лозоходцем и иногда попадает в точку.

До цели мы добрались без приключений. На окраине села, над прудом, в заросшем пейзажном парке виднелся хорошо сохранившийся деревянный усадебный дом с двумя боковыми флигелями. На другой стороне пруда среди черных ветвей деревьев виднелись мрачные руины полуразрушенной церкви с колокольней. За церковью начинались те самые овраги, о которых писал в письме учитель; по оврагам петляла небольшая речушка.

Русские клады - КЛАД СМОЛЕНСКОГО ПОМЕЩИКА

Михаил Семенович Лаптев оказался еще довольно молодым человеком. Он откровенно был удивлен нашему появлению, так как, по его признанию, сомневался, что «вы там, в Москве, обратите внимание на мое письмо». Весь вечер допоздна мы пили чай с учителем, и он рассказывал нам историю усадьбы.

Местный помещик (фамилию я намеренно опускаю — А. Р.) был довольно крупным по здешним меркам землевладельцем, вдобавок, связанным родственными узами с петербургским купцом-пройдохой, выбившимся из крепостных в дворяне, неким Барышниковым, от которого ему перепала немалая толика богатств.

Незадолго до начала Отечественной войны 1812 года помещик затеял строительство обширного каменного дома со службами, однако успел возвести только флигель и «нулевой цикл» главного дома. После Смоленского сражения, когда стало ясно, что французы вот-вот придут сюда, помещик, по рассказам очевидцев, выехал из усадьбы в карете, сопровождаемый двумя слугами и почти без вещей. Рассказывают, что потом он вступил в ополчение и погиб в Бородинском сражении.

Но где же барышниковское наследство — как свидетельствуют архивы, около 15 тысяч золотых рублей ? Такую махину в карете не увезешь. Золото долго и безуспешно пытались найти наследники погибшего — кстати, сохранившийся деревянный усадебный дом построили они, уже в середине XIX века.

— А почему все думают, что клад зарыт в оврагах? — спрашиваем мы.

Оказывается, в предании есть какое-то смутное указание на овраги, объясняет Михаил Семенович. Впрочем, копали не только в оврагах.

Утром вместе с учителем идем осматривать местность. Слух, что из Москвы приехали искать клад, быстро облетает деревню и вскоре нас сопровождает внушительный эскорт мальчишек. Вид металлоискателя приводит их в восторг. Постепенно подтягивается и народ постарше.

Первым делом Лаптев ведет нас к развалинам старой недостроенной усадьбы. Единственная ее законченная постройка — флигель — был разбит прямым попаданием немецкой бомбы в Великую Отечественную войну, а его остатки разобраны сельчанами на кирпич. Мы видим только поросшие бурьяном ямы да торчащие кое-где из земли обломки кирпича и бутового камня. Отсюда, отдав последние распоряжения, уезжал на войну владелец усадьбы...

Русские клады - КЛАД СМОЛЕНСКОГО ПОМЕЩИКА

Включаем металлоискатель. Писк стоит почти непрерывный — земля просто нашпигована железом. Это проклятье всех наших западных областей, по которым прокатилась война — военный металл забивает все остальные сигналы.

Несколько раз проходим по развалинам, пытаясь определить контуры строившихся здесь зданий. Копнув наудачу, вытаскиваем два хвостовика от мин, патронные обоймы... Не хватает еще неразорвавшегося снаряда или мины !

Пускаем в дело наш второй «прибор» — Карен Геворкян достает рамку и идет с ней по кромке развалин. Мальчишки стоят, разинув рты. Рамка в руке Карена несколько раз заметно качнулась, поворачиваясь то в одну, то в другую стороны. Карен возвращается. Он уверен, что под развалинами есть, по крайней мере, две подземные полости. С его помощью отмечаем подозрительные места вешками и вслед за учителем идем в глубь одичавшего парка, который выводит к оврагам.

По дороге наше внимание привлекает груда покрытых мохом камней. «Это не то грот, не то погреб», — объясняет Лаптев. Карен обходит вокруг с рамкой: «Что-то есть, но не могу понять, что». Три лопаты дружно вонзаются в дерн. Мальчишки — их уже человек сорок — помогают растаскивать камни. Постепенно открывается неповрежденная белокаменная кладка свода, уходящего вглубину...

Когда стоишь, как кажется, на пороге открытия, трудно смириться с разочарованием. Через пару часов работы перед нами открывается старинный белокаменный погреб. Ребята вытаскивают из него последние обломки камня. Погреб небольшой и абсолютно пустой. Прозваниваем его «Фишером» — тишина. Карен смотрит на свою рамку — она не шелохнется. Какой-то энтузиаст из мальчишек начинает простукивать выложенные белым камнем стены...

Что ж, здесь ничего нет, но зато мы подарили деревне еще одну легенду. И погреб, возможно, на что-нибудь сгодится.

Идем дальше, на ходу водя по сторонам «Фишером». На самом выходе из парка вдруг раздастся долгожданный писк на «цветной металл». Несколько ударов лопатой — и на ладони лежит великолепный, тяжелый, прекрасно сохранившийся медный екатерининский пятак с датой «1774».

Русские клады - КЛАД СМОЛЕНСКОГО ПОМЕЩИКА

Находка несколько поднимает наш пошатнувшийся авторитет у мальчишек. Снова пускаем в ход металлоискатель. Пока идем по пахотному полю к оврагам, находим еще несколько монет, самая старая — 1856 года.

Русские клады - КЛАД СМОЛЕНСКОГО ПОМЕЩИКА

На оплывших стенках оврагов заметны следы кладоискательских ям. Карен снова вертит свою рамку, мы водим металлоискателем по склонам. Пищит военное железо. Выкапываем и дарим ребятам стреляные гильзы, проржавевший «шмайсер» с разорванным стволом, пробитую каску, пряжку от немецкого ремня с плохо различимой надписью «Gott mit Uns». Там, где прошла война, всякие поиски бессмысленны — гласит первая заповедь кладоискателя.

На следующий день идем копать на развалинах, в местах, обозначенных вчера вешками. Грунт страшно засорен обломками камня и ржавым железом, поэтому работа продвигается медленно. Вдруг начинает пищать «Фишер» — с небольшой глубины мы извлекаем свернутый в трубку лист свинца.

Осторожно разворачиваем — из трубки падает серебряный полтинник. На листе свинца отчетливо читаются слова: «В лето 1811 заложен дом сей гвардии капитаном Василием Петровым сыном... майя 3 дня». Да ведь это же закладной лист! По традиции, его клали при закладке дома под восточный фасадный угол здания и заворачивали в него серебряный рубль или полтинник, хлеб и соль. Почти сто девяносто лет назад отставной капитан Василий Петрович, получив наследство, закладывал этот лист под свой дом, в котором рассчитывал жить долго и счастливо...

А через полчаса лопата одного из нас вдруг по самую рукоятку уходит в землю... Подземелья! Кто не читал о них, уставленных окованными железом сундуками, в которых тускло переливаются золотыми бликами старинные сокровища... И вот мы стоим на пороге тайны и напряженно всматриваемся в темноту уходящего вниз подземного хода.

Стены и своды подземелья выложены диким камнем. Мы стоим по пояс в яме — по-видимому, это воронка от той немецкой авиабомбы, которая, пробив перекрытия флигеля, почти начисто снесла здание, попутно разрушив часть подземного хода.

Из подвала тянет затхлостью. Что делать дальше ? С нашим снаряжением подземелье не взять. Можно, конечно, подогнать экскаватор, и — эх ! Но от этого толку может и не быть, а вот сооружение будет уничтожено наверняка.

Идем к Михаилу Семеновичу и объясняем ситуацию. Он взволнован — старые легенды подтверждаются! — и клянется, что не допустит разрушения подземного хода, что сейчас же пойдет к главе сельской администрации...

— До вашего приезда все будет сохранено ! — восклицает он, и в глазах у него поблескивают кладоискательские огоньки.

Что ж, надо ехать в Москву. Надо связываться со спелеологами, искать спонсоров, покупать снаряжение... Мы садимся в «уазик».

— Дяденьки ! — окликает нас белобрысый мальчишка. Это тот самый энтузиаст, который вчера простукивал стенки раскопанного нами погреба.
— Дяденьки ! Смотрите, что мы сегодня в овраге нашли !

На его ладошке лежит золотой червонец Екатерины II...

Русские клады - КЛАД СМОЛЕНСКОГО ПОМЕЩИКА

Андрей Рязанцев (Вокруг света) Источник

Комментарии

  1. Рейтинг: 1+
    kaavren 26 октября 2009, 14:14 #

    Забавная статека, но верится во все это с трудом

  2. Рейтинг: 1+
    Gubanov 25 октября 2009, 18:07 #

    СТАТЬЯ 1999 года(

  3. Когда-то тут был комментарий

  4. Рейтинг: 3+
    praporweg (Малевич) 25 октября 2009, 00:25 #

    Смотришь на монеты и голова кругом когда осознаешь сколько времени она пролежала и сколько людей повидала...
    1763!!! Господи! Наполеон родится только через 6 лет, Луи 16 пошлют на гильотину через 30 лет! Пушкин родится через 36 лет, ппц, время для этих монет нервно покуривает в сторонке...

    • Рейтинг: 2+
      weyz (La-Sharik) 25 октября 2009, 00:36 #

      не только, не только для монет... но они более "живучи" из тех вещей, которыми владели люди до нас...

      • Рейтинг: 3+
        praporweg (Малевич) 25 октября 2009, 00:54 #

        Кстати, спасибо за статью)))

        • Рейтинг: 3+
          weyz (La-Sharik) 25 октября 2009, 01:50 #

          Спасибо, да мне и не за что пока... это пробный шар, проверить интерес к теме, потом хочу подборками заняться. Просто бездумно копипастить не интересно.

    • Рейтинг: 1+
      edmorich 25 октября 2009, 15:01 #

      Вот во всей этой фразе слово "ппц" неуместно. Если говорить о высоком. Читаешь вникаешь... Наполеон, Луи, Пушкин! А тут "ППЦ" ну что ничего не поделаешь, жизнь такая.

    • Когда-то тут был комментарий

      • Рейтинг: 1+
        luda 25 октября 2009, 19:58 #

        А зачем спилил-то?

        • Когда-то тут был комментарий

  5. Рейтинг: 2+
    mobimo 24 октября 2009, 19:08 #

    Номер газеты: 17
    Дата выхода: 21 октября 1999г.
    Название статьи: Клад смоленского помещика
    Автор: Андрей Рязанцев

    • Рейтинг: 1+
      byrama-marayama 24 октября 2009, 20:20 #

      мдааа... к 10-летию статьи значит выложили

      • Рейтинг: 2+
        weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 22:22 #

        А Вас не смущает, что клад с 1812 года там (возможно) лежит ??? ;-)

  6. Рейтинг: 2+
    kuusama 24 октября 2009, 17:37 #

    А что на предпоследней фотке справа под линейкой делают СОВРЕМЕННЫЕ, находящиеся в обращении монеты в 10, 50 копеек и в 1 рубль? Тоже в кладе 1812 года нашлись?

    • Рейтинг: 2+
      wg550 24 октября 2009, 18:17 #

      это они еще кучу пивных и бутылочных пробок не сфотографировали)

  7. Рейтинг: 3+
    igrecs (Igrec) 24 октября 2009, 16:09 #

    Судя по фотографии и последним строчкам — червонец у пацана все-таки отобрали?

    • Рейтинг: 4+
      kukaner 24 октября 2009, 16:17 #

      Нет.Ему положенные 25 процентов , напильником отпилили.

      • Рейтинг: 2+
        weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 16:50 #

        Если на своей земле, то всё ваше. Если с согласия собственника земли ищете, то пополам... Если без согласия, то отдадите всё... Если земля окажется под охраной государства, а вы решите на свой страх и риск покопать там, то получите срок !!!

        Статья 243 Уголовного кодекса РФ.

    • Рейтинг: 2+
      NetMisha 24 октября 2009, 22:20 #

      мне дед пулю подарил от макарова, я похвастался дяденьке и он у меня ее отобрал под видом безопасности. :)

      • Рейтинг: 2+
        weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 22:38 #

        статью вам дед подарил, статью... :)))

        Статья 222 Уголовного кодекса РФ.

        • Рейтинг: 1+
          SergGGG 25 октября 2009, 04:58 #

          пуля от от патрона, немного отличается...

        • Рейтинг: 1+
          Koryavka 25 октября 2009, 11:11 #

          Путаете тепло с мягким...

  8. Рейтинг: 3+
    odislav 24 октября 2009, 16:09 #

    Смоленские учителя рекомендуют! В рамках акции "Клады смоленщины"
    Металлодетекторы GARRETT GTI 2500 PRO ! Каждому присоединившемуся — брикетик грузинского чая (урожай 1976г) и веточка лозы с молдавских виноградников!

    • Рейтинг: 0+
      kukaner 24 октября 2009, 16:20 #

      +100 В реале.. Вчера пельмени от палыча сегодня клады. Если не Олдины визги о всемирных жидозаговорах, то тихий и нежный спам.

    • Рейтинг: 2+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 16:34 #

      А каждому искателю в бухте Виго, камент на шею !!! :)))

      • Рейтинг: 2+
        weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 16:34 #

        *камень

    • Рейтинг: 1+
      dumber123 24 октября 2009, 17:32 #

      +++++++++++++++

  9. Рейтинг: 1+
    456852123 (CodE NamE MiraJ) 24 октября 2009, 15:57 #

    Давно так не читал ))

  10. Рейтинг: 1+
    wg550 24 октября 2009, 15:09 #

    в реале такие места уже давно выбиты и все перепаханы вдоль и поперек. статья — заказуха продавцов МД Fisher. щас конец сезона и продажи приборов упали

    • Рейтинг: 2+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 15:22 #

      Конечно Вы правы... сейчас все всё бросят и ломануться покупать металлодетекторы !!! Кстати... обернитесь ! Они уже и сами к Вам пришли :)))

      • Рейтинг: 2+
        wg550 24 октября 2009, 18:16 #

        да у меня уже есть давно)

  11. Рейтинг: 3+
    prof0110 24 октября 2009, 15:02 #

    Спасибо за новость +14

  12. Рейтинг: 2+
    MATPOCOB 24 октября 2009, 14:22 #

    Автору зачот, интересный рассказ.

  13. Рейтинг: 2+
    dumber123 24 октября 2009, 13:44 #

    речь идет о усадьбе Барышникова недалеко от Сафоново.

    • Рейтинг: 2+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 13:50 #

      Возможно, но суть не в этом. Много было попрятано в период войны 1812 года, особенно на пути следования французской армии. Многое до сих пор ждет своих "кладоискателей". :)

      • Рейтинг: 3+
        yakapu 24 октября 2009, 13:51 #

        в понедельник туда экскаватор подгоню

        • Рейтинг: 2+
          weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 13:52 #

          Предлагаю с Кремля начать, или с Китай-города :)))

        • Рейтинг: 2+
          dumber123 24 октября 2009, 14:33 #

          там уже до твоего прихода экскаваторы работали, еще в конце 90х.годов ... :)
          все перекопали и что нужно нашли. Умельцев в этих районах хватает. Рядом хим комбинат с америкосами, они все и прорыли а теперь у себя на аукционе продают нам назад ... :)

  14. Рейтинг: 0+
    vbd (ПроходящийМимо) 24 октября 2009, 13:37 #

    статейка или для лохов или заказная фишеровская однозначно
    сам ездил и копал и по картам Стрельбицкого (почти все выбито по ним уже) и по рассказам аборигенов (такой себе кладоискательский фольклор) находил и даже интересные вещички, правда рыжики (золото) не посчастливилось, мечта же выкопать закапуху то бишь клад. занятное занятие, затягивает физ нагрузки плюс увлечение историй плюс навигация на местности
    а легенд с кладами так это в каждой деревне, но больше выдумки

    • Рейтинг: 2+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 13:45 #

      Простите, а вы сейчас чей заказ отработали ??? :)))

  15. Рейтинг: 0+
    dumber123 24 октября 2009, 13:32 #

    туфта полная, байка для продажи оборудования, завалили все магазины. В Смоленске можно найти клады только возле крепостной стены. На медне один местный абориген рассказывал что копали в парке и нашли 25 золотых Екатерины.

    • Рейтинг: 2+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 13:41 #

      Байки ?... возможно... всё, что касается неизвестного это байки... Вы, по всей видимости, за кладами в магазин ходите (и не важно из чего состоит этот клад, из гнутой ложки фамильного сервиза или бочёнка с пиастрами).

      Реклама ? Ну... тут уже подсчитали, что слофо "Фишер" встречается три или четыре раза, а вот слово "учитель" встречается пять раз !!! Почему не предположить, что это скрытая реклама профессии учителя ??? :)))

    • Рейтинг: 2+
      NetMisha 24 октября 2009, 22:27 #

      Пора местным уже продавать карты с указанием кладов, которые им якобы достались от прадедушки. На диком западе этот бизнес хорошо шел.

  16. Рейтинг: 0+
    enclock 24 октября 2009, 13:29 #

    На его ладошке лежит золотой червонец Екатерины II...

    У меня брательник такой когда-то нашел. В школе на жвачки какие-то выменял, у матери истерики были.

  17. Рейтинг: 0+
    TRAKTORBOR 24 октября 2009, 12:34 #

    Блин,конечно интересно это всё,вот у нас хер что найдешь...в западной сибири тока мамонты водились,на "фишире" они звенеть не будут...

    • Рейтинг: 2+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 12:54 #

      А как же Демидовы ? Про них и их серебришко, золотишко много легенд ходят... где же еще искать это как не в Западной Сибири ?

  18. Рейтинг: 2+
    cowdoc 24 октября 2009, 11:49 #

    Продавцы металлоискателей ощутили кризис. Решили поднять продажи.
    А где куча пивных крышек?!?

    • Рейтинг: 1+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 11:58 #

      крышки собираете ? :)

      • Рейтинг: 2+
        cowdoc 24 октября 2009, 16:31 #

        нет, просто в Плёсе на Волге, на другом берегу, после хорошего дождя на спуске к реке, после хорошего дождя, сам 3 раза находил монетки 17-18 вв. В соседнем с нашим домом нашли (ну да как всегда) горшочек с чешуйками. Загорелись, тж потратили киллобаксы, купили металлоискатель. ООоооо, сколько крышечек я нашел! Я думал, что у нас пьют пиво, но что в ТАКОМ колличестве, и в таких заброшенных местах...!!!
        Зато, воздухом подышали, и погуляли хорошо несколько дней, на природе. ;-)

        • Рейтинг: 0+
          weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 22:27 #

          Зато, воздухом подышали, и погуляли хорошо несколько дней, на природе. ;-)

          об этом и речь, но не только... :)

    • Рейтинг: -1+
      dip_nnm 24 октября 2009, 12:27 #

      во-во!!! в сраной говностатье бренд "фишер" повторяется три раза!!!1

      • Рейтинг: 1+
        gudvinak47 24 октября 2009, 12:43 #

        Фишер херня! Минелаб круче!!!

  19. Рейтинг: 2+
    neem 24 октября 2009, 11:22 #

    кстати на минаки хотят лицензии сделать...

    • Рейтинг: 1+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 11:46 #

      Не далее как вчера мне самому эта мысль приходила в голову. Раз уже есть закон о кладах в РФ, почему не заработать денешек на лицензии к металлоискателям ? Так и представлялось, вышел на берег речушки или овражка с металлодетектором, а тут ППС или еще кто из надзирателей... — "А по какому праву, а на каких основаниях, а разрешение у Вас есть ли ???..." завернут ласты и доказывай в околотке, что не верблюд...

      • Рейтинг: 1+
        neem 24 октября 2009, 19:44 #

        Только я не представляю как они это сделают, если количество уже имеющихся у населения миноискателей довольно велико?
        Очередную "кормушку" себе вьёт вороньё.

        • Рейтинг: 1+
          weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 22:19 #

          эээ.... был бы человек, статью найдут, на крайняк придумают новую... :(((

  20. Рейтинг: 4+
    dip_nnm 24 октября 2009, 11:14 #

    на 5 фотке — виден весь улов кладоискателей))) несколько гильз + несколько совковых монет... а где фотки закладного листа??? каким говном кормлят нас одмине нонейма... афтор, здохни, сука!!!!

    • Рейтинг: 3+
      weyz (La-Sharik) 24 октября 2009, 11:39 #

      http://img11.nnm.ru/d/1/3/d/4/5e8b2942fe4f19b035453acae1b.jpg

      • Рейтинг: 2+
        dip_nnm 24 октября 2009, 11:43 #

        аааа! петросян ест мой гойловной мосзхг!!!

    • Рейтинг: 1+
      bikeronboard 24 октября 2009, 19:29 #

      Фото закладного листа — в студию!

комментарии
^ Наверх