Образование: Страна непрофессионалов

Образование: Страна непрофессионалов

Лев Любимов
Те, кто скептически смотрит на перспективы модернизации в России, часто указывают на недостаток адекватного человеческого ресурса. Мысль эта очевидна, ибо не только «скамейка запасных» везде угрожающе коротка, но и «основные составы» по большей части собраны из тех, кто делу, за которое отвечает, всерьез (в вузе) не учился, но получил диплом потом, в какой-нибудь новоиспеченной академии.

----------------------<cut>----------------------

Мы много говорим о разрушительной силе коррупции, не очень замечая, как в последние 20 лет буквально вспучилась вторая, не менее разрушительная болезнь — массовый непрофессионализм. Качество образования нашей дипломированной массы — далеко не блестящее и в советское, и в дореволюционное время — после 1991 г. резко ухудшилось. Мгновенный слом социально-экономической системы превратил в непрофессионалов десятки миллионов тех, кто, покинув насиженные места в промышленности и бюджетном секторе, ринулся в сферу услуг, быстро достигшую трех пятых экономики. Вдруг и сразу стране понадобились целые армии экономистов и менеджеров, затем юристов, затем психологов. До 1991 г. в РСФСР было три факультета психологии, сегодня — около 350. Откуда взялась профессура? Из «новоделов». Кого они выпускают? Непрофессионалов.

Непрофессионалы с дипломами

Летом 2008 г. колумнист «Ведомостей» профессор РЭШ Константин Сонин в очередной колонке, даже не затрудняя себя подробными оценками низкого качества высшего экономического образования (более 1500 факультетов и филиалов!), просто предложил начать его с нуля. Полностью соглашаясь с ним, отмечу, что на эту статью не обратили внимания ни образовательные власти, ни эти 1500 факультетов. Для властей и этих 1500 лишний раз реагировать на очевидное — только пиарить это очевидное и рисковать разоблачением. Кого выпускают эти 1500? Непрофессионалов. Но это еще не вся страшилка.

Вторая ее часть состоит в том, что все эти никто, обладающие «дипломами гособразца», элементарно находят себе работу. Один новоиспеченный классический университет с 4500 студентов на 10 факультетах имеет в том числе экономический факультет с 3000 студентов. На нем вообще нет профессиональной профессуры, но эти тысячи никто тоже находят себе работу, причем еще учась (точнее, делая вид) на III или IV курсах. Если огромен спрос на непрофессионалов, то должно быть и огромное предложение непрофессионалов. За 20 лет мы создали огромное предложение уже не полуобразованной, а на четверть образованной, на одну пятую образованной массы работников с «дипломами гособразца». И в стране непрофессионалов все они находят себе работу.

Итак, технический сдвиг в структуре экономики и общества переместил десятки миллионов вчерашних профессионалов и полупрофессионалов на рабочие места, как правило не связанные с их образованием. И они ринулись за дипломами в скороспелки дополнительного образования, где профессионалом в подавляющем большинстве случаев точно не станешь. Одновременно на первое высшее ринулась вся подрастающая молодежь (оставив реальный сектор экономики без «синих воротничков»), которая увидела, во-первых, что получить «диплом гособразца» — это пара пустяков, а во-вторых, что с этими дипломами берут на вполне непыльную работу. А если деточка с таким дипломом из статусной семьи, то попадет и в первую двадцатку банков, которые и сегодня переполнены блатными недорослями. Этот марьяж старших и новых поколений недообразованных создал, между прочим, социальную базу российского «абнегизма» (массовой посредственности), для которой интеллект, образованность и культура если не смертельный враг, то уж точно не друг.

Неравенство в степени

На предложения создать материальные условия для привлечения на родину российских ученых, работающих за рубежом, наша юная Академия наук возмущается: пусть, дескать, едут обратно в Россию, если им и президенту с премьер-министром так охота, но только на равных с нами условиях. Призрак коммунистического равенства из РАН за 20 лет так никуда и не делся. Мне хорошо помнится это «равенство», в котором сам пожил 33 года. Из каждых 100 сотрудников лишь 10 были экспертами, генераторами идей, а остальные лепили «печатные листы» и отчеты. Но все были равны. Однако в рыночной экономике неравенство — это естественная норма, распределяющая по заслугам. Выравнивает ее (и то лишь частично) социальная политика государства.

Так что сегодня новым профессионалам неоткуда взяться, ибо их почти не готовят. Еще страшнее то, что они, видимо, не очень-то нужны миллионам замерцавших после 1991 г. серых звезд в политике и бизнесе, которым во мгле светится ярче. Биолог с блестящим навыком и талантом к исследованиям, с ученой степенью Ph.D. нашей Академии наук если и нужен, то на равных с теми, кто лепит «печатные листы». Подлинным профессионалам известно, что разница между ученым со степенью Ph.D. по экономике и человеком со степенью кандидата экономических наук такая же, как между государем и милостивым государем. Но обладатель Ph.D. сегодня нашим губернаторам в качестве регионального министра экономики не нужен, у них другие критерии «профессионального» отбора.

Сегодня уже почти выстроилась система спроса и предложения на непрофессионалов, которая прессингует те возможные исправляющие эту ситуацию решения, которые смогли бы не допустить ее окончательной канонизации. Она создает равные условия для худших и тех, кто все еще получше. Она же ставит лучших рядом с заметно худшими. Властям приходится идти на критериальные компромиссы, чтобы сделать вид, что те, кто хуже, равны лучшим. Из уже отобранных лучших университетов, НИУ и федеральных, целый ряд чрезвычайно далек от планки МФТИ или МГУ, но теперь равны с ними. Причина везде одна и та же — коротенькая скамейка основных игроков, а о запасных часто и вообще не мечтают.

Между тем человеческий ресурс создается образовательной системой. Сегодня в политической элите кадровые тупики нашей ситуации понимают два наших апробированных лидера (по крайней мере, я это наблюдаю и слышу), но они сталкиваются с огромной разреженностью кадровой атмосферы. Сложности (даже для них) добавляет и то, что образование является доверительным товаром, т. е. товаром, чьи качественные характеристики не видны ни массовому покупателю, ни элите, а только профессионалам. Поэтому массовый клиент верит вчерашним брендам вузов, не понимая, что они давно погасли. Все это ведет к недооценке уже давно возникшей и серьезнейшей опасности.

Модернизация без образования

Увы, весьма далеко от понимания этой опасности и наше общество. Едва ли не ежегодные опросы ВЦИОМ о приоритетах в интересах России показывают, что общество из года в год ставит образование на одно из последних мест. Призрак «лучшего в мире» все еще бродит по стране. Но, возможно, дело уже не в этом призраке — а в том, что нам, т. е. нашему непрофессиональному большинству, другого (иного) образования и не нужно. «Нас и здесь неплохо кормят», — как сказал один симпатичный кот. Нынешнее большинство — урбанизированное крестьянство и их потомки — ментально воспринимают интеллект, культуру и образованность как нечто враждебное. Андрей Сахаров, Дмитрий Лихачев, Виталий Гинзбург — не их герои.

Мы, по-видимому, не всегда понимаем квалификационную сущность непрофессионала. Отсутствие профессиональной (образовательно-компетентностной) основы для обеспечения самодостаточности, устойчивости своего положения заставляет любого непрофессионала искать компенсацию этого дефицита. И он находит ее в интригах, сговорах, соучастии в коалициях таких же, как он, и, конечно, в коррупции. И тогда его деятельность становится контркультурной, разрушительной.

Вывод состоит в том, что образование сегодня (как и воспитание молодежи) является для России задачей номер один. Благая идея модернизации без ее решения, т. е. без человеческого ресурса, останется утопией, риторикой. Но тогда нужно против системы непрофессионализма строить тоже систему, стратегию, а не разовые проекты, которыми мы увлеклись, забыв, что проекты начинаются и быстро заканчиваются, часто оставляя после себя лишь то, что захотят в них усмотреть доброжелательно настроенные по отношению к ним СМИ. Модернизация требует наличия мощного экспертного сообщества, а успешный национальный институт экспертизы существует только в массовой профессиональной среде. В непрофессиональной среде он чужероден, опасен для общества. И невостребуем.

Образование: Страна непрофессионалов

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    eStellar 16 марта 2010, 10:15 #

    Учился на товароведа, на работу не берут без стажа. Кое как пробился в IT сферу, сейчас тут как рыба в воде.
    А институт — это атмосфера, диплом — это документ о том, что человек в состоянии выполнять поставленные цели и не более того.

    Помнится сам на экзамене списывал с открытого ноутбука СФОТОГРАФИРОВАННЫЕ лекции ! Во до чего дошёл прогресс и его двигатели — реклама и лень.

    Ну а непрофессионалов, да, сплошь и рядом. Всяких амбизиозных дуболомов пруд пруди. Тут уже работодателям забота...

  2. Рейтинг: 0+
    Vladislav_A 16 марта 2010, 10:07 #

    К сожалению проблема куда глубже, чем пытается представить автор — образование начинается не с ВУЗа, а со школы. А что там твориться, даже в элитных — это кошмар.

    • Рейтинг: 0+
      dmfan 16 марта 2010, 13:29 #

      Образование начинается с воспитания и детского сада, а про это здесь уже писали недавно.

  3. Рейтинг: -2+
    vve2010 16 марта 2010, 09:26 #

    Не волнуйтесь Пушкина в лицее тоже учили чему-нибудь и как-нибудь... Ничего — человек из него получился.
    Главное иметь природный ум, с ним можно самообразовываться если что... Вот другое дело если ума у тебя нет — просто потому что родители твои в свое время курили, бухали, наркоманили — и родили вот такое существо, на которое потом надеются, что оно модернизацию России произведет...

    • Рейтинг: 0+
      starich49 (Abominable Snowman ) 16 марта 2010, 10:24 #

      Результаты деятельности "природного ума" можно увидеть на примере реформы ВС, состояния МВД, положения дел на Кавказе.... И ещё много где в нашей многострадальной Родине.

    • Рейтинг: 0+
      umnikkkkkkkkk 16 марта 2010, 12:07 #

      "Чему-нибудь и как-нибудь" того времени, в нашем котируются, как минимум — профессорским званием.

  4. Рейтинг: 1+
    osfo 16 марта 2010, 09:23 #

    Блин...классное было время.... Всегда писал шпаргалки.....но воспользовался лишь раз- на вышке. А так...зрительная память дает 80 процентов получаемой человеком информации. .плюс многим дает чувство уверенности, что играет не последнюю роль. А по большому счету- это дело каждого — ему дальше устраиваться в жизни. если рассчитывает на крутых папу-маму, так может вообще без диплома директором Газпрома стать. ребята, каждый борется за себя сам в этой жизни. И уверяю вас, в группе 1-2 человека толковых и учащихся с желанием есть и сейчас. И этого достаточно. Почему? — все просто. Мы с вами, высшее образование низвели на уровень среднего. видел в том же подразделении газпрома объявление- уборщицы, блин, у них должны быть с высшим образованием. Мы как конвеер уже устроили. Плати деньги и пересдавай хоть всю жизнь.... Но вот сейчас дошел до кэн и должен сказать- требования и условия стали гораздо жестче. это не слова, а личный опыт.

    а вообще, ЯВВФУ-98 -сила )))))) ностальгия, блин

    • Рейтинг: 0+
      andreyim 16 марта 2010, 11:11 #

      Почти согласен. Вот только чтобы получить высшее образование нужно иметь относительно крутых родителей которые тебя родят здоровым, вырастят, оденут и воспитают так чтобы ты смог поступить и отучиться на высшее. Или таких которые оплатят твое высшее.
      Не всем даны такие блага, смотрите статистику по высшему образованию.

  5. Рейтинг: 2+
    starich49 (Abominable Snowman ) 16 марта 2010, 09:14 #

    Беда в том, что эта публика массово ринулась "порулить" государством. Преславутая "кухарка" по сравнению с этими куда меньшее зло. Кухарка понимала, что она не знает многого и стремилась к знаниям. Нынешние считают себя непогрешимыми суперпрофи. Результаты видны невооруженным взглядом.

    • Рейтинг: 1+
      sunset2 16 марта 2010, 09:40 #

      Да то. Большинство из них знают, что они не только не профи, но и вообще никто.
      Но их это не скребет. Главное — чтобы стриглись бабки. И все.
      И второй момент. Чтобы их не с кем было сравнить....правильно, профи вообще не должно быть.

  6. Рейтинг: 3+
    Surround 16 марта 2010, 09:14 #

    спимывание со шпарагалок не считаю за тупость студента, да и большинство преподов также относятся, в жизни у вас всегда будет под рукой интернет, справочник или друг посоветоваться. не надо зубрить сотни формул, надо знать общие разделы физики, математик и прочих наук, чтобы уметь эти формулы применить !

    • Рейтинг: 0+
      Vasser 16 марта 2010, 09:34 #

      Наверное, так вся молодёжь и думает. А зря. Будет ли у вас в экстремальной ситуации, например, на АЭС время заглянуть в интернет или справочник ? Или вы будете проектировать жилые здания по информации из Википедии ?
      Не стремитесь освободить мозг от лишних знаний. Иначе их место займут Дом2 и т.п.

    • Рейтинг: 0+
      osfo 16 марта 2010, 09:42 #

      Всегда преподы говорили, что главное в высшем образовании не знать, а знать где найти ответ. и всегда меня такая позиция возмущала! Ч то с того, что если я, вдруг решу прочесть учебник по ядерной физике, я стану писец каким специалистом? или может лучше попробовать учебник по полостной хирургии так изучить???!!! На мой взгляд, и в этом было преимущество советвской школы ВО, в том, что прошедший ее, может видеть проблему не очагово, а во взаимосвязи со многими другими аспектами.

      • Рейтинг: 0+
        dmihel 16 марта 2010, 10:40 #

        Знание, где найти — база высшего образования, но еще не само образование Хотя это тоже важная вещь

      • Рейтинг: 1+
        stoplist 16 марта 2010, 11:50 #

        Правильно они говорили. У нас преподаватели тож говорили, что хороший инженер — это не тот, кто всё помнит наизусть, а тот, кто знает, что и где искать и (!) КАК ЭТО НАЙДЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!

      • Рейтинг: 0+
        Surround 16 марта 2010, 20:39 #

        если ты что-то забыл по полостной хирургии — ты можешь посмотреть это непосредственно перед операцией, я же говорю:
        ------------------
        надо знать общие разделы физики, математик и прочих наук, чтобы уметь эти формулы применить !
        ------------------
        почему вы видите только то, что вам выгодно чтобы оспорить ?

    • Рейтинг: 0+
      nename 16 марта 2010, 10:41 #

      > в жизни у вас всегда будет под рукой интернет, справочник или друг посоветоваться
      и мама

      • Рейтинг: 0+
        Surround 16 марта 2010, 20:37 #

        от того, что ты выучишь наизусть все атомарные веса таблицы менделеева ты не станешь охуенным химиком.. так понятнее ? нет ? иди у мамы попроси объяснить!

  7. Рейтинг: 0+
    poliok 16 марта 2010, 09:12 #

    По своей местности вижу, да в производство их не берут, а вот в чиновники, перекладыватели бумаг и клаватыкатели с удовольствием там лизоблюды в большом количестве нужны.

  8. Рейтинг: 1+
    umopit 16 марта 2010, 09:01 #

    Из школы выходят полнейшие тупицы. Показываю студентам фрагмент очередных забавных извращений Жириновского на политические темы. Прошу за время перерыва подготовить свои комментарии. Потом узнаю, что народ лез в поисковики с запросами "комментарии на жириновского", "как комментировать жириновского"...

  9. Рейтинг: 0+
    Eskimoso 16 марта 2010, 08:48 #

    Как раз учился в Вузе, начиная с 91 года. На глазах всё было: те, кто поступал позже обучались намного хуже. Прикладная математика — в хлам превращалась. И это интеллектуальная "элита".

  10. Рейтинг: 2+
    leha1989 (Алексеи К.) 16 марта 2010, 08:32 #

    По поводу демотиватора. Что вы имеете против шпаргалок? Сделать шпаргалку, также нужно умение

    • Рейтинг: 2+
      katenokcom (Екатерина) 16 марта 2010, 08:56 #

      Нам алгебраист всегда говорил:"Всю математику знать невозможно. Пишите шпаргалки.Если у студента есть грамотная шпаргалка, значит он все-таки готовился к экзамену."

      • Рейтинг: 0+
        nename 16 марта 2010, 10:33 #

        Знать всю невозможно, ето правда. Не можете выучить малую долю, которую дают за семестр? Сопереживаю.

        • Рейтинг: 0+
          katenokcom (Екатерина) 16 марта 2010, 11:57 #

          Малую!!!????Я бы не сказала-что это малая доля!!!

        • Рейтинг: 0+
          katenokcom (Екатерина) 16 марта 2010, 13:01 #

          Мне вот интересно — с чего вы взяли-что эта доля малая?

    • Рейтинг: 0+
      rasiel 16 марта 2010, 09:35 #

      Ничего я не имею против шпаргалок, это ваш выбор.

    • Рейтинг: -1+
      nename 16 марта 2010, 10:34 #

      Что Вы имеете против фальшивомонетчиков? Сделать купюру — те только талант, но и труд.

      • Рейтинг: 1+
        leha1989 (Алексеи К.) 16 марта 2010, 11:38 #

        Умение написать шпаргалку — это умение выделить самую нужную часть лекции для студента. Следовательно он учится анализировать, отсекать всё лишнее и выделять только нужную информацию

  11. Рейтинг: 0+
    danilblues 16 марта 2010, 08:05 #

    Два выпускника вуза, медицинского и политехнического :
    — Как у вас дела с автопромышленностью?
    — Новости чтоль не смотришь? Ну как у нас ВАЗ?
    — Мда...
    — чувствую к нашим врачам я лечиться не пойду

  12. Рейтинг: 2+
    mmagistr (mag) 16 марта 2010, 06:55 #

    Полностью согласен с автором!
    Эта проблема всё острее и острее. У нас практически не осталось профессионалов. Вы давно видели профессионального продавца, парикмахера, участкового врача...? В управлении и экономике, их ещё меньше.
    А как покупают учёные степени, знаю не понаслышке. Строительством командуют юристы, образованием — врачи.
    Губернаторы — вообще непойми кто. Некие "топ менеджеры". Их посещение районов напоминает Паниковского,
    который по утру подходил к лошади, заглядывал ей в рот, и говорил:" Добрый конь, не пред пологая, что перед ним добрая кобыла".

  13. Рейтинг: 2+
    dragon1711 16 марта 2010, 04:34 #

    бла бла бла...
    Если речь идет о найме на работу специалистов, то на мой взгляд больше имеет значение не диплом, а результаты квалификационного тестирования. Сфера ИТ очень подробно определяет набор знаний, необходимый для каждой из специальностей. Посему и другие отрасли должны разработать соответствующие экзамены. Испытательный срок позволит выявить психологические черты кандидата.
    Меня лично как работодателя меньше всего интересует диплом человека, поверьте, не раз встречал людей самоучек, знающих свое дело значительно лучше чем дипломированные специалисты.

    • Рейтинг: 1+
      ColWer 16 марта 2010, 08:08 #

      Так поэтому и встречал самоучек — из-за того, что качество нынешнего высшего образования находится на одном уровне того, — "птушного"!

  14. Рейтинг: 0+
    agonizer (aphelion) 16 марта 2010, 04:20 #

    можно долго обсуждать образование в разных странах , в первую очередь образование зависит от самого человека, большинство институтов дают всесторонние знания, а профессионально развиваться в любом случае придеться самостоятельно или в группе братьев по разуму с анологичной профессией ...
    многое зависит так же от интеллектуальной базы, т.е умственного развития, мозг надо постоянно тренировать, желательно с детских лет..

  15. Рейтинг: 0+
    ignatovich 16 марта 2010, 03:48 #

    В начале 2000-х во многих объявлениях в рубрике "Требуются" были любопытные вещи — "Бухгалтеру, (экономисту и т.п.) с дипломом ВУЗа хххх — НЕ ОБРАЩАТЬСЯ!" Или "предложения с дипломом ВУЗа хххх не рассматриваем!".
    А одно время на дверях аудиторий (то ли в шуту, то ли всерьез) висели прайсы на оценки.
    Таксу знали все.

  16. Рейтинг: 0+
    otkuda (Dezinformator) 16 марта 2010, 02:30 #

    Плохо!

  17. Рейтинг: 1+
    Druid03 16 марта 2010, 01:20 #

    Отлично сказано! Я задумывался об этом еще в конце 90х, когда был мнс в ДИИТе...
    Но говорить об этом вслух было страшно ;)

  18. Рейтинг: 3+
    alexandis 16 марта 2010, 01:05 #

    Предлагаю ввести штамп "Без права работать по специальности" и ставить его в диплом выпускникам которые пришли за "корочками"

    • Рейтинг: 1+
      SergGGG 16 марта 2010, 01:32 #

      + отлично пять балов!
      а жить дальше как?

      • Рейтинг: 1+
        voron001 16 марта 2010, 02:14 #

        а как хотят так пусть и живут, нужда припрет научатся

    • Рейтинг: 0+
      inoys 16 марта 2010, 09:30 #

      Вся беда в том, что многие так и работаеют не по специальности.

      • Рейтинг: 0+
        inoys 16 марта 2010, 09:31 #

        независимо от того кто как учился

  19. Рейтинг: 3+
    zarty 16 марта 2010, 00:40 #

    К сожалению, среди людей с дипломом о высшем образовании у нас в стране процентов этак 90 тех, у кого от высшего образования только диплом. Нифига не радует такая тенденция.

  20. Рейтинг: 2+
    antistepler (дед Базилик) 16 марта 2010, 00:16 #

    без бумажки — ты букашка.
    Никто не хочет получать образование. все хотят получать дипломы. Точнее многие.

комментарии
^ Наверх