Радиоэлектронное противодействие БЛА

Радиоэлектронное противодействие БЛА

Количество публикаций, посвященных беспилотным летательным аппаратам (БЛА), постоянно растет. В них, в основном, утверждается, что за БЛА счастливое будущее. Цитируются анонимные специалисты из Пентагона, утверждающие, что «…сегодня не существует более совершенного средства ведения войн, чем самолет-беспилотник», и приводятся в качестве примера успешное применение БЛА при вторжении в Ирак в 1991 году. С тех пор, однако, многое изменилось и ситуация с БЛА не такая уж и радужная. В этих публикациях совершенно справедливо указывается, как много американцы тратят денег на создание своих БЛА и как плохо обстоят дела у нас, в России. Действительно, дела в настоящее время у нас обстоят плохо, но это – не к сожалению, а к счастью.

----------------------<cut>----------------------

БЛА сейчас создают все, кому не лень. Идея БЛА заманчивая – исключить человека, где ему трудно или опасно. Количество созданных и, тем более, проектируемых БЛА, во всем мире огромно. Естественно все хотят скорее поднять в воздух свои летательные аппараты. В тени остается вопрос, кому и зачем они нужны?

Создатели БЛА рекомендуют целый перечень областей их применения. В мирное время – мониторинг трубопроводов в тундре, поиск очагов лесных пожаров, поиск косяков рыбы и т.д. и т.п. В военное время – главным образом, ведение разведки противника, точечные бомбометания с малой высоты, пуск ракет «воздух-земля» по труднодоступным целям (вроде пещер в горах) и т.д. При этом никому в голову не приходит, что именно в военное время все эти операции осуществить не удастся.

Невыполнимы они будут по следующим причинам. Для навигации всех без исключения БЛА в нашей стране и за рубежом, т.е. для определения своих собственных координат и использования их для управления полетом, используется спутниковая навигационная система GPS в сочетании с инерциальной системой наведения. Точности одной только инерциальной системы, основанной на гироскопах, т.е. на вращении волчков, для определения своих собственных координат не хватает. Ведь при фоторазведке к полученной фотографии, например, стоящих на земле танков, необходимо присовокупить их точные географические координаты. Такие координаты можно получить только с помощью системы GPS (в будущем, возможно, и с помощью ГЛОНАСС или Galileo). Для этого в момент фотографирования БЛА должен с максимальной точностью знать свои географические координаты. Поэтому на борт БЛА и устанавливают приемники сигналов от спутников системы GPS. Приемники могут работать как непрерывно, постоянно измеряя текущие координаты БЛА, так и включаться периодически, корректируя работу инерциальной системы навигации. Знать свои географические координаты БЛА должен как для полета по заданному маршруту, так и для возвращения на базу, куда он должен привезти разведывательную информацию. Аналогично и для точечного бомбометания, и для пуска ракет «воздух-земля» нужно с высокой точностью знать текущие координаты БЛА относительно целей, выбранных для уничтожения. Требуемую точность для решения и этих задач инерциальная навигационная система и любые другие, кроме спутниковых систем, обеспечить не могут. Поэтому-то дополнительно и приходится прибегать к помощи спутниковой навигационной системы GPS (в будущем, может быть еще и к помощи систем ГЛОНАСС и Galileo).

А теперь зададимся простым вопросом: что произойдет, если бортовой приемник сигналов от спутников системы GPS или других аналогичных систем будет выведен из строя воздействием на него организованных противником радиоэлектронных помех? Ответ однозначен – приемник станет бесполезным, т.к. не сможет измерять координаты. Вместе с ним станут бесполезными разведывательные и ударные БЛА.

Радиоэлектронное противодействие БЛА

Пункт управления MQ-1 Predator

Еще в 1997 году на Международном авиасалоне в г. Жуковском российская фирма «Авиаконверсия» продемонстрировала первый передатчик радиоэлектронных помех системам GPS и ГЛОНАСС. Этот передатчик нарушал работу приемников этих навигационных систем. В результате приемники теряют возможность измерять координаты объектов, на которых эти приемники установлены. Передатчик помех произвел сенсацию на Западе. Первыми всю опасность новинки для своей военной техники оценили американцы. Пентагон закупил несколько десятков таких «глушилок» и испытал их по всем своим видам вооружения, чье функционирование было основано на системе GPS. В частности оказалось, что высокоточное оружие (крылатые ракеты «Томагавк», управляемые бомбы с системой JDAM и т.д.), составляющие основу неядерной доктрины США и других стран НАТО, в условиях воздействия на них организованных радиоэлектронных помех перестает быть высокоточным. Из этого сразу же следует важнейший вывод: если какая-либо страна захочет защититься от высокоточного оружия, то над всей страной и на всем театре военных действий с помощью «глушилок» нужно организовать сплошное электромагнитное поле помех для приемников сигналов системы GPS. В этом случае коррекция полета высокоточного оружия с помощью системы GPS станет невозможной, и высокоточное оружие будет иметь огромные промахи относительно целей, которые это оружие должно уничтожить.

Вслед за американцами «глушилки» стали закупать другие страны. На рис.1 показан передатчик помех для защиты территории страны, радиус действия передатчика ~150 км.

Радиоэлектронное противодействие БЛА

Рисунок 1. Передатчик помех для защиты большой территории

На рис. 2 показан передатчик помех для защиты локальных боевых действий. Его радиус действия ~40 км, его масса ~6 кг, т.е. он больше, чем первый передатчик подходит для установки на БЛА.

Радиоэлектронное противодействие БЛА

Рисунок 2. Передатчик помех для защиты локальных боевых действий

Боевую проверку «глушилки» прошли в начале войны в Ираке в 2003 году, когда в первые 10 дней войны американское высокоточное оружие в цели не попадало. На пятый день войны разразился громкий международный скандал с обвинениями в адрес России. Его детали можно посмотреть в Интернете. И только после того, как американцы в течение следующих пяти дней ориентировочно узнали места установок «глушилок» и ковровыми бомбардировками сравняли с землей целые районы вместе с «глушилками», война пошла по намеченному плану. Этот факт показал всему миру, как с помощью достаточно дешевого средства можно фактически снизить до нуля эффективность разнообразной военной техники, использующей спутниковую навигационную систему.

В настоящее время «глушилки» для спутниковых навигационных приемников уже стоят на вооружении нескольких стран (но не в России!). С каждым годом увеличивается количество фирм, выпускающих такие «глушилки», в результате чего их распространение по миру можно сравнить, разве что, с распространением автомата Калашникова. Уже трудно себе представить военные действия, в которых не применялись бы передатчики помех спутниковым навигационным системам. Недалеко то время, когда партизаны и террористы, скрывающиеся в лесах, будут иметь такие «глушилки», так же, как они сейчас имеют автоматы Калашникова. До сих пор такое распространение «глушилок» для приемников системы GPS вызывает дикую истерику со стороны США, поскольку у них рухнула неядерная стратегическая доктрина, основанная на высокоточном оружии, на которое были израсходованы сотни миллиардов долларов. Теперь это оружие никто не хочет покупать и американцам придется списать эти расходы в убыток.

Когда встал вопрос, как же бороться с БЛА, имеющими малые размеры, малую отражающую поверхность для радаров, малую высоту полета, то оказалось, что единственным способом борьбы с ними являются все те же «глушилки». Создание поля радиоэлектронных помех для системы GPS, покрывающие как зонтиком, театр военных действий, помимо нейтрализации высокоточного оружия и нарушения управления войсками, приводит к дополнительному эффекту – к нейтрализации БЛА. Полученная с помощью фотокамеры и видеоаппаратуры разведывательная информация без точной привязки к местности не имеет никакой ценности. Кроме того, сами БЛА, не зная своих координат, с большой вероятностью не смогут возвратиться на базу и будут потеряны.

Второй причиной неперспективности использования БЛА для разведывательных целей на местности, где есть перелески или лес, является невозможность увидеть под деревьями объекты, представляющие интерес. Многочисленные эксперименты по обнаружению с медленно летящих вертолетов даже таких крупных объектов, как лоси, в зимний период, т.е. когда даже нет листьев на деревьях, показали, что сделать это практически невозможно. Не удавалось обнаружить с воздуха также пропавших детей. Не случайно вся реклама БЛА, созданных на западе, идет применительно к безлесной местности с гладким рельефом, т.е. применительно к Афганистану и Ираку. Надежда на обнаружение объектов с помощью тепловизионной аппаратуры в лесистой местности по меньшей мере наивна.

Итак, встает вопрос: для чего вообще нужны БЛА, помимо наблюдения в мирное время за трубопроводами и автомобильными пробками? Оказывается, в военное время область применения все-таки есть и очень важная, но не та, ради которой БЛА сейчас, в основном, создаются. Они исключительно удобны и важны как носители средств радиоэлектронной борьбы, т.е. носители станций помех против различных радиотехнических средств. С помощью БЛА удобно
проникать на территорию противника к объекту подавления. В частности, БЛА очень удобны для подавления системы ПРО США, разворачиваемой в Европе. В район расположения радиолокаторов системы ПРО на БЛА могут быть доставлены станции помех для подавления этих радиолокаторов. Пока БЛА будет летать взад-вперед (барражировать) под «носом» у радиолокатора и станция помех с борта БЛА будет излучать ему помеху, радиолокаторы не смогут нормально функционировать и обеспечивать систему ПРО информацией о текущей обстановке в пространстве. В частности радиолокатор будет наблюдать сотни ложных целей, ничем не отличающихся от настоящих, но создаваемых станцией помех. После окончания времени, отведенного для барражирования одного БЛА, на смену ему должен прийти другой БЛА. Передатчики помех для подавления системы ПРО США фирма «Авиаконверсия» продемонстрировала на МАКС-2007 и на Второй Международной выставке БЛА UVS-TECH в январе 2008 г. в Москве.

Еще одной важной тактической задачей, где БЛА может сыграть решающую роль, является нейтрализация функционирования авианосцев. В их функционировании есть слабое звено – это возвращающиеся самолеты, имеющие ограниченный запас топлива. Действительно, если заткнуть все «глаза» и «уши» возвращающимся на авианосец самолетам, то они не смогут своевременно выполнить посадку на авианосец и после израсходования запаса топлива будут потеряны. С помощью набора станций помех, установленных на нескольких БЛА и барражирующих в районе расположения авианосцев, удается решить эту задачу. Для затыкания «глаз» и «ушей» возвращающихся самолетов на БЛА, направляемых для барражирования вокруг авианосца, нужно всего семь типов станций помех. Помехами нужно подавить все бортовые системы самолетов, позволяющие ему ориентироваться на местности. Помехи должны создаваться против спутниковой навигационной системы GPS, против системы ближней навигации TACAN (VOR/DME), против бортовых радиолокаторов самолетов, против каналов радиосвязи между авианосцем и самолетами, против системы государственного опознавания самолетов. Оставшаяся неподавленная помехами инерциальная навигационная система не сможет решить задачу вывода самолетов к авианосцу и их посадки из-за большой ошибки, накопленной самолетами при выполнении боевой задачи. Особенно в ситуации, когда в районе боевых действий самолетов было создано сплошное поле помех системе GPS.

Данная концепция парализации действий авианосцев впервые была обнародована на крупнейшем и авторитетнейшем в мире авиасалоне в Ле-Бурже во Франции летом 2007года. Там же была показана и аппаратура для ее реализации. Это вызвало шок среди американских представителей на выставке и сотрудников посольства США во Франции. Действительно, ведь вышибается вторая нога из-под военной мощи США. Первая нога – высокоточное оружие – была выбита ранее. Эти же материалы, выставленные затем на авиасалоне в Жуковском в августе 2007 года, не вызвали никакого интереса у представителей российского Министерства обороны.

Перечисленные тактические задачи – далеко не единственные, где БЛА, являющиеся носителями средств радиоэлектронной борьбы, могут играть решающую роль.

Естественно, встает вопрос, а как же сами БЛА в этих условиях будут ориентироваться и возвращаться на базу? Оказывается, что для выхода БЛА в зону полета (барражирования) около подавляемых помехами объектов вполне достаточно точности только инерциальной системы наведения, устанавливаемой на БЛА. Само барражирование в процессе излучения помех не требует высокой точности. После барражирования даже из-за накопленной ошибки инерциальной системы БЛА выйдет в зону размером в несколько десятков квадратных километров, где уже другая, локальная навигационная система, установленная в районе точки посадки, подхватит БЛА, выведет его к точке посадки и позволит совершить посадку. Такая совмещенная система привода к точке посадки и обеспечения высокоточной посадки была разработана еще в конце 80-х годов прошлого столетия для самолетов, но из-за прекращения финансирования была законсервирована. Сейчас фирма «Авиаконверсия» адаптирует ее к нуждам БЛА и переводит на новую современную элементную базу. Точность разработанной системы посадки в горизонтальной плоскости составляет немного меньше метра, а по вертикали – порядка полутора метров. Фирмой «Истра-Аэро» разработан и уже проходит летные испытания БЛА, способный нести станции помех – рис. 3. Его взлетная масса ~130 кг, масса для станций помех ~25 кг, радиус полета ~250 км, длительность полета ~2-2,5 часа. Навигация осуществляется без использования спутниковых систем GPS/ГЛОНАСС. Несколько таких БЛА, совместно со станциями помех фирмы «Авиаконверсия», наземным пунктом управления и системой привода и посадки БЛА образуют комплекс радиоэлектронной борьбы, предлагаемый фирмами «Истра-Аэро» и «Авиаконверсия».

Вся аппаратура создания помех и БЛА делаются на собственные средства фирм разработчиков и поэтому являются полной собственностью этих фирм, что не требует получения никаких разрешений для их рекламы и продажи.

Радиоэлектронное противодействие БЛА

Рисунок 3. БЛА способный нести станции помех

Так что дела в России с БЛА не так уж и плохи. Важно лишь, товарищи «беспилотники» и товарищи заказчики из российского Министерства обороны, идти верной дорогой и вкладывать средства в нужном направлении, чтобы не получилось конфуза, как у США с высокоточным оружием.

Д.т.н. Антонов О.Е. ООО "Авиаконверсия".

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    moplen 31 августа 2009, 17:12 #

    История похожая со стелсами, когда пендосов втянули в разработку этих самых стелсов, мол невидимы — все видится прекрасно

  2. Рейтинг: 0+
    dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 21:22 #

    Заканчивается день, скоро обновится индекс и новость уйдет. Хочу поблагодарить всех активных участников дискуссии (+ к карме обещаю). Было очень приятно выслушать Ваши мнения и выразить свое.

    • Рейтинг: 0+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 21:29 #

      Особое спасибо пользователю roor. Заставил вспомнить, что такое Томагавк.

  3. Рейтинг: 0+
    igo8 26 августа 2009, 20:58 #

    "Попытки США втянуть Россию в создание беспилотных летательных аппаратов – продолжение курса США на истощение экономики России за счет вкладывания наших ограниченных ресурсов в бесполезные проекты, типа «звездных войн»." статья стала сразу не интересна ;(

    • Рейтинг: 0+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 21:09 #

      Специально, чтоб Вам снова стало интересно убрал эту провакационную фразу. )))

  4. Рейтинг: 2+
    ludoed 26 августа 2009, 20:10 #

    Насчет помех при возвращении на авианосцы — вообще-то все палубные самолеты оборудованы системами дозаправки в воздухе от палубных заправщиков Ka-6 Интрудер
    Выйти в район нахождения авианосца можно и по пеленгу, и по ИНС, найти авианосное соединение в районе радиусом 200 км нетрудно и недолго при нынешних радарах и скоростях полета
    И главное — система захода на посадку у авианосцев (выдерживания глиссады) — световая сигнализация, ей помехи не поставишь.
    Если уж возникнет такая необходимость противостоять авианосцу — это будет 3я мировая война. А в этом случае проще рвануть 1 ядерную торпеду в центре ордера, чтобы все разом булькнули

    • Рейтинг: 0+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 20:42 #

      На дозаправку нужно время, если возвращается звено одного заправщика будет не достаточно. Его еще и найти надо, как и звено заправщику. Кроме того производить дозаправку в режиме радиомолчания (не самая простая процедура) с учетом, что "сиску просят" еще 3-4 "голодных" самолета. И представьте ситуацию отбомбились, вероятно имеете повреждения, идете на родной авианосец и тут картина кругом море, связи нет, навигация только по инерционке, и погода еще черт знает какая. Естественно. что такая ситуация может произойти только при очень крупном конфликте.

  5. Рейтинг: 2+
    chroot 26 августа 2009, 19:29 #

    "Требуемую точность для решения и этих задач инерциальная навигационная система и любые другие, кроме спутниковых систем, обеспечить не могут."

    Да ну?
    ИНСы десяти- и двадцатилетней давности — да, не могут. А про современные наработки слышали? Т.н. "лазерные гироскопы", например? Высокоточные ИНСы вовсю используются в военке, потому что сателлитные системы в случае войны откажут в первую очередь.

    • Рейтинг: 1+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 20:16 #

      Согласен с Вами, инерциальная система самая помехоустойчивая и на мой взгляд самая перспективная. Сам готовя эту новость хотел вырезать эти строки, подумав оставил их поскольку это мнение автора этой статьи Антонова О.Е. а я лишь транслирую это мнение. ИМХО ни одна из систем навигации априори не может быть идеальной. Лишь комплексное решение на базе инерциальной, спутниковой, корреляционно-оптическая, тепловизионной и телевизионной систем могут обеспечить гарантированную точность. Однако такой комплекс будет очень дорого стоить и не мало весить. Для поражения каждой цели существуют свои условия. Где-то хватит старой инерционной системы, а где-то будет недостаточно комплекса систем.

      • Рейтинг: 0+
        dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 20:31 #

        "Глушение" сигнала на самом деле представляет собой излучение такого же сигнала, но с определенной ошибкой, учитывая погрешность инерциальной системы и возможность обмануть оптическую, телевизионную и тепловую есть возможность сбить с курса БЛА или ту же крылатую ракету. Приведенное в статье оборудование это не панацея от ВТО, это лишь один из винтиков системы противодействия ВТО.

        • Рейтинг: 1+
          igo8 26 августа 2009, 21:32 #

          ""Глушение" сигнала на самом деле представляет собой излучение такого же сигнала, но с определенной ошибкой," сигнал кодирован и помехозащищён, так что на ошибку наплевать, без знания ключей и алгоритмов внести туда ошибку не возможно (я имею ввиду ошибку в полезную инфу, а не в сам сигнал). единственный выход, это более мощный источник на тех же частотах, который будет искажать оригинальный сигнал на столько, что сигнал не будет распознаваться как свой, но в этих случаях наверняка предусмотрены переходы на другие частоты, высоты, квадраты (враги ведь не дураки, как хочет их представить автор).

          • Рейтинг: 0+
            dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 22:25 #

            Как вы это себе представляете? Летит БЛА. Включается помеха. ЭВМ БЛА распознает помеху и отправляет на спутники (24) сигнал о смене частот? В лучшем случае ЭВМ БЛА распознав помеху, исключит данные GPS из расчетов и поведет аппарат по инерциальной системе. Помеха, как мне представляется аналогична по структуре реальному сигналу и отлячается от него незначительно. Я не говорю что системы ВТО делали дураки, на лицо просчет в построении системы. Этим просчетом в 2003 году пользовались ВС Ирака. Сейчас вероятно систему модернизировали, однако как гласит поговорка на каждую хитрую задницу найдется хрен с инерциальной системой наведения )))

            • Рейтинг: 0+
              igo8 26 августа 2009, 22:45 #

              нет, летит бла, теряет сигнал, выполняет предусмотренную для таких ситуаций программу.

  6. Рейтинг: 0+
    mastakw 26 августа 2009, 19:20 #

    Любое средство постановки помех что то излучает — на излучатель легко наводится ракета.
    и нету излучателя ...
    Применяется комплекс мер.

  7. Рейтинг: 0+
    allcomp (Вадик) 26 августа 2009, 18:42 #

    ...неубедительная реклама :))) ...

    • Рейтинг: 2+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 19:16 #

      Когда по дороге GPS-навигатор потеряет спутники вспомните эту "рекламу" :)))

      Когда стартует бесполотник говорят: О-о-о, БЛА.
      А когда беспилотник теряет сигнал GPS говорят: У-у-у, БЛЯ. )))

      • Рейтинг: 1+
        alexsimm 26 августа 2009, 19:50 #

        Я ржал

  8. Рейтинг: 1+
    bubelgum 26 августа 2009, 13:06 #

    Радиоэлектронное противодействие БЛА-БЛА бла БЛА блАБЛАБЛА...

    • Рейтинг: 1+
      bubelgum 26 августа 2009, 13:19 #

      А если по серьезному, то вот
      http://www.greatamericans.com/videos/14add7758d/top-10-tech-robots-from-trailblazer
      с чем возможно придется воевать.

      • Рейтинг: 1+
        dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 14:36 #

        Ишачек порадовал. В нашей армии такой пинали бы не в бок, а под зад )))
        А если серьезно не помню какой именно MAARS или Swords на испытания обстрелял своих солдат.

        • Рейтинг: 0+
          axvpast (Линг-Линг) 27 августа 2009, 20:29 #

          Более прикольная история была когда система борьбы с вертолетами с элементами ИИ разнесла на первых же испытаниях рядом стоящий туалет... прниняв вытяжной вентилятор на нем за вертолет :).

      • Рейтинг: 1+
        DeFragMenT 26 августа 2009, 16:49 #

        Когда мужик пнул здоровенную блоху в бок — поржал от души.

      • Рейтинг: 0+
        --Shark-- 26 августа 2009, 17:38 #

        Все эти роботы или дистанционно управляемые, либо требуют GPS для навигации. По этому все это можно подавить постановкой помех. :-)

  9. Рейтинг: 0+
    kotoff 26 августа 2009, 13:06 #

    "Не имеет аналогов в мире" и т.д., как обычно.

    • Рейтинг: 0+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 13:47 #

      Это было давно и все неправда. http://www.usts.kiev.ua/product/anklav.htm

  10. Рейтинг: 0+
    djakaranda 26 августа 2009, 12:12 #

    рис3 результат слияния ваза с камазом, способный нести нас в светлое будущее...

  11. Рейтинг: 0+
    zaugen 26 августа 2009, 11:52 #

    статья чистая джинса
    перспективность БПЛА пусть заботит их разработчиков, это их хлеб
    а то получается что бакалейщик и кардинал спасут францию
    а вообще каждый продукт имеет право на жизнь пока хоть кто то видит в нем необходимость

  12. Рейтинг: 0+
    kokojto 26 августа 2009, 11:02 #

    Господа, а кто мне может объяснить что за фотожаберская фигня на рис.3? И зачем это делать?
    И еще... Насколько я помню законы физики, то мошность излучаемого сигнала уменьшается квадрату расстояния до объекта. Судя по "глушилке" на рис.1 ее мощность ватт 100 (ну может быть немного больше). Неужели этой мощности хватит заглушить сигнал на 150 км????

    • Рейтинг: 0+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 12:55 #

      Устройства эти представляют собой простейшие, мощностью всего несколько ватт (как в карманном фонарике), передатчики, действующие на частоте 1577 и 1231 мегагерц. Я указываю частоты именно передатчиков помех, так как их частота должна быть расстроена относительно несущих частот GPS

      • Рейтинг: 0+
        mishabara 26 августа 2009, 16:15 #

        на каждое действие есть и противодействие ... например таже шифрация и распределение информации по другим частотам ... и наверняка это супостаты уже сделали ... эти предложенные системы защиты наиболее эффективны при работе сверху — вниз ... а беспилотники вообще то работают в мирное время ..

        • Рейтинг: 0+
          dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 18:38 #

          Согласен, вероятно, существует какой-либо алгоритм смены частот GPS в военное время, но то, что у меня вызвало интерес к этой статье — это простота реализации системы подавления сигнала. Для чего шифровать сигнал GPS? Он не несет по большому счету какой-то секретной информации. Вероятно, Вы имели в виду помехоустойчивое кодирование. С этим соглашусь, НО изменение структуры сигнала подразумевает модернизацию, как приемной, так и передающей частей. А это 24 ИСЗ + вся система ВТО использующая GPS. Вероятно в последнем высказывании ошибаюсь, ибо может это все реально реализовать программно.

  13. Рейтинг: 1+
    roor 26 августа 2009, 10:53 #

    Чистый пиар!Развод на "бабло!Нет у томонавков привязки к GPS.Нет и не будет!У них инерционная система наведения на лазерных гироскопах, а окончательная траектория полёта определяется по фотографиям со
    спутника разведки.Информация загружается непосредственно перед стартом.И никаких обратных связей.
    Система полностью автономна после пуска! Матчасть надо учить"настоящим образом"..

    • Рейтинг: -2+
      gr3sh0k 26 августа 2009, 11:42 #

      +

    • Рейтинг: 0+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 13:26 #

      http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/14879/

      • Рейтинг: 0+
        dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 13:30 #

        http://lenta.ru/news/2007/04/25/tomahawk/

    • Рейтинг: 1+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 13:37 #

      По программе Block III на Томагавк установлен приемник GPS, комплексированный с ИНС (инерциальной навигационной системой) в режиме так называемого "тесносвязанного комплексирования", когда навигационная информация от GPS используется для коррекции ошибок ИНС, возникающих за счет неточности калибровки, а информация от ИНС служит для поддержки функционирования следящих систем GPS по скорости и дальности в условиях радиопротиводействия. Кстати, скорость ухода ИНС на Томагавке составляет порядка 900 метров за час полета. Эта наивысшая точность для ИНС на кольцевых лазерных героскопах, а именно они применяются ракете Томагавк. Использование информации о скорости полета от ИНС позволяет в приемнике GPS существенно уменьшить ширину полосы слежения системы слежения за задержкой, что дает два положительных эффекта: 1. возрастает помехозащищенность на величину порядка 10...15 дБ и 2. снижаются ошибки определения координат, обусловленные шумовой составляющей приемника там есть еще динамические ошибки). При этом ошибки наведения теоретически снижаются при комплексировании ИНС+GPS до единиц метров. Эти точности были успешно продемонстрированы в ходе большинства реальных боевых пусков этих ракет. На Томагавке в рамках развития программы модернизации Block III установлена система наведения конечного участка типа Диджисмек (корреляционно-оптическая), а по программе Block IV, кроме того, еще две системы конечного участка — тепловизионная и телевизионная с камерой переднего обзора и спутниковым каналом передачи изображения на крейсер УРО, с которого ракету запускают. Наличие такого канала позволяет пользуясь джойстиком, как в игрушках.

      • Рейтинг: 0+
        dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 15:53 #

        наводить Томагавк в нужное здание или нужное окно здания, наблюдая обьект удара на экране монитора на дальности до 1500 км.

    • Рейтинг: 0+
      axvpast (Линг-Линг) 26 августа 2009, 23:43 #

      >Система полностью автономна после пуска!
      А при развитии вычислительных машин дальше будет очередь Искусственного Интеллекта. В результате эти БЛА станут на замену пломтам — камикадзе. Но оочень талантливыми пилотами — камикадзе. Только человека — камикадже надо учить/ростить 20 лет, а машину отверткой можно за несколько часов собрать.

      • Рейтинг: 1+
        axvpast (Линг-Линг) 26 августа 2009, 23:58 #

        Другими словами машина на входе получает фото со спутника, на выходе наносит удар в нужное место. Способ распознавания цели — оптический, наведение тоже. Люди ведь как-то на самолетах летают и даже без лазерных гироскопов :) и даже могут врезаться в небоскреб :) Уверен что машине для этого ума много не надо.

        Кроме того, автор забыл вспомнить против кого собираются применять подобные машины, а это очень важно. Например, госудраство Ирак, Афганистан — возможности выпустить ведро металлических шариков по встречной орбите спутников — у них никогда небыло. Другими словами против "глаз из космоса" уберечься сложно. Гостударство Изариль — применение БЛА с ракетами Хеллфаир для уничтожения террористов в автомобилях.

        Как я заметил боевые БЛА применяются против технологически отсталых или слабых, к коим со временем можено будет отнести Украину и Россию. Технология просто позволила делать старые задачи, требующие наличия пилота, с НУЛЕВЫМ риском для жизни оператора, чем и пользуются.

        Против любых централизованных глушилок — всегда существовали ракеты — антиглушилки :). Обычно их запускатю первыми и стараются таким образом полностью подавить ПВО. Хотя самолет — глушилка это прикольно — за ним нужно как за мухой гоняться :) не каждая ракета это сможет сделать.

        • Рейтинг: 1+
          axvpast (Линг-Линг) 27 августа 2009, 00:11 #

          А 500 "мух" вокргу авианосца... он и правда может от этого с ума сойти :)))

          • Рейтинг: 0+
            dave77777 (Юстас) 27 августа 2009, 03:04 #

            И жужжат и жужжат )))

            • Рейтинг: 0+
              axvpast (Линг-Линг) 27 августа 2009, 20:24 #

              Тогда нужно говорить про другой неадекватный ответ — капсулу, заполненную летающими кровососущими насекомыми которая выбрасывается из БЛА в воду по пути следования авианосца. Разумеется кровососущие насекомые должны быть переносчиками какой-нить сибирской язвы. Никакое ПВО не собъет 10ок комаров :))). Можно еще на комаров скафандры химической защиты одеть, которые делать при помощи нанотехнологий :))).

  14. Рейтинг: 0+
    mirabella2 26 августа 2009, 10:07 #

    Будущее имеют только сверхлегкие БПЛА. Сверхлегкие -в смысле одноразового применения.
    Средние и тяжелые теряют преимущества перед обычными ЛА по соотношению цена\эффективность.

  15. Рейтинг: -1+
    Vipera 26 августа 2009, 10:01 #

    Малоубедительная статья. Особенно смешно звучат барражирующие БПЛА-постановщики помех вблизи авианосцев. Это кто им там позволит барражировать? :-)

    • Рейтинг: 2+
      liv1973 26 августа 2009, 11:32 #

      А ты среди помех заметь источник. Поставить помеху на радиус в 150км, БЛА подвесить на пути от авианосца к цели на растоянии в 70-120 км (а ты найди обьект с линейным размером в 3 м на таком растоянии) — вот и у самолетов мертвая зона по навигации/радару в 200-250 км. Если повесить 3 таких БЛА в углах равнобедреного треугольника с Авианосцем в центре — 1. Умерла система ПВО у авианосца 2. Отключается автоматика по взлету/посадке технике, т.е. влет/посадка должна осуществлятся в ручном режиме, что подразумевает повышеную психологическую нагрузку на летный состав и вытекающие от сюда ошибки.

      • Рейтинг: -1+
        gr3sh0k 26 августа 2009, 11:45 #

        Простите, но я Вам не верю.

        • Рейтинг: 3+
          dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 12:57 #

          Видишь суслика? И я не вижу, а он есть. (с)

      • Рейтинг: 0+
        axvpast (Линг-Линг) 27 августа 2009, 00:01 #

        >Отключается автоматика по взлету/посадке технике
        Из того как мне промыл мозги канал Дискавери следует, что система посадки — оптическая и построена на хитрых "слонечных зайчиках". Так что самолет сядет без проблем.

        • Рейтинг: 0+
          dave77777 (Юстас) 27 августа 2009, 03:07 #

          До авианосца еще долететь надо.

  16. Рейтинг: -1+
    AlchemistRU 26 августа 2009, 08:44 #

    Какой ... энтузиаст это пИсал? Непременно нужно было смешать псевдополитику с квазиэлектроникой. ИМХО — бредятина.

  17. Рейтинг: 0+
    relistal 26 августа 2009, 08:21 #

    смешно читать. сабля,пика, добрый конь , — это да, сила. не подвержены РЭБ. Почитать Антонова,- так и да, пушечный поршневичек без рации времен второй мировой — это самое надежное и нефиг париться.
    напоминает " лисица и виноград".

    • Рейтинг: 0+
      relistal 26 августа 2009, 08:58 #

      аа..просек фишку. чувачок продвигает нечто с рис.3. и очередное "не имеющее аналогов в мире". я не говорю,что такие вещи не могут существовать вобще и они бесполезны на поле боя. — но это и не панацея.
      на рис.1 — по внешнему исполнению какая то поделка из кружка юный радиотехник. чего то радиотехникам из ирака, не получилось "заглушить" томогавки. а автор уверен в том, что гражданская gps и боевой диапазон спутников — совпадают?
      развитие БПЛА заменяет программы развития пилотируемых? или дополняет?....
      и еще.
      В принципе, если современному боевому самолету поставить максимально возможные радио электронные помехи, — то это будет уже слабоуправляемый элемент комплекса. который так же опасен и для своих войск.
      Вторая сторона медали — если такую "глушилку " включить — она будет действовать только избирательно на вражеские БПЛА? а своим типа — всё нипочем?.

      • Рейтинг: 0+
        dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 13:10 #

        На рисунке 3 простейший планер БЛА на который можно установить эту систему. Дешевый, но эффективный. Частоты GPS 1577 МГц (гражданский канал) и 1230 МГц (военный канал). По поводу работы этих устройств. GPS заглушить проoе чем ГЛОНАСС так как 24 спутника GPS работают на одной частоте (режим кодового разделения каналов CDMA), а в нашей системе каждый спутник работает на своей частоте (частотное разделение сигналов — FDMA), и поэтому для подавления сигнала ГЛОНАСС нужно несколько передатчиков. Свои во время войны (покрайней мере в теории) должны использовать свою систему навигации.

    • Рейтинг: 0+
      dave77777 (Юстас) 26 августа 2009, 13:15 #

      Нет, просто очередной раз срабатывает правило, что система противодействия оружию значительно дешевле оружия. Самолет-ПЗРК, Танк-ПТУР и т.д.

  18. Рейтинг: 0+
    angel_ 26 августа 2009, 07:48 #

    не убедил

  19. Рейтинг: -2+
    padla88 26 августа 2009, 03:25 #

    как такой шизофренический бред попал на главную?

  20. Рейтинг: 2+
    m_ix 26 августа 2009, 02:17 #

    Я одну такую видел :D

комментарии
^ Наверх