Кино как оружие пролетариата

Кино как оружие пролетариата

Так получилось, что советское кино надолго пережило Советский Союз и, вопреки всякой логике, чем дальше уходит эпоха, его породившая, тем популярней оно становится, ставя себе на службу новейшие цифровые технологии, захватывая интернет. Очевидно, что объяснить этот феномен ностальгией невозможно, поскольку это кино смотрят уже люди, которые не только не помнят советской эпохи, но и родились уже после перестройки. Видимо, искать разгадку этого феномена нужно гораздо глубже, в самих качествах этого кино и в тех идеях, которые в нем выразились

----------------------<cut>----------------------

Советское кино отличается глубоким реализмом, единством актёрского и режиссёрского мастерства высочайшего уровня. Это то, что зовётся классикой, таким искусством, которое своим богатым, многосторонним содержанием резонирует и вызывает живые чувства сегодня и всегда. Такие киноленты как «Щорс» и «Арсенал» Довженко, или «Депутат Балтики» и «Тринадцать» Михаила Ромма несут в себе революционный заряд эпохи, в котором светится ход самой истории. Светится в людях — реальных, живых, в подлинном смысле этого слова, несущих в себе эту историю. В этих фильмах запечатлен дух эпохи, которой наряду с глубокими социальными потрясениями свойственны и широкомасштабные социальные преобразования.

Говорят, что Сталин старался просматривать все новинки отечественного кинематографа, шедеврам которого нету равных в мировой истории кино. Сталин не зря уделял немало времени на просмотр кино и на его критику. Он очень ясно осознавал ту важную роль, которую играет искусство в обществе, и понимал кино, театр как форму выражения общественного сознания народа, его стремлений и чаяний, борьбу тех или иных тенденций. Вообще, кино тогда любили, любили по-настоящему и ценили тоже по-настоящему. Киноискусство воспринималось тогда вполне серьезно. И тот факт, что не только худсоветы отфильтровывали халтуру, но и нередко по чисто политическим соображениям тот или иной фильм так и не появлялся на экранах (как было, к примеру, с довженковской «Украиной в огне») свидетельствуе в самую первую очередь о том, что к кино относились весьма серьезно и внимательно. Такова была эпоха, эпоха жесточайшей классовой борьбы во всех сферах жизни, в том числе искусстве и науке.

В генезисе отечественного кино можно проследить и своего рода моменты в становлении самосознания советского общества. Интересно, что оно также демонстрирует нам борьбу двух тенденций, свойственных обществу, живущему при социализме, как переходной стадии между капитализмом и коммунизмом. Задача художника и состояла в том, чтобы выявлять эти тенденции в обществе, отражать становление человека нового типа. В этом отношении кино также является ареной классовой борьбы и орудием закалки самосознания народа в его стремлении к революционным преобразованиям. А это стремление по мере все нарастающего гниения общества и упрочения господства грубого материального интереса во всех его сферах не только не падает, но и нарастает, независимо от того, осознается это стремление или нет.

В связи с этим неудивительно, что советское кино, несущее на себе печать эпохи наибольшей творческой активности масс, периодов Гражданской и Великой Отечественной войн, гораздо более соответствует потребностям нашего времени, чем современное искусство, несущее на себе печать полного разложение художественных форм и возводящее в свой идеал эту бессодержательность и тотальную нищету духовной жизни.

Это разложение — дело не сегодняшнего дня. Уже начиная где-то с 80-х годов всё большую популярность набирает кино, отображающее духовный кризис советского общества, образовавшийся вакуум беспутья. Примером постепенного протаривания дорожки в мир ирреального, религиозно-философской рефлексии может послужить «Сталкер» Тарковского, любимый фильм всякого интеллигента, находящего удовольствие в духовном самоистязании. Но и он явился ни чем иным как сигналом и призывом к осмыслению того, что в действительности общественной жизни что-то пошло не так. Нужно было искать в основании, но советские люди, которые уже не представляли единый народ, а являясь совокупностью индивидуумов, предпочли больше разбираться в красивых этикетках, и к проблемам социальной жизни обнаруживали всё большее равнодушие.

В связи с этим, интересна также и роль, которую играет модерн в отчуждённом обществе. Кино этого жанра, с одной стороны является выражением кризиса буржуазного общества, а с другой — отражает тенденцию к его преодолению, но преодолению абстрактному, которое не доводится критически до преодоления той основы, которая его породила, и в конечном счетё ведёт к адаптации к этому изломанному обществу. Ничего, кроме отражения наличных форм разложившегося на части человека, в таком кино зритель и не увидит, и можно лишь говорить о том, как это способствует большему осознанию отчуждения, но это лишь одна сторона.

Другой стороной, или ролью художника является та, которую В.И.Ленин понимал как отражение нарождающегося нового. Подобное отражение рождающегося нового из недр старого гениально отображено в творчестве кинорежиссеров того времени, среди которых особо хочется выделить упомянутого в начале Александра Довженко, который явно достоин отдельной статьи, и о котором мы поговорим в следующий раз.


Василий Пихорович

Комментарии

  1. Рейтинг: 1+
    ludoed 22 марта 2010, 19:04 #

    Советское кино я помню очень хорошо, так же как и советское телевидение
    В нем было несколько десятков признанных шедевров, примерно 10% как и вообще в мировом кинематографе, а 90% — унылое говно про перевыполнение плана
    Это не наезд, это статистика

    • Рейтинг: 0+
      sertorius 22 марта 2010, 19:13 #

      Примеры в студию.

      • Рейтинг: 1+
        grayplus (grayplus) 22 марта 2010, 22:32 #

        примеры шедевров или унылого говна?

      • Рейтинг: 0+
        quinnessa 23 марта 2010, 00:18 #

        Практически все фильмы национальных киностудий — узбекфильм, таджикфильм и пр. Отработка плана в чистом виде.
        В СССР после войны снималось порядка 70-80 фильмов в год. Сколько из этого количества пережило СССР?

  2. Рейтинг: -1+
    krazer 22 марта 2010, 18:19 #

    Это когда советское кино "отличалось глубоким реализмом"????
    Да там реализма было не больше, чем в "Кинг-Конге"!!

    Это поколению, которое не жило при совке, теперь кажется, что в ТОМ кино показывали правду...

    • Рейтинг: 0+
      sertorius 22 марта 2010, 19:13 #

      Доказательства?
      Все, кто жил, считают почему-то по другому.

      • Рейтинг: 1+
        grayplus (grayplus) 22 марта 2010, 22:33 #

        Я не считаю по другому. В том кино правды было не больше, чем в этом. По-любому работа по заказу властей, причем во все периоды и всех режиссеров, актеров, сценаристов. Кто не был согласен — не снимал или снимал за кордоном.

      • Рейтинг: 1+
        krazer 22 марта 2010, 22:45 #

        Доказательство — я сам тогда жил.
        И я чудесно помню и Брежнева, и съезды Партии.

        Верилось только в фильмы из "другой" жизни — типа "Андрея Рублева".
        Все остальное была жуткая полуправда.
        Ну не показывали в кино негатив, совсем не показывали. Поэтому перестроечные фильмы такие жутко чернушные — потому что разрешили наконец. И снимали чернуху, пока не пресытился народ...

      • Рейтинг: 1+
        quinnessa 23 марта 2010, 00:51 #

        Вы опросили все 300 миллионов? Ого.

    • Рейтинг: 0+
      hotboy1 23 марта 2010, 11:20 #

      Согласен. Реализма очень мало. В основном какой-то наивно-дебильный оптимизм. Хотя,были конечно же и фильмы с глубоким реализмом,но их трудно было посмотреть,все "на полке" лежало.

  3. Рейтинг: 1+
    crysa7 (самец) 22 марта 2010, 14:49 #

    Латунский, Ариман, Лаврович... Пихорович

  4. Рейтинг: 0+
    pushtun 22 марта 2010, 13:36 #

    Василий П. не знает о чем говорит. Какие еще там эпохальные события? Просто он не понимает, не хочет и не готов понять, что такое есть кино и для чего оно нужно людям. И какое кино людям понравится в любом случае. Сталин понимал.
    Деятели искусства, режиссеры и прочие лезущие в область философии, в большинстве случаев, недопонимают о значении кино для общества.
    Сейчас скажу крамольную, но правдивую вещь. Неожиданную реинкарнацию получило советское кино в ... в Голливуде. Отсюда и успех американских фильмов в мире. Они народ практичный. Схему фильма они содрали с индийских кинолент, а идеологическую составляющую с советских. Ядреная, но беспроигрышная смесь. И все просто. Проще пареной репы. Только трудись да сымай по этим критериям — успех гарантирован.

  5. Рейтинг: -1+
    mike46 22 марта 2010, 13:08 #

    Не забывайте, что советские фильмы тоже были разные. И то, что сейчас мы многократно пересматриваем — это лучшие. Но кроме них было множество скучных однообазных фильмов "про плохого директора и хорошего председателя" или "про лентяя водопроводчика и передовика комбайнера" на которые практически никто не ходил и от которых скулы сводило, также как сейчас от фильмов "про уголовников и проституток" или "про убийства и тюрьму". Сейчас даже названий этих шедевров никто не помнит, но тогда кинематографисты были просто обязаны снимать "идеологически проавильные" фильмы, чтобы иметь возможность в соотношении 10:1 снять то, что им хотелось снять (на каждой киностудии ежегодно утверждался план именно в таком соотношении). Именно эти фильмы, которые партийные функционеры считали "развлекательными" и чаще всего не одобряли, теперь пользуются огромной популярностью.

    • Рейтинг: 0+
      saf 22 марта 2010, 13:59 #

      Поддерживаю.

    • Рейтинг: 0+
      sertorius 22 марта 2010, 19:50 #

      Бред сивой кобылы.

  6. Рейтинг: 2+
    easyman55 (easy) 22 марта 2010, 11:46 #

    Если для пихоровича (?!!!) "Сталкер" — "Пример постепенного протаривания дорожки в мир ирреального, религиозно-философской рефлексии" — тупорылый он урод — и больше никто.
    Пусть смотрит и обсасывает "Ну, погоди!" — как раз по его интеллекту.

  7. Рейтинг: 7+
    whyitebird 22 марта 2010, 10:19 #

    А вы заметили, что советское кино можно пересматирвать множество раз, а те "шедевры" что снимают сейчас — посмотрел и забыл?
    Детского кино практически нет, всякие сериалы вроде ворониных и папиных дочек с тупыми шутками и смехом за кадром (типа где смеяться) уже набили оскомину. Когда же начнут снимать номальные фильмы а не сериалы про бандюков, продажных ментов, кармелит и прочая?
    Просто обидно, что при том богатом культурном наследии, коим обладала наша страна — действительно хорошие фильмы можно перечесть по пальцам.

    • Рейтинг: 1+
      hotboy1 22 марта 2010, 10:44 #

      Не заметили. Во все времена есть кино хорошее и кино-говно.

      • Рейтинг: 4+
        chaika592 (Intruder) 22 марта 2010, 11:11 #

        В наше нынешнее время можно сделать вывод: раз по россиянскому тв показывает — то есть гуано! Хорошее кино в торрентах. Слава Богу там ещё можно найти множество действительно талантливых СОВЕТСКИХ фильмов. Ну а россиянскому тв — вечную еврейскую забастовку!

        • Рейтинг: 0+
          hotboy1 22 марта 2010, 14:32 #

          Уже давно забыл,что такое ТВ.)

    • Рейтинг: 2+
      xomoscatel 22 марта 2010, 11:15 #

      Точнее даже "те "шедевры" что снимают сейчас — НЕДОсмотрел и забыл".

    • Рейтинг: 0+
      gruzovik83 (gruzovik83) 22 марта 2010, 11:41 #

      я так скажу. Наши фильмы самые лучшие для нас, индийские — для индийцев(а мы с них смеемся), китайские для узкоглазых, а пендосское кино, мало того что лучшее для пендосов, так они как то умудрились сделать его стандартом де-факто для всего мира. на Титаник, Аватар — прут валом во всех странах. что же делает голивудский продукт таким успешным — наверное сплав бабок, сценария, актеров, режиссера, оператора и спецэффектов — в итоге качественный продукт.
      а то что многие жалуются на одноразовость современного кино, это не значит, что оно значительно хуже тех фильмов, что мы смотрели в детстве, только тогда мы видели пару-тройку действительно интересных фильмов за год, а сейчас голливудский конвейер чуть ли не еженедельно засыпает нас своей продукцией, пусть и высококачественной в большинстве своем, но если просматривать каждый день по 2-3 новых фильма, то неудивительно, что мозг тупеет и ты начинаешь сладко "дрочить" на фильмы, которые помнишь еще с детства

    • Рейтинг: 0+
      Boomerang 22 марта 2010, 12:58 #

      Вы часто пересматриваете «Щорс» и «Арсенал» Довженко, или «Депутат Балтики» и «Тринадцать» Михаила Ромма?

    • Рейтинг: 0+
      saf 22 марта 2010, 14:03 #

      Увы, шедевров нынче не снимают. Хотя пару — пятерку приличных назвать всё-таки можно, но — да, не шедевры.

  8. Рейтинг: 0+
    vitaly68 22 марта 2010, 09:46 #

    А я иногда с огромным удовольствием смотрю старые советские фильмы.Скачиваю и смотрю.
    Но не стал бы преувеличивать их значение сейчас.
    Смотрят их не часто и не многие и это факт.
    Уж не знаю к сожалению или нет.

  9. Рейтинг: 1+
    tetzet 22 марта 2010, 07:47 #

    Ленин говорил: Важнейшими из искусств для нас являются цирк и кино.

    • Рейтинг: 6+
      sb73 22 марта 2010, 09:17 #

      Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк.
      В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд., Т. 44., с. 579

      • Рейтинг: 2+
        modder 22 марта 2010, 11:31 #

        А за что минус-то ставите человеку? За правду? Или слова вырванные из контекста вас больше радуют?

      • Рейтинг: 2+
        z3f 22 марта 2010, 12:16 #

        Поставил бы плюсик — да самому за такие правильные цитаты — наминусовали...

  10. Рейтинг: 1+
    modder 22 марта 2010, 01:56 #

    Другой стороной, или ролью художника является та, которую В.И.Ленин понимал как отражение нарождающегося нового.

    Что курил автор этих строк? Или это скан с каких-то доморощенных советских агиток? Прям отрыжка прошлого

  11. Рейтинг: 4+
    ocean51 22 марта 2010, 01:34 #

    Уничтожив идеологическу и воспитательную составляющие кинокартин мы получили бездуховные подражателские подделки под голлвуд. Этакую жевательную резинку для глаз и безмозглой черепушки. Унечтожив десткое кино, мы породил мощный посев будущего зла и наплевательщины. Через десятилетия мы с интерсом смотрим советские картины. Будут ли смотреть нынешние"шедевры"? Вряд ли Только художественные советы. наделенные правами цензурц и финансирования смогут изменить ситуацию к лушекму и + активное возрождение детского кино

    • Рейтинг: 3+
      Konrad45 22 марта 2010, 07:33 #

      Нынешние "шедевры" забываются максимум через год после окончания их рекламирования. Причем всеми.

      • Рейтинг: 0+
        uvejourgen 22 марта 2010, 11:51 #

        Вот сейчас пробежал в памяти свою видеотеку. Оказалось, что чаще всего просматриваю именно советские фильмы, причем именно в оригинальной версии. Например "17 мгновений весны" раскрашенную даже смотреть не смог, "В бой идут одни старики" тоже. Сейчас тоже есть хорошие фильмы, но они теряются на фоне всяких поделок, даже и с большим бюджетом.

  12. Рейтинг: -2+
    BSB 22 марта 2010, 01:09 #

    заметьте, никто не уничтожил советского кинонаследния, как бы это сделали коммуняки, придя к власти!

    • Рейтинг: 1+
      jams22car 22 марта 2010, 05:23 #

      Во-первых, "коммуняки" создали то, что до сих пор остаётся дорого многим людям. Приведи пример других, "некоммуняков" из других миров. Так или иначе, во главе всего стояли человеческие ценности и идеалы разумных, добрых людей.
      Во-вторых, уничтожить народ/душу силой не возможно! А вот разложить, выхолостить или опошлить — это уже не "коммуняцкий" метод.
      Пожалуйста, отличай настоящих КОММУНИСТОВ от примкнувщих приспособленцев, перевёртышей и прочих членов бывших партий...

      • Рейтинг: -1+
        moiomo (Виктор Алексеевич) 22 марта 2010, 17:05 #

        О, да! Давайте возьмем всё хорошее и припишем настоящим коммунистам, а всё, что не получилось — "всяким там приспособленцам и негодяям"!
        Знакомо! В церковь сходите за консультацией. Там тоньше работают. У них опыт тыщщщлетний! А у коммунистов ... всего-то несколько десятков лет построения социализма в отдельно взятой стране! Даже до ста лет недотянули! Дилетанты, непроффесионалы!

    • Рейтинг: -1+
      Konrad45 22 марта 2010, 07:36 #

      А что именно уничтожили большевики после Октября 1917-го?

      • Рейтинг: -4+
        dembas 22 марта 2010, 09:55 #

        Для Konrad45!
        Кроме РОССИ больше ничего.

        • Рейтинг: -1+
          Foto-graff 22 марта 2010, 15:06 #

          +++

      • Рейтинг: 1+
        Foto-graff 22 марта 2010, 15:05 #

        Konrad45 поинтересуйтесь историей русского кинематографа.

        Для начала — киностудия "им. Горького" — на самом деле — Киноателье «Русь» (создано костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым в 1915 , регулярное кинопроизводство началось в 1916 году).

        Были и другие студии, снимавшие фильмы до этого. Фильм к юбилею 1912 года, к примеру, игровое кино и т.д.

  13. Рейтинг: 4+
    fineboy (право и защита) 22 марта 2010, 01:05 #

    а сейчас уже нихуя такого нет и никакой идеологии у государства нашего нет: одна идеология-бабло делать...раньше люди мечтали стать летчиками и врачами а щас только о бабле думают....

    • Рейтинг: -3+
      derevyaha 22 марта 2010, 05:33 #

      а Вы становитесь летчиками и врачами, а "бабло" Вас само найдет! и думать о нем не надо.

      • Рейтинг: 3+
        uvejourgen 22 марта 2010, 11:53 #

        Становились бы, только кушать очень хочется. А на зарплату врача можно только в больничку лечь, с истощением.

      • Рейтинг: 1+
        ludoed 22 марта 2010, 18:56 #

        На летчика надо иметь лошадиное здоровье, а на врача учиться надо куда дольше, чем на экономиста — большинству это не под силу. Много букв.

  14. Рейтинг: 0+
    eliw 22 марта 2010, 00:52 #

    "Говорят, что Сталин старался просматривать все новинки отечественного кинематографа, шедеврам которого нету равных в мировой истории кино."
    В этой фразе прекрасно всё — и ссылка на достоверный источник "говорят", и изысканное слово "нету", и по-юношески безапелляционное утверждение, что "нашему кину нету равных" :)

    Я уже молчу про фразу "Примером постепенного протаривания дорожки в мир ирреального, религиозно-философской рефлексии может послужить «Сталкер» Тарковского, любимый фильм всякого интеллигента, находящего удовольствие в духовном самоистязании".

    Всё говорит о том, что автор — интеллигентный человек и грамотный специалист, опубликовавший серьезный и продуманный материал...

    • Когда-то тут был комментарий

      • Рейтинг: 0+
        eliw 22 марта 2010, 02:28 #

        Полностью с Вами согласен.
        Но судя по слогу статьи, создается впечатление, что г-н Пихорович входил в число соавторов "Сталкера" :)

        • Рейтинг: 1+
          delirium1 22 марта 2010, 07:58 #

          Между прочим, Сталин действительно просматривал все более-менее значащие фильмы, и без всяких "говорят", есть куча документов — когда, какой фильм он смотрел, что при этом сказал, кто при просмотре присутствовал.

          • Рейтинг: 1+
            uvejourgen 22 марта 2010, 11:54 #

            Дык, Сталин прекрасно понимал, что кино воспитывает, ибо влиять на народ лучше косвенно, на образах. Семинарское образование это не хрен моржовый.

    • Рейтинг: 1+
      saf 22 марта 2010, 14:06 #

      "Всё говорит о том, что автор — интеллигентный человек и грамотный специалист, опубликовавший серьезный и продуманный материал..." :)

  15. Рейтинг: 1+
    keiko16 22 марта 2010, 00:30 #

    после "центру" надо тире :)

комментарии
^ Наверх