Вспоминайте иногда вашего студента…

Вспоминайте иногда вашего студента…

Студенты сейчас сдают сессию. Не бог весть какое событие в наше драматичное время, но для студентов-то важное. Сразу признаюсь, что я студентов жалею и сессию не люблю. Утомляет меня ее нервозность, не нравится мне, когда из соучастников единого увлекательного процесса познания мы превращаемся в «испытателя» и «испытуемых». Сессия приносит много разочарований не только студентам, но и преподавателям. Иногда так и хочется сказать: «Я поставлю Вам «удовлетворительно» с одним условием: Вы никому никогда не скажете, что этот курс читала я». Настолько уродливыми мутантами возвращаются порой ко мне плоды посеянного мной «разумного, доброго, вечного». Чтобы предупредить все возражения и возмущения, скажу сразу, что я не собираюсь ругать современных студентов, жаловаться на свою преподавательскую долю, оправдываться и т.д. Потерпите немного, я не собираюсь студентов обижать!

----------------------<cut>----------------------

Конечно, у меня, как и каждого преподавателя, собрана некоторая коллекция студенческих ляпов, некоторые из которых я собираюсь здесь привести. Избранное, так сказать. Чаще всего встречаются так называемые оговорки, когда во время ответа одно слово заменяется другим, похожим. Часто получается забавно. «Простите, оговорился(лась)», – обычно говорят студенты в ответ на мои возражения и уточняющие вопросы. И при этом искренне недоумевают, почему меня так удивляет и даже возмущает (хотя порой и очень смешит) эта замена. Ну подумаешь, слово не то! И вот вместо превентивных мер вы получаете «примитивные» (это мне даже понравилось, потому что речь шла о демографической политике в России), вместо гендерологии – геронтологию и наоборот (а один раз получилась даже «гинекология», правда, студент осекся и глубоко задумался – понял, что что-то не так).

Милая девушка на зачете по политологии доверительно сообщила мне, что всякое государство в своем развитии проходит стадию «эротизма» (этатизма), нимало при этом не смутившись. Демократические преобразования часто называют «демографическими», иррационализм превращается то в иракционализм, урокционализм, а то и в эрекционализм, палеонтология – в политологию, консервация – в конспирацию и т.д. А как коверкают слово «иерархия»! После особенно удачного превращения его в «ахерию» я стала писать его на доске каждый раз, когда произносила в лекции. Я вообще стараюсь большинство терминов предъявлять в письменном виде. Помогает, надо сказать, не всегда. Некоторые студенты ведь пользуются чужими лекциями и (очень немногие!) чужими шпаргалками и не всегда могут понять сокращение. Так появляются шедевры типа «В современном обществе неуклонно возрастает социальный портрет» (потребности) и жемчужина коллекции моей мамы: «Каждое материальное тело имеет прврхр». На недоуменный вопрос, что же такое «прврхр», студентка раздраженно ответила, что понятия не имеет, но в лекции так написано. Речь шла о пространственно-временных характеристиках.

Бывают ошибки и посерьезнее. Очень трудно студентам, сосредоточившимся на сдаче одного предмета, воспользоваться сведениями из другого. Например, если речь идет о развитии какого-то явления во времени, они предпочитают пользоваться двумя терминами: «сейчас» для обозначения настоящего и «раньше» – для прошлого. Причем это «раньше» может включать в себя весь период истории: от появления человека разумного до момента, с которого для студента наступило это самое «сегодня». Мои попытки уточнить, что же такое это самое загадочное «раньше» и что именно отделяет и отличает его от «сегодня», приводили порой к самым неожиданным казусам.

Так, рассказывая на экзамене по этой самой труднопроизносимой гендерологии о том, как изменялось в истории положение женщин, студент пользовался этими традиционными словечками «раньше» и «сейчас». Я решила уточнить его ответ и поинтересовалась, о каких конкретно периодах прошлого идет речь. Студент подумал и ответил: «До революции». Я уточнила, до какой именно, и заметила, что ряд отмеченных им явлений наблюдались уже после всех революций. Студент заскучал. Я предложила начать отсчет с Октябрьской социалистической революции и спросила: «А она у нас произошла когда?», ожидая немедленного ответа. Ответ, действительно, последовал довольно быстро и совершенно меня потряс: «В 1983 году». «Посмотрите на меня внимательно, – предложила я, – я похожа на человека, который родился до революции?» Студент посмотрел и сказал, что, пожалуй, не похожа. Какие-то ассоциации все же сработали. Дальше он перебрал еще несколько вариантов, пока не остановился, наконец, на 1917-м.

Такие же проблемы возникали и с датами мировых войн. Вы не поверите, но очень хорошая и дисциплинированная студентка на зачете по демографии, рассказывая о динамике показателей продолжительности жизни и рождаемости между мировыми войнами, затруднилась назвать даты обеих. «По-моему, в XIX веке», – неуверенно пролепетала она. На мое немое, но очевидное удивление среагировала довольно быстро и исправилась, сообщив, что это Вторая мировая война была в XIX веке, а Первая вообще… в XVIII! Я посмотрела зачетку: по отечественной истории у нее красовалась «отлично», очень редкая оценка для первокурсника по этому предмету. Я нисколько не сомневаюсь, что она заслужила эту отметку и даты войн, не только мировых, но даже Крымских, знала назубок. Просто это было на экзамене по отечественной истории год назад, а тут она сдавала демографию.

Забавно, когда я рассказываю эти истории студентам между сессиями, они весело смеются и качают головами: мол, ну надо же такое ляпнуть! А в сессию неизменно ляпают.

Я привела все эти смешные до горечи экзаменационные нелепицы отнюдь не для того, чтобы поиздеваться над бедными студентами. Сразу скажу, на них за все эти проявления невежества (порой дремучего, порой просто пугающего) лежит только часть вины. Для меня все эти сессионные анекдоты – не только забавные истории, но и проявления весьма грустной ситуации, которую нелегко осознать, трудно понять, а разрешить и подавно очень сложно.

И не только студенческая лень и отсутствие любознательности являются тому причиной. Эти черты у современных студентов есть, кто спорит. Но сдается мне, черты эти инвариантны относительно эпохи и социально-экономических условий. Ловля «халявы» перед экзаменом знакома и моему поколению, и предыдущим, думаю, тоже (для тех, кто не знает, делается это, кажется, так: открытую зачетку необходимо выставить в форточку и трижды воскликнуть: «Халява, ловись!»). Не новы ночные бдения над учебником, впервые открытым во время сессии, туман в голове в день экзамена, «шпоры» и «бомбы». Все это выдумали отнюдь не сегодняшние студенты. Все это было и в неведомом им «раньше».

Однако я с трудом представляю, что кто-нибудь из моих однокурсников или одноклассников допустил бы такую ошибку, которую сделала одна студентка на зачете по политологии. Мы с ней разбирались в вопросе «формы государства» и выяснили, что она не знает, каким государством является наша страна – федеративным или унитарным. Я посоветовала ей просто вспомнить, как наша страна называется. «СНГ», – тоскуя, произнесла девушка. Я оторопела и молча протянула ей пустую зачетку, а потом показала свой паспорт и попросила вслух прочесть название страны. «Я так и знала», – с болью в голосе сказала несчастная и удалилась, наверняка осуждая меня за необоснованные придирки.

Я далека от мысли, что современные студенты глупее, чем были мы, вот уж нет. Они сметливы, неплохо разбираются в практических вопросах, их можно заинтересовать и подвигнуть на оживленную дискуссию, если говорить о том, что их по-настоящему волнует. Видели бы вы, как они слушали мои разъяснения насчет кризиса! И вопросы задавали толковые, и обсуждали. И мысли высказывали интересные. Речь ведь шла о том, что их действительно касалось.

Я не думаю, что кто-то, включая мою незадачливую студентку, действительно не знает название своей страны. Только они знают это в реальной, настоящей жизни, а экзамен – это ритуал, это повторение заклинаний и формул, ничего общего в их сознании с этой жизнью не имеющих.

Как это вышло? Во-первых, одни и те же социальные проблемы «размазаны», растащены по разным учебным курсам, где излагаются с разных концептуальных позиций, но почти всегда без вариантов, без изложения сути теоретической и практической проблемы, ее социального значения, развития дискуссии. Студенты не воспринимают каждый курс как часть некоего единого знания об обществе, каждый курс не дополняет предыдущий, не развивает имеющееся уже знание, не вступает с ним во взаимодействие или в полемику. Эти дисциплины и дисциплинки, на которые сейчас раздроблены социальные науки, порой не связываются в сознании студентов друг с другом, а старательно выучиваются и складываются в отдельные «файлы» студенческой памяти, откуда потом и «сдаются» экзаменатору. Причем сдаются до полного забвения, уничтожения в памяти, чтобы не мешали и освобождали место для новых файлов.

Если и излагаются различные взгляды на проблемы, то в качестве констатации, без критики и анализа. Бедным студентам приходится все заучивать, потому что понять это нельзя. По правде говоря, часто и незачем понимать – ведь сплошь и рядом авторы учебников грешат против логики, фактов и даже здравого смысла.

Во-вторых (и это уже намного серьезнее), большинство рассуждений в учебниках по этим бесконечным политологиям, культурологиям, гендерологиям и т.д. описывают состояние социальной реальности безапелляционно, безальтернативно, а порой даже и не аргументированно. Критика же существующего общественного порядка отсутствует почти полностью.

Динамизм современной социальной жизни требует дискуссии с применением широкого круга концепций и методологических подходов, критического анализа конкретных ситуаций и процессов, рассмотрение теории и реальности в развитии, не избегая разговора о противоречиях.

Но образование и в школе, и в вузе ориентировано на заучивание и дословное воспроизведение, а не на понимание и дискуссию. Эта ориентация отражена и в организации учебного процесса, и в мотивации значительной части учителей и преподавателей. Последние часто чувствуют себя неуютно в сложных и дискуссионных вопросах, но не могут «ударить лицом в грязь перед аудиторией» и стремятся обязательно выдать решение, готовое и неопровержимое. Обязательно под запись, и чтобы к экзамену наизусть!

Вот что самое тревожное: учебники в большинстве своем не дают нравственной и, что самое главное, классовой оценки событий и явлений социальной жизни. И почти полностью отказывают человеку в субъектности, в наличии свободной воли, практически вычеркивают социальный протест из истории, отказывают ему в социотворческой роли.

Поэтому гораздо больше оговорок и странной забывчивости студентов меня пугает картина мира, которая складывается у них под воздействием всей этой учебно-методической бессмысленности.

Государство студенты часто воспринимают как нечто данное раз и навсегда, персонального воплощения не имеющее, вездесуще и всемогущее, которое «должно обеспечить» и «защищает граждан». Такая помесь Левиафана Гоббса с Дедом Морозом или скорее с Санта-Клаусом. При этом большинство студентов уверено, что государство может сделать с ними все, что захочет, а любой протест будет бессмысленным.

Из года в год я провожу эксперимент. На одной из лекций по ходу объяснений я задаю вопрос, возможно ли человеческое общество без социального неравенства? И из года в год слышу дружное «Нет!» Однако недавно у меня случился праздник: нашлась группа, точнее, один человек в одной группе, который сказал, что, конечно, возможно. Такое общество уже было в прошлом, и, он надеется, сложится в будущем. То ли с группой повезло, то ли экономический кризис обучает лучше учебников?

Рассуждая о причинах, функциях и социальном значении неравенства, мои студенты очень часто воспроизводят в свободной форме античную метафору, когда господствующий класс отождествляется с головой, а прочие классы – с другими частями тела. А без головы, как известно, тело не может существовать. И очень часто, к сожалению, они склоняются к мысли, что подчинение и господство – это или судьба, которую не изменить, или следствие врожденных свойств – талантов, способностей и т.д. Большинство людей нуждается в управлении – и точка.

При всех нелепостях официального марксизма, догматичности и идеологической скорректированности истории партии, научного коммунизма и атеизма курс социальных наук в советских вузах таких дремучих представлений все же не воспитывал. Он был, при всем своем пропагандистском пафосе, гораздо ближе к пониманию истории, чем весь набор сегодняшних «социально-гуманитарных» дисциплин.

Ни в коем случае не хочу сказать, что мои преподаватели и учебники времен моего студенчества сплошь несли нам свет истины, поощряли дискуссии и были теоретически безупречны. Увы, отнюдь, не все и не всегда. Но у нас порой всё же вызревали, формировались собственные вопросы, «острые, жгучие», как писал Юлий Ким, мы могли если не спорить, то хотя бы критически оценивать то, что мы слышали на занятиях. Ответ ведь имеет ценность тогда, когда у слушателя есть свой вопрос. Даже больше: в науке только тот ответ ценен, который рождает новый вопрос. Только тогда и возникает цепная реакция познания.

Если же давать готовые ответы тем, кто вообще никакими вопросами не задается, то ответы эти ни поняты, ни оценены, ни приняты, ни опровергнуты быть не могут. Студенты могут забыть их сразу, или воспроизвести, и потом все равно забыть. Воспроизводя же тексты на непонятном языке или на совершенно непонятную тему, так естественно заменить одно слово другим, а от напряжения забыть не только даты всяких там войн и революций, но и собственного рождения.

Вопросы могут сформироваться у человека, который много читает и размышляет, причем читает литературу настоящую, которая и ставит великие и трудно разрешимые проблемы – нравственные, политические, социальные. Но увы! И вот тут уж я современных студентов не оправдываю. Условия для развития личности могут быть разные – благоприятные и не очень, просто противоречащие всякому праву личности на развитие. И все-таки последнее слово в выборе между невежеством и знанием – за самой личностью. Конечно, школьный курс литературы вряд ли способен вызвать жгучий интерес к чтению, а телевидение и кино никаких проблем ставить и, тем более, обсуждать не собираются. Но хорошие книги и фильмы есть, читать и смотреть никто не запрещает. Забавно: мы читали книги и смотрели фильмы и спектакли часто назло, потому что было трудно достать или попасть, потому что авторы «сомнительны» с точки зрения власти или вовсе запрещены. А нынешние студенты в массе не читают и не смотрят – тоже назло?

Замечу, я не говорю обо всех студентах, я говорю только о заметных тенденциях. О тенденциях в сфере образования и культуры, активно развиваемых и поддерживаемых сегодняшними реформами. Можно сколько угодно негодовать по поводу интеллектуальной пассивности и теоретической всеядности студентов, но нельзя не видеть, что все это старательно поощряется и развивается. Введение ЕГЭ, компьютерного тестирования в вузах, бесконечные пертурбации с учебными планами, сокращение часов на гуманитарные дисциплины – все это усугубляет описанную мной ситуацию. И какие, скажите мне, будут возможны дискуссии при весьма скромном количестве часов на социологию и политологию, если вы обязаны повелением сверху ознакомить студентов (точнее, вдолбить им) огромное количество «дидактических единиц» – терминов, фактов, тем и т.д. – весьма произвольно выбранных авторами тестов. Дискуссионность тем в социальных науках вообще в расчет при составлении тестов не принимается.

А тут уже возникает нравственный выбор для преподавателя: следовать указаниям и программам или истине и собственной совести.

Студенты рано или поздно закончат вузы и выйдут во «взрослую» жизнь. Экономические интересы, социальные противоречия, этнические конфликты, рыночная экономика, социальная справедливость и т.д. перестанут быть для них абстрактными понятиями, а станут фактами их реальной, личной жизни. И тогда они начнут формулировать настоящие вопросы и искать настоящие ответы. И делать выбор гораздо более сложный и важный, чем выбор подходящего билета на экзамене. И может быть, они начнут читать или хотя бы думать? Размышлять обязательно начнут, потому-то я и не считаю свою работу бессмысленной, каким бы разочарованием не оборачивалась для меня очередная сессия.

В конце концов, мое поколение не университеты, а именно жизнь обучила многому. Тому, например, что то, что мы считали признаками исключительно советского государства, характерно для любого государства вообще, что вор, получивший собственность, не становится «эффективным и социально ответственным предпринимателем», в лучшем случае он станет эффективным вором, без намека на социальную ответственность. Что власть денег может быть беспощадней, чем любая другая власть, а свобода торговли и свобода личности – далеко не одно и то же. И много всякого пришлось узнать нашему поколению за те 20–25 лет, что отделяют нас от нынешнего студенчества. И каждый из нас сам решал, что с этими знаниями делать.

И в этой неизбежности поиска пути и практического социального познания, необходимости политического и нравственного выбора как индивидуального, так и группового, классового, никаких различий между поколениями нет, никакой пропасти. Разница лишь в том, что нашему поколению для того, чтобы лучше понять сегодняшнюю жизнь, нужно вспомнить многое из того, чему нас учили в вузах. А нынешним студентам в таких же целях лучше поскорее многое забыть. Читать и думать.


Анна Очкина

Тэги: студенты

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    poseidon777 7 апреля 2010, 03:22 #

    Раньше была цель строить супердержаву, поэтому и образование подгоняли под самые лучшие в мире. А сегодня такой цели больше нет — строим своё локальное болото. Нужен только офисный планктон для обслуживания трубы и распространения продуктов по стране, а рабочим образование вообще противопоказано — начитаются еще ерунды. Все кто более-менне соображает и хочет исследовать, создавать, развиваться уже давно свалили в страны, где это возможно, а мы здесь будем бухать с пятницы по воскресение и брать взятки. В принципе жалеть тут некого и нечего, просто немного обидно, что Россия уже и в долгосрочной перспективе не станет великой страной.

  2. Рейтинг: 0+
    njreufdf 16 марта 2010, 00:09 #

    Странно, что автор, так хорошо и полно описывая ситуацию в нынешнем образовании, обходит молчанием напрашивающийся очевидный вывод: образование стало таковым потому именно, что сейчас другое образование не нужно. Кому-то (я так предполагаю, что власти) необходимы именно такие специалисты (граждане), с именно таким образованием. Дальнейшие выводы еще более очевидны...

  3. Рейтинг: 0+
    RtZ 15 марта 2010, 22:14 #

    "Постоянная Планка — это такая планка..." — далее человек замолк.

  4. Рейтинг: 2+
    alex_4x 15 марта 2010, 08:25 #

    Науки типа политологии, Литературы и Истории мне всегда давались туго. Точнее вообще не давались, так как я за них не брался. Зачем всё это ? Если у кого есть интерес — пусть учит, а мне это было банально не интересно и не нужно. Да, я пробежался конспектно по классикам литературы, знал что вроде как была золотая арда, был в курсе про первую и вторую мировые, хорошо рисовал танки и отличил бы Гитлера от Мамая. Но в институте я хотел узнать про программирование, математические методы анализа, тогда мне казалось что всё это важно, нужно и главное интересно. Я умел уже программировать на ассемблере (техникум научил) и придя в институт сразу пошел разведывать — где же тут умные и талантливые не балаболы теоретики, а практики. мои впечатления были такими: Главный по кафедре был выживший из ума старикан, который еле еле управлялся с нортоном и приходил в трепет от любого работающего алгоритма на паскале. был еще лаборант — помоложе и посоображалистей, но что такое стек и в чем разница операционной системы и оболочки он не знал. В итоге я учил его, а не он меня. Правда он был очень недоволен этому факту и лабораторок мне пришлось делать больше чем всем остальным всместе взятым. И на том спасибо, задачки были действительно интересные и многое пришлось еще почитать по алгоритмике пока их делал. А вот учителя — просто кошмар и жуть. Всё от чего — у нас учат только те, кто сами ничего сделать не могут. Или чей труд просто не нужен. А учится приходится толи плохо, толи самостоятельно. Или наверно, если есть бабки — за границей.

  5. Рейтинг: 1+
    asbo 14 марта 2010, 23:21 #

    Тупые ублюдки. Это мы их нарожали и ни хуя им в голову не вбили... Это нас пиздить надо... А на них — все, крест... Посмотрим, что завтра будет... Если доживем :)

  6. Рейтинг: 3+
    demokrat_nah (fussless) 14 марта 2010, 20:47 #

    Текста много, не асилил чуть-чуть до конца.
    Но со многим согласен.

    Студенты! Учитесь.
    Это не трудно.
    Чуть меньше пива, чуть меньше трепа по вечерам в общагах, просто чуть меньше лени...
    И вы не просрете свою жизнь как я.

    • Рейтинг: 0+
      uvejourgen 14 марта 2010, 22:28 #

      Ну насчет пива и трепа, смотря по какой теме треп. Помнится мы, сдав материаловедение и сопромат решили обсчитать меч средневекового рыцаря. Интересно стало сколько весить будет, да какой получится. 2 ночи с другом убили, потом приперлись на кафедру истории за подтверждением расчетов, оказалось, что не сходится, пришлось идти на кафедру сопромата, уточнять правильно ли посчитали. Посчитали правильно, но сталь взяли не ту. Так что было весело и интересно. Ведь не о всякой хреновине ХАЁвцам общаться в свободное время. А сколько за философским диспутами о Канте и о Гегеле, об Аристотеле с его устройством государства было выпито пива..... А поиск косяков в Истории Украины Ореста Субтельного, но это под водку, иначе плющило от глупостей. А когда появилась первая Age Of Empires пытались поход Ганнибала смоделировать.
      Времяпрепровождение должно быть интересным. А в институте надо заниматься не пьянством и бл№дством, а учиться. Пока есть возможность найти ответ на любой вопрос НА ХАЛЯВУ, ибо любой препод всегда найдет ответ на грамотный вопрос, или если не знает его, скажет в какую сторону копать. Может у нас были такие преподы, но если было желание что-то узнать, всегда помогали.

  7. Рейтинг: 2+
    semiadmin 14 марта 2010, 20:19 #

    ИНТЕРЕСРО ГДЕ И КОГДА ВЫ НАШЛИ ОБШЕСТВО ГДЕ БЫЛО СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО?
    НЕ БЫЛО ТАКОГО НИКОГДА!

    • Рейтинг: 2+
      ximichestvo 14 марта 2010, 22:28 #

      Если честно, то я тоже не понял о каком обществе говорил умненький мальчик. Об утопическом обществе древних греков "где самый бедный имел не менее двух рабов"? Из трех вариантов что я застал, то мне без разницы кто жрет черную икру под коньяк с дорогими блядями в сауне, брезгливо поглядывая на остальных, толи партейный бонза со значком "кпсс", толи браток с золотой цепью в два пальца, толи олигарх в костюмчике от "армани".

    • Рейтинг: 0+
      poseidon777 7 апреля 2010, 03:15 #

      Социальное равенство у нас до сих пор в метро — всем тесно, неудобно иногда опясно, а никуда не деться

  8. Рейтинг: 0+
    vipupkin (VPupkin) 14 марта 2010, 17:32 #

    Спасибо! Редко кто станет такое писать, думаете, будет смысл?

    • Рейтинг: 1+
      Konrad45 14 марта 2010, 18:30 #

      Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем — кто тогда рассеет тьму?

      • Рейтинг: 0+
        tsgun 14 марта 2010, 23:40 #

        Данко доживший до пенсии только по тому что никуда не пошел...:)))

  9. Рейтинг: 2+
    garvarg 14 марта 2010, 16:06 #

    Если позволите — несколько ляпов из моей практики в бытность мою педагогом.
    Классификация принтеров — матричные, лазерные и... пескоструйные.
    Принцип работы лазерного принтера — "В принтере есть барабанчик... он примагничивает буквы"

  10. Рейтинг: 2+
    umnikkkkkkkkk 14 марта 2010, 15:27 #

    Школота конечно выдает перлы. Но и тот кто заставляет их учить гендерно-феминистические теории, тоже недалеко ушли.

  11. Рейтинг: 2+
    lexaship (Lexa) 14 марта 2010, 14:12 #

    Просто думать надо начинать еще с рождения. Для этого должно быть родительское воспитание, в первую очередь. А если сами родители не воспитывают ребенка (а если воспитывают — то чему?), то что удивляться? Я в 5 лет умел читать и знал все европейские столицы. И я ЧИТАЮ и до сих пор. А знаю даже моих ровестников, которые вообще не помнят, когда прочитали последний раз какую-нибудь книгу. Зато в слове "хлеб" делают 4 ошибки; получается "пиво". Это я утрирую, это из анекдота, но смысл такой... когда девушка с высшим образованием спрашивает: "А кто такой кавалерист?" ... (ну надо же было мне ляпнуть такое слово), то мне повеситься хочется...
    ПОДДЕРЖИВАЮ!!! ЧИТАТЬ И ДУМАТЬ!!!

    • Рейтинг: 0+
      Vladislav_A 14 марта 2010, 15:28 #

      Ну вы гигант, особенно судя по коментария к статье воспитательницы детсада.
      А ЧИТАЕТЕ видно только газеты, да аналогичные статьи из интернета.
      И очень хотелось бы знать — есть ли у вас свои дети ( чтобы не было упреков — у меня двое, школьники и я могу гордиться тем, как они учатся).
      Что творится в в детсадах, школах и тп — знаю не по наслышке. Многих ли преподавателей вы видели на мерсах, майбахах,феррари и тп?
      А вот "студентов" — сколько угодно. Причем это финансовое неравенство выплескивается в то, что эти "короли жизни" ни во что не ставят учителей — ну как же, они "короли", а остальные — "пыль дорожная".
      Или другая крайность — дети из недлагополучных семей. Тех понятно — воспитывать некому и опять — они берут пример с "королей жизни"(дурной пример заразителен).
      К неблагополучным семья можно приравнять и те, в которых детям не уделяется должного внимания. В большинстве случаев это происходит о "нищеты" — родителям приходится вкалывать на нескольких работах( или на одной но до 18 часов в сутки). И тут просто физически нет возможности заняться с ребенком.

      • Рейтинг: 0+
        lexaship (Lexa) 14 марта 2010, 15:53 #

        Спасибо за "гиганта".
        В том-то и дело, что я могу выразить свои мысли как вежливо, так и ... не очень, скажем так...
        А читаю я много всего (и почему Вы не вспомнили мой комментарий к статье про Донцову?? Избирательность???)
        Детей у меня нету... можете повесить всех собак....
        Но я что-то не вижу противоречия с тем, что надо ЧИТАТЬ И ДУМАТЬ. ДЛЯ ВСЕХ!!!

  12. Рейтинг: 0+
    aleksm 14 марта 2010, 13:15 #

    Причём я не призываю к нацизму. Национальная идея и нацизм — это две вовершенно разные вещи

    • Рейтинг: -2+
      adomist 14 марта 2010, 17:49 #

      Есть надежда, что ей станет православие в России

      • Рейтинг: 1+
        cowdoc 14 марта 2010, 21:44 #

        Как только моих детей заставят изучать РПЦешнце перлы, тут же заберу их из такавого заведения. Мозготраханье = религия, должна оставаться для убогих и обиженных.

  13. Рейтинг: 0+
    aleksm 14 марта 2010, 13:11 #

    Можно писать, что попало, на эту тему, но я думаю, что основной победой Пендостана в "холодной войне" можно назвать уничтожение национальной идеи России. От этого всё и идёт.Сейчас нет никаких критериев что плохо и хорошо, для нашей страны. Я родился и вырос в СССР и у нас была идея национальная — построение мировокго коммунизма — ккаждому по потребности. Правильно это было или нет , это другая тема, но сейчас нет вообще никакой. А от этого незнания , что хорошо и плохо и проблемы с образованием в начальной и средней школе, а это база знаний. Или Я чего-то не понимаю?

    • Рейтинг: 1+
      kuka 14 марта 2010, 13:44 #

      Национальная идея существовала в царской России. В СССР была как раз интернациональная идея. Но она благополучно почила в бозе лет за двадцать до развала СССР. И не молитвами США. Да, собственно, сам прародитель идеи — Маркс в своих трудах указывал непреодолимые противоречия, в ней содержащиеся. Так что эпоха застоя наложилась на теоретические изъяны — вот и накрылось медным тазом первое социалистическое государство. А сейчас — да — никакой идеи. Точнее, никакой официальной идеи. А так идея набивания карманов высшим чиновничеством цветет и пахнет. Подобная же идея вовсе не нуждается в образованном, а тем более, думающем населении.

      • Рейтинг: 0+
        adomist 14 марта 2010, 17:58 #

        От того, что это была интернациональная идея и национальная сразу ничего не меняется. А то, что она почила не молитвами США, а их стараниями и недосмотром властей за гражданами, когда началась эра видеомагнитофонов — это факт.
        А сейчас основная идея — это миф о доступности богатства (каким путем ? — да любым: мальчики мечтают стать бандюганами, девочки — выйти за миллиардера), а государство кинематографом, издательствами и телевидением активно лелеет эти мифы и ростит... будущих клонов Бони и Клайда — в лучшем случае...

        • Рейтинг: 0+
          kuka 14 марта 2010, 22:03 #

          Это как раз не факт, а обычное хранение головы в песке. Если бы СССР был так силен, то никакое внешнее воздействие его не свалило, так как и сам он против США вел ничуть не меньшую пропаганду и прочую "разъяснительную" работу. "Недосмотр властей за гражданами"... Хе-хе... В том числе и по этой причине, так как "гражданам" надоело быть надзираемыми, СССР и развалился. И не он первый, не он последний. И основная идея сейчас — это оболванить любыми способами. А вот так леелемая советская система государственного монополизма, между прочим, давно уже реставрирована, Киса, ку-ку. Чего-то только не слышно аплодисментов. За гражданами сейчас уже очень даже хорошо присматривают. Да и не только за ними. И нефиг плакать — наслаждайтесь. Хотелось сильной руки — лижите руки Путина.

          Салтыкова-Щедрина почитайте, его "Историю одного города". Никуда дальше ни Российская империя, ни СССР, ни теперешняя Россия не ушли.

  14. Рейтинг: 3+
    zoom199 14 марта 2010, 11:27 #

    Плюсанул бы, ибо хорошая статья. Думать ни в школах, ни в университетах сейчас практически не учат, за исключением редких учителей, которых я и по сию пору помню, именно им я обязан ранним осознанием того, что мы изучаем на всех предметах одно и то же, просто с разных точек зрения (взять ту же физику, химию и биологию — такое разное, и об одном, не удивительно ли?). Хорошо, если родители умеют думать сами и могут научить этому ребёнка, но ведь многие не то что не умеют — просто научить не могут. Как привить любовь к чтению, когда вокруг культ телевидения, пустого и бесполезного убивания времени? Как привить любовь к книгам, когда вокруг — любовь к дорогим игрушкам, мобильникам, компьютерным играм и т.п.? Я помню, вместо того, чтобы уроки делать, книгу под учебники прятал. Что будет прятать мой сын — большой вопрос... Запрещать, не давать, не покупать — разве это выход? А в подростковый бунтарский возраст не выйдет ли это всё боком, когда ребёнок сорвётся в обратную сторону? Эх, тяжело быть родителем :))) Хочется дать ребёнку всё, и хочется, чтобы он вырос Человеком... А вот получится ли? Иногда серьёзно опасаешься, всё-таки, не от одних родителей всё зависит, не в изолированной комнате растёт ребёнок, друзья и окружающее общество часто учат ребёнка большему, и значат для него больше, чем родители...

    • Рейтинг: 0+
      NeverMore 14 марта 2010, 12:05 #

      Поддерживаю!

    • Рейтинг: 0+
      kruasan3 14 марта 2010, 12:35 #

      И просто и сложно одновременно: личный пример ещё никто не отменял. Да-да, тот самый "личный пример" родителей, когда папа не пропадает на работах или потом сидит с пивом у телевизора, а читает книги, ездит с сыном на великах-роликах...

      • Рейтинг: 0+
        adomist 14 марта 2010, 18:02 #

        К тому же существуют уже разработанные системы воспитания, которые остается только перенять самому, может что-то добавить ии убрать например система Никитиных принята к использованию в Японии, хотя закаливание ребенка я бы из нее убрал.

  15. Рейтинг: 1+
    supremator 14 марта 2010, 11:03 #

    все,господа-товарищи! Забудьте советскую систему образования,ее больше не будет!
    Если государство позволяет учащимся не знать свою историю,то и будущее у такого государства скрыто во мраке...

    • Рейтинг: 0+
      asbo 14 марта 2010, 23:21 #

      +1

  16. Рейтинг: 2+
    ludoed 14 марта 2010, 11:00 #

    Тетенька забыла, как сама была студентом
    Студент учится от сессии до сессии, а информация следующего семестра вытесняет информацию предыдущего, потому что мозг не в состоянии воспринять информацию в тех объемах и с той скоростью, с которой ее сейчас в него запихивают.
    У меня дитё в колледже учится, насмотрелся уже, как оно происходит

    А по поводу демократических и демографических преобразований правы-таки студенты!

  17. Рейтинг: 2+

    студенты... студенты... да при чем они то? Ну да ленивые многие (денежку заплатил и "учусь"), но о преподавателях то что сказать? Моя "половинка" преподает психологию и пишет кандидатскую диссертацию... у нее в 2-х предложениях 3-5 грамматических ошибок за положняк! Она НЕ ПОКУПАЛА себе дипломЫ (да-да, два диплома — педагогика и психология!!!) ее ТАК УЧИЛИ... и она учит детей дальше...

    • Рейтинг: 2+
      avk71 14 марта 2010, 12:18 #

      +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

      • Рейтинг: 0+
        adomist 14 марта 2010, 18:04 #

        Полностью согласен с Крохой Енотом

  18. Рейтинг: 0+
    arkadiy321 14 марта 2010, 07:40 #

    "В конце концов, мое поколение не университеты, а именно жизнь обучила многому. " Не могу не согласится. Студенты (да и все) учатся сопоставляя теорию и практическую жизнь... Ну как совместить понятия успешный вор и успешныи бизнесмен? У нас тождественно, но на разных этапах развития. Вор на стадии накопления капитала, а дальше — ну вот. Но существо то одно. Официально говорят о единении — а вокруг... И подрастающий народ понимает: нагло врут. И что же мы хотим получить. Вот и получаем.

  19. Рейтинг: 0+
    boris03 14 марта 2010, 02:54 #

    Плюс от бывшего студента-отличника.

  20. Рейтинг: 0+
    kuaker 14 марта 2010, 02:40 #

    Все это конечно правильно, вот только проблема сидит поглубже — у нас полностью отсутствует воспитательная часть в любом учебном заведении, отсюда и все проблемы: и не желание учиться и хамство с разгильдяйством и полное неуважение к любому человеку. Детские сады конечно прививают хоть какие-то моральные принципы, но когда человек попадает в школу и другие учебные заведения все это полностью теряется, так как учителя не ставят перед собой задачу воспитать своих учеников как культурных людей, да и не получится так это сделать, нужны отдельные занятия, включенный в обязательную программу, что-то вроде занятий по культуре речи, нравственности и личных отношений. Но на сколько я понимаю нашему государству на это наплевать, да и не нужно, ведь значительно проще управлять безграмотным стадом, которому единственное что нужно — хлеб и зрелища. А вообще вся эта система прогнила уже давно, она и раньше не справлялась со своими обязанностями, а сейчас тем более, ведь основным решающим фактором стали деньги.

    • Рейтинг: 0+
      Sergeeff31 14 марта 2010, 04:50 #

      вообще-то изначально да и на протяжении всего "воспитательного возраста" ребенка воспитывают РОДИТЕЛИ.

      • Рейтинг: 0+
        kuaker 14 марта 2010, 05:03 #

        Не все родители воспитывают своих детей, например если родители пьют/постоянно находятся на работе/просто не желают постоянно заниматься со своими детьми, да и вообще нужно не только воспитание родственниками, но и общественное воспитание, которое дало бы человеку возможность корректно вести себя с другими людьми

        • Рейтинг: 0+
          maxkomp 14 марта 2010, 08:12 #

          Если так, то никакая школа не поможет. Основа -то все равно в семье закладывается. А школа-общество ее только слегка откорректировать могут.

      • Рейтинг: 1+
        Konrad45 14 марта 2010, 08:40 #

        Если воспеитанием будут заниматься ТОЛЬКО родители — то ничего н получится в большинстве случаев. И в царсокой России, и в СССР была ситема воспитания. С пеленок до совршеннолетия. Учебные заведения часто назывались ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ.
        Качественный результат воспитания возможен только когда и родители, и учебные заведения, и СМИ и ,в конце-концов, само общество (в СССР это называлось "правило советского общежития" за нарушения которых можно было понести и административную ответственность) создают моральные рамки.

        Природа не терпит пустоты. Сейчас так же идет стихийный процесс воспитания только вот кого? Действительно выходит существующему госаппарату выгодно иметь мало-и полуобразованную молодёжь, не возмущающуюся, не задающую вопросов. А то вон там где образование ещё не полностью развалено студенты-то возмущаются. Как показали последние события в МИФИ.

комментарии
^ Наверх