Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

В погоне за чистым городским транспортом человечество изобрело трамваи и троллейбусы, заплатив за электрический привод сокращением маневренности. Попытки же создания автобусов на аккумуляторах до сих пор выглядели бледно, поскольку батареи, достаточные для сколь-нибудь удовлетворительного пробега, оказывались чрезмерно тяжёлыми и дорогими…

Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

41-местный китайско-американский Ultracap Bus весит 11,3 тонны (сравнимо с массой обычных автобусов и троллейбусов одиночек), из которых на суперконденсаторы приходится 980 кг. В длину автобус насчитывает 11,4 метра. Максимальная же скорость Ultracap Bus составляет 48 км/ч (фото с сайта sinautecus.com).

----------------------<cut>----------------------

Выход из тупика, как часто бывает, оказался довольно прост. Да и найден он был не вчера. Оставалось только дождаться героев, которые взялись бы довести идею до практического, причём массового применения.

Чтобы получить электрический автобус, недорогой, но притом способный свободно путешествовать по городу, нужно провернуть достаточно очевидную вещь: поставить системы сверхскоростной зарядки на каждой автобусной остановке. Желательно автоматизированные, дабы водитель не покидал кабины. Правда, аккумуляторы, способные хранить приличное количество энергии на единицу веса, не очень охотно переваривают большие токи, так что для наполнения их "под горлышко" нужно приличное время. И кто будет в час пик ждать такой "заправки"?

К счастью, существует замечательная альтернатива химическим батареям — суперконденсаторы. По удельной ёмкости они хуже, к примеру, литиевых батарей на порядок, а то и больше. Зато умеют очень быстро заряжаться.

Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

На первый (беглый) взгляд перед нами троллейбус. Только традиционных "рогов" не видно и провода наверху загадочно обрываются рядом с остановкой. Не зря авторы системы нарисовали на борту машины знаки вопроса (фото Shanghai Aowei Technology).

Именно такой транспортный проект развивают китайские компании Sinautec и Shanghai Aowei Technology совместно с американскими Sinautec Automobile Technologies и Foton America Bus.

Последняя производит в США автобусы и грузовики под маркой, принадлежащей китайской Beiqi Foton Motors, и одновременно занимается альтернативными технологиями: гибридами, машинами, работающими на сжатом природном газе и водороде, теперь вот и электрическим транспортом. Aowei же – специалист по суперконденсаторам, ну а за Sinautec Automobile — общее проектирование системы.

С 2006 года партнёры тестируют на одной из коммерческих линий в Шанхае 17 опытных образцов суперконденсаторных автобусов (Ultracap Bus). Когда такая машина подъёзжает к остановке, водитель нажимает на кнопку и над крышей поднимается токоприёмник. Он подключается к двум проводам, висящим над землёй словно провода троллейбуса (но по длине не выходящим за территорию остановки). Чтобы принять порцию энергии, достаточную для броска к следующему пункту на маршруте, Ultracap Bus требуется всего две минуты: это происходит, пока пассажиры выходят и входят в автобус.

Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

Шанхайский технопарк, международный выставочный центр и ряд других интересных мест уже обзавелись остановками для Ultracap Bus. Справа внизу: блок суперконденсаторов (фотографии Sinautec Automobile Technologies, Shanghai Aowei Technology).

Ёмкость суперконденсаторов, установленных под полом автобуса, составляет 5,9 киловатт-часов. Расход же энергии машиной равен 0,66-0,93 кВт-ч на километр. При спокойной езде Ultracap Bus может проехать "на одном дыхании" до 8,8 км. Но реальные отрезки пути куда меньше — всего несколько кварталов, поэтому и заправки — короткие. Вообще же с нуля и до 100% суперконденсаторный блок в Ultracap Bus заряжается примерно 6 минут (точное время зависит от выбранного в зарядной сети напряжения).

Апробация технологии в Шанхае показала выгоду "суперавтобусов". Во-первых, и это едва ли не главное, они по оценке партнёров оказались примерно на 40% дешевле, чем автобусы с литиево-ионными аккумуляторами. По сравнению с троллейбусом они вышли экономичнее (тут сполна используется рекуперация энергии при торможении, поясняют инженеры).

Но в отличие от "рогатого" транспорта Ultracap Bus более свободно чувствуют себя на улицах. Если число маршрутов и, соответственно, зарядных остановок увеличить, каждый суперконденсаторый автобус сможет легко колесить едва ли не по всему городу.

Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

Возможный дизайн остановок-заправок (иллюстрации Sinautec Automobile Technologies).

Исходя из нынешних цен на электричество и дизтопливо, партнёры посчитали, что "топливные" расходы "суперавтобуса" на порядок ниже обычного, что означает экономию порядка $200 тысяч за обещанные 12 лет жизни машины. Надёжность и простота силового агрегата — ещё один плюс новинки в сравнении как с дизельными, так и с аккумуляторными соперниками. За три с лишним года работы в Шанхае ни у одного Ultracap Bus не случилось ни одного отказа.

Что до пресловутого "углеродного следа", то, по словам исполнительного директора Sinautec Automobile Technologies Дэна Е (Dan Ye), даже если считать, что всё электричество для Ultracap Bus получается на угольной электростанции, такой автобус "выбрасывает" в атмосферу только треть от углекислого газа, выделяющегося дизелем. И ведь всегда остаётся возможность вырабатывать электричество более "зелёными" способами.

Собственно, в этом направлении партнёры по проекту и намерены двигаться дальше. 21 октября 2009 года они собираются представить американской публике 11-местные открытые автобусики на суперконденсаторах (Eleven Seat Minibus). Эти машины предназначены для коротких вояжей по территориям выставок, аэропортов, гипермаркетов, курортов и университетских кампусов. Вообще-то однодневная презентация и пройдёт в кампусе Американского университета в Вашингтоне (American University).

Мини-автобусы будут заряжаться от ряда мобильных 5-киловаттных фотоэлектрических генераторов, — гласит пресс-релиз Sinautec Automobile Technologies. Для этого к проекту подключилась американская Stella Group — специалист по солнечным батареям.

Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

11-местные мини-автобусы на суперконденсаторах. Запас хода у них составляет 16 километров, главным образом за счёт низкого расхода энергии – 0,16 кВт-ч на километр (фотографии Sinautec Automobile Technologies).

Но эти "малыши" представляют собой, образно говоря, "боковую ветвь" технологии. А вот про маршрутные автобусы Ultracap Bus следует поговорить ещё. Кажется, всем они хороши. Да ещё и кондиционером оборудованы. Только вот тратит кондей не сильно меньше, чем скромный тяговый электромотор машины. Потому при включении охлаждения салона на всю катушку запас хода на одной зарядке у Ultracap Bus падает более чем в 1,5 раза — до 5,6 км.

Это, конечно, больше, чем дистанция между двумя типичными городскими остановками. Но на всякий пожарный запас хотелось бы иметь значительнее. Простое же увеличение набора суперконденсаторов не очень-то правильный путь: будет расти масса машины, а главное — цена.

Партнёры полагают, что сами суперконденсаторы ещё не сказали последнего слова. Сейчас в опытных образцах Ultracap Bus стоят накопители с удельной ёмкостью 6 Вт-ч/кг (для сравнения: литиевые аккумуляторы обладают удельной ёмкостью примерно 110-200 Вт-ч/кг).

Клиффорд Клэр (Clifford Clare), исполнительный директор Foton America Bus, рассказывает, что в начале 2010 года компания выкатит на испытания шестьдесят Ultracap Bus второго поколения, оснащённые ультраконденсаторами с удельной ёмкостью 10 Вт-ч/кг. А в третьем поколении партнёры намерены довести удельные показатели суперконденсаторов до уровня свинцово-кислотных аккумуляторов, а может, и выше. Тогда запас хода на одной зарядке такого автобуса окажется равен 30-35 километрам.

Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

Американцы с китайцами также сотворили несколько образцов гольф-каров на суперконденсаторах (фотографии Sinautec Automobile Technologies).

При сохранении зарядных пунктов на каждой или почти каждой остановке это будет означать большую гибкость системы и высокую стойкость к отказам зарядного оборудования. Либо у транспортников появится возможность ставить заправочные контакты гораздо реже, а значит, окажется выгодным расширить технологию на целый ряд сложных маршрутов, в том числе — пригородных.

В наращивании ёмкости суперконденсаторов китайские учёные и инженеры рассчитывают в числе прочего и на своих заокеанских коллег. В частности, Sinautec Automobile Technologies ведёт переговоры с лабораторией Джоэла Шиндалла (Joel Schindall) из Массачусетского технологического института.

Шиндалл, эксперт по суперконденсаторам, с интересом воспринимает развитие таких автобусов. "Это блестящая концепция зарядки, — говорит Джоэл. — Она не очень хорошо подходит для электромобилей, но практична в случае с автобусом, который останавливается каждые несколько кварталов". Чтобы подарить новым машинам рекордные суперконденсаторы, Шиндалл экспериментирует с нанотрубками. И не он один, надо заметить.

О том, что углеродные нанотрубки способны существенно улучшить параметры суперконденсаторов, а также и химических аккумуляторов, учёные в разных странах говорят уже не один год. И не только говорят, но и ставят соответствующие опыты.

"Пока что мы можем получить образцы с плотностью энергии, в два раза превосходящей существующие ультраконденсаторы, но этого недостаточно, — продолжает Шиндалл. – Мы стремимся получить примерно в пять раз больше. Это означает суперконденсатор с удельной ёмкостью в одну четверть от запаса литиево-ионных аккумуляторов".

Пока, с позволения сказать, "суперсуперконденсаторы" не появились, Sinautec и её партнёры создали промежуточный вариант автобуса — Ultracap Hybrid Bus. Под гибридом в данном случае подразумевается вовсе не сочетание электротяги с дизелем, а совмещение двух разных типов накопителей энергии — ультраконденсаторов и свинцово-кислотных батарей.

Первые имеют ёмкость 2,25 киловатт-часа и заряжаются на всё тех же автобусных остановках за 4 минуты (если не полностью, то достаточно и 30 секунд). Вторые же вмещают солидные 60 кВт-ч. Их заполнение требует уже 6 часов. Происходить это может, к примеру, на конечных станциях или в парке.

Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

Ultracap Hybrid Bus может проехать без подзарядки 72 км, при включённом на полную мощность кондиционере. Номинальная вместимость у этой модели такая же, как и у чисто конденсаторного собрата, – 41 человек, а максимальная скорость повыше – 53 км/ч (фото Sinautec Automobile Technologies).

Суперконденсаторы в начинке такого автобуса рассчитаны на полный срок службы машины — порядка всё тех же 12 лет, а вот аккумуляторы надо будет менять раз в 18 месяцев, увы. Одна отрада: свинцовые батареи гораздо дешевле литиевых. Но всё равно понятно, почему авторы проекта так стремятся нарастить возможности именно суперконденсаторной модели.

Foton America Bus ведёт переговоры с транспортниками Нью-Йорка, Чикаго и ряда городов во Флориде об открытии опытных линий для Ultracap Bus. И развитие такой же сети в Китае, вероятно, будет продолжено.

Короткая подпитка на остановках — интересная альтернатива прочим методам зарядки электрического транспорта. Тут можно вспомнить "беспроводные дороги", показанные недавно корейцами, и роботизированную горячую замену аккумуляторов. Первый вариант обладает не самым лучшим КПД. Второй же усложняет устройство зарядных пунктов. И хотя на роль персонального электротранспорта "троллейбус без проводов" едва ли сгодится (будем уповать на сверхскоростные литиевые батареи?), вполне может быть, что мы наблюдаем "начало конца" троллейбусов.

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    fosnet 10 ноября 2009, 22:18 #

    Во-первых, этой статье уже месяц.
    Во-вторых, это наша, отечественная разработка.
    Спёрта.

  2. Рейтинг: 1+
    zz2008 (Сергей) 10 ноября 2009, 20:32 #

    А что, идея неплоха. Только вот ток зарядки этих кондюков, наверное, нехилый, значит, контактное соединение должно иметь достаточно сложную конструкцию. В противном случае... Ослабьте минус на аккумуляторе в машине и при запуске стартера посмотрите, что будет в противном случае )) А дождь, а пыль?

  3. Рейтинг: 0+
    vbd (ПроходящийМимо) 10 ноября 2009, 20:24 #

    в наших пробках никакие конденсаторы не выдержат
    да и вопрос спорный что вреднее для природы или двигатель внутреннего сгорания или сжигание топлива на электростанции для выработки электроэнергии для него

    • Рейтинг: 1+
      egenmac 10 ноября 2009, 22:00 #

      если в школе хорошо учиться, то можно не писать всякую чушь

  4. Рейтинг: 0+
    deklan 10 ноября 2009, 19:42 #

    Вот над чем надо работать

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81

    • Рейтинг: 0+
      kagirito 10 ноября 2009, 21:02 #

      Не согласен, конструкция в статье удобней чем гиробус — попробуй повернуть на нем если сам представляет собой гороскоп — ездить только по прямой?

      • Рейтинг: 0+
        kagirito 10 ноября 2009, 21:02 #

        гироскоп*

    • Рейтинг: 0+
      egenmac 10 ноября 2009, 22:04 #

      идея хорошая, но не в такой реализации, поворачивать гироскоп большая проблема

      • Рейтинг: 0+
        maddock 12 ноября 2009, 03:18 #

        Поставь гироскоп (или несколько гироскопов) в подполье, горизонтально. И поворачивай, куда хочешь. Хотя... с горки спускатся будет, наверное, неудобно? :D

  5. Рейтинг: 0+
    pasha1712 10 ноября 2009, 19:04 #

    Идея не нова все это проходили в институте еще давным давно из этой серии наиболее перспективно выглядел по моему авто бус с маховичным агрегатом прост экономичен раскрутил и поехал зарядка можно как у конденсатора можно с помощью одноцилиндрового двигателя кино нам показывали обычный автобус ЛАЗ но у нас это никому оказалось ненужно изобрел этот привод Н В Гулия он преподавал тогда в нашем институте

  6. Рейтинг: 0+
    gasparla 10 ноября 2009, 18:41 #

    интересно куда химию девать от этих автобусов?? я так чую кондеи там совсем не лимонадом заполнены

  7. Рейтинг: 0+
    mds2007 10 ноября 2009, 17:56 #

    а тут, как обычно, въезжает джигит на своей семёре на остановку и уходит минут на 10 сцыгаретки купить

  8. Рейтинг: 0+
    ludoed 10 ноября 2009, 17:50 #

    Встал в пробке — кондиционер надо отключать. А то дальше не поедет

  9. Рейтинг: 1+
    jeune 10 ноября 2009, 17:50 #

    Вот молодцы узкоглазые ...

  10. Рейтинг: 1+
    dumber123 10 ноября 2009, 13:38 #

    Да уже скоро. Нефти п... . А нам что продавать ? Кроме мазута и газа ничего!?

  11. Рейтинг: 1+
    alexey_sergiyak 10 ноября 2009, 13:19 #

    Очень интересно. А больше всего интересно, куда это все придет. В Берлине начинают строить электрозаправки для электромобилей, в Гамбурге автобусы шныряют по городу на водороде, и еще один прогулочный катер по Альстеру. Тут взялись конкретно за другую технологию. Будущее где то рядом.

  12. Рейтинг: 4+
    foxbat99 (FoxBat) 10 ноября 2009, 12:49 #

    В Москве на ВВЦ еще в 90х был такой автобус, по выставке ездил. Но изобрести и произвести — ну совсем разное. Как и телевидение — не будь буржуев, до сих пор бы "газетой без проводов и расстояний" пользовались бы, хоть сами и изобрели. Декретом Совнаркома тогда засекретили для охранных учреждений. У нас привыкли получать немедленную отдачу, а здесь вкладываться надо и без гарантий, да еще и инфраструктуру строить — ну его нах, лошадки дешОвше... Уже сейчас энтузиастами разработаны электроприводы типа "моторколесо" для велосипедов на 300Вт и более, с пробегом 40 — 60 км и со скоростью 25 — 40 кмч между зарядками без аналогов, а авторы бьются хоть кого — то заинтересовать. Слишком много прилипал, ожидающих полпирога за подпись без отрыва задницы...

    • Рейтинг: 3+
      h-u-y 10 ноября 2009, 14:55 #

      да, читал про такие штуки в научно-популярном журнале....видимо, так и кануло в лета, блять

    • Рейтинг: 0+
      njreufdf 10 ноября 2009, 19:09 #

      Вот как только этим прилипалам задницы пооторвем, так и щастье наступит...

      • Рейтинг: 0+
        georgiyrv (F1) 10 ноября 2009, 23:32 #

        живу и работаю в сибири, где 9 месяцев в году снег лежит, так и хочется сказать:
        КОМУ НУЖЕН В РОССИИ ВЕЛОСИПЕД???? вы с ума сошли со своим мотор колесом от велосипеда?

  13. Рейтинг: 5+
    ikarfly (Турбореактив) 10 ноября 2009, 11:18 #

    Молодцы. Развиваются. А мы?

    • Рейтинг: 3+
      superskunk 10 ноября 2009, 11:23 #

      Сказать? Или и так ясно?:)

    • Рейтинг: 2+
      miliy (miliy) 10 ноября 2009, 12:00 #

      А мы как обычно в жопе!

  14. Рейтинг: -2+
    wanfrried 10 ноября 2009, 11:06 #

    Есть одно но, как они себя будут вести в пробках?

    • Рейтинг: -3+
      wanfrried 10 ноября 2009, 11:09 #

      Учитывая, что пробки не такие, что автобус встал и стоит ждет, а движение все таки будет небольшое.
      У знакомой уже были неисправности с машиной, у нее Хонда, там коробка робот, так вот эти роботы совершенно не предназначены для наших пробок...

      • Рейтинг: 5+
        slovelissimo 10 ноября 2009, 11:46 #

        НУ что за глупости про "не предназначены-предназначены". Хватит уже пытаться выставлять движение "у нас" в пробках каким-то не обычным-пробки в Шанхае,Токио,Нтью-Йорке- ничем не меньше на некоторых этапах.Что,эта машина и для них не прежназначена? Или просто "знакомая" не умеет нормально пользоваться коробкой-автоматом?

        • Рейтинг: 6+
          caspersan 10 ноября 2009, 12:19 #

          нет, у нас особые пробки, не мешайте человеку чем-то выделится

          • Рейтинг: 3+
            dumber123 10 ноября 2009, 13:39 #

            во — во +

          • Рейтинг: 1+
            pytrus 10 ноября 2009, 16:14 #

            ))

      • Рейтинг: 1+
        njreufdf 10 ноября 2009, 19:12 #

        При чем здесь коробка то? у автобуса она может быть другой, а расходы в пробках у электромоторов гораздо меньше, чем у ДВС...

        • Рейтинг: 0+
          zz2008 (Сергей) 10 ноября 2009, 21:56 #

          Да, в старт-стопном режиме электродвигатели потребляют гораздо больше — за счет пусковых токов. Может, иногда придется и толкать чудо-технику до ближайшей остановки ))

  15. Рейтинг: 0+
    nixil 10 ноября 2009, 10:17 #

    Интересно, что делать если он попадет в пробку и электричество кончиться?
    Пассажирам толкать или у водителя ручка динамомашины предусмотрена? :)

    • Рейтинг: -1+
      stuffbox 10 ноября 2009, 10:22 #

      По Китайски — вызвать армию и расчистить дорогу общественному транспорту танками. ;-))

    • Рейтинг: 6+
      marsianin (Marsianin) 10 ноября 2009, 11:02 #

      Педали там выдвигаются всем пассажирам...

      • Рейтинг: 1+
        wadim436 10 ноября 2009, 11:36 #

        +1

    • Рейтинг: 1+
      evgenp 10 ноября 2009, 11:48 #

      если послушать ролик то там все сказано по этому поводу
      есть "бэкап" на батареях которых хватает на значительно больший пробег чем 9 км.

    • Рейтинг: 1+
      maximus_Maxx 10 ноября 2009, 12:37 #

      просто пасажиры крутят педали в пробках чтоб не скучали

  16. Рейтинг: 0+
    kovin_79 10 ноября 2009, 10:00 #

    А как организм человека будет реагировать на поле такой напряженности?

    • Рейтинг: 1+
      marsianin (Marsianin) 10 ноября 2009, 11:02 #

      Там же не поле, сказали — рога выдвигаются.

      • Рейтинг: 0+
        ferz5 10 ноября 2009, 18:48 #

        да один фиг сами батарей оч большое электромагнитное поле создают. вопрос только что вреднее, газовые выхлопы или электромагнитное поле

        • Рейтинг: 0+
          georgiyrv (F1) 10 ноября 2009, 23:37 #

          вы как буд то в школе не учились :) поле в батареях отсутствует!! иначе диэлектрику будет хана, да и металлический корпус (даже из фольги) гасит постоянное поле на 100%
          трепесь как бабки у подъезда — писец...

  17. Рейтинг: 1+
    skaner22 10 ноября 2009, 09:42 #

    Наши будут ждать когда другие придумают, качественное. компактное. симпатичное..

    • Рейтинг: 1+
      tigrruz 10 ноября 2009, 12:43 #

      Чтобы знать потом на что еще таможеные пошлины и как поднять :)

  18. Рейтинг: 0+
    nnmm 10 ноября 2009, 09:36 #

    2 минуты на каждой остановке? Да это ни в какие ворота не лезет, у автобусов реально на одну остановку уходит секунд 20-40 (40 в крайнем случае), а если они по 2 минуты стоять будут то проще уже пешком дойти.

    • Рейтинг: 4+
      alex_sporik 10 ноября 2009, 09:42 #

      это в совке.... а у нас пока билетики купят, карточки прокоцают и т.п. две минуты вполне ....

      40 секунд это уже метро товарищ

    • Рейтинг: 1+
      guamokulo (guamokulo) 10 ноября 2009, 18:17 #

      хотел тоже самое сказать.. но...почитайте внимательно: расстояние между остановками небольшое, поэтому стоять автобусу для зарядки надо не 2 минуты, а меньше

  19. Рейтинг: 7+
    par 10 ноября 2009, 09:33 #

    молодцы в очередной раз! у меня зависть уже почернела наверно! ну почему, ну почему не у нас.
    а у нас бы это давно было, если бы не горбач с ебн и сегоднишними обитателями зоопарка!

    • Рейтинг: 4+
      alex_sporik 10 ноября 2009, 09:44 #

      аналогичное чувство....а еще советую съедить в шанхай летом.... вам точно вынесет моск.... как вынесло мне все то обилее технических новинок, .... шанхай город из будущего.... даже очень продвинутый гонконг послабее будет....

  20. Рейтинг: -2+
    walera11 10 ноября 2009, 09:25 #

    а часик в пробке постоять он может?

    • Рейтинг: 4+
      nnmm 10 ноября 2009, 09:37 #

      а почему нет? он ведь когда не едет то и не потребляет почти.

      • Рейтинг: 0+
        hbor 10 ноября 2009, 22:43 #

        А зимой? С электропечками?

        • Рейтинг: 0+
          georgiyrv (F1) 10 ноября 2009, 23:41 #

          а зимой это будет "скотовозка" как троллейбус
          в россии людей за скот считают, а люди так не думают про себя поэтому в троллейбусы сейчас ни кто практически не садится

комментарии
^ Наверх