Советско-финляндская война: поражение или победа? Часть 2.

Советско-финляндская война: поражение или победа? Часть 2.

«Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию»

Итак, к концу 1930-х возле северо-западных рубежей Советского Союза имелось явно недружественное нам государство. Весьма показательно, что ещё до начала Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. опознавательным знаком финских ВВС и танковых войск была синяя свастика. Те, кто заявляет, будто именно Сталин своими действиями толкнул Финляндию в гитлеровский лагерь, об этом предпочитают не вспоминать. Как и о том, зачем миролюбивой Суоми понадобилась построенная к началу 1939 года с помощью немецких специалистов сеть военных аэродромов, способная принять в 10 раз больше самолётов, чем их имелось в финских военно-воздушных силах. Впрочем, в Хельсинки были готовы воевать против нас как в альянсе с Германией и Японией, так и в союзе с Англией и Францией.

----------------------<cut>----------------------

Видя приближение нового мирового конфликта, руководство СССР стремилось обезопасить границу возле второго по величине и значению города страны. Ещё в марте 1939 года советская дипломатия зондировала вопрос о передаче или сдаче в аренду ряда островов в Финском заливе, однако в Хельсинки ответили категорическим отказом.

С началом 2-й мировой войны потребности нашей обороны значительно возросли. Чтобы не дать флоту потенциального противника, будь то Германия или западные демократии, прорваться к Кронштадту, а затем и к Ленинграду, следовало перекрыть акваторию Финского залива артиллерийским огнём с обоих берегов. Эта задача эффективно решалась созданием двух оборонительных рубежей. Во-первых, непосредственно на подступах к Кронштадту. В дореволюционное время вход в так называемую Маркизову лужу прикрывался с юга фортом Красная Горка, а с севера — фортом Ино. Теперь Ино принадлежал Финляндии. Дальний же рубеж обороны имело смысл организовать у входа в Финский залив, получив для этого подходящие базы на северном и южном побережьях. Кроме того, необходимо было отодвинуть границу на суше, где она проходила всего лишь в 32 км от Ленинграда, делая возможным его обстрел дальнобойной артиллерией.

28 сентября 1939 года между СССР и Эстонией был заключён договор о взаимопомощи, в соответствии с которым на территорию этой маленькой, но гордой республики вводились советские войска численностью 25 тысяч человек [433]. Советскому Союзу предоставлялось право на размещение гарнизонов и сооружение военно-морских баз в Палдиски и Хаапсалу, а также на островах Эзель (Сааремаа) и Даго (Хийумаа) [434].

12 октября в Москве начались советско-финские переговоры. Советская сторона предложила заключить локальный договор о взаимопомощи в деле совместной обороны Финского залива. Затем разговор коснулся необходимости иметь военную базу на побережье Финляндии, в связи с чем был упомянут полуостров Ханко в качестве возможного места её дислокации. Кроме того, Финляндию призвали уступить принадлежащую ей часть полуострова Рыбачий, ряд островов в Финском заливе и отодвинуть границу на Карельском перешейке. В качестве компенсации Советский Союз предлагал гораздо бо льшие по площади районы Восточной Карелии. Однако финские представители категорически отвергли идею заключения договора о взаимопомощи, а по поводу территориальных изменений сообщили, что Финляндия не может отказаться от неприкосновенности своей территории [435].

14 октября переговоры были продолжены. Советская позиция оставалась неизменной. Как сказал Сталин: «Мы просим, чтобы расстояние от Ленинграда до линии границы было бы семьдесят километров. Таковы наши минимальные требования, и вы не должны думать, что мы уменьшим их. Мы не можем передвинуть Ленинград, поэтому линия границы должна быть перенесена» [436].

В ответ глава финской делегации Ю.Паасикиви заявил, что должен проконсультироваться с правительством. Тогда советская сторона представила свои предложения в форме письменного меморандума. Они сводились к тому, что Финляндия должна сдать в аренду полуостров Ханко «для устройства морской базы с береговой артиллерийской обороной, могущей вместе с береговой артиллерией на другом берегу Финского залива у Балтийского порта (Палдиски. — И.П.) перекрыть артиллерийским огнём проход в Финский залив» , а также отодвинуть границу на Карельском перешейке и передать Советскому Союзу ряд островов в Финском заливе и западную часть полуострова Рыбачий. Общая площадь территорий, переходящих от Финляндии к СССР, составила бы 2761 кв. км, в качестве компенсации были предложены 5529 кв. км в Восточной Карелии возле Реболы и Порос-озера [437]. На следующий день финская делегация отбыла в Хельсинки [438].

Тем временем в финском руководстве возобладало сформулированное министром иностранных дел Э.Эркко мнение, что Советский Союз блефует и по отношению к нему надо проводить твёрдую линию. Ещё 12 октября в Финляндии были объявлены всеобщая мобилизация и эвакуация гражданского населения из крупных городов. Начались аресты членов левых общественных организаций, было запрещено издание ряда газет и журналов. 17 октября маршал Маннергейм назначается главнокомандующим. В состав финской делегации на переговорах был включён В.Таннер, занимавший в тот момент пост министра финансов, который должен был контролировать склонного к компромиссам Паасикиви [439].

23 октября московские переговоры возобновились. В соответствии с полученными инструкциями, представители Финляндии соглашались передать 5 островов в Финском заливе и отодвинуть на 10 км границу на Карельском перешейке. По поводу сдачи в аренду Ханко последовал категорический отказ. В свою очередь советская сторона продолжала настаивать на создании на полуострове Ханко военно-морской базы, хотя и согласилась уменьшить численность её гарнизона с 5 до 4 тысяч человек. Кроме того, была высказана готовность несколько отодвинуть к востоку линию будущей границы на Карельском перешейке. Сославшись на необходимость проконсультироваться с парламентом, 24 октября финская делегация отправилась в Хельсинки [440].

Впрочем, среди финского руководства раздавались и трезвые голоса. Сторонником компромисса с Москвой был маршал Маннергейм, который ещё в марте 1939 года в беседах с президентом К.Каллио и премьер-министром А.Каяндером высказал мысль, что Финляндии было бы выгодно выступить с предложением об отводе от Ленинграда линии границы и получить за это хорошую компенсацию [441]. 16 октября во время совещания в Государственном совете посол в СССР Ирьё-Коскинен высказал мнение, что если удовлетворить разумные оборонные требования правительства Советского Союза, как это сделали другие, война не вспыхнет, а Маннергейм заметил, что если Россия удовлетворится границей в семидесяти километрах от Ленинграда, то военные смогут разработать соответствующие предложения [442]. Высказавшись против сдачи в аренду Ханко, маршал предложил альтернативный вариант: «Компромисса, пожалуй, и добились бы, пожертвовав некоторыми островами. В этой связи я назвал в качестве возможного объекта переговоров остров Юссарё, расположение которого предлагало русским хорошие условия к взаимодействию с фортами острова Найссаар (в 10 км к северу от Таллина. — И.П.), прилегающего к южному побережью Финского залива» [443]. Как свидетельствует Таннер, после переговоров 23 октября Паасикиви был готов рекомендовать передачу Юссарё под советскую базу, а на Карельском перешейке уступить территорию вплоть до линии границы, предложенной Маннергеймом [444].

3 ноября начался последний раунд переговоров. Встретившись с Паасикиви накануне отъезда финской делегации в Москву, Маннергейм убеждал его: «Вы обязаны прийти к соглашению. Армия не в состоянии сражаться» [445]. Однако утверждённые президентом Каллио жёсткие инструкции исключали возможность какого-либо дипломатического манёвра.

Добиваясь получения военно-морской базы, советская сторона готова была пойти на любой устраивающий Финляндию вариант передачи нам полуострова Ханко, будь то аренда, продажа или обмен [446]. Наконец, мы соглашались и на острова у его побережья. Как отмечает в своих мемуарах Маннергейм: «Советское правительство в свою очередь заявило, что может удовлетвориться группой островов Хестё — Бусё — Хермансё — Коё, расположенной восточнее мыса Ханко, а также упоминавшейся ранее якорной стоянкой в Лаппохья. Это была довольно значительная уступка, которая и в экономическом смысле была бы менее тяжёлой, чем передача Ханко, хотя и были бы потеряны важные батареи береговой артиллерии» [447].

4 ноября финская делегация отправила в Хельсинки шифрованную телеграмму, в которой запрашивала у своего правительства согласие на передачу под советскую базу острова Юссарё и уступку СССР форта Ино на Карельском перешейке [448]. Однако руководство Финляндии окончательно утратило чувство реальности. В ответной телеграмме от 8 ноября предписывалось отказаться от любых вариантов размещения советской базы на Ханко или каких-либо островах в его окрестностях. Уступка же Ино могла рассматриваться лишь при условии, что СССР откажется от своих требований по Ханко. Как пишет Таннер: «Все мы были очень разочарованы полученными инструкциями. Мы ожидали, что в Хельсинки поймут: соглашение может быть достигнуто только путём новых уступок» [449].

9 ноября состоялось последнее заседание советской и финской делегаций. Как вспоминает Таннер:

«Сталин указал на карте остров Руссарё: “Может быть, вы уступите хотя бы его?”

Как предписывали наши инструкции, мы ответили отрицательно.

“Тогда, похоже, ничего не выйдет. Ничего не выйдет”, — сказал Сталин».

Стало ясно, что переговоры окончательно зашли в тупик. 13 ноября финская делегация покинула Москву. При пересечении ею границы финская пограничная стража открыла огонь по советским пограничникам.

Нельзя не отметить подстрекательскую роль британской дипломатии. 24 ноября Англия намекнула СССР, что не станет вмешиваться в случае советско-финского конфликта. В то же время Финляндии заявлялось, что следует занимать твёрдую позицию и не поддаваться нажиму Москвы. Таким образом, речь шла о провоцировании войны с целью использовать Финляндию «для того, чтобы причинить как можно больше вреда России, не считаясь даже с тем, если в конечном счёте финны потерпят крах перед лицом её превосходящей мощи» [452].

Обличители «преступлений сталинского режима» любят разглагольствовать о том, что Финляндия — суверенная страна, которая сама распоряжается своей территорией, и поэтому, дескать, она вовсе не была обязана соглашаться на обмен. В этой связи можно вспомнить события, имевшие место два десятилетия спустя. Когда в 1962 году на Кубе начали размещаться советские ракеты, у американцев не было никакого законного основания вводить морскую блокаду Острова свободы и тем более наносить по нему военный удар. И Куба, и СССР — суверенные страны, размещение советского ядерного оружия касалось только их и вполне соответствовало нормам международного права. Тем не менее США были готовы начать 3-ю мировую войну, если ракеты не будут убраны. Существует такое понятие, как «сфера жизненных интересов». Для нашей страны в 1939 году в подобную сферу входили Финский залив и Карельский перешеек. Даже отнюдь не симпатизировавший советской власти бывший лидер партии кадетов П.Н.Милюков в письме И.П.Демидову высказал следующее отношение к начавшейся войне с Финляндией: «Мне жаль финнов, но я — за Выборгскую губернию» [453].

26 ноября произошёл известный инцидент у деревни Майнила. Согласно официальной советской версии в 15:45 финская артиллерия произвела обстрел нашей территории, в результате чего были убиты 4 и ранены 9 советских военнослужащих [454]. Сегодня считается хорошим тоном трактовать это событие как дело рук НКВД. Утверждения финской стороны о том, будто их артиллерия дислоцировалась на таком расстоянии, что её огонь не мог достичь границы [455], воспринимаются как бесспорные. Между тем по данным советских документальных источников в районе Яаппинен (в 5 км от Майнилы) располагалась одна из финских батарей [456]. Впрочем, кто бы ни организовал провокацию у Майнилы, она была использована советской стороной в качестве повода к войне. 28 ноября правительство СССР денонсировало советско-финляндский договор о ненападении и отозвало из Финляндии своих дипломатических представителей. 30 ноября начались боевые действия [457].

Не буду подробно описывать ход войны, поскольку на эту тему уже имеется достаточно публикаций. Первый её этап, длившийся до конца декабря 1939 года, в целом оказался для Красной Армии неудачным. На Карельском перешейке советские войска, преодолев предполье линии Маннергейма, 4-10 декабря вышли к её главной оборонительной полосе. Однако попытки её прорвать оказались безуспешными. После кровопролитных боёв стороны перешли к позиционной борьбе [458].

В чём причины неудач начального периода войны? В первую очередь в недооценке противника. Финляндия заблаговременно провела мобилизацию, увеличив численность своих Вооружённых сил с 37 до 337 тысяч [459]. Финские войска были развёрнуты в приграничной зоне, основные силы заняли оборонительные рубежи на Карельском перешейке и даже успели в конце октября 1939 года провести полномасштабные манёвры [460].

Не на высоте оказалась и советская разведка, которая не смогла выявить полные и достоверные сведения о финских укреплениях. Впрочем, встречается и прямо противоположное мнение. Например, вот что утверждает в своих мемуарах подполковник В.А.Новобранец:

«Хорошо помню, что все мы, работники оперативного отдела, пользовались так называемым “чёрным альбомом”, в котором содержались все исчерпывающие данные по финским укреплениям на Карельском перешейке (“линия Маннергейма”), В альбоме были фотоснимки и характеристики каждого ДОТа: толщина стенок, наката, вооружение и т.д.

Позднее, уже работая в Разведупре, я опять-таки видел этот “чёрный альбом”. Он был и в штабах действующих войск на Карельском перешейке. Как же смели руководители правительства утверждать, что таких данных не было?» [461].

По всей видимости, Новобранец имеет в виду «Альбом укреплений Карельского перешейка», составленный по данным советской разведки в 1937 году [462]. Однако дело в том, что наиболее современная часть финских укреплений, в том числе знаменитые ДОТы-«миллионники», была построена в 1938-1939 годах. Достоверная разведывательная информация о них отсутствовала совершенно [463].

Наконец, советское руководство питало необоснованные надежды на «классовую солидарность финских трудящихся». Было распространено убеждение, что население стран, вступивших в войну против СССР, чуть ли не сразу же «восстанет и будет переходить на сторону Красной Армии» , что рабочие и крестьяне выйдут встречать советских воинов с цветами [464].

В результате для боевых действий не было выделено должного количества войск и соответственно не обеспечено необходимое превосходство в силах. Так, на Карельском перешейке, являвшемся наиболее важным участком фронта, финская сторона располагала в декабре 1939 года 6 пехотными дивизиями, 4 пехотными бригадами, 1 кавалерийской бригадой и 10 отдельными батальонами — всего 80 расчётных батальонов. С советской стороны им противостояли 9 стрелковых дивизий, 1 стрелково-пулемётная бригада и 6 танковых бригад — итого 84 расчётных стрелковых батальона. Если сравнивать численность личного состава, то финские войска на Карельском перешейке насчитывали 130 тыс., советские — 169 тыс. человек [465]. В целом же по всему фронту против 265 тыс. финских военнослужащих действовало 425 тыс. бойцов Красной Армии [466].

Советско-финляндская война: поражение или победа? Часть 2.


Реакция Запада

Начавшаяся война вызвала истерию «мирового сообщества». 14 декабря Советский Союз был исключён из Лиги Наций. Причём сделано это было с явными нарушениями процедуры. Совет Лиги Наций состоял из 15 членов, за резолюцию об исключении СССР было подано 7 голосов (Англия, Франция, Бельгия, Боливия, Египет, Южно-Африканский Союз, Доминиканская республика), остальные 8 членов Совета не участвовали в голосовании, либо воздержались. Таким образом, резолюция об исключении СССР была принята меньшинством членов Совета Лиги. Примечательно, что 3 из 7 членов Совета Лиги, голосовавшие за исключение, — Южно-Африканский Союз, Боливия и Египет — были избраны в состав членов Совета как раз накануне голосования [467].

Западные державы щедро снабжали Финляндию оружием. Отвечая 12 марта 1940 года на парламентский запрос, премьер-министр Даладье заявил, что Франция поставила Финляндии 145 самолётов, 496 орудий, 5 тыс. пулемётов, 400 тыс. винтовок и 20 млн. патронов. В свою очередь его коллега Чемберлен сообщил 19 марта членам британского парламента, что из Англии в Финляндию были отправлены 101 самолёт, 114 орудий, 185 тыс. снарядов, 200 противотанковых орудий, 100 пулемётов «Виккерс», 50 тыс. газовых снарядов, 15 700 авиабомб, а также большое количество обмундирования и снаряжения [468].

Кроме того, в Финляндию прибыли 11,6 тыс. иностранных добровольцев. Наиболее многочисленными контингентами из них были шведы (8680 человек), датчане (944), норвежцы (693), американские финны (364) и венгры (346) [469].

Не собираясь ограничиваться поставками оружия, Англия и Франция рассчитывали принять в советско-финской войне самое непосредственное участие.

В прошлой главе я уже рассказывал о поистине титанических усилиях, предпринимавшихся командованием союзников, чтобы не допустить реальных боевых действий против немцев на Западном фронте. Как пишет в своей книге английский историк Джон Фуллер: «На этом фронте царил полнейший мир. Французы не стреляли, они говорили: “Ils ne sont pasmechants” (немцы не негодяи), и “если мы начнем стрелять, они также будут стрелять”» [470].

Ну разумеется, немцы не негодяи. То ли дело русские! Получив подходящий предлог, руководство союзников принялось с энтузиазмом строить планы нападения на СССР.

С началом Зимней войны в Финляндию была направлена французская военная миссия во главе с подполковником Ганевалем. В штабе командующего Вооружёнными силами Финляндии маршала Маннергейма находился личный представитель Гамелена генерал Клеман-Гранкур. По словам члена французской военной миссии капитана П.Стелена, главная задача французских представителей заключалась в том, чтобы «всеми силами удерживать Финляндию в состоянии войны» [471].

Во исполнение решений верховного совета союзников французские штабы разработали план военных действий против СССР, предусматривающий высадку англо-французского десанта в Печенге (Петсамо), а также бомбовые удары по важным объектам на советской территории. В служебной записке начальника генерального штаба ВМФ Франции и будущего главнокомандующего прогитлеровского правительства Виши адмирала Дарлана на имя премьер-министра Э.Даладье необходимость подобной операции обосновывалась следующим аргументом: «В районе Мурманска и в Карелии содержатся тысячи политических ссыльных, и обитатели тамошних концентрационных лагерей готовы восстать против угнетателей. Карелия могла бы в конце концов стать местом, где антисталинские силы внутри страны могли бы объединиться» [472].

Заместитель начальника генерального штаба ВВС генерал Бержери в разговоре с капитаном П.Стеленом в декабре 1939 года говорил, что англо-французские союзники предпримут нападение на СССР не только на севере, в Финляндии, но и на юге, в Закавказье. «Генерал Вейган командует войсками в Сирии и Ливане. Его силы будут наступать в общем направлении на Баку с тем, чтобы лишить СССР добываемой здесь нефти. Отсюда войска Вейгана продвинутся навстречу союзникам, наступающим на Москву из Скандинавии и Финляндии» . «Я был удивлён и польщён, — писал в своих мемуарах Стелен, — что меня конфиденциально познакомили с операцией столь крупного масштаба. Замысел операции был выражен на карте двумя изогнутыми стрелами: первая — из Финляндии, вторая — из Сирии. Заострённые наконечники этих стрел соединялись в районе на восток от Москвы» [473].

Но все эти далеко идущие планы были сорваны Красной Армией. Проведя необходимую подготовку, значительно усиленные советские войска начали 11 февраля 1940 года решительное наступление на Карельском перешейке. Прорвав главную оборонительную полосу, к 21 февраля они вышли ко второй полосе линии Маннергейма, 3 марта оказались на подступах к Выборгу, 7-9 марта прорвались к его окраинам. 9 марта Маннергейм сообщил правительству, что финская армия стоит перед угрозой полного разгрома [474]. Несмотря на уговоры Англии и Франции, заверявших, что их войска уже на подходе, 12 марта 1940 года финская делегация в Москве была вынуждена подписать мирный договор на советских условиях [475].

Поражение Финляндии вызвало во Франции правительственный кризис. На первый взгляд, это кажется довольно странным. Ведь к тому времени возглавляемое Даладье правительство уже успело дважды предать союзную Чехословакию: в сентябре 1938-го и в марте 1939 года. Затем в сентябре 1939 года оно предало союзную Польшу. Никого это особо не возмущало. А тут Финляндия, с которой Францию не связывали никакие договоры и которая по условиям мира сохранила свою независимость, потеряв лишь часть территории. Тем не менее, факт поражения финнов оказался для французской общественности настолько невыносимым, что правительство Даладье было вынуждено уйти в отставку [476]. В чём же причина такой реакции? Всё очень просто. На этот раз победителями стали не добропорядочные немцы-нацисты, а русские варвары-большевики. До какой же степени ненавидит нас пресловутый «цивилизованный мир»! И какими наивными идиотами выглядят те наши соотечественники, кто всерьёз верит, будто русских когда-нибудь «примут в Европу».

Советско-финляндская война: поражение или победа? Часть 2.

Поражение или победа?

Итак, подведём итоги советско-финского конфликта. Как правило, выигранной считается такая война, в результате которой победитель оказывается в лучшем положении, чем был до войны. Что же мы видим с этой точки зрения?

Как мы уже убедились, к концу 1930-х Финляндия представляла собой страну, настроенную к СССР явно недружественно и готовую вступить в альянс с любым из наших врагов. Так что в этом отношении ситуация отнюдь не ухудшилась. С другой стороны, известно, что распоясавшийся хулиган понимает лишь язык грубой силы и начинает уважать того, кто сумел его побить. Не стала исключением и Финляндия. 22 мая 1940 года там было создано Общество мира и дружбы с СССР. Несмотря на преследования финских властей, к моменту его запрещения в декабре того же года оно насчитывало 40 тысяч членов [477]. Подобная массовость свидетельствует, что вступали в Общество не только сторонники коммунистов, но и просто здравомыслящие люди, полагавшие, что с великим соседом лучше поддерживать нормальные отношения.

Согласно Московскому договору СССР получил новые территории, а также военно-морскую базу на полуострове Ханко. Это явный плюс. После начала Великой Отечественной войны финские войска смогли выйти на линию старой государственной границы лишь к сентябрю 1941 года.

Необходимо отметить, что если на переговорах в октябре-ноябре 1939 года Советский Союз просил меньше 3 тысяч кв. км да ещё и в обмен на вдвое большую территорию, то в результате войны приобрёл около 40 тысяч кв. км [478], не отдавая ничего взамен.

Также следует учесть, что на предвоенных переговорах СССР помимо территориальной компенсации предлагал возместить стоимость оставляемой финнами собственности. По подсчётам финской стороны, даже в случае передачи маленького клочка земли, который она соглашалась нам уступить, речь шла о 800 млн марок [479]. Если бы дело дошло до уступки всего Карельского перешейка, счёт пошёл бы уже на многие миллиарды.

Зато теперь, когда 10 марта 1940 года накануне подписания Московского мирного договора Паасикиви завёл речь насчёт компенсации за передаваемую территорию, вспомнив, что Пётр I заплатил Швеции по Ништадтскому миру 2 млн талеров, Молотов мог спокойно ответить: «Пишите письмо Петру Великому. Если он прикажет, то мы заплатим компенсацию» [480].

Более того, СССР потребовал сумму в 95 млн руб. в качестве возмещения за вывезенное с захваченной территории оборудование и порчу имущества. Финляндия также должна была передать СССР 350 морских и речных транспортных средств, 76 локомотивов, 2 тыс. вагонов, значительное число автомобилей [481].

Безусловно, в ходе боевых действий советские Вооружённые силы понесли существенно бо льшие потери, нежели противник. Согласно именным спискам, в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. погибло, умерло и пропало без вести 126 875 военнослужащих Красной Армии [482]. Потери же финских войск составили, по официальным данным, 21 396 убитых и 1434 пропавших без вести [483]. Впрочем, в отечественной литературе нередко встречается и другая цифра финских потерь — 48 243 убитых, 43 тыс. раненых [484]. Первоисточником этой цифры является опубликованный в газете «За рубежом» №48 за 1989 год перевод статьи подполковника генштаба Финляндии Хельге Сеппяля, первоначально напечатанной в финском издании «Мааилма я ме». По поводу финских потерь Сеппяля пишет следующее:

«Финляндия потеряла в “зимней войне” более 23 000 человек убитыми, более 43 000 человек ранеными. При бомбёжках, в том числе торговых кораблей, были убиты 25 243 человека» [485].

Последняя цифра — 25 243 убитых при бомбёжках — вызывает сомнение. Возможно, здесь имеет место газетная опечатка. К сожалению, у меня не было возможности ознакомиться с финским оригиналом статьи Сеппяля.

Как бы то ни было, советские потери в несколько раз превосходят финские. Подобное соотношение не удивительно. Возьмём, например, Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Если рассматривать боевые действия в Маньчжурии, потери обеих сторон оказываются примерно одинаковыми. Более того, зачастую русские теряли больше японцев. Однако при штурме крепости Порт-Артур потери японцев намного превысили русские потери. Казалось бы, и здесь, и там сражались те же самые русские и японские солдаты, почему же такая разница? Ответ очевиден: если в Маньчжурии стороны сражались в чистом поле, то в Порт-Артуре наши войска обороняли крепость, пусть даже и недостроенную. Вполне естественно, что штурмующие понесли гораздо более высокие потери. Такая же ситуация сложилась и во время советско-финской войны, когда нашим войскам пришлось штурмовать линию Маннергейма, да ещё в зимних условиях.

В результате советские войска приобрели бесценный боевой опыт, а командование Красной Армии получило повод задуматься о недостатках в подготовке войск и о неотложных мерах по повышению боеспособности армии и флота.

Выступая 19 марта 1940 года в парламенте, Даладье заявил, что для Франции «Московский мирный договор — это трагическое и позорное событие. Для России это великая победа» [486]. Впрочем, не стоит впадать в крайность, как это делают некоторые авторы. Не очень-то великая. Но всё-таки победа.

Первая часть статьи лежит здесь: nnm.ru/blogs/master222/sove...

Комментарии

  1. Рейтинг: 1+
    ff5 18 декабря 2009, 15:01 #

    Странно, продолжение про советско-финляндскую войну появилось, а мирный нацист-фриц, который есть благородный пархатус, почему-то нет. Опять обещание не сдержал... )))))))))))) В который уж раз...)))))))))) Видать крепко он Авдощенко испугался ))))))))))))))))))))

  2. Рейтинг: 1+
    pokandi 18 декабря 2009, 00:51 #

    Спасибо!
    Очень познавательно!

  3. Рейтинг: 2+
    ramon1970 17 декабря 2009, 23:53 #

    Скорее всего все вы правы — вот что страшно:
    И Маннергейм хотел Ижорские земли по самый Выборг,
    и наши оппозицию в Финляндии поддержали.

    Но не забывайте КТО отбил финнов у Швеции, и что в сумме на данный момент она представляет собой сегодня!

    • Рейтинг: 0+
      nsbm-varvar 18 декабря 2009, 00:06 #

      Неужто евреи? :)

      • Рейтинг: 1+
        ramon1970 19 декабря 2009, 09:15 #

        Очень интересная версия.
        Таки я не подумал..

    • Рейтинг: 0+
      tabunet 18 декабря 2009, 00:09 #

      Дык я не понЯл , что страшнее : шведы или оппозиция по самый Выборг?

    • Рейтинг: 0+
      jr13 18 декабря 2009, 00:13 #

      а они наоборот думают что это они руся со шведами били

  4. Рейтинг: 1+
    nsbm-varvar 17 декабря 2009, 23:43 #

    Финляндия хотела завоевать СССР!
    Пугачёва была братом Кобзона!
    Муравьи-людоеды покалечили лесника-дендрофила!
    Скандалы! Интриги! Расследования!

    • Рейтинг: 0+
      tabunet 18 декабря 2009, 00:06 #

      И в тему Схамбе с мастеровым : Блюхер — японо-новозеландский шпиён! Якир с Уборевичем — монгольские грантососы! Настоящая фамилия Блюхера — Синечленников , а Синебрюхова — Краснобрюхов — это происки белофиннов. Скандалы! и далее по тексту...

    • Рейтинг: 3+
      ff5 18 декабря 2009, 08:36 #

      СССР хотел получить земли, чтобы обезопасить Ленинград, он их и получил. Причём ранее предлагая Финляндии обмен на выгодных условиях.
      Финны хотели выпендриться, гордо продемонстрировать своё понимание ситуации, но получили пиздюлей и стали должниками СССР.

      Ты, девочка, тоже тут гордо демонстрируешь... Лучше не надо )))))))))))))))))))

      • Рейтинг: -3+
        nsbm-varvar 18 декабря 2009, 09:06 #

        Для особо тупых луковиц: девочкой был твой отец на зоне. Не пытайся со своей родословной лезть к порядочным людям.

        • Рейтинг: 3+
          ff5 18 декабря 2009, 09:22 #

          Аватарка твоя — девичья.

          • Рейтинг: -3+
            nsbm-varvar 18 декабря 2009, 13:43 #

            Неправда. А вот у тебя пидарская.

  5. Рейтинг: 0+
    Dane 17 декабря 2009, 23:31 #

    Очередная статья-бред. Автор — очень опасный больной: множество событий сокрыто, другие злостно перевраны. Как обычно анализ (если это так можно назвать) проводиться по сомнительным источникам. Вообщем, даже спорить не о чем, т.к.исторической ценности статья не имеет.

    • Когда-то тут был комментарий

      • Рейтинг: 0+
        master222 18 декабря 2009, 09:39 #

        Мне вот интересно.

        Какие такие железные аргументы привели вы что бы мы-скромные люди удостоились принять вас в свой клуб интеллектуалов))

    • Рейтинг: 1+
      shamba 18 декабря 2009, 06:23 #

      Давай расскажи, что сокрыто, а что "переврано".

  6. Рейтинг: 1+
    foxbat99 (FoxBat) 17 декабря 2009, 21:35 #

    По некоторым пунктам удивил. Пойду курить литературу. Спасибо, заинтриговал. По крайней мере, ничего шокирующего не написал. Некоторые подробности я не знал.

  7. Когда-то тут был комментарий

    • Рейтинг: 0+
      shamba 17 декабря 2009, 21:09 #

      Сложно разобраться, о чём же ты бредишь, так что даже не знаю, "в чём прикол".

      • Когда-то тут был комментарий

        • Рейтинг: 1+
          shamba 17 декабря 2009, 21:23 #

          Да ты ещё и неграмотный...

          • Когда-то тут был комментарий

            • Рейтинг: 0+
              shamba 17 декабря 2009, 21:33 #

              Да ты не только буквы пропускаешь, ты всю статью пропустить умудрился.

              Там, между прочим, есть ссылка на автора, и на того кто запостил.

              А косоглазие лечат.

              • Когда-то тут был комментарий

              • Рейтинг: 0+
                shamba 17 декабря 2009, 21:46 #

                Факт? Доказать можешь, или только кнопки жать?

                А как набираешь мне дела особого нет, но то что про мени врёшь — другое дело.

                • Когда-то тут был комментарий

                  • Рейтинг: -1+
                    shamba 17 декабря 2009, 22:48 #

                    Не можешь — так и скажи, вас таких много, из толпы не выделяешься.

                    • Рейтинг: 2+
                      jr13 17 декабря 2009, 23:02 #

                      СПОРИМ НЕ ПОДЕРЕТЕСЬ

                      • Рейтинг: 0+
                        shamba 17 декабря 2009, 23:11 #

                        Зато в монитор плюнуть можно!!! :)

                        • Когда-то тут был комментарий

                          • Рейтинг: 0+
                            shamba 17 декабря 2009, 23:22 #

                            То есть ты пустобрех. Как врать — так сразу, как доказать — так в кусты.

                            Ну ничего, не переживай, как я уже говорил, из толпы не выделяешься.

                            • Когда-то тут был комментарий

                              • Рейтинг: -1+
                                shamba 18 декабря 2009, 06:22 #

                                Не "не надо", а просто ты, пустобрех, не в состоянии.

                                • Рейтинг: -1+
                                  nsbm-varvar 18 декабря 2009, 09:04 #

                                  Мда, совковое хамство во всей красе. Никакого уважения к собеседнику, зато когда тот отвечает симметрично, совковый хам сразу бежит жаловаться

  8. Рейтинг: 3+
    igorgri 17 декабря 2009, 19:52 #

    Ну начнем с того, а как начали мы эту войну? И почему нас исключили из Лиги наций. А исключили за удар авиации по Хельсинки. Некоторые бомбили из-за облаков по расчету времени, ну и вместо военных объектов попали по жилым домам с мирными жителями.

    Подготовка штурманов была не очень, не зря много летчиков-орденоносцев полярной авиации стали летать со всеми экипажами на этой войне, и не зря Голованов выхлопатал создание отдельного полка, где ковались будущие кадра АДД.

    А теперь интересный момент. Почему генерал Монергейм не был осужден после победы ни в этой, ни в следующей войне? Не потому ли, что финские войска не вошли в Ленинград, хотя Жуков снял почти все войска с этого направления и бросил их против немцев. И кто сообщил советскому командованию время операции по перерезанию трассы на Ладожском озере?

    Кстати — очень много военной техники финам поставила Швеция, которая была во вторую мировую войну нейтральной державой.

    Что интересно — только фины в полной мере использовали захваченную у нас авиационную технику и делали из нее боевые подразделения.

    Еще интересно — при захвате противника в плен (обнаружении трупа) финский военный должен был изъять вс едокументы и личные вещи и сдать это вместе с рапортом. В настоящее время по этим рапортам выяснена судъба многих без вести пропавших солдат и офицеров.

    • Рейтинг: 0+
      jr13 17 декабря 2009, 20:37 #

      про последний абзац ....к сожалению не помню где про 44 ую (почитайте об отношении к пленным и трупам (по круче "бородатых" резали) ) -отчет об обноружении коллонны

    • Рейтинг: 2+
      alexcov 17 декабря 2009, 20:57 #

      Ну да. Расскажи, как финны захватили Петрозаводск, построили вокруг него 17 лагерей и согнали туда всех русских. А в Ленинград они не вошли, потому что у нас была своя линия. Правда, один ДОТ финны все-таки захватили.

      • Рейтинг: 1+
        jr13 17 декабря 2009, 21:40 #

        Что серьезно линия есть ???(Калиненский укреп район наверно не называлась ?сам мгенерал Карбышев тама не разу не был? и не было в ней трех полос обороны с теме же наболдами и полевыми позициями?и часть линии манергейма в нее не входило не разу? дерективы 41 года об организации обороны "Сборник документов действий карельского фронта периода 41-43 года") . А о тмома как маршала манергейма в финскую гражданскую странцу в крови утопил резали всех и саамов, и русских и финов а про лагеря так фины тоже такие весчи устраивали для "русяя" и пр.
        После окончания гражданской войны 1918 около 75 тысяч коммунистов было заключено в концентрационные лагеря[источник не указан 211 дней]. 125 человек было убито, примерно 12 тысяч заключенных умерли от голода, болезней и издевательств[источник не указан 211 дней].

        Во время Второй мировой войны финская армия оккупировала восточную Карелию (которая никогда не принадлежала Финляндии), где были созданы концентрационные лагеря для советских граждан славянского происхождения. Первый лагерь был основан 24 октября 1941 г. в Петрозаводске.

        Численность заключенных в финских концентрационных лагерях:
        13,400 — 31 декабря, 1941
        21,984 — 1 июля, 1942
        15,241 — 1 января, 1943
        14,917 — 1 января, 1944

        • Рейтинг: 0+
          jr13 17 декабря 2009, 21:41 #

          википедия

          • Рейтинг: 0+
            shamba 17 декабря 2009, 21:47 #

            Он как бы о том же пишет.

        • Рейтинг: 0+
          alexcov 17 декабря 2009, 22:20 #

          Я так понял, это ответ igorgri?

          • Рейтинг: 0+
            jr13 17 декабря 2009, 22:54 #

            обсалютно верно alexcov (спасибо за понимание)

    • Рейтинг: 3+
      ramon1970 17 декабря 2009, 22:22 #

      Какова реакция Лиги Наций (ООН) по фактам бомбёжек Милана, Дрездена, Ростока, Токио, Хиросимы???

      • Рейтинг: -2+
        shamba 17 декабря 2009, 22:46 #

        Как бы Лига Наций по причине второй мировой себя совершенно дискредитировала и не играла особой роли — тогда важен был один вопрос: "а сколько у него дивизий?", а ООН появился позже.

      • Рейтинг: 1+
        jr13 17 декабря 2009, 22:56 #

        ...а это не руские сделали ???? (это я с цинизмом)

    • Рейтинг: 0+
      maddock 18 декабря 2009, 10:39 #

      "Насколько уверен был Сталин в своих действиях по фактическому захвату Прибалтики, можно судить по эпизоду с министром иностранных дел Эстонии, которому первым из его балтийских коллег довелось посетить Москву. Будучи приглашенным туда для обсуждения условий “Пакта о взаимной помощи”, он был вечером 26 сентября вызван со спектакля в Большом театре для встречи с Молотовым, который потребовал от него согласия на размещение в Эстонии советских войск. При следующей встрече Молотов уведомил его, что их численность составит 35 тысяч человек, — министр был шокирован и заметил, что это превышает число военнослужащих во всей эстонской армии. Тут в кабинет Молотова неожиданно вошел Сталин и с невинным видом поинтересовался, в чем проблема. Затем он милостиво снизил названную Молотовым цифру до 25 тысяч. Таким образом, уже осенью 1939 года прибалтийские государства фактически вошли в сферу советского влияния и уж во всяком случае окончательно и полностью утратили какую-либо возможность оказывать вооруженное сопротивление." источник — http://www.deol.ru/manclub/war/suv42.htm

      Я сам про численность эстонцев данных не имею, но армии в Прибалтике отродясь маленькие были, и ввести в Эстонию особый стрелковый корпус численностью 25 000 — то же самое, что в Россию ввести 20 миллилнов китайских солдат :D

  9. Рейтинг: 0+
    jr13 17 декабря 2009, 19:08 #

    вот вам ответ http://www.rkka.ru/analys/mainila/mainila2.htm и это правда а то бедные "чухи"

    • Рейтинг: 0+
      jr13 17 декабря 2009, 20:39 #

      ну ну правда глазки режет

  10. Рейтинг: 0+
    master222 17 декабря 2009, 18:15 #

    shamba по прежнему ведет не равные тяжелые бои...

    • Рейтинг: 0+
      shamba 17 декабря 2009, 18:18 #

      Однако, двусмысленно.

      • Рейтинг: 1+
        master222 17 декабря 2009, 18:29 #

        за правду же.

        Меня поражает, что как только приводятся доводы:

        Финляндия имело тер. претензии к СССР.

        Финляндия усиленно готовилась к войне

        СССР предложил в два раза больше своей тер. в Карелии

        то оппоненты бросаются фразами: "бред политрука" и переводят разговоры на Китаи, Афганистаны — Японии.

        Невозможно спорить ибо спор ведется на разных языках в разных измиерениях.

        • Рейтинг: 0+
          shamba 17 декабря 2009, 18:31 #

          А что поражаться, обычная демагогия.

          http://fan.lib.ru/n/nesterenko_j_l/text_0610.shtml

          • Когда-то тут был комментарий

            • Когда-то тут был комментарий

              • Когда-то тут был комментарий

                • Рейтинг: -2+
                  shamba 17 декабря 2009, 22:12 #

                  Надобно послушать рассказы старых украинцев, помнящих девяностые и девятисотые годы, чтобы понять всю жажду гонений, которую испытывало самостийничество того времени. Собравшись в праздник в городском саду, либо на базарной площади, разряженные в национальные костюмы, "суспильники" с заговорщицким видом затягивали "Ой на горе та жнеци жнуть"; потом с деланным страхом
                  оглядывались по сторонам в ожидании полиции. Полиция не являлась. Тогда чей-нибудь зоркий глаз различал вдали фигуру скучающего городового на посту — такого же хохла и, может быть, большого любителя народных песен. "Полиция! Полиция!". Синие шаровары и пестрые плахты устремлялись в бегство "никем же гонимы". Эта игра в преследования означала неудовлетворенную потребность в преследованиях реальных.

                  ©Ульянов.

                  • Когда-то тут был комментарий

                    • Рейтинг: 0+
                      shamba 17 декабря 2009, 22:41 #

                      Не, высмеиваю клоунов, играющих в "преследование кровавым режимом".

                      • Когда-то тут был комментарий

                        • Рейтинг: 0+
                          shamba 17 декабря 2009, 23:12 #

                          Ты с табунетом теперь большевиками заделались?

                          • Когда-то тут был комментарий

                            • Рейтинг: 0+
                              shamba 17 декабря 2009, 23:24 #

                              А, ты опять брешешь, демагог дешёвый, и пытаешься сменить тему.

                              • Когда-то тут был комментарий

        • Рейтинг: 1+
          maddock 18 декабря 2009, 10:43 #

          Гы. Если Китай взамен Дальнего Востока предложит в два раза больше своей территории (хоть всю пустыню Гоби с Такламаканом впридачу) — обязательно надо брать?

          Ну и логика у тебя, пацак!

          • Рейтинг: -1+
            shamba 18 декабря 2009, 11:58 #

            Не, это твоя логика.

  11. Рейтинг: 2+
    ole88 17 декабря 2009, 15:55 #

    Позицию партии и правительства на тот момент одобряю и всецело поддерживаю.все цели были достигнуты хотя и не без потерь.

  12. Когда-то тут был комментарий

    • Рейтинг: 0+
      shamba 17 декабря 2009, 15:20 #

      Проиграли войну, потеряли территорию (хотя без войны могли приобрести), запросили мира на условиях победителя — это у некоторых называется "сумели отстоять свою независимость, выгнали арессора"?

      • Когда-то тут был комментарий

        • Рейтинг: 0+
          shamba 17 декабря 2009, 15:41 #

          А ты утверждаешь, что её кто-то хотел убрать с политической карты насовсем?

          Забавно.

          СССР дважды это мог сделать — в 1940 и в 1944. Оба раза финны капитулировали и согласились на условия победителя.

    • Рейтинг: 1+
      ningbo (Доброход) 17 декабря 2009, 16:06 #

      Дурашка, чему ты рад. Ежели перед Красной Армией тов. Сталин поставил задачу захватить Финляндию, поверь, это было бы сделано, тем более на тот период. Что касается суверенитета, РСФСР первым признал право Финляндии на образование государства ещё в 1918 году по Декрету Ленина и Сталин, как секретарь ЦК, это знал, веришь.

  13. Рейтинг: 2+
    stagerit 17 декабря 2009, 14:51 #

    Финская война — подготовка к войне с немцами, подготовка по технике, позиционная, по тактике современного боя. Выиграли войну 41-45 и потому, что были кровавые ошибки финской войны.

    Перестаньте мыслить из космоса — советско-российское слюнтяйство. Надо учиться мыслить жестко в рамках национальной прагматики.

    • Рейтинг: 0+
      nsbm-varvar 17 декабря 2009, 15:16 #

      Кто сильнее, тот и прав?

      • Рейтинг: 3+
        ff5 17 декабря 2009, 19:39 #

        Конечно.

      • Рейтинг: 2+
        alexcov 17 декабря 2009, 21:02 #

        Нет. "Добро должно быть с кулаками".

        • Рейтинг: -1+
          nsbm-varvar 18 декабря 2009, 09:02 #

          Что есть добро и что есть зло?

          • Рейтинг: 0+
            ff5 18 декабря 2009, 12:54 #

            По библии это даже боженька не смог в двух словах объяснить и отправил людей разбираться самим.
            Но самое смешное, что нормальному человеку это объяснять не надо, у него хотя бы есть совесть. А будущий псих, на первой стадии сумасшествия, частенько задаётся таким вопросом )))))))))))))))))))

            • Рейтинг: 0+
              nsbm-varvar 18 декабря 2009, 13:44 #

              Сила=совесть?

              • Рейтинг: 0+
                ff5 18 декабря 2009, 13:51 #

                Как правило, да. Бессовестного рано или поздно ждёт наказание.

                • Рейтинг: 0+
                  nsbm-varvar 18 декабря 2009, 14:12 #

                  Лучше всего совесть развита у штангистов и боксёров?

                  • Рейтинг: 0+
                    ff5 18 декабря 2009, 14:53 #

                    А ты с ними часто общаешься? ))))))))))))))))))))

      • Рейтинг: 0+
        andrjus74 (Андрей) 18 декабря 2009, 12:39 #

        Где то в мире по другому?

    • Рейтинг: 0+
      jr13 17 декабря 2009, 19:08 #

      куйня полная

    • Рейтинг: 0+
      butko58 19 декабря 2009, 17:52 #

      Какая-то хреновая подготовка и учёба вышла — потом ещё полтора года "доучиваться" пришлось.

  14. Рейтинг: -5+
    tiggr (Tigr) 17 декабря 2009, 13:26 #
    • Рейтинг: 4+
      shamba 17 декабря 2009, 13:54 #

      Удивительно, как же у тебя мозги-то засраны.

      • Когда-то тут был комментарий

        • Рейтинг: 0+
          shamba 17 декабря 2009, 14:02 #

          Учитывая содержание твоей черепушки, наивно было бы ожидать от тебя другого комментария.

          Ты отлично подтверждаешь.

          • Когда-то тут был комментарий

            • Рейтинг: -1+
              shamba 17 декабря 2009, 15:42 #

              Ты гавкай дальше, гавкай больше.

              Только это у тебя и получается.

              • Когда-то тут был комментарий

                • Рейтинг: -1+
                  shamba 17 декабря 2009, 16:15 #

                  Странно, ты же гавкаешь, а не хрюкаешь?

    • Рейтинг: 1+
      aum177 17 декабря 2009, 14:43 #

      +1. .. еще Если... Маннергейм бывший царский генерал, таки и бомбить и стрелять по СПб не стал, иначе удержали бы город!?.

      • Рейтинг: 0+
        shamba 17 декабря 2009, 15:06 #

        Чем стрелять? Не было у него дальнобойной артиллерии, ещё в начале войны финскую осадную артиллерию РККА раздолбала, а бомбить финнам не давала ПВО — не пускали близко.

      • Рейтинг: 0+
        jr13 17 декабря 2009, 19:16 #

        ..да сука изрядная ваш манергейм "масала" была любитель русских мать его когда бабы с детьми дохли от голода чето как то он это спокойно воспринял ...а про дальнобоии я согласен с aum177

        • Рейтинг: 0+
          jr13 17 декабря 2009, 19:16 #

          не согласен (не пропечатолось)

    • Рейтинг: 3+
      Serge27 17 декабря 2009, 17:36 #

      Чувак, а ты не в теме! В сторону Ленинграда они дошли и встали, потому что дальше не пустили! А что в Карелии делалось, ты не в курсе?! Что вокруг Петрозаводска было 13 концлагерей, не для пленных, для гражданских, а из них 2 детских!!! Просто по этническому признаку, карелов не трогали. А карту Суур Суоми тех лет, с восточной границей дальше Вологды , ты наверно тоже никогда не видел?! "сослагательное наклонение", тьфу! напали бы, напали. Так что сопли подбери и уж как минимум мемуары Маннергема почитай!

      • Рейтинг: 2+
        shamba 17 декабря 2009, 17:43 #

        Не, он солонина и ильиничну больше любит.

      • Рейтинг: -1+
        jr13 17 декабря 2009, 19:10 #

        согласен встали как раз на КАуРе (можете поинтересоватся)

    • Рейтинг: 0+
      jr13 17 декабря 2009, 19:09 #

      иди читай книги и думай и не смотри Ящик

  15. Рейтинг: 1+
    supremator 17 декабря 2009, 13:10 #

    опять 25... "финская военщина спровоцировала"...

  16. Рейтинг: -1+
    tiggr (Tigr) 17 декабря 2009, 13:08 #

    Вторая мировая война уже полыхала, Франция и Англия воевали с Германией, Великая Отечественная еще не началась. Но на Финляндию мы напали и напали первыми. Гитлер только на Польшу, после чего Франция и Англия объявили ему войну, а Сталин вошел в Польшу, Прибалтику захватил, Западные Украину и Белоруссию, не хватило еще и на Финляндию напали. Правильно или нет, какая разница как называть это победой или поражением, но мое убеждение, что если бы границу отодвинули уже в результате победы в Великой Отечественной, в которой уже Финляндия напала вместе с Германией, то морально по совести у нас бы не оставалось горечи совместных притязаний. А так получается сами напали, захватили, а потом их нападение нивелировало уже нашу агрессию. Может потому то мы чувствуя такие угрызения совести и понимая свои ошибки в душе, так хорошо относимся к финнам? Цели достигнуты, вроде все правильно сделали. Технически победа, а душевно война с Финляндией 40года поражение!

    • Рейтинг: 0+
      shamba 17 декабря 2009, 13:56 #

      Пропаганду территориальных претензий вели, политику недружественную проводили.

      Всеобщую мобилизацию провели, при том что даже мест в казармах на такое количество народа не было.

      К 1914 году общую мобилизацию войск вероятного противника начали считать началом войны, данное положение вошло в «Законы и обычаи войны».

      Увы, ты заврался.

      • Рейтинг: 1+
        tiggr (Tigr) 17 декабря 2009, 14:07 #

        К 1914 году??? Ты заврался точно.
        Пропаганда? Территориальные претензии? Наши к финнам шоли?
        Ну да нам нужно было от Ленинграда границу овтести, вот претензии СССР к Финляндии.
        Провели всеобщую мобилизацию, а что нападать или обороняться надо было без мобилизации чтоли? Кстати статья промелькнула как Блюхер мобилизацию провел и япошки напали, ну зато мы им дали в рог! :)
        Что за "Законы и обычаи войны"??? Ух ты! Там все описано? Кто агрессор, а кто бедная овечка? Если речь про Гаагские соглашения, то мы точно агрессор и согласно им и выгнали нас из Лиги наций и шо? В чем я заврался то?
        Да, кто старое помянет тому и ...

        • Рейтинг: 1+
          tiggr (Tigr) 17 декабря 2009, 14:10 #

          П.С. Кстати шамба, СССР не подписала Гаагскую конвенцию положения "Законов и обычаев войны" на которую ты ссылаешься. Так шо думаю Сталину до одного места были мобилизации, а уж тем более пропаганда! :)

          • Рейтинг: 0+
            shamba 17 декабря 2009, 15:39 #

            Ещё одна глупость от тебя.

            Если не подписал — это означает что не связан ограничениями этой конвенции.

            А вот подписавшие конвенцию обязаны выполнять её положения, поскольку приняли на себя такие обязательства, вне зависимости от действий третьих лиц.

            >Так шо думаю Сталину до одного места были мобилизации

            Ага, возле границы, у второго по значимости города страны собирается армия враждебного государства, которое недавно дважды проводило военную агрессию, а тебе это "до одного места".

            Только не приписывай своё мышление другим.

            Выполнение положен

            • Рейтинг: 2+
              maddock 18 декабря 2009, 10:49 #

              Я всё-таки хочу докопатся до правды. Сколько немцев попало в плен под Сталинградом и сколько из Союза вернулось в Неметчину живыми? У меня пока цифры 104000 и 6000 соответственно, что меня неприятно поражает. Ведь таким макаром выводит, что наши 98000 немецких пленных... где-то потеряли.

              • Рейтинг: -1+
                shamba 18 декабря 2009, 11:59 #

                Хочешь — флаг те в руки, архивы открыты.

        • Рейтинг: 0+
          shamba 17 декабря 2009, 14:14 #

          Ага, к 1914. Что, не знал? Так подучись.

          Читай статью с начала, с первой части, может быть дойдёт, или нет?

          А нападать — да, с мобилизацией надо, вот только скрыть это не сумели.

          А вас не из Лиги наций выгнали, вас в 1945 в Берлине добили.

          Про всеобщую мобилизацию не знаешь, про финские территориальные претензии, "Законы и обычаи войны" тоже, так что сначала подучись малость.

          • Рейтинг: 2+
            tiggr (Tigr) 17 декабря 2009, 14:23 #

            словоблуд! :))) мы-вы! ты конкретно называй ты за кого? а то за фашистов будешь! :)))

            • Рейтинг: 0+
              shamba 17 декабря 2009, 14:25 #

              За фашистов выступаешь ты, пустолайка полосатая.

              • Рейтинг: 2+
                tiggr (Tigr) 17 декабря 2009, 14:32 #

                Я за справедливость! Может иногда и неприятную :)

                • Рейтинг: 0+
                  shamba 17 декабря 2009, 14:42 #

                  Все так говорят, фашисты в том числе.

                  А фактов не знаешь.

                  • Рейтинг: -1+
                    nsbm-varvar 17 декабря 2009, 15:31 #

                    Да-да, сейчас политрук посрывает покровы. Ему-то из-под шконки виднее

        • Рейтинг: 0+
          lostfrend (Lostfrend) 17 декабря 2009, 15:23 #

          да нам начхать на финов. СССР отстаивал свои собственные интересы. Они обязаны были идти на уступки.

          • Рейтинг: 0+
            nsbm-varvar 17 декабря 2009, 15:37 #

            Ну тогда не надо обижаться, что фины стали с немцами сотрудничать

          • Рейтинг: 0+
            torpedomoscow 17 декабря 2009, 15:46 #

            С чего бы это финны были ОБЯЗАНЫ идти на уступки? Это не по международному праву! Ах, да, ведь речь шла о собственных интересах СССР, я забыл...

            Вот представьте: Вы заходите в бар. Лучший столик уже занят каким-то типом. Вы подходите к нему и говорите:
            -А ну-ка встал и пересел за другой стол! Мне плевать на тебя! У меня собственые интересы сидеть именно за этим столом! И я тут сяду!

            Вопрос: сколько секунд пройдет до того момента, как Вам в физиономию прилетит увесистая плюха?

            В 1940 г. Сталин тоже думал, что тип за столиком — слабачок и в драку не полезет...

            • Рейтинг: -2+
              lostfrend (Lostfrend) 17 декабря 2009, 16:07 #

              Так Сталин то может то и думал что финны слабаки. Но финны просто не были вольными людьми, т.е. субъектом политического процесса. Им приказали немцы и англичане не уступать СССР, а потом кинули. Со стороны Сталина политика заключалась в том — угадает он, что финнов никто не поддержит или нет? Так-то СССР и сам не совсем был готов к войне. Не был готов он и к 22 июня 1941 года. Конечно финны должны были пойти на уступки (если так их можно назвать — им ведь тоже много было чего предложено взамен, в том числе и территориально) Что уж тут говорить. А эти козлы свастики малевали. Вот и огребли.

              • Рейтинг: 2+
                torpedomoscow 17 декабря 2009, 16:27 #

                Ну как же было на них не напасть — при таких-то обстоятельствах? Свастику намалевал, с немцами и англичанами сговорился? Получай!

                • Рейтинг: 1+
                  lostfrend (Lostfrend) 17 декабря 2009, 16:59 #

                  Вобщенм да. Ты прав. Нефик за спиной рученками сучить перед хозяином. Договор подписывали? Подписывали! А накой куй тогда к войне готовиться? Приготовления то явные же шли! Так что миль пардон. Еще легко отделались.

                  • Рейтинг: 0+
                    lostfrend (Lostfrend) 17 декабря 2009, 17:03 #

                    В 41 году СССР не напал на Германию — вот и получили! Напал бы — тоже бы получил, да еще и от антанты. Так что мил человек — ты думай кого защащаешь. Нам отступать некуда! Нам бы свое вернуть.

                    • Рейтинг: 3+
                      torpedomoscow 17 декабря 2009, 17:28 #

                      Если бы СССР напал в 1941 г. на Германию — вполне возможно, мы бы сейчас по-прежнему жили в Советском Союзе. А уж хорошо это было бы, или не очень — каждый для себя сам думает...

                  • Рейтинг: 2+
                    torpedomoscow 17 декабря 2009, 17:25 #

                    Сталин никогда не был хозяином Финляндии. Большевики пришли к власти, свергнув царя и шлепнув его потом (и поделом!), но, поди ж ты, на бывшие царские владения попытались наложили свою лапу. В целом — против царя, но в этом вопросе — за! Стоило ли Ленину давать финнам независимость, чтобы потом устраивать Зимнюю войну?

                    • Рейтинг: -1+
                      shamba 17 декабря 2009, 17:29 #

                      Бессвязная демагогия у тебя получилась.

                      Большевики царя не свергали, учи историю.

                      • Рейтинг: 3+
                        torpedomoscow 17 декабря 2009, 17:32 #

                        Как будто октябрьскую революцию не они делали. Попробовали бы Вы при Союзе такое заявить... :)

                        • Рейтинг: -2+
                          shamba 17 декабря 2009, 17:34 #

                          Расскажи, по-твоему Николашка v2.0 до октября царствовал?

                          Или тебе в школе про февральскую революцию забыли рассказать?

                          • Рейтинг: 2+
                            torpedomoscow 17 декабря 2009, 17:47 #

                            Николашка 2.0. — это кто? Февральскую революцию вспомнили? Поздравляю. А помните, отчего то правительство звалось Временным? Оно правило до созыва Учредительного собрания, на котором и предполагалось окончательно решить вопрос о государственном строе России... Октябрьская революция вопрос упразднила, а затем и самого Н.Романова упразднила.

                            Казалось бы, при чем тут Зимняя война?

                            • Рейтинг: -1+
                              shamba 17 декабря 2009, 18:00 #

                              Вот это надо у тебя спросить, зачем ты наврал будто большевики царя свергли и приплёл эту брехню к зимней войне.

                              • Рейтинг: 0+
                                torpedomoscow 17 декабря 2009, 18:53 #

                                -Нефиг за спиной сучить ручонками перед хозяином!
                                -Каким-таким хозяином, Виссарионыч?

                                Я Вам не сильно мешаю за идеологически верную правду воевать?

                                • Рейтинг: -2+
                                  lostfrend (Lostfrend) 17 декабря 2009, 20:04 #

                                  Ну СССР был хозяином. Чего докопался! Там в Финляндии все — наше. Их ничего нет. И небыло никогда. Не ссы. Вырастешь- поймешь.
                                  Хотя я ж против Финнов ничего не имею. Ноуж коли там наши интересы завязаны — так что мы будем демагогию разводить? И просили их как людей и обмен предлагали... тьфу!

                                  • Рейтинг: 0+
                                    nsbm-varvar 17 декабря 2009, 20:10 #

                                    Ну-ну. Алоизыч тоже заявлял, что в России ничего русского нету, всё германское.

                                    • Рейтинг: 1+
                                      ff5 17 декабря 2009, 21:35 #

                                      Финляндия входила в состав России больше сотни лет. Оттого и "в Финляндии все — наше".

                                      • Рейтинг: 1+
                                        nsbm-varvar 17 декабря 2009, 21:47 #

                                        Итальянцы тоже могут счёт на пол-мира предъявить?

                                        • Рейтинг: 0+
                                          ff5 18 декабря 2009, 08:26 #

                                          Финляндия обрела самостоятельность лишь после 1917 года. А кто помнит что было 2000 лет назад?

                                          • Рейтинг: 0+
                                            nsbm-varvar 18 декабря 2009, 09:01 #

                                            Так почти сто лет назад и обрела

                                            • Рейтинг: 0+
                                              ff5 18 декабря 2009, 12:56 #

                                              А ты в 1939 посчитай. Да и не нужна была Сталину вся Финляндия, а лишь кусочек земли для защиты Ленинграда. Но от добровольного включения финнов в Союз, я думаю, Сталин не отказался бы.

                                              • Рейтинг: -2+
                                                shamba 18 декабря 2009, 13:07 #

                                                А вот поляков не взяли.

                                              • Рейтинг: 1+
                                                nsbm-varvar 18 декабря 2009, 13:45 #

                                                От недобровольного тоже.

                                                • Рейтинг: 0+
                                                  ff5 18 декабря 2009, 13:50 #

                                                  Ты, девочка, так за Сталина не утверждай ))))))
                                                  Так и слышу твой девичий визг )))))))))))))

                                                  • Рейтинг: -1+
                                                    nsbm-varvar 18 декабря 2009, 14:12 #

                                                    Я не твой отец, бывший девочкой у урок

                                                    • Рейтинг: -1+
                                                      ff5 18 декабря 2009, 14:56 #

                                                      Вот интересно, за что же тебя забанили? Наверное, за наезды на чужого папашу )))))))))))))))))
                                                      А аватарка-то девичья. Кто-нибудь объяснит мне что за прикол с аватаркой? ))))))))))))

                                                      • Рейтинг: 0+
                                                        shamba 18 декабря 2009, 16:00 #

                                                        Спроси у гугля что такое ЯОЙ.

                                                        • Рейтинг: 0+
                                                          ff5 18 декабря 2009, 16:31 #

                                                          Спросил. Гугль ответил, что это японские пидарасы. И что, nsbm-varvar — это один из них? ))))))))))))

                                                          • Когда-то тут был комментарий

                                                            • Рейтинг: 0+
                                                              ff5 19 декабря 2009, 16:07 #

                                                              Что ты заладил "твой отец, твой отец..." ?
                                                              Что же ты обиженный такой? Может вправду ты есть гондурас? ))))))))))))))

                                    • Рейтинг: 0+
                                      elmachete (El Machete) 18 декабря 2009, 11:06 #

                                      Ссылочку плз....

                                  • Рейтинг: 2+
                                    torpedomoscow 17 декабря 2009, 20:39 #

                                    Демагогию разводить не будем.
                                    А лучше мы в наступление пойдем.

            • Рейтинг: -1+
              jr13 17 декабря 2009, 19:12 #

              ясверху сцылку дал почитай

            • Рейтинг: 0+
              alexcov 17 декабря 2009, 21:18 #

              А теперь расскажи нам, несмышленым, почему американцы так возмутились появлением советских ракет на Кубе, что чуть не развязали ядерную войну?

      • Рейтинг: 0+
        butko58 19 декабря 2009, 17:23 #

        Вы, сэр, тоже не больно-то объективны.
        У небезизвестного Виктора Суворова имеется на этот счёт интересное рассуждение (http://newsland.ru/News/Detail/id/338883/cat/37/). Цитата длинная, но она того стоит.

        "...когда затевают разговор о том, что Сталин был «загнан в угол», я всегда привожу очень простую математическую формулу. В чем она выражается? До 1939 года у нас не было всеобщей воинской обязанности, и людей призывали в армию с 21 года. И это было людям очень неудобно. Призывали не всех, а выборочно. В то время 10 классов не учили. В сельской школе обучение заканчивалось после 5-6 классов, и к 21 году парень мог уже иметь профессию, семью, а его вдруг забирают.
        ....
        А отменили ее 1 сентября 1939 года. Почему? Говорят, потому, что в этот день началась Вторая мировая война. А как мы это знаем? Ведь Адольф Гитлер 1 сентября не знал, что началась Вторая мировая война, а мы — знали. Товарищ Ворошилов 31 августа перед делегатами 4-ой Внеочередной сессии Верховного Совета прочитал закон, который был принят утром.

        1 сентября рано утром немцы входят в Польшу, и никто еще в мире ничего не знает, а наши делегаты — чабаны и донецкие шахтеры, — принимают закон о всеобщей воинской обязанности и снижают призывной возраст до 18-19 лет. Если есть среднее образование, то будете служить в 18 лет, если нет, то в 19. Что же получается? Всех, кому 18 лет, забирают в армию; всех, кому 19 лет, забирают в армию; кому 20 лет, забирают в армию; всех кому 21- забирают в армию. А вот тебе, Ваня, 23 года, но ты не служил, тогда тоже иди в армию! Вот так, не объявляя мобилизации, Сталин увеличивает армию с полутора до пяти с половиной миллионов."

        Так что "общая мобилизацию войск вероятного противника", в данном случае Финляндии, смотрится несколько иначе. Даже с точки зрения Гаагской конвенции.

        • Рейтинг: 0+
          shamba 19 декабря 2009, 21:52 #

          Что же ты остановился на самом интересном месте? Ври дальше, про Финляндию, всеобщую мобилизацию и Гаагскую конвенцию.

    • Рейтинг: 1+
      ningbo (Доброход) 17 декабря 2009, 15:48 #

      Западная Украина и Западная Белоруссия — это всё возврат земель отошедших Польше после подписания рижского мирного договора 18.03.1921 г. А что касается Англии и Франции, так про них в этой ситуации лучше вообще молчать, а то можно припомнить и Мюнхен, Австрию с Чехословакией. Да и Польша, между прочим, была союзницей Германии, когда вопрос касался раздела земель. Не изучайте ИСТОРИЮ по стрепне резунов и солониных.

    • Рейтинг: 0+
      jr13 17 декабря 2009, 19:11 #

      англия воевала ?????? тость или так случайные стычки как у нас счас на кавказе (по глупости или по пьяне)

      • Рейтинг: 0+
        torpedomoscow 17 декабря 2009, 20:44 #

        К примеру, они потопили линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц". Советский ВМФ за все годы войны так и не сумел совершить ничего подобного.

        • Рейтинг: 0+
          shamba 17 декабря 2009, 20:53 #

          А что "подобное" плавало в зоне действия советского ВМФ?

        • Рейтинг: 1+
          alexcov 17 декабря 2009, 21:22 #

          Всем флотом гонялись, еле потопили.
          А вот русские воевать не умеют. Даром, что на их долю приходится 80% всех уничтоженных немцев.

          • Рейтинг: 1+
            jr13 17 декабря 2009, 22:58 #

            насколья помню тоже почти случайно (хотя сами бриты что потеряли и сколько ?)

            • Рейтинг: 1+
              alexcov 17 декабря 2009, 23:29 #

              Во-во. Потопили два немецких корабля, и это преподносится как достижение.

    • Рейтинг: 0+
      ff5 17 декабря 2009, 20:58 #

      "...а Сталин вошел в Польшу, Прибалтику захватил, Западные Украину и Белоруссию,.."

      На 17 сентября 1939 года такого государства как Польша уже не существовало. Западные Украину и Белоруссию Сталин в любом случае не захватывал и вернул обратно. Прибалтика была присоединена к Союзу опираясь на поддержку абсолютного большинства её населения (кроме тогдашних буржуев, конечно).

  17. Рейтинг: 0+
    dfidfi 17 декабря 2009, 12:09 #

    Людей жалко,что погибли. А так все правильно было сделано.

  18. Рейтинг: 0+
    ningbo (Доброход) 17 декабря 2009, 11:50 #

    Да потери были и были потери неоправданные. Но кто сомневается в том, что война закончилась победой. Цель достигнута — граница отодвинута, своей территории при этом не отдали. А то что в комментах встречается утверждение что этой войной мы настроили финнов против себя так успокойтесь, вот если бы не всыпали, тогда точно с их аэродромов летали бы самолёты на бомбёжку Ленинграда.

    • Рейтинг: -2+
      nsbm-varvar 17 декабря 2009, 11:58 #

      Совсем не факт. Это СССР толкал Финляндию к сотрудничеству с Германией.

      • Рейтинг: 0+
        master222 17 декабря 2009, 12:21 #

        прочтите первую статью.

        • Рейтинг: -2+
          nsbm-varvar 17 декабря 2009, 12:25 #

          Читал. Политрук лжёт.

          • Рейтинг: 1+
            master222 17 декабря 2009, 12:43 #

            В том, что финны не раз нападали до войны?

            Или в том, что у финнов были огромные претензии на Карелию, которые до сих пор некоторые маргинальные круги исповедуют.

            • Рейтинг: 0+
              nsbm-varvar 17 декабря 2009, 13:06 #

              Да, что нападали. Это какими надо быть самоубийцами, чтобы быть совсем небольшой страной и нападать на такую огромную? Это как если бы сейчас развязать войну с Японией, заявив что из-за претензий на Курилы они на нас нападают, да ещё к тому же с США дружат.

              • Рейтинг: 0+
                master222 17 декабря 2009, 13:09 #

                В 20х годах СССР был ох-как слаб. Опасались объединенных действий румын, поляков, финнов и прибалтов.

                • Рейтинг: 0+
                  nsbm-varvar 17 декабря 2009, 13:21 #

                  Россия и сейчас не особо сильна. А уж при Ельцине-то как было. И что, Японцы напали?

                  • Рейтинг: 0+
                    master222 17 декабря 2009, 18:11 #

                    Ельцин Курилы японцам чуть не подарил сам.

                    • Рейтинг: 0+
                      nsbm-varvar 17 декабря 2009, 22:48 #

                      Чуть не считается. И ведь не напали, когда не подарил.

              • Рейтинг: 1+
                shamba 17 декабря 2009, 13:37 #

                >Это какими надо быть самоубийцами, чтобы быть совсем небольшой страной и нападать на такую огромную?

                Вот и расскажи, как же так вышло, что финны всё-таки напали?

                • Рейтинг: -1+
                  nsbm-varvar 17 декабря 2009, 13:40 #

                  А они не нападали

                  • Рейтинг: 2+
                    shamba 17 декабря 2009, 13:45 #

                    Нападали, в 1918 — 1922.

                    • Рейтинг: -1+
                      nsbm-varvar 17 декабря 2009, 13:47 #

                      И? Латышских стрелков забываем?

                      • Рейтинг: 3+
                        shamba 17 декабря 2009, 13:54 #

                        Давай теперь ври про латышских.

                        • Когда-то тут был комментарий

                          • Рейтинг: 3+
                            aaga (Патамушта) 17 декабря 2009, 16:16 #

                            nsbm-varvar, перевозбудился? Предупреждение.
                            Хорошо себя вёл, а тут что? Сорвался?

                            • Рейтинг: 2+
                              OlDi 17 декабря 2009, 16:44 #

                              да просто я тереть не успел... хотя мальченка уже давно зарвался!

                              • Рейтинг: -1+
                                ff5 17 декабря 2009, 19:38 #

                                А на аватарке вроде девчонка ))))))))

                                • Рейтинг: -1+
                                  nsbm-varvar 17 декабря 2009, 20:06 #

                                  Учите матчасть. И не пишите ерунды, луковица.

                              • Рейтинг: 0+
                                nsbm-varvar 17 декабря 2009, 20:11 #

                                Хе-хе, а новость-то мою у себя опубликовали

                                • Рейтинг: 0+
                                  master222 17 декабря 2009, 21:24 #

                                  Новость просто хорошая.

                                  • Рейтинг: 0+
                                    nsbm-varvar 17 декабря 2009, 21:38 #

                                    А то. Крылов говна не пишет XD

  19. Рейтинг: 0+
    alexander184 17 декабря 2009, 11:14 #

    К стати. Если Израиль опасается обстрелов со стороны палестинцев, в праве ли он напасть на них. По вашей логике вполне.

    • Рейтинг: 1+
      shamba 17 декабря 2009, 11:15 #

      Кстати(пишется слитно) статья про финскую войну.

      • Когда-то тут был комментарий

      • Рейтинг: 0+
        butko58 19 декабря 2009, 16:45 #

        Кстати, не только про советско-финскую войну. Попутно обсуждаются и политико-правовые аспекты означенного инцидента. (Вроде всё по-правилам натоптал "батонами"?) :-)

    • Рейтинг: 1+
      nsbm-varvar 17 декабря 2009, 11:55 #

      Следуя их логике Гитлер поступил абсолютно правильно, напав на СССР, опасаясь нападения с его стороны.

      • Рейтинг: 1+
        igorru 17 декабря 2009, 11:59 #

        А что была угроза нападения СССР на Германию? Множественные провокации со стороны СССР? И Гитлер переговоры вел по этому поводу?

        • Рейтинг: -2+
          nsbm-varvar 17 декабря 2009, 12:05 #

          Была. Кажись сам Ворошилов пизданул, что типа мы были не готовы вести войну на своей территории, так как готовились "воевать на территории противника". И кого же под противником понимали? Англию? США? Догадайтесь.
          Этот эпизод даже в советской киноэпопее Озерова "Освобождение" отражён.

          • Рейтинг: 0+
            ff5 17 декабря 2009, 19:37 #

            А если без водки и грибов, что на самом деле сказал Ворошилов? ))))))))))))
            И чем территория противника отличается от собственной через границу? ))))))))))))))))))

            • Рейтинг: 0+
              nsbm-varvar 17 декабря 2009, 20:12 #

              Я ваш растительный поток сознания не понимаю

        • Рейтинг: 1+
          shamba 17 декабря 2009, 12:22 #

          Это резуноиды пропаганду ведут, не обращай внимания.

          • Когда-то тут был комментарий

            • Рейтинг: -1+
              shamba 17 декабря 2009, 16:11 #

              Тебя "главпуровцы" так обидели?

        • Рейтинг: 0+
          butko58 19 декабря 2009, 16:50 #

          А как же? Многократно на всех уровнях государственного устройства СССР (от Верховного Совета до детских садов) было заявлено о грядущей победе коммунистической идеологии во всём мире. И эта победа ожидалась отнюдь не пассивно, но с активной помощью "дружественному пролетариату".

  20. Рейтинг: 3+
    pmmss 17 декабря 2009, 11:12 #

    Свастики на самолётах Финляндии и Латвии появились ещё в 1920-е, когда бывший студик венского художественного ПТУ Адольф Гитлер только перебрался в Мюнхен, и ни о какой свастике и не думал.

    Вот Латвия 1920 или 1921
    <img src="http://latvianaviation.com/Images/074w.jpg">

    • Рейтинг: -1+
      nsbm-varvar 17 декабря 2009, 11:23 #

      Ещё свастики были на российских деньгах

      • Рейтинг: 3+
        pmmss 17 декабря 2009, 11:29 #

        И на шевронах одной из армий РККА, утверждены лично главкомом Троцким.

        И ещё много где, и в 19 веке и сейчас.

комментарии
^ Наверх