СССР против РФ или «опять про колбасу»

"Общество потребления"

СССР против РФ или «опять про колбасу»

Помните знаменитую советскую колбасу по два двадцать? Хотя прошло уже много времени, подросло новое поколение...
Именно для него сообщаю, что, вопреки либеральным легендам, туалетной бумаги внутри колбасы не было. Хотя бы потому, что она действительно являлась дефицитом.

----------------------<cut>----------------------

Впрочем, некоторые либералы могут заявить, что причина дефицита именно в том, что почти вся туалетная бумага впихивалась в колбасу. Но этим уже никого не удивишь — и не такое слышали.
Что же находилось внутри такой колбасы? Вот нормативный документ: «Колбаса «Докторская», рецептурный состав согласно ГОСТ 23670-79, несоленое сырье, кг (на 100 кг): говядина жилованная высшего сорта — 25; свинина жилованная полужирная — 70; яйца куриные или меланж — 3; молоко коровье сухое цельное или обезжиренное — 2». Ну и еще соль поваренная пищевая, нитрит натрия (7 грамм на 100 кг); сахар, орех мускатный или кардамон.
В 1972 году была сильная засуха (в июле дождей выпало всего 20% от нормы, а в августе — только 10%; температура в августе превысила нормальную на шесть градусов), и из-за недостатка кормов пришлось пустить под нож сотни тысяч голов крупного рогатого скота. В ГОСТы по производству колбас ввели не-значительные послабления. В частности, в мясной фарш разрешалось добавлять до двух процентов крах-мала, муки или заменителя белка животного происхождения (молоко или кровь).
Всего ДВА процента, не более. А нормы ГОСТа выдерживались достаточно строго: при централизованном контроле подкупить проверяющих было куда сложнее. Конечно, на мелкие недостатки глаза закрыть могут, но кто хочет вылететь с работы с «волчьим билетом», а то и вообще отправиться под суд?
Более того, существуют нюансы, о которых сейчас мало кто задумывается. Мясо нельзя замораживать более одного раза в принципе, иначе с каждой последующей заморозкой оно теряет вкусовые качества (да и пищевые — тоже). Кто не верит — проведите эксперимент в холодильнике на кухне. Так вот, при социализме колбасу делали из парного или охлажденного мяса.
Вы сейчас видите караваны скотовозов, направляющихся на мясо-комбинаты? В советские времена при комбинате существовали собственные бойни и разделочные цеха. Мой отец всю жизнь проработал на мясокомбинате — я знаю, о чем говорю.
Парное мясо надо перерабатывать немедленно — уже через сутки оно может легко и непринужденно протухнуть. А красивые замороженные брикетики и хранятся долго, и не портятся. Как вы думаете, что использовать полезнее для народа, а что — рыночнее?
В СССР заботились о том, чтобы накормить народ качественно (разумеется, в идеале; никто не утверждает, что все было гладко и без накладок), а сейчас единственным критерием является прибыль. Колбаса — нагляднейший пример того, какое влияние оказывает капитализм на товары. Когда в советское время обыватель мечтал о том, что в магазине всегда будет сто сортов колбасы, то он — что характерно — не думал о том, что из этих ста сортов не останется ни одного, сделанного из мяса без сои и прочих пищевых добавок, условно съедобных.

Советская колбаса заветривалась и усыхала на прилавках, если там задерживалась, как и положено натуральному продукту. Современные колбасные изделия лежат долго, как живые, но покрываются какой-то слизью.
Так вот — в России с 15 февраля 2010 года вступило в силу постановление об отмене обязательной сертификации продуктов питания (и косметики, кстати, тоже). Эти товары не будут впредь подвергаться обязательной проверке. Эти товары не будут впредь подвергаться обязательной проверке государства. Продавцы смогут продавать свой товар, лишь заполнив декларацию о подтверждении соответствия продукта заявленным ими же самими качествам.
В список товаров, «брошенных на произвол судьбы», попали: питьевая вода, сахар, соль, мука, хлебо-булочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясо и рыба, полуфабрикаты, замороженные овощи, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты.
Чем обосновывается такой интересный ход со стороны государства?
Одним из основных поводов для отмены старой системы стало большое число фиктивных контор, которые работали с несуществующими лабораториями. Новые правила убирают излишнюю бюрократию и позволят предпринимателям снизить расходы. Да-да, теперь нет нужды создавать фиктивные конторы! Можно официально продавать что угодно вместо еды.
Видел лично консервы «Тушенка с говядиной». Не «говяжья», а «с говядиной»! Но тут хоть честно написано, а сколько еще тушенки «с», где написано «из»?
Отмененная сертификация была введена в середине 1990-х годов для упорядочения потока импорта, хлынувшего на российский рынок при отказе от государственного регулирования цен. Инициаторы изменений в законодательстве заявляют, что большинство сертификатов сейчас все равно фальшивые, и их отмена облегчит жизнь производителям товаров, которые больше не будут обязаны «отстегивать» чиновникам.
Во-первых, фальшивыми являются большинство сертификатов, но не все же? Во-вторых, из «не надо будет платить чиновникам» у радеющих за изменения почему-то следует вывод «товары станут дешевле». Чем это обосновывается? Да ничем. Более того — полностью отрицается практикой.
Суть не только в том, получат свою пачку денежек чиновники или же она останется у бизнесмена. Суть в том, что пусть даже формальная сертификация хоть как-то, но ограничивает произвол в плане «что там внутри». А сейчас все просто: «Хороший колбас, мамой клянусь!» — и всё.
рекламный трюк одного из производителем

Интересная такая «логика»: если что плоховато работает, то надо не навести порядок, а вообще отменить. Не раз сталкивался с таким подходом: армия — плоха, МВД — оборотни в погонах, врачи — убийцы, психиатры — каратели и так далее. Всех разогнать! А кто будет хоть как-то защищать страну, обуздывать преступность, лечить людей? Анархия, между прочим, еще никого ни к чему хорошему не приводила.
Некоторые заявляют, что отменена была именно обязательная сертификация, а не контроль качества, так что продавец все равно должен следить за качеством товара. Это, знаете ли, даже не «три раза ха-ха», а «много раз гы-гы-гы».
В Евросоюзе, к примеру, бизнесмены работают с добровольной сертификацией товаров, но наказание для недобросовестных предпринимателей очень строгое — вплоть до закрытия магазина и запрета работать в соответствующей сфере бизнеса. В России же функция проверок сейчас возложена на Роспо-требнадзор, однако законодательная база настолько своеобразна, что позволяет полностью избавиться от некачественного товара до того момента, как придут проверять его наличие.
Плановые проверки по закону проводятся раз в три года, а внеплановые надо не только согласовывать с прокуратурой, но и заранее предупреждать о них проверяемого торговца. Эффективность понятна? Размер же штрафов, даже если обнаружено нарушение, просто смешной — несколько тысяч рублей.
Так зачем же вместо введения драконовских законов в области сертификации, использования летучих бригад ОМОНа по проверке качества продукции и так далее — отменили сертификацию?
Все просто. Раньше мы покупали некачественные продукты с незаконно приобретенными сертификатами. А теперь, получается, нас можно травить совершенно законными методами.
vospit.livejournal.com

П.С.
Потребитель!
На что ты готов пойти ради удовлетворения своих потребностей?

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    LIP 3 сентября 2010, 04:26 #

    Скоро будет как по Задорнову: " ..содержит заменитель мяса,идентичный натуральному"

  2. Рейтинг: 1+
    arkonn 2 сентября 2010, 01:43 #

    Всё познаётся в сравнении. Вот что в 2007 поведал об "успехах" РФ по обеспечению её граждан сотнями сортов колбасы начальник управления ветеринарного надзора Россельхознадзора Николай Власов:
    http://www.top-personal.ru/newsissue.html?9868
    -------------------
    Россия по потреблению мяса на душу населения пока достигает лишь около 60 проц от показателей СССР. Как сообщает ИТАР-ТАСС, такие данные привел начальник управления ветеринарного надзора Россельхознадзора Николай Власов.
    По его словам, такое отставание, прежде всего, ударяет по женщинам и детям, "в рационе которых должен быть избыток белка, а, значит, о здоровье нации в ближайшее время говорить не приходится". "Россия животным белком себя не обеспечивает", — признал он.
    В настоящее время российские предприятия выпускают только 55 проц. курятины, а "мясной говядины вообще нет", продолжал Н.Власов. "То, что мы потребляем в виде мяса, — это отходы молочного производства", — отметил Н.Власов.

  3. Рейтинг: 0+
    lovealex79 31 августа 2010, 14:05 #

    я уже давно такую продукцию не покупаю....

  4. Рейтинг: 1+
    1Irina2 30 августа 2010, 23:49 #

    В Германии колбасные изделия вообще д-мо! Или хлором воняют или ничем. На многих сортах написано, что сделаны из "мяса", а вот какого НЕ написано. Покупаем только в русском магазине. Во Франции ещё хуже. В Италии колбасы не видели, в основном ветчина, но хоть есть можно.

    • Рейтинг: -3+
      peppercomp (Перчишко ) 31 августа 2010, 11:07 #

      ... и США то она рожала, и в Германии колбасу жрала ,и муж наверное негр, ну и вали нахрен на пиндосские сайты нефиг тут делать .

  5. Рейтинг: 4+
    mesgen 30 августа 2010, 23:08 #

    В советские времена колбаса что в Москве что во Владивостоке по вкусу была одинаковая. Также и с тушенками и другими мясными продуктами.

    • Рейтинг: -1+
      bktt 30 августа 2010, 23:43 #

      Ой ли!

    • Рейтинг: 0+
      yaroslav66 3 сентября 2010, 04:43 #

      Только в Москве она была, а вот в Хабаровске и Владивостоке только по большому блату :-/

      • Рейтинг: 0+
        anadorhh 15 сентября 2010, 00:34 #

        Помню что у нас в Брянске всегда в мясном магазине была тушонка, колбасы было мало сорта два варёной, и несколько сортов сухой, большие очереди были, но только потому, что магазин был один на пол района...

  6. Рейтинг: 0+
    serge_1958 30 августа 2010, 21:51 #

    В советские времена все ГОСТ являлись обязательными для применения в тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. В Российской Федерации Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все ГОСТ должны утратить обязательный характер и применяться добровольно.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2

  7. Рейтинг: 0+
    Myopus 30 августа 2010, 21:41 #

    Колбаса дороже мяса.
    Есть или не есть, вот в чём вопрос...

  8. Рейтинг: -6+
    urvan777 30 августа 2010, 21:37 #
  9. Рейтинг: 0+
    belaya30 30 августа 2010, 21:20 #

    что такое "говядина жилованная"?
    никаких претензий, просто действительно интересно!

    • Рейтинг: 0+
      serge_1958 30 августа 2010, 21:31 #

      Мышечная ткань без видимых включений соединительной и жировой ткани.
      http://www.meat.ru/global/view.asp?id=152

    • Рейтинг: 0+
      orange68 30 августа 2010, 21:33 #

      Не советую узнавать, что такое мясо птицы МО, которое содержится в большинстве "бюджетных" мясных продуктах.
      А также, как эти продукты делятся на категории А,Б,Г...
      Написано на упаковке мелким мелким шрифтом, чтобы старики не задавали ненужных вопросов.
      Или занимались самообманом: типа мясо едят.

    • Рейтинг: 0+
      orange68 30 августа 2010, 21:36 #

      Это жилы говядины, обрезки со шкуры, всё то, что идёт на приготовление пищи для кошек и собак. Учтите, что в современном мясе есть невиданная в СССР беда: гормоны роста, которые проникают в оранизм человека и приводят к заболеваниям, даже раку.

      • Рейтинг: -1+
        alexfg2 31 августа 2010, 20:04 #

        неправда! не знаешь те п...и

    • Рейтинг: 0+
      belaya30 30 августа 2010, 23:08 #

      спасибо всем, кто ответил (по существу:)

  10. Рейтинг: 2+
    serge_1958 30 августа 2010, 21:13 #

    Правильная статья, одно дополнение автору. В СССР были ГОСТы и ТУ. ТУ можно было утвердить в министерстве ТОЛЬКО в том случае если требования ТУ ВЫШЕ требований ГОСТа. Теперь в ТУ можно записать просто все. Теоретически если кто-то захочет выпускать колбасу целиком из туалетной бумаги, на это можно получить ТУ. По закону.

  11. Рейтинг: 0+
    cooldimitri 30 августа 2010, 21:05 #

    ну, конечно, оффтоп совсем, но у меня бабушка в уфе на "витаминке" работала. И каждую весну у них возле проходной цвела сирень, и все знали что это "мертвая зона" и его, этот участок, по пути на работу нужно пробегать как можно быстрее, так как иммено в этом месте самая высокая концентрация так называемых издержек производства, проще говоря ядовитых газов. И ничего, годами так работали. А деда, на столярном производстве, ну очень не любили другие рабочие за слишком перевыполненный план, а начальство наказывало, потому как план нужно перевыполнять, но до определённых пределов, все что выше планки ставило менее трудолюбивых сотрудников, и завод соответсвенно, в неудобное положение. Да дело даже не в этом, конечная продукция все равно ржавела на складах за отсутствием спроса. Вот имеено в этом, для меня лично, заключалась вся суть плановой советской экономики.

    • Рейтинг: 1+
      orange68 30 августа 2010, 21:29 #

      В бабушкиных витаминах и дедушкиных табуретках? Умен ты был не по годам.

      • Рейтинг: 0+
        cooldimitri 30 августа 2010, 21:34 #

        Какой есть. Да и к этим витаминам и табуреткам доверия все равно почему-то больше чем к оффициальной пропаганде, как тогда, так и сеичас.

        • Рейтинг: 1+
          1Irina2 30 августа 2010, 23:45 #

          Сколько платят в ЦРУ такому "умнику", как ты? Или ты в шекелях берёшь?

          • Рейтинг: 0+
            cooldimitri 30 августа 2010, 23:54 #

            Ну да ладно вам. Насчёт шекелей не знаю, но и национальность свою не скрываю. Русский я по паспорту, на самом деле наполовину русский, наполовину чуваш, но по вашему наверное просто "чурка".

            • Рейтинг: 0+
              cooldimitri 30 августа 2010, 23:56 #

              христиане мы, хотя вам вряд ли это будет интересно

  12. Рейтинг: 1+
    orange68 30 августа 2010, 20:45 #

    Если бы в СССР делали колбасу не из мяса, а из всякой херни, как сейчас, то можно было бы "прокормить" ещё 3-4 СССР. Только тогда коримили по ГОСТу, а сейчас ....

    Кило нормальных (ещё надо проверить) сосисок стОит 350 руб.
    Многие себе не могут позволить их есть каждый день.

    Если вникните в состав сосисок "для народа", навечно потеряете аппетит.

    • Рейтинг: 0+
      spellka 30 августа 2010, 21:52 #

      Детские 270 за кило.

  13. Рейтинг: 0+
    lesage 30 августа 2010, 20:14 #

    "Хреновая колбаса стоила 2 20, коты ее действительно не жрали.
    Колбаса получше, которую коты жрали — стоила 2 90
    Хорошая колбаса стоила значительно дороже — не помню, сколько именно, т.к. с детства колбасу не люблю, люблю сыр. Сейчас кошки не жрут сардельки и сосиски по 140-160 рублей. Жрать начинают с колбасообразной ветчины где-то от 200 руб"

    Кошки, конечно, великие эксперты...
    Некоторые из них вообще-то и вискас жрут.
    Вот если бы взять ту, советскую кошку, привыкшую к советсткой колбасе,
    то, боюсь, она никакую нынешнюю колбасу есть бы не стала.
    (И, кстати, не знаю, что у Вас за "хреновая" колбаса по 2.20 была.
    Ту, которую я привозил "колбасными" электричками из Москвы, кошки ели за милую душу).

    Есть продукты, качество которых рухнуло кода сильнее, чем качество колбасы.
    Например, квас. Бочкового кваса, которого все покупали битончиками, нет просто как класса.
    Есть какой-то химический напиток, продаваемый иногда в бутылках, иногда, а-ля-советикус,
    на улицах из бочек, но суть его одна — гавно! С советским квасом — вообще ничего общего!

    Другой пример, более важный — чай.
    (Как утверждал Похлёбкин, чаепитие широко распространёно там, где мало пьют водки — и наоборот.
    Красные пили в Гражданскую чай из царских запасов, а белые — самогон. Результат войны известен).
    Того индийского чая "со слоном" сейчас просто нет нигде
    и никогда. Я это утверждаю, перепробовав огромное количество якобы различных чаёв.
    Даже в так называемых чайных магазинах, по дорогущей цене, под советы якобы продавца-консультанта
    (сопляка, который никогда в жизни нормального чая не пил) — всё равно ЧАЯ НЕТ!
    То, что продаётся — это в лучшем случае чайный напиток, который в первые мгновения
    после заварки даёт слабенький аромат, отдалённо напоминающий чайный, а в худшем — вэники.
    Я чая не пил с советстких времён.

    • Рейтинг: 0+
      serge_1958 30 августа 2010, 21:09 #

      А что пиво есть? Это давно-давно не то продукт который назывался пиво. У нас в магазинах уже продают "Сметанный продукт", "Сырный продукт". Сметану и сыр можно сделать только из молока, этот продукт можно из чего угодно. Рыба крашеная под ценные сорта, куры с анальгином. Список можно продолжать бесконечно.

    • Рейтинг: 0+
      180112 30 августа 2010, 21:40 #

      Насчет чая.
      "Althouse" пробовал?
      И липтон в пирамидках, вроде съедобный. Акбар?

      • Рейтинг: 0+
        bktt 30 августа 2010, 23:45 #

        Советую из недорогих все же обратить пристальное внимание на Ахмад сам пью пока нормальный ну как всегда-пока!

        • Рейтинг: 0+
          csmu 31 августа 2010, 02:44 #

          если он не харьковский — то еще ничего, а если да — то веник

        • Рейтинг: 0+
          lesage 31 августа 2010, 12:10 #

          Именно ахмад и пью. Причём не всякий (у них там много как бы разных), а только в оранжевой упаковке. Это именно тот чай, который первые три секунды даёт аромат, похожий на советский индийский чай со слоном. Акбар и липтон хуже, на мой вкус.

    • Рейтинг: 0+
      igrecs (Igrec) 31 августа 2010, 14:25 #

      Того индийского чая "со слоном" сейчас просто нет нигде

      я тоже искал такой чай, остановился на Ahmad Orange Pekoe:
      http://img11.nnm.ru/9/8/0/6/6/e9716750c60dc6c809207728362.jpg
      Это не реклама:) Он больше всего похож на тот, со слоном:)

      • Рейтинг: 0+
        bktt 2 сентября 2010, 03:38 #

        Да этот тож пока не сено!Но красненький тож хорош!Обязательно срок смотреть-чем свежее тем лучше!

  14. Рейтинг: 0+
    belial_fuck 30 августа 2010, 19:49 #

    Зачем 100 сортов колбасы? Столько сортов мяса даже нет. Ну на сортов 20 я согласен. А остальные 80 сортов это то, что мы сейчас видим, виды сои и прочих добавок не совсем полезных для здоровья.

  15. Рейтинг: 1+
    levy-73 30 августа 2010, 19:34 #

    Люди !!! где сельдь — иваси ??? верните на прилавки!!!!!!

    • Рейтинг: 0+
      terracon1 30 августа 2010, 20:43 #

      да, кстати давно не видать..одно время появилась — дешевле обычной селедки...народ начал грести — стали иваси дороже сельди...а теперь не видать чего-йто

      • Рейтинг: 0+
        Terllly 31 августа 2010, 00:14 #

        Иваси в океане всю выловили и популяция уже вряд ли востановится.

  16. Рейтинг: 1+
    GreatMouse (НолемоцЫй второй) 30 августа 2010, 19:30 #

    М-да... Не хотелось бы, конечно, хвастаться, но в КЗ с этим немного по-другому... Нет, не говорю о том, что прямо любая колбаса — пальчики оближешь, я до сих пор помню одну местную передачу, аналог РФ-овской "контрольной закупки", где как-то демонстрировалась колбаса докторская "халяль". В данном случае "халяль" предполагает отсутствие в колбасе свинины. Что, как объяснил технолог — эксперт, приглашённый на передачу, само по себе нонсенс. Ну, не может быть "докторская" без свинины, иначе это что угодно, но не докторская. Ну, какая-то из докторских совершенно нетипична была по цвету, какая-то по консистенции и т.п. Суть в чём. Если есть желание не употреблять колбасу неизвестного качества, покупается местная "казы". Смысл тут в том, что продавец прямо при покупателе (при желании покупателя, конечно) набивает оболочку мясом, жиром и специями, при этом можно самому оценить качество наполнителя. Да, это стоит не копейки, но это стОит того. Лично замечал, что покупной "сервелат" после недели, проведённой в холодильнике (ну не съедал я палку колбасы за меньший срок), как тут правильно было сказано, покрывался какой-то слизью. Казы провела в холодильнике недели две. Ну, тоже только за завтраком употреблялась. И, точно, как было замечено автором, начала усыхать, "черстветь", но оставалась совершенно съедобной.
    В общем, и в РФ жители, скажем, Татарстана, Башкортостана, Калмыкии и т.п. регионов, где ещё сохранилась кухня кочевых народов, могут найти что-то подобное, в остальных... Увы... Наверное, только покупать мясо на базаре и крутить колбасу самостоятельно. Будет дорого. Но... Это стОит того :)

    • Рейтинг: 0+
      zarinzaman (Эцилопп) 30 августа 2010, 19:33 #

      Согласен. Сам в КЗ прожил большую часть своей жизни. Колбаса намного вкуснее и качественнее, чем омская.

    • Рейтинг: 0+
      ntimmy 30 августа 2010, 22:16 #

      Рецепт простой колбасы. Берешь кило баранины кило говядины лук с полкило чеснок одну головку среднего размера красный и черный перец по вкусу соль. Мясо пропускаешь через мясорубку вместе с луком добавляешь специи лук протертый чеснок. Можно для плотности добавить 2 яйца только деревенских. Все это заправляешь в хорошо вымытые бараньи кишки плотно перевязываешь. Потом варить минут 20 в кипящей воде. Или можно закоптить все это. Называется по татарски тутырма. Бабушка делала очень вкусно получалось.

  17. Рейтинг: 0+
    gasparla 30 августа 2010, 19:24 #

    Свобода рынка и капитализм оО за это же боролись в 91м чего ныть теперь?

  18. Рейтинг: 0+
    ludoed 30 августа 2010, 19:24 #

    Хреновая колбаса стоила 2 20, коты ее действительно не жрали.
    Колбаса получше, которую коты жрали — стоила 2 90
    Хорошая колбаса стоила значительно дороже — не помню, сколько именно, т.к. с детства колбасу не люблю, люблю сыр.
    Сейчас кошки не жрут сардельки и сосиски по 140-160 рублей. Жрать начинают с колбасообразной ветчины где-то от 200 руб

    Внимание, вопрос:
    А что, @ля, изменилось? Кроме Кото-ценового порога, с которого коты начинают-таки жрать колбасу?
    И х@ли с того, что ее много? За такие цены сколько вы сможете ее себе позволить?
    За @ извиняюсь. Наболело

    • Рейтинг: 1+
      oleg19666 (oleg19666) 30 августа 2010, 19:43 #

      а у меня кот чаще дешевую ест (мышатины много?) а дорогую не хочет

      • Рейтинг: 0+
        terrans 3 сентября 2010, 13:03 #

        У меня кот жрет любую! А почему?... Потому-что альтернатива "Вискас"! ))) Вот и все объяснения! А вы думаете, если теперь люди жрут дерьмо, то у домашних питомцев с 80-х вкусы не поменялись?...)))

  19. Рейтинг: 0+
    sergey00166 30 августа 2010, 19:01 #

    Бумаги там не было потому что если была бумага — значит воровали мясо. А если воровали мясо — то за это сажали в тюрьму. И взятки тогда была БОЛЬШАЯ редкость. Презенты за мелкие нарушения — да. но за воровство социалистической собственности, извините — в тюрьму!...

    А т о что её "...Да ее даже бродячие коты не жрали!!! ..." — вы видимо никогда её в жизни не кушали!

  20. Рейтинг: 0+
    roccomaha 30 августа 2010, 18:26 #

    Расслабтесь. Следующие сорта колбасы будут из папьемаше.

    • Рейтинг: 1+
      bktt 30 августа 2010, 23:46 #

      Или гипсокартона!Хотя вы прав что в лоб что по лбу!

комментарии
^ Наверх