Кенигсберг возьмете?

Кенигсберг возьмете?

В 1990 году СССР предлагал ФРГ обсудить статус Калининградской области

----------------------<cut>----------------------

В авторитетном немецком журнале Der Spiegel появилась заметка, из которой следует, что в 1990 году, когда полным ходом шли переговоры о будущем объединении Германии, к западногерманским дипломатам в Москве обратились советские представители с предложением обсудить статус Калининградской области — части бывшей немецкой провинции Восточная Пруссия, которая по итогам Потсдамских соглашений была поделена между Польшей и СССР. После ознакомительной беседы, состоявшейся в московском посольстве ФРГ, немцы от дальнейших переговоров отказались. Как именно руководство СССР собиралось решить калининградский вопрос, так и осталось неизвестным.

В своей публикации журналисты Spiegel ссылаются на секретную телеграмму от 2 июля 1990 года, которое посольство ФРГ в Москве отправило в Бонн. В ней сообщалось, что летом 90-го к немецким дипломатам обратился генерал-майор Гели Батенин (в транскрипции Spiegel — Geli Batenin), который встретился с шефом протокола при посольстве ФРГ Иоахимом фон Арнимом (Joachim von Arnim). Генерал озвучил интерес советской стороны к переговорам по бывшей Восточной Пруссии, заявив, что "эта проблема в ближайшей или отдаленной перспективе так или иначе встанет между СССР и Германией". "По словам Батенина, он посетил эту область, и она, по его мнению, представляет собой во всех отношениях отсталый регион не только в сравнении с довоенным положением, но и в сравнении с уровнем развития в России. Луга запущены, деревни пришли в упадок, река Преголя воняет как канализация. То есть, область явно представляет собой балласт", — пишет Spiegel.

Кенигсберг возьмете?

Фон Арним отреагировал сдержанно, заявив, что официальная позиция Бонна хорошо известна: в процессе объединения Германии речь идет только о Федеративной республике, ГДР и Берлине. Шеф протокола отметил, что если СССР испытывает "сложности с развитием северных областей бывшей Восточной Пруссии, то это его проблемы". На этом попытки навести мосты по вопросу о будущей принадлежности Калининградской области завершились. Можно было бы даже удивиться благородству западногерманской стороны, а заодно и широте взглядов советских представителей в лице генерал-майора Батенина. Однако, что касается ФРГ, то речь шла не о благородстве, а о трезвом расчете.

Кенигсберг возьмете?

Само объединение Германии не было каким-то победным шествием, несмотря на царившую в обществе эйфорию в первые месяцы после падения Берлинской стены. Друзья — соседи по Европе с обеспокоенностью следили за действиями кабинета Гельмута Коля. Многих страшил образ объединенной Германии, которая, как полагали в том же Лондоне и Париже, может вновь вспомнить довоенные амбиции и попытаться подмять под себя европейский континент. В марте 1990 года "железная леди" Маргарет Тэтчер призвала Францию объединить усилия перед лицом "немецкой угрозы". В британских документах отмечается, что госпожа Тэтчер "пришла в ужас", когда ей сообщили, что, отмечая падение Стены, депутаты бундестага якобы затянули "Германия превыше всего". Сообщение, впрочем, оказалось ложным.

Кенигсберг возьмете?

Франсуа Миттеран также крайне негативно воспринял известие о падении Берлинской стены, заявив, что новая объединенная Германия будет еще опасней, чем при Гитлере. В беседе с советником Маргарет Тэтчер Чарльзом Пауэллом (Charles Powell), состоявшейся 20 января 1990 года, французский президент изрек, что объединение Германии повлечет за собой возрождение "плохих" немцев, которые одно время доминировали в Европе, а сама Европа будет отброшена назад к ситуации, в которой находилась еще до Первой мировой войны. Польша опасалась, что объединение Германии может привести к попыткам пересмотра границ по Одеру и Нейсе: после Второй мировой польско-немецкая граница была передвинута на запад, чтобы компенсировать Польше потерю территорий, аннексированных СССР в 1939 году.

Кенигсберг возьмете?

Даже в самой Германии не было единства по вопросу об объединении. Так, известный писатель Гюнтер Грасс публично призвал к конфедерации из двух немецких государств, к созданию культурной, а не государственной немецкой общности, подчеркивая, что как единое государство Германия просуществовала в общей сложности всего 75 лет — в виде Германской империи во второй половине ХIX века, Веймарской республики и Третьего Рейха в первой половине XX-го, и ничего хорошего из такого государственного единства не вышло. И хотя последующие события доказали безосновательность опасений относительно новой объединенной Германии, в начале 90-х ситуация была крайне нервозной. Поэтому сдержанность немецкого дипломата, которому предложили обсудить еще и судьбу Калининграда, вполне понятна. Как отмечает Spiegel, фон Арним вообще счел генерал-майора Батенина агентом советских спецслужб.

В глазах немецкого дипломата все это весьма напоминало провокацию. Объединение Германии проходило под лозунгом воссоединения немецкого народа, волею судеб разделенного границей. Именно поэтому позиция Бонна была такова: ФРГ, ГДР и Берлин. А в Калининградской области немецкого народа нет, поэтому речь тут могла идти только о территориальном приращении, которое сильно отдавало бы реваншизмом и лишь напугало бы мировое сообщество. А что если после Восточной Пруссии немцы потребуют вернуть им еще и Силезию? А потом и Западную Пруссию с Гданьском в придачу, ну и кусочек Померании — зря что ли Генрих Лев воевал славян?

Иными словами, вопрос о Калининградской области — северной части бывшей Восточной Пруссии — напрямую противоречил концепции происходивших в то время процессов. Одно публичное упоминание об этом грозило дискредитировать идею немецкого единства как таковую. Иоахим фон Арним, судя по всему, понимал в текущей международной политике гораздо больше советского генерал-майора, оказавшегося у него в собеседниках, и прекрасно знал, что именно поставлено на карту. Вполне естественно, что он поспешил раз и навсегда закрыть эту тему, пока сведения о ней не просочились в СМИ. Телеграмма о встрече с советским генералом ушла в Бонн под грифом "секретно".

С немцами, таким образом, все понятно, но вот чем руководствовалась советская сторона, предлагая обсудить статус Калининградской области, остается загадкой.

Кенигсберг возьмете?

Желанием предупредить еще даже не возникшие дипломатические осложнения? Но ведь это абсурдно — искусственно фабриковать международную проблему ради ее успешного разрешения. Готовностью избавиться, как от балласта, от Калининградской области с ее воняющей канализацией рекой? А может быть, речь и впрямь шла о некоей провокации, направленной на то, чтобы торпедировать процесс объединения Германии, или, на худой конец, вызвав дипломатический скандал, добыть себе дополнительные козыри на переговорах с немецкой стороной? Но Бонн, по некоторым данным, и так был готов поступиться очень многим, лишь бы Германии дали объединиться. Насколько серьезным было смелое и одновременно нелепое предложение, сделанное советской стороной? Ответ на это могла бы дать фигура советского переговорщика — генерал-майора Гели Батенина.

Кто такой Батенин? Ответить на этот вопрос не просто, поэтому лучше говорить о предположениях. Итак, в немецкой транскрипции его имя выглядит как Geli Batenin, то есть Гели Батенин. В интернете не много информации по этим словам. "Независимая газета", впрочем, покопавшись в редакционных архивах, нашла публикацию Berliner Zeitung от 5 мая 1990 года, в которой Гели Батенин фигурирует как "военный эксперт ЦК", давший интервью по вопросу о возможном членстве Германии в НАТО. "В его лице речь, по-видимому, идет об одной из ряда закулисных фигур, игравших или пытавшихся играть некую роль в сумбуре тогдашней линии Кремля в германском вопросе", — отмечает НГ. Однако гораздо больше информации о генерал-майоре Батенине можно найти в англоязычных публикациях. Там он фигурирует как Geliy/Gely Viktorovich Batenin. Вероятно, речь идет о человеке по имени Гелий Викторович Батенин, который, кстати, является автором книги "Европа. Контуры безопасности".

Кенигсберг возьмете?

В книге Питера Винсента Прая (Peter Vincent Pry) "War scare: Russia and America on the nuclear brink", вышедшей в 1999 году, о нем сказано следующее: "Генерал Гелий Викторович Батенин, бывший командующий подразделением межконтинентальных баллистических ракет SS-18. В период, когда он раскрыл информацию о российской ядерной кнопке, занимал пост главного военного советника при министерстве обороны и министерстве иностранных дел по вопросам о контроле над ядерными вооружениями. Батенин являлся самым высокопоставленным, обладающим широкими властными полномочиями представителем России, который публично рассказал о работе российского командования стратегическими силами. Его показания об опасностях, которые несет в себе российская система командования и контроля [над ядерным оружием], представляют особую ценность с учетом его биографии и нашедших неоднократное подтверждение дружеских чувств и честности по отношению к Западу. Он один из немногих российских военных, кто последовательно поддерживал реформы российской политики, экономики и вооруженных сил в соответствии с демократическими западными образцами. Он не раз рисковал своей карьерой, находясь в оппозиции генштабу, выступая за окончание конфронтации между востоком и западом и установление партнерских отношений между США и Россией. Рассказывая западному журналисту о том, как функционируют российские ядерные силы, он, вероятно, рисковал своей жизнью".

О каком интервью идет речь, с уверенность сказать нельзя. Может быть, о том, которое в 1993 году Гелий Викторович Батенин дал журналисту Джону Г. Хайнесу (John G. Hines) в городе Макляйн (McLean), штат Вирджиния. Интервью содержит маленькую биографическую справку о на сей раз генерал-лейтенанте Батенине. Он начал карьеру в артиллерии, в 60-е годы перешел в ракетные войска стратегического назначения. С конца 70-х до середины 80-х Батенин работал, исполняя различные поручения, под руководством маршала Ахромеева, занимавшего в то время пост главы Главного оперативного управления (ГОУ) Вооруженных сил СССР. Позднее являлся первым заместителем начальника Генерального штаба при Николае Огаркове.

Кенигсберг возьмете?

Иными словами, генерал Гелий Батенин, явно не был простым провокатором или агентом спецслужб, явившимся в посольство ФРГ в Москве, чтобы прощупать почву по поводу Калининградской области. Также маловероятно, что он действовал по собственной инициативе. Кого он представлял, пожалуй, так и останется неизвестным. Наверняка не маршала Ахромеева, покончившего жизнь самоубийством после путча ГКЧП. Было ли советское руководство на самом деле готово обсуждать с ФРГ судьбу Калининградской области, или, может, фон Арним что-то не так понял? В любом случае, весь этот инцидент свидетельствует не только о крайне сложной международной обстановке начала 90-х годов, но и о властной и политической неразберихе, царившей в советском руководстве. Вот и получается, что немцам в процессе переговоров с СССР об объединении Германии (которое, кстати, произошло через несколько месяцев после встречи фон Арнима и Батенина) приходилось думать за двоих: за себя и за того парня, который на время потерял голову.

Алексей Демьянов
24.05.2010

P.S. Оказывается вот так просто и незатейливо разваливали Советский Союз. Генерал торговал землей. Другой, бывший прораб, став Председателем КГБ "в качестве жеста доброй воли" сдавал разведку. Кто-то ничего не делал (это в лучшем случае), а скорее всего помогал в раздувании очагов межнациональной розни в Карабахе, Приднестровье и других местах. А потом нам рассказывали о "жутком падении цены на нефть" и "резко похудевшем золотом запасе". Ну а когда стало "совсем хорошо", стали, например, показывать пальцем русским на хохлов, украинцам на москалей: "Вот виновник ваших бед!"
Некоторым нравится.
Некоторые верят в это до сих пор.

при подготовке поста использованы материалы коллеги jedi82.

Кенигсберг возьмете?

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    cepera73 31 мая 2010, 09:56 #

    "Некоторым нравится.
    Некоторые верят в это до сих пор."
    ЭТА ФРАЗА — САМАЯ ГЛАВНАЯ!!!

  2. Рейтинг: 0+
    jedi82 (Jedi) 28 мая 2010, 20:41 #

    Профи, только это не Преголя, а пруд.
    Преголя вот:

  3. Рейтинг: 0+
    spellka 27 мая 2010, 21:46 #

    При чём тут хохлы и кацапы? Во всём виноваты жиды)
    "Кемская волость? Забирайте, государство не обеднеет" (с)

    • Рейтинг: 0+
      525225 28 мая 2010, 08:43 #

      И негры. И еще гренладские тюлени.

  4. Рейтинг: 2+
    KPOXA_EHOT (И так бывает!) 27 мая 2010, 16:03 #

    я не так давно смотрел документалку, где бывший советский адмирал, командовавший флотом (то ли вообще ВМС СССР, то ли Черноморским флотом, к сожалению не помню), сказал прямо в камеру: мне приказали флот оставить Украине.Что бы без инсиннуаций — я крымчанин, по крови больше украинец, мне мерзок сам факт развала СССР, но отдать распоряжение (слава Богу не приказ) — оставить ЦЕЛЫЙ ФЛОТ... извините, слишком.

    • Рейтинг: 3+
      525225 27 мая 2010, 16:17 #

      Вообще, такое ощущение, что они там в это время все бухие были в стельку... Раздербанили страну, Ельцин пообещал всем суверинитету, столько, сколько хотите, все его давай хапапть , а трезвенник Горбачев язык в задницу засунул и, вместо того, чтобы арестовать Ельцина, какую-то херню полную начал нести...

      • Рейтинг: 1+
        KPOXA_EHOT (И так бывает!) 27 мая 2010, 18:17 #

        мелькала информация, якобы со слов Назарбаева: "Если бы у меня в подчинении, как у Горбачева было МВД и КГБ, вся банда бы была в "Матросской тишине", через несколько часов"... ох, жаль что не было у Назарбаева этого...

        • Рейтинг: -2+
          karpenka (ternopolets) 27 мая 2010, 20:35 #

          Да, жалко. Назарбаев навел бы порядок:
          1) всем узкий разрез глаз
          2) Казахский — госсударственный и ОДИН.
          3) столица в Алматы. Москва — глухая деревня, Россия — сырьевой придаток. Сибирь Китаю продали бы, как подарок друзьям!
          Эх, хорошо.

  5. Рейтинг: 2+
    525225 27 мая 2010, 15:35 #

    "...обсудить статус Калининградской области — части бывшей немецкой провинции Восточная Пруссия, которая по итогам Потсдамских соглашений была поделена между Польшей и СССР..."
    Восточная Пруссия ( славянское, а не немецкое государство), была присоединена к России царицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра 1, в результате войны с прусским (а впоследствии германским) королем Фридрихом Великим. К Германии Пруссия никогда не имела никакого отношения, за исключением недолгого времени ее оккупации немцами.

    • Рейтинг: -1+
      audsta 28 мая 2010, 17:57 #

      Учи историюю... Это территория БАЛТСКОГО племени ПРУСОВ. Славянские земли западнее и южнее.

      • Рейтинг: 0+
        slycar (просто Панда) 28 мая 2010, 21:01 #

        Германцев знаю, славян знаю, про чухонцев слышал.
        Племена балтов? Так и в великих укров и москав поверить несложно.
        Для любителей истории, Княжество Ливонское — русское княжество.

  6. Рейтинг: 0+
    blanco 27 мая 2010, 15:25 #

    "Всё поделить!" хочу мыть сапоги на Аляске!

  7. Рейтинг: 0+
    nulin 27 мая 2010, 14:16 #

    Как развалили СССР, так и РФ развалят, легко и непринуждённо. Уж лучше кнопку нажали, тем более, большинство бывшего советского народа ни чего кроме унижения и бед не получило...

  8. Рейтинг: 0+
    nickx 27 мая 2010, 13:13 #

    ГОРБАТОМУ видимо за фрг мало досталось.

  9. Рейтинг: 0+
    aabaab 27 мая 2010, 12:01 #

    Да хрен там, больше "брестских миров" не будет! )))

    • Рейтинг: 1+
      vladzik 27 мая 2010, 15:42 #

      думаешь тебя спрашивать станут :)

  10. Рейтинг: 0+
    Simm 27 мая 2010, 10:27 #

    Все можно было проще сделать — Калининградской области объявить войну Германии и сразу же сдаться.
    Честно сказать, слух этот долго ходил, ноничего подобного не произошло, а немцы к нам на ностальгические экскурсии приезжают....

    • Рейтинг: 0+
      z3f 27 мая 2010, 12:48 #

      Земляк! Уже не приезжают=( Я недалеко от канта живу — тыщу лет уже автобусов со старыми немцами не видел...
      Да и вообще жизни с Боосом в Калининграде нет...

      • Рейтинг: 0+
        fireeater (FireEater) 27 мая 2010, 13:13 #

        Да ну — тыщу!.. На прошлых выходных лазил по городу пешком на предмет различных закупов, так уже полно "экскурсантов" из Аллемании повстречал.

        • Рейтинг: 0+
          z3f 27 мая 2010, 13:26 #

          странно — ноя реально уде давно не видел ни одного из "ностальжи-туров". Лет 5-7 назад на канта полно приезжало бабок и дедок — сейчас — как повымерли=(

          • Рейтинг: 0+
            kovaks39 27 мая 2010, 22:11 #

            Два дня назад на Канта стояли бусы с бундесами — новенькие, красненькие

  11. Рейтинг: 1+
    cvota 27 мая 2010, 10:19 #

    Кенигсберг — останется русским! Крым — должен быть русским!

    • Рейтинг: 2+
      z3f 27 мая 2010, 12:49 #

      Кенигсберга нет — есть Калининград....

    • Рейтинг: -1+
      vladzik 27 мая 2010, 15:43 #

      если уж восстанавливать историческую справедливость то москву присоединить в состав киевской области :))))

      • Рейтинг: 0+
        justorange 27 мая 2010, 17:38 #

        Может и такую справедливость восстановим?
        http://s60.radikal.ru/i170/0903/b2/700d8f6dabd0.jpg

        • Рейтинг: 0+
          bch 28 мая 2010, 00:07 #

          Помогу тебе:

        • Рейтинг: 0+
          PainterNNM (nettter) 28 мая 2010, 12:57 #

          Подарки — не отдарки ))))

      • Рейтинг: 0+
        bch 28 мая 2010, 00:04 #

        http://img11.nnm.ru/4/c/f/9/0/d4a29e128ab37e989d14b923e52.jpg

    • Рейтинг: 0+
      lebera 27 мая 2010, 19:09 #

      Арктику забыл

  12. Рейтинг: 7+
    serge1954 27 мая 2010, 09:01 #

    По поводу Курил министр иностранных дел Громыко в свое время сказал буквально следующее: "...земли у нас много, но ЛИШНЕЙ нет..." Вот из этого и нужно исходить.
    Наши предки по крупицам собирали, и не следует разбазаривать собранное.
    А Горбачев — чмо. И этим все сказано.

    • Рейтинг: 2+
      megamaxxx 27 мая 2010, 13:18 #

      согласен. и ельцин тож. а уж нынешная власть — скромно молчу, ибо ругаться нехорошо

  13. Рейтинг: 5+

    Повесьте лысого пидора горбача. Повесьте за яйца, головой вниз, чтобы можно было плевать в его мерзкую рожу

    • Рейтинг: 5+
      ludoed 27 мая 2010, 07:47 #

      Не худо бы. Жаль, Ельцина повесить не успели

      • Рейтинг: 0+
        bukingem 27 мая 2010, 10:00 #

        еще можно успеть — пока не слишком поздно

  14. Рейтинг: 1+
    dex_stern 27 мая 2010, 04:14 #

    так и осталось непонятным — кто же этот Гелий сейчас и как поживает, сцуко

    • Рейтинг: 0+
      nulin 27 мая 2010, 14:19 #

      на Солнце, в водород переходит

  15. Рейтинг: 0+
    colonel74 27 мая 2010, 02:38 #

    это наверное меченный хотел себе еще бонусов заработать, продавать — так уж все, но облом вышел.

    • Рейтинг: 0+
      fireeater (FireEater) 27 мая 2010, 13:16 #

      Так он же лучший груг Хельмута Колля. Раиска даже совершенно бесплатно в лучшей специализированной онкологической клинике Германии стационарилась...
      И вообще Горби практически из Аллемании не высовывается.

  16. Рейтинг: 0+
    luxin 27 мая 2010, 02:14 #

    а меж тем на вокзале в Берлине висит табличка "поезд на Кенигсберг временно отменен"...

  17. Рейтинг: 0+
    zaharmd 27 мая 2010, 01:44 #

    Это пипец , с китайцами спрямили границу — у китайцев осталос от спрямления 2500 км2, япошки хотят кусок нашей страны Ельцин чуть не отдал ( кака така земска волость да берите) Теперь оказывается и Калининградскую область хотели продать. Только почему то Аляску назад никто не требует

    • Рейтинг: 0+
      dragon117 27 мая 2010, 08:45 #

      И Финляндию надо назад требовать! При царе тоже входила в состав Российской Империи.

      • Рейтинг: 0+
        tabunet 27 мая 2010, 09:28 #

        Ага, и Польшу — взад! А уж Прибалтика до России (исключая Литву, да и то когда-то объединялась с Русью) не имела государственности.

        • Рейтинг: 0+
          tabunet 27 мая 2010, 09:30 #

          Да чё уж, собирать , так собирать! Вспомним Софью Палеолог и наши виды на Византию , то бишь Истанбул. Дрожите, турки!

          • Рейтинг: 0+
            ph3s 27 мая 2010, 10:18 #

            да эно надо было сделать, но еше не поздно

        • Рейтинг: 0+
          papazen2 27 мая 2010, 14:24 #

          В свое время россия купила всю прибалтику у Шведов за золото. Пускай вертают. Не важно кто — шведы или сами прибалты.

  18. Рейтинг: 0+
    nnmtol 27 мая 2010, 01:43 #

    Никому ничего не отдавать! Решив проблему энергонезависимости:
    1. Возродить АГРАРНЫЙ сектор и сделать его приоритетным!
    2. Реанимировать рыбодобычу и РЫБООБРАБОТКУ.
    3. Национализировать добычу и ОБРАБОТКУ янтаря.
    Всё остальное приложится!

    • Рейтинг: 1+
      dragon117 27 мая 2010, 08:43 #

      Про добычу янтаря:
      В Калининградской области находится ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ комбинат по добыче Янтаря! И он банкрот. Парадокс? Вовсе нет. Таможенники ловят на границах контрабанду янтаря больше чем его добывается по официальным документам. А сколько еще того что не поймали?
      Так что не приложится скорее всего :(

  19. Рейтинг: 0+
    astrino (Товарищ command.com) 27 мая 2010, 01:38 #

    Щяс наверное волосы на жопе рвут: "Куй железо пока горбачёв!" — сразу не взяли — отдадут ещё больше.

  20. Рейтинг: -1+
    kurassai 27 мая 2010, 01:09 #

    А вот если полякам эту бывшую Пруссию подарить, как это немцам понравится? :)
    Бывал я там проездом, ничего стоящего. А ведь землица пропитана советской кровью когда-то была...

    • Рейтинг: 5+
      nnmtol 27 мая 2010, 01:36 #

      Это что тебе — "Йа, йа, Кемска волость"?!
      "Ты что это, царская твоя морда, казенными землями разбрасываешься?"

    • Рейтинг: 0+
      Axel_sv (Зингельшухер) 27 мая 2010, 10:46 #

      вот именно,что "проездом"...а Вы поживите тут немного и поймете,что тут даже люди не такие как в остальной России...да и посмотреть есть на что.возьмите,хотя бы,Музей Янтаря.очень много прусских построек осталось (сам живу в доме 1899г. постройки) и такие здания еще перестоят новостройки ибо строили-то тогда на совесть...

    • Рейтинг: 1+
      dfh 27 мая 2010, 11:10 #

      Там очень интересно. Масса исторических мест, заповедники. А крови наших солдат да, пролито
      много. И поэтому эту землю отдавать нельзя.

комментарии
^ Наверх