Школьная реформа: «долгий путь без цели».

Школьная реформа: «долгий путь без цели».

Недавно попался на глаза проект под названием «Новая школа». Обычное бюрократическое сочинение безызвестного чиновника, где всё правильно, но ничего конкретного и обязывающего. Чего и не может быть, потому что ЦЕЛИ реформ задаются высшим политическим руководством, Государем. Образование, как отдельного человека, так и общества в целом, -это средство. А цель — формирование человека определённого типа, способного решать определённые задачи. А какие? Какие у нас задачи? Вот тут-то и становится до прозрачности понятно, что задач никаких и нет.

----------------------<cut>----------------------

Для создания или преобразования чего-либо (реформа – это и есть преобразование) необходим ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА. Цель должна быть поставлена в ясной и верифицируемой форме. Это значит, что вы должны с лёгкостью определить, достигли вы результата или нет.
Положим, вы решили улучшить свою жизнь и начать работать для этого над собой. Если вы сформулируете цель так: «Я хочу стать культурным человеком, овладеть современными навыками, укрепить своё здоровье и зарабатывать больше денег», — вы гарантированно ничего не достигнете. Если же вы сформулируете хотя бы одну (только одну!), но ясную цель, то весьма вероятно, что вы сможете её достичь и тем самым усовершенствуете себя и свою жизнь. Например: «Через год я буду зарабатывать столько-то в месяц». «Чего мне не хватает? Мне надо получить водительские права, научиться уверенно управлять транспортным средством и приобрести навыки учёта.» Или: «Научиться без труда вести переговоры по-английски». Цели могут быть разные, но их надоформулировать так, чтобы в любой момент было ясно, достиг ты этого или не достиг.
Второй важнейший принцип формулирования целей – их не должно быть много. Лучше если цель будет одна. Взбираться надо на одну вершину. Достигнешь одной цели — ставь вторую.
Слабый человек приходит в ужас: а как же разносторонность? Комплексный подход? А вдруг мы достигнем этого, а всё остальное останется в пренебрежении? Да, останется! Но одного-то достигнешь. А будешь пытаться охватить всё — не достигнешь ничего.
Это элементарные ЗАКОНЫ УСПЕХА, они годятся и для карьеры отдельного человека, и для реформ государства.
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОБРАЗОВАНИЮ законы успеха выглядят так.
Почему советская школа, созданная на очень скудные деньги, где преподавали нищие учителя, тем не менее, была одной из лучших в мире? Известно, что наши школьники, попадая в западные школы, на порядок отличались от тамошних школьников.
Ответ прост. Тов. Сталин грамотно сформулировал задачу. Грамотно с точки зрения науки успеха.
Советская школа готовила вовсе не какую-то там аморфную личность, потребную для перехода от аграрного общества к индустриальному (так сказано в «Проекте»). Вовсе нет. Она (и вся система образования) готовила рабочих и инженеров военно-промышленного комплекса, а также некоторое количество колхозников и агрономов. Те и другие осваивали государственную идеологию. И ничего сверх этого.
Начиная любые реформы, надо понимать, как будет выглядеть воспитанник школы (средней или
высшей — не важно) НА ВЫХОДЕ из нее. В советской школе это был квалифицированный рабочий или инженер (агроном), глубоко убеждённый в догматах государственной идеологии (своего рода светской религии).
Таков был госзаказ школе.
Школа взяла под козырёк и выполнила задание. Под этот госзаказ была создана единая, трудовая, политехническая школа. Это не просто слоган — каждое слово тут имеет свое значение. Единая. Это значит, что все изучают одно и тоже: по одной программе, в одни сроки. Это было своеобразно-величественное здание: в определенный день все восьмые классы страны изучают причины французской революции или второй закон Ньютона. Плюс-минус неделя. Лучшие учёные страны, а не безызвестные проходимцы составляли стабильные учебники, которые не менялись годами. Единство школы обеспечивало то, что называлось тогда «идейно-политическим единством советского народа». Определённый уровень единомыслия необходим любому народу. В традиционных обществах его обеспечивает религия, сегодня — реклама и прочие господствующие пошлости. Так что пусть уж лучше люди будут придерживаться единых взглядов на причины падения Древнего Рима или научный подвиг Джордано Бруно, чем на прокладки с крылышками или перипетии судьбы «кумиров».
Трудовая. Школьников готовили к производительному труду — на заводе или в колхозе. Сама подготовка была не всегда удачной, но идеология была заточена на это.
Сегодня труд из школы изгнан. Дети воспитываются исходя из молчаливого предположения, что работать будут другие. Не они. Китайцы, вероятно, или таджики. А они готовятся максимум к карьере офисных сидельцев. Уроков труда нет, на участке не работают, разве что пол подметают. Классы производственного обучения, где были хоть какие-то станки, ликвидированы.
Главное достижение, которому обучаются школьники, — презентации какой-то схоластической ерунды, надёрганной из Интернета, с использованием проектора. За это детям дают грамоты и включают их в «портфолио».
В результате такой подготовки и возникают унылые офисные сидельцы. Речь даже не столько о приобретаемых навыках, сколько о формировании общей жизненной ориентации.
Политехническая Школа (вся – и средняя, и высшая) имела крен в техническую сторону. Нас, помнится, учили любить ракеты, экскаваторы, плотины ГЭС и достижения передовой советской науки. Именно по этой причине она, наука, таковой и была. Гуманитариев выпускалось очень мало, потому что много и не требовалось; в основном, они обслуживали цели коммунистического воспитания трудящихся.
Средства были точно наведены на цель. Как баллистическая ракета.
Школа имела три ступени: начальная составляла 4 года, плюс еще 4 года неполная средняя. После 8-го класса самые умные учились ещё 2 года и нацеливались на получение высшего образования. Остальные растекались по техникумам, ПТУ, уходили на производство. Эти люди становились рабочими и техниками. В 1950-е годы было много школ-восьмилеток. Тогда верно понимали, что получить истинное образование высшего типа могут только самые умные и способные, а остальным это просто не требуется. В 1950-е годы особых конкурсов в вузы не было: количество абитуриентов более-менее совпадало с количеством выпускников десятилетки. Это уже в более позднее время, в 1970-е, государство дало слабину и наоткрывало массу десятилеток, где якобы получали образование без смысла и без цели те, кто ни к какому образованию не был способен, да и не стремился.
В классической советскойшколе (1950-е годы) те, кто шёл в 9-й класс, были будущими инженерами-агрономами, учителями и теми, кто составлял исчезающе малый процент гуманитариев.
Каков результат? С малыми средствами, дважды подняв страну из развалин (после гражданской и двух мировых войн), СССР достиг военного паритета с США и стал современной индустриально-аграрной страной, способной к самостоятельной жизни и развитию. Пусть промышленность была не первого разряда, сельское хозяйство технологически отставало лет на 20-25, — но ведь это было! Все это можно было развивать, усовершенствовать. Умственный, научный потенциал был. И всё это поставляла система образования.
Теперь промышленность развалилась, поля заросли берёзками, а вместо инженеров готовят нечто эколого-лингвистическое. По-видимому, таков невыраженный запрос истинных хозяев жизни...
Прежде, чем громоздить любые реформы, надо понять, чего мы хотим достичь в итоге. Школа – не цель, школа — средство. Цель неясна. Да и есть ли она? Пока не видно.

Татьяна Воеводина (domestic-lynx.livejournal.com)

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    maxus_lu 11 февраля 2010, 00:22 #

    Советская школа — заряжала детей знаниями, как стакан: Залили объем, плескайся дальше с ним по жизни. А у капиталистов — часто помимо пусть менее всеобъемлющей программы, еще и обучали учеников постановке целей и поиску информации и возможности добиться результата. И это в будущем приносило как раз те результаты, что на результат работала всего одна отрасль промышленности, а не вся страна последние силенки вкладывала.

    • Рейтинг: 0+
      madt 19 февраля 2010, 00:07 #

      Вы про капиталистов с какой планеты написали?

  2. Рейтинг: 0+
    omouse 10 февраля 2010, 22:24 #

    Что ж, написано достаточно разумно... но не бесспорно...
    Более 10 лет работаю в высшей школе. По опыту...почему-то хуже всех открывают студентам широкие горизонты и воспитывают в них чувство патриотизма преподаватели старого поколения, те, которые работали при той самой советской "идейной" системе образования, которую так хвалит автор статьи. Вот чего я в большинстве этих доцентов и профессоров (короче, "старпёров") не нахожу, так это идейности. Наоборот, они, как правило, в значительно большей степени, нежели "перестроечное" и "постперестроечное" поколения, подвержены "идеям потребительского общества".
    И как это понимать? То ли они тогда притворялись, выполняя партийный заказ по идеологическому воспитанию молодежи, то ли они сейчас притворяются, мимикрируя в рыночных взаимоотношениях... В любом случае присутствует лукавство... Из-за этого у меня и автору статьи нет веры...

    • Рейтинг: 0+
      rus001 (Rus) 11 февраля 2010, 06:42 #

      одно из обьяснений — то что учителю нужно(как не странно) выживать. а окружающая действительность является определяющей в их деятельности. одна загвоздка, "старпёры" не умеют сильно перестраиваться и проецируя старые знания и умения на нынешнюю действительность — получают ту ситуацию которая вам так не нравится.

      • Рейтинг: 0+
        omouse 11 февраля 2010, 11:30 #

        Действительно, все это можно сказать... про школьных учителей.
        Но не стоит их путать с преподавателями высшей школы.
        Это школьным педагогам надо уметь выживать в современных условиях, а значительная часть ВУЗовских преподавателей, имеющих высокие степени и большой стаж, — они и так "в шоколаде", так как на них работает авторитет, заслуженный еще в социалистический период. Так что сейчас они могут "почивать на лаврах", и, глядя в одну точку поверх аудитории, долдонить устаревшие понятия, нимало не интересуясь прогрессом, произошедшим за это время в обществе, получая при этом правый и неправый (да, да, чем именитее профессор, тем выше он ценит свои услуги) доход. И при этом они никак не могут насытиться материальными благами, все время превознося те зарубежные государства, где они купили очередной объект недвижимости.
        Но ведь началось-то это не сейчас... Если вспомнить историю, то профессура и при социализме была отдельным сословием... роскошные квартиры, особняки, домработники...
        И очень мало отдачи.
        То есть, вся идеология — только на словах.
        Иначе, почему же тогда наша страна оказалась к концу 20 века в хвосте мировой экономики? Где наши разработки, опережающие мировой уровень? Их крайне мало, значительно меньше, чем профессоров. Где подготовленные высококвалифицированные специалисты? В основном слиняли на Запад (такая вот "идеология" им преподносилась в высшей школе).

  3. Рейтинг: 2+
    spiderlux (Dr.Spider) 10 февраля 2010, 21:36 #

    на все 100% точно в цель ... СВД так и бьет, только мало кто решается вот так открыто резать правду без наркоза ... +1 в ньюс, +1 в карму автору, ибо считаю есть за что...

  4. Рейтинг: 0+
    rutto (FIBOLO) 10 февраля 2010, 11:22 #

    "Объявление:
    Рязанскому метрополитену требуются машинисты, продавцы билетов, рельсы, шпалы, вагоны... И огромный туннель под землей!"

    • Рейтинг: 0+
      leedy 10 февраля 2010, 17:23 #

      В Санкт-Петербурге: ...специалисты по сбору наличных денег))) --- реально было в прошлом году.

      • Рейтинг: 0+
        workstation 10 февраля 2010, 19:20 #

        надо было сфотать :-)

  5. Рейтинг: 3+
    aarabadjiev 10 февраля 2010, 10:53 #

    Много слов на темы, а вот раньше а вот сейчас..
    Раньше человек окончив училище, мог не просто автоматом устроится на завод но и кормить семью а окончивший ВУЗ не просто мог обязан был отработать на предприятии. Плохо это или хорошо сложно судить сейчас, по крайней мере, у молодого специалиста была работа и жилье пусть служебное, а у предприятия или школы сотрудник. Сейчас ниже высшего просто не котируется в резюме, а лучше два. Просто найти работу не возможно. Самовыражение заключается в умении открыть ларек и торговать водкой с пивом. Система воспитания уничтожена. Вместо (спорных сейчас пионерских и комсомольских) организаций секций и кружков ребенок предоставлен сам себе и имеет «большой» выбор от разного рода платных кружочков и секций до пивных ларьков, где самовыражаются достигшие благополучия.
    Высшая школа пока сопротивляется реформам и выпускает спецов, но что потом.. Где работать и как самовыражаться, опять «огромный выбор». Такими темпами скоро единственный выход будет «Шереметьево – 2».

    • Рейтинг: 0+
      victooor 10 февраля 2010, 11:42 #

      «Шереметьево – 2» может не оказаться решением. Имхо данная проблема поднимается по всему миру. Если только "Байконур":)
      В чем причина? Не знаю, вряд ли просто оболванивание. Нас с нашим образованием оболванили легко. Чегото мы не знаем... боюсь, что количество людей планируется сильно уменьшить (ресурсы, климат...) технически необразованный человек вне социума обречен. Все очень ИМХО.

      • Рейтинг: 0+
        alsuh 10 февраля 2010, 12:18 #

        дело даже не в оболванивании, а в том, высшее образование трансформировалось в "наличие диплома" какого угодно профиля и учебного заведения( ненужность кучи коммерческих вузов ярко проявилась при поступлении по итогам ЕГЭ — оказалось, что столько вузов НЕ нужно..Ну и отмена "отработки" о специальность — тоже сыграла свою роль) + падение производства и как следствие неспособность рабочего прокормить не то, что семью но и себя(дело отнюдь не в том, что быть рабочим "непрестижно") + "перекосы демократии"( когда становися ясно, что неважно как и где ты учился, а есть ли у тебя доступ к "кормушке", блат, наворованные папой деньги......

        а по теме самого поста: не люблю когда пытаются привлечь внимание к якобы Государственной проблеме ссылаясь на то, что ОднаБабаСказала — абстрактное "проект под названием «Новая школа». Обычное бюрократическое сочинение безызвестного чиновника" как раз из такой категории, в лучшем случае "размышления..." непонятно кого и на какую тему...( попробуйте найти в сети ссылку не первоисточник — увы, только обсуждения "проекта Новая школа"... где же сам проект-то? А?

        • Рейтинг: 1+
          kruasan3 10 февраля 2010, 14:41 #

          Ситуация с нынешним образованием гораздо проще, если взглянуть на проблему с марксистских позиций:))
          — Зачем такое количество коммерческих вузов наоткрывали??
          — Это то же самое, что открыть коммерческий ларёк — продажа пива и продажа образования, суть одно и то же = просто бизнес, разабатывание денег. Это выгодно! Прибыть в сотни процентов:)) Даже если зарплата преподавателя 1000$ — каждый студент приносит такую же 1000$ в семестр. Преподавателей десятки — студентов сотни.

          Поэтому тезис "образование — твоя путевка в жизнь" сейчас откровенно втюхивается молодежи. Так же как втюхиваются прокладки с крылышками, пиво и гламурные развлечения. Поэтому такой бардак с программами подготовки: вали-кулём-потом разберем. О том, куда пойдут эти горе-специалисты никто не задумывается. Потому что нет стратегии развития, фактически считай — нет цели. Или она есть:), но коммерческая = денег срубить за образование.

          • Рейтинг: 0+
            dmihel 10 февраля 2010, 16:02 #

            и все же не стал бы равнять пиво с образованием Некорректно, если только это не образование технолога по производству этого самого пива

            • Рейтинг: 0+
              kruasan3 10 февраля 2010, 17:18 #

              Я не о том, что образование с пивом это некорректно... Сейчас образование = бизнес, причем, как и весь остальной бизнес, организован "по-быстрому" денег заработать. И, желательно, не особо утруждаясь в разработке программ: как напишут преподы — так и ладно), организации и совершенствовании процесса обучения (обойдемся без практики, только теория, но рекламировать себя будем как большие!

              Инвестировать в стратегические планы, типа: сегодня мы набираем 1000 студентов, через 5 лет выпустим 800 инженеров, которые распределятся на производство ПО_СПЕЦИАЛЬНОСТИ и по потребностям производства — этим никто не хочет и не будет заниматься — дорого и непредсказуемо.

  6. Рейтинг: -7+
    qarasik 10 февраля 2010, 10:24 #
    • Рейтинг: 1+
      z3f 10 февраля 2010, 11:05 #

      если пить желчь — печень лучше становится=)
      много выпили?=)

      PS человек высказал свое мнение — если не нравится — выскажите свое...

  7. Рейтинг: 0+
    bntamnh 10 февраля 2010, 09:59 #

    Любая деятельность имеет целью результат. Вот с точки зрения правительства какой должен быть результат от вливания ТАКИХ денег в образование? Пока не отвечайте, я определения сформулирую, тогда каждый для себя ответит.

    При работе с образованием два результата просматривается: Появилось образование у населения и не появилось. Что влечёт за собой наличие образованного населения? — Мысль. Умение мыслить самостоятельно, на основании получаемой через все органы чувств информации. К сожалению нельзя так обучить человека, чтобы он мыслил только в приказанном направлении, а в других даже помыслить мыслить не мог. Если мыслить умеет, то мысль как птица — за её полётом не угнаться и не её проконтролировать.

    А оно им это надо? Чтобы у населения страны мысли разные в голове были?

    Вот теперь ответьте каждый себе, какой результат правительство ждёт от образования?

    • Рейтинг: 0+
      bntamnh 10 февраля 2010, 10:02 #

      Естественно процесс выращивания необразованного (не путать с грамотностью и умением считать) населения не скор. Ну ничего: 1. ломать — не строить. 2 Вода камень точит. Потихоньку и это выест.

  8. Рейтинг: -2+
    bntamnh 10 февраля 2010, 09:50 #

    <Каков результат? С малыми средствами, дважды подняв страну из развалин (после гражданской и двух мировых войн), СССР достиг военного паритета с США...>

    Вы забываете, что в начале века Россия была на уровне со всеми, а к тому периоду который вы описываете отставание уже составило 25% и продолжало нарастать. Кроме этого не надо забывать, что на создание паритета страна положила всё, в том числе благополучие своих людей, в то время как другие страны не только паритет держали, но и люди богатели.

    Наиболее живописной иллюстрацией было появление Хрущёва на выставке достижений американской промышленности в Москве, когда у него от увиденного испортилось настроение. И известная притча о беседе Кеннеди и Хрущёва: Хрущёв: — У нас над космическими достижениями трудилась вся страна! Кеннеди: — Да?! А у нас одна отрасль промышленности...

    • Рейтинг: 4+
      zmeiuka 10 февраля 2010, 11:00 #

      Что же Вы так любите перевирать факты?
      Первая фраза относится ко ВСЕМ Вашим комментам .
      Остальное почти по теме,
      Россия в начале века НЕ была наравне с остальными странами, т.к. являлась
      в большей мере аграрной страной, с зарождающейся промышленностью.
      В то время, когда , к примеру в Германии и Франции, выпускалось по 2 или 3
      марки автомобилей, в России только 1 , да и то на зарубежном оборудовании
      и под руководством зарубежных специалистов.
      Грамотного (ГРАМОТНОГО, А НЕ ОБРАЗОВАННОГО) населения менее50%.
      К тому периоду, который Вам описывают страна прошла через 1 – революцию,
      2 – 1-ю мировую войну, 3 – гражданскую войну. На территории какой ещё страны
      было подобное за 20 лет подряд?
      А к Отечественной войне страна почти догнала по промышленности страны Европы!
      Плюс мировые рекорды на дальность перелетов, выплавке стали и многое другое.
      И не надо про благополучие людей! В США простые люди жили не намного лучше.
      И там тоже были голодные и бедные, но в СССР люди работали, что называется не за страх(остаться без работы, заболеть не имею денег на врачей), а за совесть .
      А анекдотов про политиков разных стран очень много, а не только про Хрущева и
      Брежнева.

      • Рейтинг: 0+
        bntamnh 10 февраля 2010, 15:30 #

        Ну-ну... Сколько халва не говори, во рту слаще не станет. Иначе вы и жили бы по-другому — и дольше, и здоровее, и производительнее и, в целом, более правдиво.

  9. Рейтинг: 1+
    viktor76 10 февраля 2010, 09:24 #

    Неужели не понятно- всем при власти (не только в России- а и в других странах, в том числе и Западной Европы)- выгодно чтобы 90-99% населения были "дебилами" и покупали то что им рекламируют- это так- грубо и просто говоря... Посему и такие программы в школах, универах...
    А с умным народом- тяжело работать:)

  10. Рейтинг: 1+
    freeman_r 10 февраля 2010, 08:47 #

    Есть кончно спорные моменты, но с главной темой статьи согласен: когда у человека есть цель, он достигает её в быстрее и качественнее.

  11. Рейтинг: 2+
    Andy_Morgan 10 февраля 2010, 01:19 #

    С термином "нищие учителя" не согласен в принципе. У меня мама учителем всю жизнь отработала. Так у нее зарплата была больше чем у отца (1-го секретаря РП, члена политбюро ЦК КП Молдавии), 400 против 350, и она не одна такая была ( и положение отца тут не причем). Да молодежь на начальных этапах мало получала, но с повышением категории зарплата росла, плюс в сельских школах учителям надбавка приличная была, плюс молодым спецам квартира давалась или дом (где вы сейчас такое видели). Так что не надо насчет нищих учителей, врачей и военных.
    А уровень образования действительно выше был. Даже уровень тогдашнего двоишника был выше нынешнего, воспитанного по "уникальным методикам", отличника. И детей учили и работать и думать. А сейчас сплошные потребители вырастают, "Я хочу зарплату в 50 000, но при этом чтоб не сильно напрягаться".

  12. Когда-то тут был комментарий

    • Рейтинг: 1+
      wasisdas 9 февраля 2010, 20:30 #

      ИМХО горячитесь. Статья не бесспорна но разумна. А нищие учителя — это заря советского образования. Или вы историю прогуливали?

      • Рейтинг: 3+
        Vladislav_A 10 февраля 2010, 11:07 #

        Нищие учителя — заря Российского "дерьмократического" образования.
        При советах учителя получали столько же сколько хорошие инженера, а не как сейчас — как уборшицы. Правда " учителями" сейчас назвать тех, кто преподает в школе порой язык не поворачивается. У части нет даже педагогического образования.

  13. Рейтинг: 0+
    moroam 9 февраля 2010, 16:56 #

    всегда, когда пишут про советскую школу, забывают о такой вещи:
    а куда было податься более менее способным и талантливым людям, которым хотелось заниматься интеллектуальным трудом и хоть как то реализовывать себя?
    Ладно, пусть часть пошла в инженеры... а остальным куда?
    Путь к управленческой работе (включаю партию) закрыт изначально, если ты только не ребенок из соответствующей семьи, конечно, может быть ты и сможешь пробиться куда нибудь к концу жизни, став, к примеру, начальником цеха и все...
    Бизнеса нет.
    Что на выходе остается?
    Работа в высшей школе и просто школе, в добавок и зарплата не меньше чем у тех же инженеров и рабочих, не говоря об крестьянах...

    не забывайте об этом, говоря об школе в советские времена

    • Рейтинг: 4+
      wasisdas 9 февраля 2010, 20:35 #

      А что вы подразумеваете под самореализацией? Бизнес? Набивание карманов? Хорошенькая самореализация. Для самореализации в советской высшей школе существовала научно-исследовательсая работа студентов, в проектных институтах были дополнительные научные исследования и работы по договорным темам. Сделал тему — получи деньги, бизнес своего рода, если это для вас так важно.

      • Рейтинг: 0+
        Konrad45 10 февраля 2010, 20:47 #

        Именно.

      • Рейтинг: 0+
        Konrad45 10 февраля 2010, 20:48 #

        А бизнес то же был Спекуляция, фарца... Только преследовалась по закону И правильно делали.

комментарии
^ Наверх