Образование: Страна непрофессионалов

Образование: Страна непрофессионалов

Лев Любимов
Те, кто скептически смотрит на перспективы модернизации в России, часто указывают на недостаток адекватного человеческого ресурса. Мысль эта очевидна, ибо не только «скамейка запасных» везде угрожающе коротка, но и «основные составы» по большей части собраны из тех, кто делу, за которое отвечает, всерьез (в вузе) не учился, но получил диплом потом, в какой-нибудь новоиспеченной академии.

----------------------<cut>----------------------

Мы много говорим о разрушительной силе коррупции, не очень замечая, как в последние 20 лет буквально вспучилась вторая, не менее разрушительная болезнь — массовый непрофессионализм. Качество образования нашей дипломированной массы — далеко не блестящее и в советское, и в дореволюционное время — после 1991 г. резко ухудшилось. Мгновенный слом социально-экономической системы превратил в непрофессионалов десятки миллионов тех, кто, покинув насиженные места в промышленности и бюджетном секторе, ринулся в сферу услуг, быстро достигшую трех пятых экономики. Вдруг и сразу стране понадобились целые армии экономистов и менеджеров, затем юристов, затем психологов. До 1991 г. в РСФСР было три факультета психологии, сегодня — около 350. Откуда взялась профессура? Из «новоделов». Кого они выпускают? Непрофессионалов.

Непрофессионалы с дипломами

Летом 2008 г. колумнист «Ведомостей» профессор РЭШ Константин Сонин в очередной колонке, даже не затрудняя себя подробными оценками низкого качества высшего экономического образования (более 1500 факультетов и филиалов!), просто предложил начать его с нуля. Полностью соглашаясь с ним, отмечу, что на эту статью не обратили внимания ни образовательные власти, ни эти 1500 факультетов. Для властей и этих 1500 лишний раз реагировать на очевидное — только пиарить это очевидное и рисковать разоблачением. Кого выпускают эти 1500? Непрофессионалов. Но это еще не вся страшилка.

Вторая ее часть состоит в том, что все эти никто, обладающие «дипломами гособразца», элементарно находят себе работу. Один новоиспеченный классический университет с 4500 студентов на 10 факультетах имеет в том числе экономический факультет с 3000 студентов. На нем вообще нет профессиональной профессуры, но эти тысячи никто тоже находят себе работу, причем еще учась (точнее, делая вид) на III или IV курсах. Если огромен спрос на непрофессионалов, то должно быть и огромное предложение непрофессионалов. За 20 лет мы создали огромное предложение уже не полуобразованной, а на четверть образованной, на одну пятую образованной массы работников с «дипломами гособразца». И в стране непрофессионалов все они находят себе работу.

Итак, технический сдвиг в структуре экономики и общества переместил десятки миллионов вчерашних профессионалов и полупрофессионалов на рабочие места, как правило не связанные с их образованием. И они ринулись за дипломами в скороспелки дополнительного образования, где профессионалом в подавляющем большинстве случаев точно не станешь. Одновременно на первое высшее ринулась вся подрастающая молодежь (оставив реальный сектор экономики без «синих воротничков»), которая увидела, во-первых, что получить «диплом гособразца» — это пара пустяков, а во-вторых, что с этими дипломами берут на вполне непыльную работу. А если деточка с таким дипломом из статусной семьи, то попадет и в первую двадцатку банков, которые и сегодня переполнены блатными недорослями. Этот марьяж старших и новых поколений недообразованных создал, между прочим, социальную базу российского «абнегизма» (массовой посредственности), для которой интеллект, образованность и культура если не смертельный враг, то уж точно не друг.

Неравенство в степени

На предложения создать материальные условия для привлечения на родину российских ученых, работающих за рубежом, наша юная Академия наук возмущается: пусть, дескать, едут обратно в Россию, если им и президенту с премьер-министром так охота, но только на равных с нами условиях. Призрак коммунистического равенства из РАН за 20 лет так никуда и не делся. Мне хорошо помнится это «равенство», в котором сам пожил 33 года. Из каждых 100 сотрудников лишь 10 были экспертами, генераторами идей, а остальные лепили «печатные листы» и отчеты. Но все были равны. Однако в рыночной экономике неравенство — это естественная норма, распределяющая по заслугам. Выравнивает ее (и то лишь частично) социальная политика государства.

Так что сегодня новым профессионалам неоткуда взяться, ибо их почти не готовят. Еще страшнее то, что они, видимо, не очень-то нужны миллионам замерцавших после 1991 г. серых звезд в политике и бизнесе, которым во мгле светится ярче. Биолог с блестящим навыком и талантом к исследованиям, с ученой степенью Ph.D. нашей Академии наук если и нужен, то на равных с теми, кто лепит «печатные листы». Подлинным профессионалам известно, что разница между ученым со степенью Ph.D. по экономике и человеком со степенью кандидата экономических наук такая же, как между государем и милостивым государем. Но обладатель Ph.D. сегодня нашим губернаторам в качестве регионального министра экономики не нужен, у них другие критерии «профессионального» отбора.

Сегодня уже почти выстроилась система спроса и предложения на непрофессионалов, которая прессингует те возможные исправляющие эту ситуацию решения, которые смогли бы не допустить ее окончательной канонизации. Она создает равные условия для худших и тех, кто все еще получше. Она же ставит лучших рядом с заметно худшими. Властям приходится идти на критериальные компромиссы, чтобы сделать вид, что те, кто хуже, равны лучшим. Из уже отобранных лучших университетов, НИУ и федеральных, целый ряд чрезвычайно далек от планки МФТИ или МГУ, но теперь равны с ними. Причина везде одна и та же — коротенькая скамейка основных игроков, а о запасных часто и вообще не мечтают.

Между тем человеческий ресурс создается образовательной системой. Сегодня в политической элите кадровые тупики нашей ситуации понимают два наших апробированных лидера (по крайней мере, я это наблюдаю и слышу), но они сталкиваются с огромной разреженностью кадровой атмосферы. Сложности (даже для них) добавляет и то, что образование является доверительным товаром, т. е. товаром, чьи качественные характеристики не видны ни массовому покупателю, ни элите, а только профессионалам. Поэтому массовый клиент верит вчерашним брендам вузов, не понимая, что они давно погасли. Все это ведет к недооценке уже давно возникшей и серьезнейшей опасности.

Модернизация без образования

Увы, весьма далеко от понимания этой опасности и наше общество. Едва ли не ежегодные опросы ВЦИОМ о приоритетах в интересах России показывают, что общество из года в год ставит образование на одно из последних мест. Призрак «лучшего в мире» все еще бродит по стране. Но, возможно, дело уже не в этом призраке — а в том, что нам, т. е. нашему непрофессиональному большинству, другого (иного) образования и не нужно. «Нас и здесь неплохо кормят», — как сказал один симпатичный кот. Нынешнее большинство — урбанизированное крестьянство и их потомки — ментально воспринимают интеллект, культуру и образованность как нечто враждебное. Андрей Сахаров, Дмитрий Лихачев, Виталий Гинзбург — не их герои.

Мы, по-видимому, не всегда понимаем квалификационную сущность непрофессионала. Отсутствие профессиональной (образовательно-компетентностной) основы для обеспечения самодостаточности, устойчивости своего положения заставляет любого непрофессионала искать компенсацию этого дефицита. И он находит ее в интригах, сговорах, соучастии в коалициях таких же, как он, и, конечно, в коррупции. И тогда его деятельность становится контркультурной, разрушительной.

Вывод состоит в том, что образование сегодня (как и воспитание молодежи) является для России задачей номер один. Благая идея модернизации без ее решения, т. е. без человеческого ресурса, останется утопией, риторикой. Но тогда нужно против системы непрофессионализма строить тоже систему, стратегию, а не разовые проекты, которыми мы увлеклись, забыв, что проекты начинаются и быстро заканчиваются, часто оставляя после себя лишь то, что захотят в них усмотреть доброжелательно настроенные по отношению к ним СМИ. Модернизация требует наличия мощного экспертного сообщества, а успешный национальный институт экспертизы существует только в массовой профессиональной среде. В непрофессиональной среде он чужероден, опасен для общества. И невостребуем.

Образование: Страна непрофессионалов

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    LIP 21 марта 2010, 06:48 #

    Насмотрелся я достаточно на эти явления в госструктурах пока работал и в энергетике. Более того скажу, непрофессионализм выгоден руководителям всех уровней, в частности энергобаронам, случайно попавшим на руководящие посты или всю жизнь стремившихся без должной подготовки туда пролезть. Им легче управлять стадом тех кто не понимает вещи системно, со всем согласен, демонстрирует ИКД, то есть под козырёк-и забегал. Ушел начальник — тут же на все положил с прибором.
    = Модернизация требует наличия мощного экспертного сообщества, а успешный национальный институт экспертизы существует только в массовой профессиональной среде. В непрофессиональной среде он чужероден, опасен для общества. И невостребуем.=
    Правильно написано но не про нас это. А опасен не для общества, он наоборот больно бьёт по носу это самое общество и под хвост, заставляя развиваться и повышать уровень, планку знаний и подготовки насильно.
    Опасен для сановников всех уровней, привыкших не управлять а власть иметь. царствовать. Потому что с профессионалом не поспоришь, не будучи сам таким же подготовленным и не ущербным в моральном плане.
    Здесь и кроется причина того, что тупое быдло или то что не тонет влезая на должность и обрастая деньгами, положением и связями, всегда вытесняет того кто многое может и умеет.Иначе оно не выживет.

  2. Рейтинг: 0+
    RtZ 17 марта 2010, 19:39 #

    Неплохо, спасибо. Вот только причём тут Сахаров в качестве образца учёного непонятно. Не был он таким, просто жёнушка его распиарила.

    • Рейтинг: 0+
      Q00 20 марта 2010, 21:07 #

      Ага. А вот ещё слух ходил, что не Дмитрий Иванович М. формулировал правила для своей таблицы, а это его зятёк воспел периодичность в поэме блочного типа "Двенадцать"...

  3. Рейтинг: 0+
    grom512 (Grom512) 17 марта 2010, 12:02 #

    Похоже, истина начинает доходить де всех. Это просто замечательно! Чем всегда Россия славилась — так это острыми умами. В том числе и для наведения порядка в собственном доме.

    • Рейтинг: 0+
      kirillovk (kirillov_k) 21 марта 2010, 01:20 #

      Ага. Доперли острым умом Рюрика позвать.

  4. Рейтинг: 2+
    njreufdf 16 марта 2010, 22:44 #

    Все написано верно, как в анекдоте: "чем удобряли, то и выросло". Беда не в том, что "некому учить" или "некому учиться", или вдруг "не знают как и чему учить". Плохо то, что основному заказчику образования (обществу и власти) хорошо образованные специалисты крайне не выгодны. Развал образования производится целенаправленно и, к сожалению, вполне успешно все время "демократических преобразований". Дорвавшаяся до власти серость (тут дело даже не в кремлевской власти, как известно, в поле каждый суслик — агроном) не потерпит рядом с собой людей, которых она не в силах обмануть или запугать, т.е. именно образованных и с сильными личностными качествами. Такие люди уничтожаются и будут уничтожаться до последнего. Обществу, уничтожающему свою промышленность, здравоохранение, обороноспособность и правопорядок специалисты не нужны, нужны вместо них специалисты-каблушники, могущие временно поддерживать видимость всего этого. Каковых "каблушников" мы и имеем на всех уровнях, от министерских постов до рядовых учителей, врачей и инженеров...
    ЗЫЖ Может я и сгустил краски, но самую малость. В действительности все может оказаться еще хуже...

  5. Рейтинг: 0+
    rootlmen 16 марта 2010, 19:50 #

    мне тут говорили что в Гос думе меньше 15% депутатов вообще юристы..
    А если уж смотреть по моему городу (Братск) то тут вообще все жестока, один бывший алкаш, один бывший слесарь, другой шоферюгой работал всю жизнь.... И бац уже в мэры баллатируются имея при себе по 2-3 диплома с "вышкой"....хотя даже по речи видно что они книгу последний раз в школе видели...
    кстати про покупку дипломов забыл разиэль упомянуть, тобишь о заочке... Какие знания, какие проф навыки преобретают студенты заочки мне не ведомо, ибо все мои знакомые на заочке учатся 2--3 недли за год, причем за эти 2-3 недили у них успевают прочитать вс елкции принять зачет и экзамен... И это называетс высшим образованием, тьфу...
    Хотя и очное отделение страдает, правда в разных вузах, факультетах по разному, некоторые покупают сессию, некоторые получат автомат за то что помогли преподу, некоторые за посещение и уж совсем редко за знания какие то....
    эх печально=(

    • Рейтинг: 0+
      Surround 16 марта 2010, 20:25 #

      а я на заочке учусь 3 дня в неделю, и это еще легкий семестр..

  6. Рейтинг: 0+
    mrzorg (ShnyagaDEDA) 16 марта 2010, 19:29 #

    Печально, но факт.

  7. Рейтинг: 2+
    haze20 (Haze) 16 марта 2010, 18:57 #

    Если человек образован... он думает(анализирует)... а если не образован ... то у него сильные стадные чувства...А СТАДОМ УПРАВЛЯТЬ ЛЕГКО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  8. Рейтинг: 6+
    pisets 16 марта 2010, 18:30 #

    Целью высшего образования является не впихнуть знания, а привить системность мышления. А вот профессионализм уже приобретается с опытом работы.

    • Рейтинг: 1+
      span 16 марта 2010, 23:59 #

      Системность мышления — да.
      Только вот "системное мышление" просто невозможно при отсутствии у человека "системных" (фундаментальных) знаний...

      ИМХО, но не менее важная цель высшего образования — научить (точнее, помочь научиться) приобретать новые знания самостоятельно, т.е., путем самообразования. А для этого тоже необходим "начальный капитал" — фундаментальные знания ...

      Т.е., как это не печально для некоторых, но высшее образование без освоения фундаментальных знаний — это блеф...

      И о профессионализме, приобретаемом с опытом работы. Это, как правило, (узко)специальные знания. В отсутствии "фундамента" эти знания принимают вид некого "набора правил" (нужно делать так и только так). При этом вопрос "почему так", а, нередко, и вопрос "в каких граничных условиях так" выносятся "за скобки"...

      • Рейтинг: 0+
        kipax (Belora82) 17 марта 2010, 16:27 #

        вузы, системное мышление — это хорошо, но начинать нужно со школ. полный писец у нас не только в ВУЗах, в школах не меньший беспредел в кач-ве образования. + это ЕГЭ, чтоб эти политиканы что его придумали обгадились.

        • Рейтинг: 0+
          span 17 марта 2010, 22:29 #

          А это вполне естественно — "реформируется" ведь вся система образования в целом, а не только высшая школа...

  9. Рейтинг: 0+
    zer0k 16 марта 2010, 18:18 #

    Чес слово мне кажется профессиональность приобретается с опытом работы, а образование нужно максимум что бы работадателю не тратить месяц на обьяснение как и с чем работатать. Да и вобще выбирать профессию в 17 лет когда поступаеш в инст трудно, к концу обучения личность и формируется уже и человек понимает чем он хочет заниматься.

    • Рейтинг: 0+
      refree (Recluse) 17 марта 2010, 02:21 #

      После "образования" работодателю придется потратить на объяснения "как и с чем работать" не месяц, а полгода.

  10. Рейтинг: 0+
    kfive 16 марта 2010, 17:58 #

    Чем меньше человек знает, тем умнее он себе кажется.

  11. Рейтинг: 0+
    vicvo 16 марта 2010, 17:39 #

    Правда как она есть. Грустно...

  12. Рейтинг: 0+
    crazyuzver (Uzver©) 16 марта 2010, 17:14 #

    Уже читал. А тут всё просто, превратили высшее образование в ширпотреб, а нехрен. Чтобы более менее вернуть его престиж надо как минимум вполовину сократить количество расплодившихся ВУЗов и поднимать качество образования.

  13. Рейтинг: 1+
    rob7on 16 марта 2010, 17:01 #

    Страшная, но умная студентка выучила все и сдала.
    Тупая, но красивая студентка отдалась преподавателю и сдала.
    Страшная и тупая студентка тоже сдала.
    Коррумпированная Россия – общество равных возможностей!

    anekdot.ru

  14. Рейтинг: 1+
    qweasd 16 марта 2010, 16:48 #

    Беда в том, что эта самая система образования нужна только работникам сферы образования и только как средство получения денег (или, если нравится, средств к существованию). Власти наплевать на образование, равно как и на остальные социальные проблемы. Каждый у власти норовит урвать свой кусок природной ренты и спрятать "туда где люди живут" — за границу. Никто из них не видит своего и потомков будущего в россии. "Едим россию"

  15. Рейтинг: 0+
    razorfist 16 марта 2010, 16:00 #

    такое ощущение что про МАИ речь =)

    • Рейтинг: 1+
      crazyuzver (Uzver©) 16 марта 2010, 17:15 #

      Ой зря ты, в маёвне всё ишшо шоколадно, видел бы ты чо творится в некоторых других "ВУЗах"

  16. Рейтинг: 0+
    Vladivostok 16 марта 2010, 15:38 #

    да ладно спорить. скоро теологию и основы православия во всех технарях введут и все наладится. пойдет поток настоящих профи.

    • Рейтинг: 0+
      qweasd 16 марта 2010, 16:43 #

      Будете смеяться. но в Шведском университете есть теологическое отделение.

      • Рейтинг: 0+
        bigbobson 16 марта 2010, 17:20 #

        А почему мы должны сметься?... Даже в советское время в Высшей Партийной школе был такой предмет, как история религии... ;)

    • Рейтинг: 0+
      vicvo 16 марта 2010, 17:40 #

      Да и без теологий всех этих все умрет с таким подходом власти к науке и образованию

  17. Рейтинг: 0+
    Iego 16 марта 2010, 15:37 #

    У нас на защите диплома пришли две студентки с одинаковыми дипломами, в один и тот же день защищаться. Купили дипломы у одного и того же человека и даже не знали об этом. Это говорит о том, что люди на столько далеки были от учебы, что даже не могли у одногрупников, хотя бы ради интереса темой диплома поинтересоваться.

    • Рейтинг: 0+
      vl-a 17 марта 2010, 20:07 #

      Это говорит лишь о том, что в ВУЗе бардак:
      1. Темы дипломов приказом определяются по окончании последнего семестра (зав. каф. — )
      2. есть руководитель ДП от кафедры который должен следить за ходом ДП и соответствием дипломной работы теме.

  18. Рейтинг: 1+
    dmitrye (Dimon) 16 марта 2010, 15:25 #

    Вот я не вижу никакой разницы между уровнем образования в середине 80-х и уровнем образования сейчас. Ну да, по причинам хорошо раскрытым в статье — больше стало юристов-экономистов.
    Но инженерное образование и в лучших ВУЗах страны в 80-х уже было никакущим. На мой поток (инженеры-конструкторы РЭА) набрали 300 человек — и каждый год еще по 300. По специальности дай Бог, чтобы пошла работать сотня, и дай Бог, чтобы из этой сотни 10 стало бы хорошими спецами. Получается, из 300 — 290 балласта.

    • Рейтинг: 0+
      pavel1000 16 марта 2010, 15:44 #

      Не правда всё это Закончи в 95 политех. Не один экзамен не покупал. Требования было серьезные. Госсы многие не сдавали.... Сейчас один мой знакомый — студент после сдачи Госов на 4 сказал что сам бы себе 2 поставил..... Двойки не поставили не кому.... Всё комрцинализировалось и знания не так важны или программы упростились........ Имел возможность сам Убедится получил недавно второе высшее.... По требованиям с первым — небо и земля.......

      • Рейтинг: 0+
        dmitrye (Dimon) 16 марта 2010, 15:47 #

        Это — правда. Речь не о том, покупал экзамены или нет. Я пришел в ВУЗ, уже поработав конструктором. И мне было хорошо видно, кого и как готовят.
        На самом деле о дискредитации высшего образования из-за большого числа получающих в/о писал еще Анатолий Аграновский в начале 60-х. Т.е проблема назревала еще раньше.

        • Рейтинг: 0+
          pavel1000 16 марта 2010, 15:51 #

          Моих знаний полученных в политехе хватило на то чтобы быстро освоить профессию конструктора....... А насчет количества вы правы. Сейчас полно менегеров и юристов...... как раньше инженеров.....

          • Рейтинг: 0+
            dmitrye (Dimon) 16 марта 2010, 15:57 #

            Мне для успешной работы в КБ хватило школы и увлечения радиолюбительством. А в ВУЗе я просто дообразовывался и получал диплом.

            • Рейтинг: 0+
              pavel1000 16 марта 2010, 16:03 #

              В специальности "Технология машиностроения" не всё так просто Там базу иметь надо ну хотя бы техникум.... Чертежи читать, материалы шероховатости методы обработки и так далее...... в школе этому не научат да и хобби в этом направлении иметь трудно.... :)

              • Рейтинг: 0+
                dmitrye (Dimon) 16 марта 2010, 17:09 #

                Гы! Освоил по справочнику Анурьева за несколько дней :) А как бы я еще работал-то?
                Раз меня взяли после школы — надо было соответствовать. Ну печатные платы и схемы для меня были не в новинку, а вот "железки" на первых порах было тяжеловато, конечно. Но рядом опытные конструкторы (я был типа "сын полка"), справочники и стандарты предприятия — вон, на полке. Короче, через полгода я уже не делал больших глупостей :)
                А как нормоконтроль впервые стал проходить — и чертежи научился как следует оформлять :)

            • Рейтинг: 0+
              qweasd 16 марта 2010, 16:49 #

              Если "дообразовывался" значит было чему?

              • Рейтинг: 0+
                dmitrye (Dimon) 16 марта 2010, 17:04 #

                Разумеется. Но поскольку я уже прошел КБ и завод — я знал, что мне нужно.

    • Рейтинг: 0+
      m2m2m2 16 марта 2010, 16:36 #

      Согласен с Вами. Непрофессионализм вспучился, по выражению автора, не 20 лет назад, а гораздо раньше. Во многом это послужило развалу социалистической системы. Конечно исключения были всегда, но государственная система образования работала, когда в высшую школу мог поступить только один из десяти школьников. Затем было нелепое решение о всеобщем 10-летнем образовании и вот, наконец сегодня двери университетов открыты перед каждым двоечником.

  19. Рейтинг: 0+
    duke_ua 16 марта 2010, 14:46 #

    Только вот не сказано, что спроса не грамотных специалистов нет.

    • Рейтинг: 0+
      andreyim 16 марта 2010, 14:51 #

      Не совсем понятно, что вы хотели написать.
      Нет спроса на неграмотных специалистов — Это?

    • Рейтинг: 0+
      qweasd 16 марта 2010, 16:51 #

      Спрос на спецов есть, хватают с голодухи и неграмотных. Однако никто из хозяев не желает платить иначе из-за границы бы ехали и русский учили.

  20. Рейтинг: 0+
    agonizer (aphelion) 16 марта 2010, 13:53 #

    короче говоря мой прогноз : народ, который живет в России , ждет мрачное будущее, пока живете за счет природных ресурсов , но они не вечны , если хотите жить не только за счет нефти, газа, леса, то надо развивать науку ...

    • Рейтинг: 0+
      Surround 16 марта 2010, 20:30 #

      да ты че, мы всегда жили за счет ресурсов, а не только последние 20-30 лет :) предсказатель епт :)

      • Рейтинг: 0+
        agonizer (aphelion) 17 марта 2010, 04:41 #

        в СССР не только за счет природных ресурсов жили, наука развивалась, база осталась но не модернизируется, ученых нет, да и вряд ли появятся в такой среде...

комментарии
^ Наверх