Особенности национальной котлеты-3

Особенности национальной котлеты-3

О-о!!! Сегодня котлетки.

----------------------<cut>----------------------

Общепит. Начинался и жил вполне прилично до начала перестройки.
Я застал работающих там поваров детство и юность, которых пришлась на голодные послевоенные годы. Какое было чувство ответственности – скажу я Вам…. Ведь не была высока зарплата и не так уж и домой тащили, как принято считать не знающими, а порой и невеждами. Последним мог уйти из своего цеха повар, если задержался для заготовки на завтра. Зав. производства оставлял ключи и даже не задумывался. Вначале 80-х эта «благость» потихоньку стала вымирать. Появились директора столовых бездарно обучившиеся в техникумах СовТорговли и просто шлюхи от ВЛКСМ или КПСС. Состарившиеся, но не потерявшие хватку и поведение оных.
Они же стали подбирать себе «экипаж», находить способы держаться за тот привилегированный «спецпаёк». Не надо быть тогда. Просто оглядитесь. И Вы увидите подобную картину во всех областях нашей жизни того или более позднего периода.
Хватит о грустном. Сегодня постараюсь показать основные «столпы» Общепита. На основе их создавался весь вкус столовских блюд того периода.

*Бульон коричневый (или просто называемый костный)

Раскладка в граммах:
Кости пищевые 1000
Вода 1500
Морковь 16
Корень петрушки
или сельдерея 18
Выход 1000
1. Кости промывались и клались, на противень вместе с овощами отправлялись в духовку.
2. Поджаривались до светло коричневого состояния, пересушить можно, но нельзя дать подгореть.
3. Слив, вытопившийся жир отправлялись в воду. Снималась пена и жир сверху.

Особенности национальной котлеты-3

*Оставлялось всё это кипеть не менее 5 – 6 часов.

Особенности национальной котлеты-3

Для более улучшенного качества со сковород после жарки мяса сливали жир, и добавив воду процеживали туда же в бульон.

Это был базовый задел для всех первых мясных блюд и соусов.

*Соус красный основной

Раскладка в граммах:
Бульон коричневый 1000
Жир кулинарный
или пищевой 30
Мука пшеничная 50
Томатное пюре 200
Морковь 100
Лук репка 48
Сахар 20
Выход 1000

1. Пассируем лук с морковью.

Особенности национальной котлеты-3

2. Муку поджариваем до кремового состояния на сковороде. Должен пойти запах ореховый. Можно в духовке.

Особенности национальной котлеты-3

3. Растопив жир, поджарим томатную пасту. Осторожно, быстро подгорает, мешайте бдительно.

Особенности национальной котлеты-3

*Соединим лук с морковью и томатом в одной посуде. Зальём бульоном и, доведя, до кипения при слабом огне варим 45 – 60 минут. Разведём в стакане холодного бульона муку и выльем в соус.

Особенности национальной котлеты-3

*Подсолим и кинем лаврушку.

Вот это основные «столпы»

Сейчас по просьбам пробегусь.
Котлеты в тесте.
Когда в день проходит более пятисот человек за один только обед и порой трудно скорректировать выход штучной продукции. При жарке в больших количествах котлет всегда найдёшь десятка два смятых, или просто не нашедших своего едока.

Особенности национальной котлеты-3

Делалось так:
1. Дрожжевое, безопарное тесто раскатывалось.
2. Укладывалась «несчастная»
3. Укутывалась.
4. Клалась в низ швом и помазанная яйцом, минут через 10ть отправлялась вдуховку.

Особенности национальной котлеты-3

*На выходе получалась вот такая красавица.

Особенности национальной котлеты-3

Биточки

Мясной фарш, какой есть в наличии 100гр.

Хлеб пшеничный 18гр.
Молоко или вода 24гр.
Лук репчатый 5гр.
Жир 6гр.
Выход 2шт. по 50гр.


1. Размочив хлеб и отжав его, поджарив рубленный квадратиками лук введём в фарш и туда же молоко. Вымесим.
2. Сформуем в биточки толщиной 2- 2,5см.
3. Обжарим с двух сторон, но не прожариваем.

Особенности национальной котлеты-3

*После можно поступить , как с котлетами в предыдущем посту, отправив в духовку, но залив их бульоном или красным соусом.

Особенности национальной котлеты-3

Подавались с гарниром по две штуки. Поливали красным соусом.

Особенности национальной котлеты-3

Мы же замахнёмся выше и, взяв полуготовый рис, зальём красным соусом.

Особенности национальной котлеты-3

Посыплем сыром и в духовку минут на 15ть. Попробуйте!

Особенности национальной котлеты-3

Приятного АППЕТИТА!!!

Особенности национальной котлеты-3

Первая часть:

nnm.ru/blogs/satsh/osobenno...

Вторая часть:

nnm.ru/blogs/satsh/osobenno...

Комментарии

  1. Когда-то тут был комментарий

  2. Рейтинг: 0+
    serge1954 6 февраля 2010, 11:27 #

    Спасибо камрад!
    Продолжение будет?

  3. Рейтинг: 0+
    dedushka99 5 февраля 2010, 11:47 #

    Спасибо, хорошая серия!
    У меня вопрос:
    Может у кого-нибудь сохранился рецепт общепитовской подливки к мясу?
    Полива была коричневатого цвета и со стандартным пюре была очень даже замечательной. Нужна полная информация, т.е. раскладка и технология приготовления.
    Современные соусы с иноземными приправами, мягко говоря, не впечатляют.
    P.S. Поставил страничку в закладки чтобы не пропустить ответ.

    • Рейтинг: 0+
      satsh 5 февраля 2010, 12:30 #

      Прочитай ещё раз раздел
      *Соус красный основной

      • Рейтинг: 0+
        satsh 5 февраля 2010, 12:40 #

        Это она и есть.

        • Рейтинг: 0+
          dedushka99 5 февраля 2010, 13:09 #

          Спасибо. Цвет смущает. Оригинал был темно-коричневый...

    • Рейтинг: 1+
      Zmii 5 февраля 2010, 13:00 #

      Мучной соус. Всё просто. Муку на сковороду насыпаешь и начинаешь помешивать. Температура средняя, не вздумай делать сильный огонь. Постоянно перемешивай муку. Станет кремового цвета — начинай добавлять кипячёную горячую воду. Быстро перемешивай, следи чтоб не подгорело. Незабуь посолить всё. Подбор ингридиентов — на твоё усмотрение. Добавляется пассерованый лук и пр., вариантов тьма. Запомни, если мука стала коричневой или тёмно коричневой — безнадёжно сгорела. :)))

      • Рейтинг: 0+
        satsh 5 февраля 2010, 13:06 #

        Не путай деда там всё проще и строго по раскладке тех лет описанно.

        • Рейтинг: 0+
          Zmii 5 февраля 2010, 14:36 #

          Я конечно дико извиняюсь, но описанный Вами красный соус и "общипитовский коричневый" несколька разнятся... Дико извиняюсь если сбиваю с панталыку. :)))

          • Рейтинг: 1+
            satsh 5 февраля 2010, 15:12 #

            Да не надо извиняться, но твоя раскладка идёт уже из того что осталось. После растаскивания :)

      • Рейтинг: 0+
        dedushka99 5 февраля 2010, 13:10 #

        Спасибо!

        • Рейтинг: 0+
          Zmii 5 февраля 2010, 14:38 #

          На здоровье!!!

          • Рейтинг: 0+
            satsh 5 февраля 2010, 15:10 #

            Вы наварите, литров 15-20ть Пропустите человек 50 и посмотрите что у Вас с верхнего слоя красочного жира останется. ))

            • Рейтинг: 0+
              Zmii 5 февраля 2010, 15:45 #

              Понятно в чём прикол. Я хбз, в нашей "язве" /столовой мединститута/ наблюдал как они эту подливку готовили, у нас там такая система была, что практически весь процесс готовки можно было воочию видеть, готовки, как варитсо. Сам процесс "рубки" отдельно проходил, так вот, готовили они этот мучной подлив, не парились, ну а потом сам процесс приготовления консультировыли и демонстрировали девчёнки из пищевого, было дело..., давненько правда...

  4. Рейтинг: 0+
    sanya003 5 февраля 2010, 11:06 #

    А мне вспомнились столовые на овощебазах, на трёх пришлось работать от предприятий, обеды были крутые и стоили копейки, продукты для готовки практически все были с базы, а там уже дело за поворами

    • Рейтинг: 0+
      CCB-33 5 февраля 2010, 12:16 #

      Вспомнилась практика от УПК на автопредприятии, после обеда на 60-80 коп. из за стола нужно еще было умудриться встать :-) А вкуснотища...

  5. Рейтинг: 2+
    relistal 5 февраля 2010, 04:30 #

    бульон -бомба.
    а еще в столовых, очень часто были "зразы с яйцом и луком" и "колбаски по-могилевски".
    особо пораженных ностальгией, попрошу быть объективными . общепитовские столовые делились по "наценочным категориям" тоже. те, что были повыше, — почти рестораны( с пивом,вином и водеой), но без музона, а были и откровенные "тошниловки", где зеленые от старости "тошнотики" разогревались бесконечное количество раз .
    Офицерские столовые , иногда были гораздо круче иных "гражданских" ресторанов. Я еще застал времена, когда на обед вполне реально было заказать водки( несмотря на горбачевские битвы с зеленым змеем), а пиво и вино считалось неотъемлемой частью полноценного обеда.
    а по школьным годам, — в памяти отметилась одна колхозная столовая, ( ездили мы в старших классах "на картошку") — так вот, обычно, брали с собой "ссобойчики" а в том колхозе председатель расорядился покормить в своей столовой, где колхозники столовались. — вот там были миски размером с маленький тазик.
    первое — борщ кондиции — ложку не провернуть от мяса, и второе- такой же тазик тушеной картошки , нет, тушеного мяса с картошкой. компот в обычных стаканах, но настоящий очень сладкий, в неограниченных количествах. а колхоз( или совхоз, кстати был не особо большой и не передовой). но это было в западной белоруссии.

    Жутко извиняюсь, что внес политико-исторический аспект. Готов принять кару.(

    • Рейтинг: 0+
      Drakulaman (Drakulaman) 5 апреля 2010, 23:01 #

      жаль, что один плюс могу...

  6. Рейтинг: 0+
    Fred-Quimby 5 февраля 2010, 00:46 #

    да, было времечко ;)
    а когда я ходил в школу — обед в школьной столовке 20 коп, котлетка и кусок черного хлеба — 9 коп. вкус помню до сих пор — супер.
    А вот жареную рыбу из общепита — не переваривал на дух
    Ав тору — плюсище и неоднократно

  7. Рейтинг: 0+
    BT_MAX 4 февраля 2010, 16:40 #

    ыыхх, в детстве в больничке с апендицитом полежал, с тех пор помню столовскую еду. хорошие воспоминания как не странно. Грузинский чай с палками очень понравился тогда тож. После этого столовки ярких следов в памяти не оставляли как-то. Разве-что перестроечные пельменные.

    • Рейтинг: 0+
      BT_MAX 4 февраля 2010, 16:41 #

      Пост интересный, котлеты вкусные наверно :)

  8. Рейтинг: 0+
    whtblc 4 февраля 2010, 16:36 #

    зачот

  9. Рейтинг: 2+
    stm500 4 февраля 2010, 10:43 #

    Спасибо за пост +100. Вспоминается молодость и начинается ностальгия.Всегда помнится только хорошее.Буду рад включить это в свои закладки. Хотелось бы еще рецепт столовского омлета,но сказали что для этого нужен профессиональный духовой шкаф.

    • Рейтинг: 0+
      satsh 4 февраля 2010, 11:20 #

      Да не обязательно духовой шкаф.

      Присмотрись к комменту astra07 (Нюша) Там вполне резонно описанно.

  10. Рейтинг: 0+
    leostrog 4 февраля 2010, 08:34 #

    Спасибо за пост- очень прочувствованно. И очень интересно почитать отзывы. к сожалению, ну никак , не могу вызвать в себе ностальгические нотки по тому общепиту...
    Дост. много соприкасалась именно как потребитель (школа-продлёнка, училище, 6 лет институт, столовая на работе). всё это ост. следы в памяти и , к сожалению, неизгладимые следы в организме. Насчёт котлет- в гр. продлённого дня нам давали обед и эту котлету, какая я бы ни была голодная, я не могла заставить себя съесть, а уносила её кошке.Но- матушка работала в дет. саду и там готовили на 400 детей и повариха готовила очень вкусно (как раз такие омлеты, про котрые писали ниже, и очень вкусную печёнку по-строгановски и печён. котлеты, которые дети почему-то не любили и всегда оставляли, фант. вкусные крупеники), но это был дет. сад при богатом заводе и я не знаю, считается ли это общепитом.

    • Рейтинг: 2+
      satsh 4 февраля 2010, 08:59 #

      Поносились и травились меньше чем сейчас. Единичные случаи приводили к недельному присутствию СЭС и взятию "мазков" чуть ли не с интимных мест. Тем более два раза в квартал сдавались анализы на кровь из вены и прочие неудобства. Методами тех лет.

  11. Рейтинг: 0+
    satsh 4 февраля 2010, 07:42 #

    У моего хромого браузёйра тени под картинками пропали, или у всего мира так?

    • Рейтинг: 0+
      saha5 (Разруха в головах) 4 февраля 2010, 10:35 #

      аналогично .....!
      Браузер тут не причем....

      • Рейтинг: 0+
        sergefsw 4 февраля 2010, 12:54 #

        Тоже нет. Опера 10.

  12. Рейтинг: 1+
    maiven 4 февраля 2010, 03:51 #

    Замечательно! Плюс. ))
    А рыбные? про рыбные расскажете? Имхо, это вообще пища богов. с таким соусом еще...белым, а нем что-то зелено-кисло-остро-вкуснющее.

    • Рейтинг: 0+
      relistal 6 февраля 2010, 10:36 #

      а у меня, после общепитовской рыбной котлеты, скушаной в лет 12-13 в рыбном городе Квлининград, рвало не доходя до автобуса. поэтому, нужно быть предельно осторожным с рыбным фаршем и условиями его хранения и тепловой обработки.
      но зато, из Калининграда вывез память об вкуснейшем способе приготовления пряной скумбрии по-калининградски. той, жирной, которую делают в пергаменте, с перцем и кориандром и как-то хитро заворачивают в пергамент.
      это оффтоп, — но если кто знает как делать — поделитесь. но знаю точно, что скумбрия должна быть "скумбрией" -полосатой а не крапчатым средиземноморским макрелем.

  13. Рейтинг: -6+
    exmist 3 февраля 2010, 23:29 #
    • Рейтинг: 0+
      ludmilav26 (LudmilaV) 3 февраля 2010, 23:32 #

      :))

    • Рейтинг: 2+
      sergefsw 3 февраля 2010, 23:34 #

      А не удивляет, что вы в одиночестве со своими мнениями?

      • Рейтинг: -4+
        exmist 4 февраля 2010, 17:06 #

        подумаешь)))

    • Рейтинг: 0+
      satsh 3 февраля 2010, 23:39 #

      Это ещё девять фото. Кому портянки по два метра смотреть охота? Тебе вот остановиться и просмотреть джифик в лом.

      • Рейтинг: 1+
        exmist 4 февраля 2010, 17:03 #

        мне не в лом))
        просто кажется, что отдельные фотки лучше смотрятся
        PS за рассказ про столовские рецепты — спасибо!

  14. Рейтинг: 1+
    maleich (Maleich) 3 февраля 2010, 23:24 #

    Я в детстве назвала эти котлеты "серенькими", чем и озадачивала маму )))
    Огромнейшее спасибо ++++++

  15. Рейтинг: 3+
    nevaenough (trixterdada) 3 февраля 2010, 23:23 #

    Нет, тебе положительно нужно поменять аватар на Кейси Райбека!

    • Рейтинг: 0+
      leostrog 4 февраля 2010, 08:23 #

      Кейси Райбек — это который Стивен наш Сигал? Одним махом всех усмиряхом?

      • Рейтинг: 2+
        saha5 (Разруха в головах) 4 февраля 2010, 10:40 #

        дарю...:)
        http://img15.nnm.ru/7/d/c/d/b/114cb52427ee9330372132da770.jpg

        • Рейтинг: 1+
          nevaenough (trixterdada) 4 февраля 2010, 12:16 #

          СУпер! Саш))) Искал-искал не нашёл. пусть теперь попробует не поменять!

          • Рейтинг: 0+
            satsh 4 февраля 2010, 14:39 #

            Жидковат в коленках. Ни разу не видел что он руки перед едой моет. ))))

            • Рейтинг: 0+
              nevaenough (trixterdada) 4 февраля 2010, 17:48 #

              палочки мыть не обязательно))

              • Когда-то тут был комментарий

                • Когда-то тут был комментарий

                  • Когда-то тут был комментарий

  16. Рейтинг: 3+
    astra07 3 февраля 2010, 22:50 #

    О! как приятно вспомнить тот ни с чем не сравнимый столовский вкус! Я вот в школу пошла в 81 году. Завтрак 15 копеек с омлетом или запеканкой. Ням-ням. Потом обед. Сразу был 25 коп., потом стал 30. И биточки в соусе, таком, как вы описали. Их по 2 штуки в порции было. Не, счас так не готовят. Я к детям в столовку заглядывала, у них даже пахнет по-другому.
    Спасибо за душевный пост!

    • Рейтинг: 1+
      satsh 3 февраля 2010, 22:57 #

      На здоровье!

  17. Рейтинг: 3+
    saha5 (Разруха в головах) 3 февраля 2010, 22:03 #

    да уж ...все-таки чувствуется старая школа!
    если первая часть трилогии как то на меня впечатление не произвела ,то 2 и 3 наоборот очень даже впечатлили!
    СПАСИБО!

    • Рейтинг: 2+
      satsh 3 февраля 2010, 22:10 #

      Вступай в товарищество любителей котлет из СССР. )))

  18. Рейтинг: 2+
    sergefsw 3 февраля 2010, 21:51 #

    Браво! Очень надеюсь, что будет продолжение.

    • Рейтинг: 0+
      satsh 3 февраля 2010, 22:35 #

      Дай очухаться :). Карахтер у меня мягкий если пообещаю то выполню.

      • Рейтинг: 0+
        sergefsw 3 февраля 2010, 22:40 #

        Ну, можно, что то типа экскурса...

  19. Рейтинг: 0+
    196990 (Domina) 3 февраля 2010, 21:42 #

    А мне почему то запомнились биточки, которые не в сухарях, а в муке обваливали. А вот что с ними дальше делали не знаю. Но на вид они были не поджаренные, а какие то тушеные что ли...

    • Рейтинг: 0+
      satsh 3 февраля 2010, 21:47 #

      Так панировали в муке и чуть закрепляли на противнях. Переворачивать трудно да и лень. Заливали водой и в духовку. Пар обдавал муку и всё, вот тебе требуемый продукт.

      • Рейтинг: 0+
        satsh 3 февраля 2010, 21:50 #

        Ты точно говоришь о биточках? Были ещё рубленые бифштексы. Те доходили в своём соку и имели вид описанной тобой картинки.

        • Рейтинг: 1+
          196990 (Domina) 4 февраля 2010, 10:26 #

          Да вроде биточки... За технологию спасибо! Надо попробовать сделать.
          Satsh, так может, коль уж вспомнилось и про бифштексы рубленные расскажешь?)

          • Рейтинг: 1+
            satsh 4 февраля 2010, 10:39 #

            угу

  20. Рейтинг: 1+
    __dmitri__ 3 февраля 2010, 21:13 #

    Я бьюсь уже лет 20, и не могу приготовить тот омлет, который готовили мне сначала в детском саду, после в школе, аналогичен он был и общепите. Отец работал в ресторане, повар 6-го разряда. Я спрашивал... Он не знал.
    Как же у них получался такой омлет? Он был весь такой пористый, с хрустящей корочкой, и с чуть желтоватой и офигенно вкусной водичкой! Может кто знает технологию?

    • Рейтинг: 0+
      DrinkMilkRu 3 февраля 2010, 21:16 #

      Воду вместо молока пробовали? Вместо печи в духовку ставили?

      • Рейтинг: 0+
        satsh 3 февраля 2010, 21:48 #

        Может делали с яичного порошка?

        • Рейтинг: 0+
          __dmitri__ 3 февраля 2010, 21:50 #

          Да нет, с обычного, скорее всего с магазинного, уверяю, я всё пробовал1

          • Рейтинг: 0+
            __dmitri__ 3 февраля 2010, 21:55 #

            Может в температуре дело?

            • Рейтинг: 0+
              satsh 3 февраля 2010, 22:07 #

              Я про столовую спрашиваю. Что использовалось? Порошок, меланж или яйцо.
              Вариантов куча. Был ли он порционным в виде пирожка или "шматно", как "запиханка"

              • Рейтинг: 0+
                __dmitri__ 3 февраля 2010, 22:14 #

                Батюшки! Да кабы я знал! Думаю, вряд ли меланж. В Те годы... Нет. Молоко стоило 24 коп., Яичный порошок дороже был! Меланж шел в рестораны, вряд ли в столовые.

                • Рейтинг: 0+
                  __dmitri__ 3 февраля 2010, 22:14 #

                  Он был как запеканка!

                  • Рейтинг: 0+
                    satsh 3 февраля 2010, 22:24 #

                    Ну зря ты думаешь, что в школы или рабочие столовые не шёл меланж. Скорее Всего он и был Списывался хорошо и его не жалели. Плиты и духовые шкафы были электрическими Большого разгона температуры не было и была она постоянная. Хорошенько вы мешай, добавь соды. Она кидалась из-за не надёжности молока. Всегда могло подвести. Самое конечно что омлет не любит резких колебаний температуры.

                  • Рейтинг: 0+
                    __dmitri__ 3 февраля 2010, 22:24 #

                    И потом, я ни как не могу плохо подумать о тех людях!

                    • Рейтинг: 1+
                      sergefsw 3 февраля 2010, 22:33 #

                      Как то я купил яичный порошок. И из НЕГО у меня почти получился ТОТ омлет. Порошка мало было, на опыты не хватило.

                    • Рейтинг: 1+
                      satsh 3 февраля 2010, 22:38 #

                      Зачем плохо?! Сода пищевая добавлялась и в каши молочные и прочее. Допустим на 20 литров каши ст.ложка без верха. Может лучше было вылить молоко и послать детишек в лес кислицу грызть. Ты что то путаешь. Насчёт уважения.

                      • Рейтинг: 0+
                        __dmitri__ 4 февраля 2010, 08:17 #

                        С содой надо попытаться, а чем меланж от яиц отличается?

                        • Рейтинг: 0+
                          satsh 4 февраля 2010, 08:51 #

                          Смесь яичных белков и желтков (или отдельно белки и желтки), замороженная при температуре – 18-25°.
                          Используется в крупном кондитерском производстве (на фабриках) при приготовлении печенья, бисквитов и различного сдобного теста, расходуется в весовых единицах, в связи с чем рецептура кондитерских изделий с меланжем отличается от обычных домашних, где компоненты измеряются в штуках. Меланж приготавливается из боя яиц на птицефабриках и доставляется на кондитерские фабрики в больших емкостях (цистернах), хранится в холодильниках.
                          Замечено, что заправка теста меланжем значительно повышает стандартность изделий, улучшает их внешний вид после выпечки.
                          Это связано с низкой температурой меланжевой массы, положительно влияющей на сдобные мучные изделия с применением искусственных разрыхлителей (соды, аммония, бензойной кислоты, пекарского порошка).

    • Рейтинг: 4+
      astra07 3 февраля 2010, 22:57 #

      у моей бабушки очень похожий омлет получался в глубокой сковороде с "вкусной водичкой" и пористый, с корочкой. У нее есть эмалированная кружка на 1 литр. Она туда разбивала 6 крупных домашних яиц ( у нее были раньше куры) и потом доливала настоящим молоком (корова тоже была), подсаливала слегка и выливала в свою алюминиевую глубокую сковордку. Ставила на обычную газовую плиту на очень маленький огонь и накрывала крышкой. Не мешела в процессе совсем. Готовился омлет долго. Помню, что крутились мы с сестрами и доставали бабушку вопросми, скоро ли. И эту душевную сковордку на нас 4х было самое оно.

      • Рейтинг: 2+
        frezig 4 февраля 2010, 03:23 #

        ...и мне напомнило бабушкин самый-самый вкусный в мире омлет с "вкусной водичкой"... только она его готовила пока мы с сестрой ещё спали, а когда он был почти готов, шла нас будить...

      • Рейтинг: 1+
        __dmitri__ 4 февраля 2010, 08:18 #

        спасибо, попробую!

комментарии
^ Наверх