Особенности национальной котлеты-2

Особенности национальной котлеты-2

Продолжим знакомство со знаковой «фигурой» нашей кухни. При словах «Общепит Советского периода», каждый находит хорошее слово, вспоминая котлеты в простых студенческих, рабочих с толовых, школьных буфетах и других производств кулинарных «изысков». Вспомним, как ЭТО было.

----------------------<cut>----------------------

Могу и имею (такую привычку) с полной уверенностью говорить только за себя и свои дела.
Забудьте все слухи о туалетной бумаге, вчерашних котлетах, сплошном хлебе и проч. проч….
Уважение к посетителю было. Туалетная бумага была в дефиците. Оставшиеся котлеты разбирались на «шабашки» домой. Перебор с добавлением хлеба, грозил минимум выговором. Называлось это: Превышением наполнителя. Из 80 получаемых рублей могли оштрафовать на 10-тку, а это вполне существенно при тех временах.
Вот фото обыкновенных рабочих столовок.

Особенности национальной котлеты-2

Особенности национальной котлеты-2

Да! О котлетах.
В основном столовые получали тушевое мясо, и фарш был своего производства. Значит, возрастало чувство ответственности уже на первом этапе. Конечно, туда шла обрезь, жилы, жир.
Хлеб для наполнителя, брался белый, первого сорта. Все горелые корки обрезались. Батоны были дороги, да и вкус уже другой.
Вот я и решил вспомнить этот рецепт. Старался полностью приблизиться к той эпохе.
Единственное, что я не смог найти, это алюминиевый, мятый поднос.
Тарелку с о штемпелем «Общепит» давно держу в запасниках.
Понадобиться:

Особенности национальной котлеты-2

Фарш мясной «желательней говяжий» — 300 гр.
Хлеб белый, пшеничный 1 сорт — 150 – 200 гр.
Не большая луковица.
Соль. Перец чёрный по вкусу.
Сухари панировочные
Приступаем!!!

*Зальём холодной водой хлеб. Для равномерности насыщения поставим гнёт.

Особенности национальной котлеты-2

*Рассмотрим приготовление фарша:

Особенности национальной котлеты-2

1. Отжав хорошенько хлеб, добавим его в фарш. Перемешаем и пропустим повторно через мясорубку.
2. Добавим соль и перец. Снова тщательно перемешаем.
3. Добавим воды или молока с пол стакана.
4. Начинаем перемешивать, а скорее вбивать т.е. брать горстями и с небольшим ускорением кидать назад. Стараемся насытить фарш воздухом.

*Обработав таким образом. Мокрыми руками, на мокрый стол формуем котлеты.

Особенности национальной котлеты-2

*Непосредственно процесс жарки.

1. Запанировав в сухарях, придаём форму. Толщина 2,5-3см.
2. Обжариваем до золотистого цвета с обеих сторон, но не прожариваем полностью.
3. Обжаренные котлеты складываем на сковороду вот таким образом и залив на треть холодной водой отправляем в разогретую духовку до полного выпаривания воды.

Особенности национальной котлеты-2

Вынимаем из духовки и Всё!!!

Особенности национальной котлеты-2

Вот такой обед «если взять две котлеты и отказаться от первого» стоил для студента 50 копеек.

Особенности национальной котлеты-2

Ода котлетам

Я хотел написать про любовь, про искусство,
Я хотел написать про войну, про кино...
Я хотел, но внезапно пришло ко мне чувство,
Что окучены все эти темы давно.

Я оставлю банальные стихосюжеты,
Революцию думаю сделать в стихах –
Напишу-ка про то, как люблю я котлеты,
И за это запомнюсь потомкам в веках!

Прославленью котлет посвящу свои строки,
Пусть поддержат меня миллионы землян!
Ничего нет на свете славнее котлеты,
Нет лекарства верней для души моей ран.

.........................................

Что возьму я с собой, что оставлю на память,
Когда смерть остановит полет моих лет?
Это будет не чувство, не воспоминанье,
Нет, с собой я возьму только образ котлет.

Фарш, яйцо, лук-порей, в молоке хлебный мякиш —
Вот рецепт совершенства, абсолюта скрижаль.
После нас – хоть потоп, о грядущем не плачу,
Я котлету жую, ни о чем мне не жаль!

Особенности национальной котлеты-2

Приятного АППЕТИТА!!!!

Особенности национальной котлеты-2

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    leostrog 1 февраля 2010, 19:30 #

    Пост -блестящий! Дивное кулинарное эссе, приправленное стихами....Рецепт тоже очень симпатичный. Мне вот интересна вода- она выпаривавается, но не даёт котлетам высохнуть?
    насчёт общепита- ничего хорошего, кроме плохого сказать не могу. Вспоминаю беляши, жаренные на ружейном масое в студ. столовой и и мясные блюда с суррогатами мяса , ничего общего не имеюшие, пирожки, наводящие жуть ... список можно продолжать бесконечно. Потом при той с-ме, когда в магазинах ничего не было,почти всё что, было съедобно в общепите — уносилось и естественно,и в тарелки потребителям не шло. Соответсвенно оставшим малым ко-вом надо было накормить людей и тут уж в ход пускалась виртуозная с-ма фальсификации еды с точки зрения кол-ва и качества.. Я хорошо помню, был даже такой анализ, котрый позволял опр. состав наполнителя в рубл. мясн.изд.- каша, картофель, или хлеб.
    Поэтому, я думаю, не стоит столь ностальгически вспоминать с-му общепита.

    • Рейтинг: 2+
      dmitrye (Dimon) 1 февраля 2010, 19:40 #

      Вот я не ностальгирую по советскому общепиту. Но всё зависело от поваров. От конкретной смены в конкретной столовой. Могу вспомнить и очень вкусные столовые, и такие, в которые больше одного раза зайти не тянуло.
      Что касается рецепта — хлебный мякиш в хороших котлетах необходим. Но все хорошо в меру.

      • Рейтинг: 0+
        satsh 1 февраля 2010, 19:55 #

        dmitrye (Dimon) Полностью За.

        • Рейтинг: 1+
          michael1302 (mitchel) 1 февраля 2010, 23:00 #

          в нашей студ. столовой не так страшно было. конечно не без приколов. но помню что ст-ты это вечные голодные и всегда собирались у кого то \ слетались на запах\ стоило только чегото замутить

          • Рейтинг: 2+
            saha5 (Разруха в головах) 2 февраля 2010, 11:06 #

            Тоже не согласен-Мало того что все зависело от конкретной столовой и от конкретного повара-
            Вы наверное сравниваете разные временные промежутки....что называется чем ближе мы продвигались к коммунизму (капитализму ),тем становилось хуже!
            Помню у нас были пельменные и блинные ,куда мы студентами бегали...Все делалось в ручную и порции были немаленькие.....
            И еще основное ...вы забыли все про Компот !!!!
            самый вкусный и полезный напиток...
            ни химии ни красителей !Одно удовольствие!

            • Рейтинг: 0+
              satsh 2 февраля 2010, 12:06 #

              Всё верно. Я говорю о конце 70х начале 80х. годах.
              Единственным красителем для компота и чая был жёный сахар : )

              • Рейтинг: 0+
                kayaka 2 февраля 2010, 18:41 #

                Несколько не точно, моего сына нп практике в столовке учили для цвета в компот добавить марганцовку. — Это правда.
                Из ностальгии, — воспитан на столовках, всегда придерживался правила, подальше от начальства — поближе к кухне. Действительно, многие повара умели неплохо готовить, это были и пельмешки ручной выработки, бризоли, в 72-73 практиковались циплята табака — порция стоила рубь 16 копеек, это и разные соляночки. Особенно неплоха была буженинка с картошечкой — но это, как говорят для избраных.
                В Одессе могу пречислить около 6-8 столовок где готовили прилично. В том числе и гарнизонная — Одесситы ее помнят, и та, что на Сов.Армии 44 — организвцию называть не буду. Припортовый завод, и даже столовка деревоотделочного комбината на Бугаевке.(повар Тася — не знаю жива ли сейчас)
                О котлетах — в котлетах для продажи кулинарией использовалась не соль, а карбонат — поэтому и их вкус несколько отличался от домашних

                • Рейтинг: 0+
                  satsh 2 февраля 2010, 20:07 #

                  Слепая вера в сына достойна уважения, но не даёт Вам права уличать меня в неточности. Может Вы исходите из частного случая "жизни" при камбузе?

                  • Рейтинг: 0+
                    kayaka 2 февраля 2010, 21:24 #

                    Здесь не вера, а родительский контроль — отсюда информация о его учебе.
                    Не думал уличать Вас, (и случай не частный) просто напомнил что в 70-80 была и другая песня, а из песни слова не рекомендовано выбрасывать Было достаточно столовок, которые обходил десятой дорогой.

                    • Рейтинг: 0+
                      satsh 3 февраля 2010, 06:19 #

                      Тогда вступление будет таким:

                      А вот моего сына......и далее по тексту. http://img11.nnm.ru/9/8/f/c/c/9e832a79a6a2ffeb8f7fd2a64ae.gif

  2. Рейтинг: 0+
    DrinkMilkRu 1 февраля 2010, 18:52 #

    Есть, конечно, наигранность (dmitrye (Dimon)). Вопрос, где ее тогда не было?
    У всех защемило... хм-м... деревья когда-то были большими, девчонки красивее, да и мы значительно моложе. Так что ностальгия эта у нас с вами не по общепиту, а по ушедшей молодости — это я так понимаю...
    Стоит еще добавить, что очень красивые и... отзывчивые девушки, иногда работали в этих самых столовых... и все становится на свои места... ну и накатило...
    За воспоминания, большое спасибо.

  3. Рейтинг: 0+
    dmitrye (Dimon) 1 февраля 2010, 18:31 #

    За пост ДВА ПЛЮСА. Один за рецепт, второй — за ОДУ.

    За " фото одной из обыкновенных рабочих столовок" — минус. Ибо явная фальшивка — обстановка середины 90-х или позже, также как и использованные в интерьере материалы.
    Итого — ПЛЮС. :)

    • Рейтинг: 0+
      astra07 1 февраля 2010, 18:51 #

      математика

  4. Рейтинг: 0+
    astra07 1 февраля 2010, 18:26 #

    А давайте вспомним, как в студенчестве на картошке привозили обед в поле! Какая вкуснота была! И посудка столвская и компот, гуляшик с пюре и ломтем огурца соленого! А щи?! А вас чем на картошке кормили?

    • Рейтинг: 0+
      satsh 1 февраля 2010, 18:36 #

      Я один раз пооткровеничал и рассказал, о питании в стройотряде, так за минусовали "зелёные" Даже не думая, что было это на Д.Востоке. Там угол питания намного шире. :)

      • Рейтинг: 0+
        astra07 1 февраля 2010, 18:54 #

        Ну ладно тогда, зачем лишний раз этих людей беспокоить.

      • Рейтинг: 0+
        saha5 (Разруха в головах) 2 февраля 2010, 11:09 #

        Голубей стреляли ???? :)
        они вкусные были ...,жирные...
        А еще мы на сайгу охотились ....но эта уже другая песня...

    • Рейтинг: 0+
      eliassa (Элиасса) 1 февраля 2010, 19:26 #

      Четыре года назад на картошке нас кормили бутербродом, булочкой и чаем. Всё. За 8часовой рабочий день. Поэтому кормились мы со сборного стола — кто что притащил группой в 15 человек, иногда не ходили даже за полагающейся булкой.

    • Рейтинг: 2+
      Fedr (ФедорВладимирович) 2 февраля 2010, 11:52 #

      в 1991 на картошке кормили знатно. На факультет ежедневно забивалась корова. Кормили много и вкусно, обеды привозили и в поля и на КСП. Как-то раз опоздали на обед в выходные (нас было человек 8) — так поварихи кормили "Чем Бог послал..." В тот день Бог послал: Общепитовская БОЛЬШАЯ ГЛУБОКАЯ ТАРЕЛКА говяжьего гуляша на каждого (по края тарелки только мясо и совсем немного подливы. Картошка отсутствовала — ибо "<ц> Студентики на нас работают — надо их покормить, чтоб не голодали"), штук по 6 котлет на каждого, большой противень сладких гренок (столовский такой, на нем часто котлеты в духовки отправляют, около метра в длину и см 60 в ширину). Попытки накормить супом, который нашелся на минуту позже, чем нам принесли гуляш и котлеты — были обречены на провал. Ибо схомячить все это было проблематично. + ко всему — завернули с собой еще котлет и кастрюлю гуляша (только мясо и немного подливы) литров на 10. Мы потребовали в столовой политического убежища, но нам, по неопределенным причинам отказали.

      Ко всему прочему — ежедневно к вечеру к нашим баракам привозили бидон молока (40л)
      Плюшки были в столовой — так что взять на вечер плюшек — это завсегда.

      Это что касается местного источника пропитания.
      Поскольку в 1991 времена были тяжелые — то нам еще привозили гуманитарную помощь — тушенка, сгущенка, сахар, сигареты (3 блока на месяц — Opal и 2 блока Примы), натовские пайки в индивидуальных коробках. Тушенки и сгущенки, помнится, было как-то безобразно много — во всяком случае, при отъезде народ, по братски разделив остатки, увозил банок по 5-6.

      Все это безобразие происходило под Зарайском.

      • Рейтинг: 0+
        saha5 (Разруха в головах) 2 февраля 2010, 12:54 #

        с ума сойти.......ну это наверное редкие колхозы такое делали....

        • Рейтинг: 1+
          Fedr (ФедорВладимирович) 2 февраля 2010, 14:30 #

          Ага. мы сам в шоке были. Мало того... НИ ОДНОЙ ДРАКИ С МЕСТНЫМИ!
          Эхх, добивать так добивать.. Местные в Зарайск метались за портвейном НАМ! И денег брали _РОВНО_ столько, сколько стоил портвейн.... 30 рублей — литровая банка... (Сами, когда в Зарайск ездили, покупали. Но это на выходные, а в будни — за портвейном катались местные.) — Скажете сказочник — кто бы рассказал — сам бы не поверил.

          С картошки приехали — колхоз через пару месяцев ДЕНЬГИ перечислил за нашу работу — получилось по 3 стипендии примерно...

          Сколько лет вспоминается с ностальгией.... Особенно заколоченные окна и надпись на бараке Круглым-круглым детским разноцветным шрифтом: "ЛТП ЮНОСТЬ"

  5. Рейтинг: 0+
    astra07 1 февраля 2010, 18:23 #

    ох как защемило где-то! Только в моем советском прошлом не было пластиковых стульев в столовке, как на первой фото. Были такие обшарпанные табуретки. А столовские котлеты — у меня от них изжога страшная с децтва. Но вспомнить все равно интересно. Спасибо.

    • Рейтинг: 0+
      satsh 1 февраля 2010, 18:33 #

      Изжога большой % от того что на обмазку противней шёл жир снятый от куда только возможно т.е. Снимался жир с мясного бульона, противней, и всё это сливалось в одну посудину, которая всегда горячая стояла на плите. Всё это было, но скорей у не радивых завпромзводства.

      • Рейтинг: 0+
        astra07 1 февраля 2010, 18:51 #

        Дык я то понимаю про жир и про нерадивость, но нежность все равно испытываю тому меню и времени.

  6. Рейтинг: 1+
    stm500 1 февраля 2010, 17:53 #

    Как то несколько лет назад жена принесла из школы несколько котлет для собаки. ....ей они не достались,съел я вместе с сыном. Так защемило... +1 за популяризацию рецепта

    • Рейтинг: 0+
      satsh 1 февраля 2010, 18:37 #

      Спасибо.

  7. Рейтинг: 1+
    miraru1 1 февраля 2010, 17:32 #


    автор — ceburaska.

    • Рейтинг: 0+
      miraru1 1 февраля 2010, 17:34 #

      Нет, конечно, все взрослые помнят советский общепит, но лично я вспоминаю эти котлеты с содроганием. Как и многие другие блюда.

      • Рейтинг: 1+
        DrinkMilkRu 1 февраля 2010, 19:02 #

        Ну все блюда нельзя вспоминать с содрогание... В Выборге и в советское время и в кафе и в ресторанах можно было даже очень ничего поесть. А питерские знаменитые "Рюмочные" до сей поры вспоминаю с теплотой. Сто грамм коньяка из граненого стакана, какой-то "зеленой" котлетой на черством хлебе закусишь и... под моросящий дождик до следующей "Рюмочной"... и ничего... и стул был в порядке. Сейчас, наверное, от одного вида этой котлеты бы пронесло... а тогда.!? А жидкий "кофе" с молоком из большого чана в какой-нибудь забегаловке на Невском... часов в семь утра... красота...

        • Рейтинг: 0+
          miraru1 1 февраля 2010, 19:14 #

          • Рейтинг: 0+
            DrinkMilkRu 1 февраля 2010, 19:19 #

            Не... лучшая пельменная на все времена... на улице Герцена, на напротив Маяковки (театра им. "Маяковского") была (банк какой-то сейчас там)

            • Рейтинг: 0+
              DrinkMilkRu 1 февраля 2010, 19:31 #

              Крупнов — красавец. Наша музыка, однозначно

              • Рейтинг: 0+
                saha5 (Разруха в головах) 2 февраля 2010, 11:19 #

                хорошо !
                Музыка в тему с удовольствием послушал...(раньше не слышал )
                А Первая фотка с металической посудой ...чего то не того...не было у нас в столовых такой посуды...Железнодорожный вариант какой то !

                • Рейтинг: 0+
                  DrinkMilkRu 2 февраля 2010, 19:20 #

                  это такая стилизация а-ля...

            • Рейтинг: 0+
              miraru1 1 февраля 2010, 20:37 #

              А у нас — посередине Невского была. На втором этаже. С меню и официантками. Тоже та что-то другое...

            • Рейтинг: 0+
              Fedr (ФедорВладимирович) 2 февраля 2010, 11:56 #

              Хорошая пельменная была, согласен. Вообще на Герцена забегаловки были очень даже. И замечательная забегаловка была на Никитских воротах, напротив ТАСС, через Тверской бульвар в большом сером доме. Там потом долгое время был пивной ресторан Гамбринус.

              • Рейтинг: 0+
                DrinkMilkRu 2 февраля 2010, 19:19 #

                Fedr — наши люди, сразу видно. Солидарен на все сто! Оладьи у консервы! Рюмочная напротив той пельменной! А как в ЦДМ за Маяковкой кормили!? Да и в Консерве — недурственно... Гамбринусе был, а вот забегаловку до нее не помню, жаль... Но и в гостинице Москва на последнем этаже на балюстраде — супер. А Яма на Пушкинской..?

          • Рейтинг: 0+
            howcast 1 февраля 2010, 19:59 #

            Вот спасибо, дорогой miraru, Толя был прекрасный человек и один из 2-х, чей рок мне нравился полностью, остался только Шевчук, жалко то как, серчишко своё спалил, а сколько бы смог спеть хорошего, как и Тальков...
            А по теме — это один из 3-х (имхо) самых правильных рецептов "катлеткав", как они дОлжно быть. Спасибо автору, сделаю намедни.
            Ну и про советский общепит: в принципе, комуняки поубивали почти всё мастеровитое русское население (в том числе и поваров, которые знали вековые рецепты и традиции приготовления), то малое, что осталось (технология производства) всё же соблюдалось до конца 50-х годов, а с приходом в 64-м к власти Брежнева, общепит начал ухудшаться с очень большой скоростью, менялись люди (и не в лучшую сторону) менялось и всё вокруг, уже с 70-х есть в советских столовках можно было только с большой голодухи, когда другого ничего — потому что все (начиная с директора — тырили продукты), а котлеты из чего-то надо же было лепить, так и началось "падение рима", в 80-е есть уже было нельзя ничего, кроме чебуреков, если нарвёшься, а потом не стало ни фига...Так что всё умиление "теми" катлетками и пельмешками (не к столу будь сказано) просто сопуствие тем молодым годам, когда казалось — впереди вечность....
            Словом, всем спасибо за приятное чувство напоминания..

            • Рейтинг: 0+
              miraru1 1 февраля 2010, 20:41 #

              Толик был цельный человек, но наркотики не способствуют здоровью. Про рок готов поспорить.
              Кстати, ты тем инвайтом пользуешься? Или это чужие

            • Рейтинг: 0+
              angrissa 3 февраля 2010, 04:49 #

              Ну насчет голодухи — в 70х, помнится, в Пушино в Блинной нормально заказывал блины с икрой красной и икрой черной. Видимо, голодал сильно.

              Да и насчет мастеровитых... Вас же не поубивали?

    • Рейтинг: 0+
      dallex 1 февраля 2010, 17:53 #

      Ого раритеты однако!! Особо впечатлил стакашек:))

    • Рейтинг: 1+
      satsh 1 февраля 2010, 18:26 #

      Стаканы в Общепите такие не припомню. Круглые буханки тоже стрёмно. Такие железные наборы посуды, были или в РЖД или РечФлоте. Крышка стола уж больно на кафешку в парке смахивает. Только вот небыло там ни посуды с нержавейки, ни столовых приборов из неё же. Полный пасквиль. На общепит.

      • Рейтинг: 0+
        miraru1 1 февраля 2010, 18:35 #


        Кок, ты?
        Насчет посуды ты ошибаешься. По крайней мере, в Ленинграде посуда из нержавейки была в приличных кафе и хороших столовых. Хлеб круглый был. Стаканов таких не было. И гречки тоже. Ее диабетикам продавали.
        Фотка, несомненно, современная

        • Рейтинг: 0+
          satsh 1 февраля 2010, 18:52 #

          ёёёё!!!!! Странные у тебя одноклассники

          http://img15.nnm.ru/1/5/c/a/f/48877c9cc6fd6f682756bad3096.png

          • Рейтинг: 0+
            miraru1 1 февраля 2010, 18:55 #

            Слава богу, не мои http://img15.nnm.ru/9/5/3/4/d/9d7cfe24ec1940a2b2589d26891.gif

    • Рейтинг: 0+
      egorow 1 февраля 2010, 18:33 #

      горчички не хватает ))

  8. Рейтинг: 0+
    dallex 1 февраля 2010, 17:30 #

    С легкой ностальгией по общепиту (а скорее по студенческой юности) и с благодарностью за лирическое напоминание о ней! +100!

    • Рейтинг: 0+
      satsh 1 февраля 2010, 18:38 #

      http://img11.nnm.ru/8/3/e/2/0/d1a1d3762dab72cd0733fac6df5.gif

  9. Рейтинг: 0+
    lexy_m (lexy°) 1 февраля 2010, 17:19 #

    такое у мамки ем :) вкусно.
    Эх выложил бы кто ещё свои вариации мясных тефтелек в соусе.

    • Рейтинг: 0+
      satsh 1 февраля 2010, 18:40 #

      Тефтели или биточки?

      • Рейтинг: 0+
        astra07 1 февраля 2010, 18:56 #

        наверно биточки, пухлые такие, целый противень и с соусом! Тоже изжога всегда была от них. Но ведь вкусно как!

        • Рейтинг: 0+
          satsh 1 февраля 2010, 19:19 #

          Повышенная кислотность?

          • Рейтинг: 0+
            astra07 1 февраля 2010, 20:18 #

            ага. Я в котлеты вместо хлеба картошку тру на мелкую терку и это называю котлетами. Изжоги не бывает. Кстати, я и просто хлеб не кушаю. Батон очень редко. Все картошкой заедаю и чувствую себя прекрасно). А вы можете биточки показать как делаются?

            • Рейтинг: 0+
              satsh 1 февраля 2010, 20:49 #

              Да нет проблем :) Совет: Стакан картофельного сока на тощак за пол часа до еды.

комментарии
^ Наверх