Мозаичное мышление

Мозаичное мышление

Анатолий Вассерман
Светочувствительная часть глаза состоит из множества отдельных элементов. Оптическая часть собирает на каждом элементе свет, приходящий с одного направления. Картина дробится на бесчисленные точки мозаики. Сбор этих точек вновь в единую картину — задача не глаза, а мозга. Мир в целом мы воспринимаем как множество разрозненных точек — фактов. Собрать их в цельную картину — опять же задача мозга.

----------------------<cut>----------------------

Видеть то, на что смотрим, мы учимся в столь раннем возрасте, что сложность задачи могут оценить лишь те, кто учит слепых от рождения, прозревших благодаря успехам медицины. Понимать то, что видим, надо учиться всю жизнь. Детские психологи — Корнейчуков (Корней Чуковский), Выготский, Пиаже, Ильенков — доселе открыли только малую часть сложностей, преодолеваемых каждым из нас на пути превращения в человека.

Нарисовать цельную картину немногими штрихами — и подавно не ремесло, а искусство. В чеховской «Чайке» Треплёв жалуется: «Тригорин выработал себе приёмы, ему легко… У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и далёкие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе…»

Но и восстановить целое по скупым деталям — искусство немногим меньшее. Та же «Чайка» в первом представлении (1896.10.17, СПб, Александринский театр) с треском провалилась. Не только актёры играли напряжённо, не умея заполнить жизнью очерченный драматургом контур. Зрители тоже оказались не готовы сложить в собственном воображении мозаику из предложенных автором точек и чёрточек.

Великие авторы творят великую аудиторию. Вникая в сложности новой системы образов, можно научиться если не создавать собственную равноценную, то хотя бы без сверхъестественных усилий постигать готовую.

«Чайка» сперва прошла через новейшую систему работы актёра над собой, выработанную великим актёром и режиссёром Алексеевым (Станиславским) и позволяющую достроить драматургический набросок до полнокровной личности. Затем зрители жадно впитали новые — не только текстовые, но и поведенческие — образы. И уже через несколько лет пьеса была признана одним из величайших шедевров мировой сцены: автор воспитал актёров и зрителей.

Поколением позже другой великий режиссёр — Сергей Эйзенштейн — довёл до логического предела систему монтажа визуальных образов, открытую ещё на заре кинематографа и развитую до уровня художественной системы Гриффитом и Кулешовым. Сцена расстрела демонстрации 1917.07.04 (по правде говоря, достаточно провокационной: у республиканского Временного правительства были некоторые основания для жёстких действий) смонтирована из чередующихся планов пулемёта и разбегающейся толпы. Длина каждого плана — всего два кадра, то есть 1/12 секунды! Воспринять эти мелькающие изображения — а тем более сложить их в единый образ потрясающей художественной силы — может только хорошо подготовленный мозг. Эйзенштейн опирался на три десятилетия опыта, накопленного не только режиссёрами, но и кинозрителями.

Но сам этот опыт выстраивается из регулярного сопоставления фрагментарных и цельных образов. Мало кому под силу сложить мозаику (или даже паззл, где сложные контуры кусочков помогают отсеивать неподходящие варианты), не держа перед собою образцовую картинку. Если же вовсе не привык видеть полноценные картины реальности, весь мир будет восприниматься мешаниной ярких разрозненных пятен.

Модный сейчас клиповый монтаж первоначально появился ради маскировки бессодержательности популярных песенок: зритель, искушённый восприятием сложных художественных образов, самостоятельно достраивал смысл — куда глубже того, какой мог бы даже при самом большом желании вложить в очередную поделку беспечный изготовитель. Нынешняя же молодёжь, с детства воспитанная на клипах, не то что не хочет, а даже не может доделать работу за нерадивого автора. Ибо — как и он сам — не располагает должными навыками.

К сожалению, и далеко за пределами шоу-бизнеса наблюдается та же картина. Например, нынешняя мода в образовании — фактоцентричность — представляет весь мир мозаикой разрозненных фактов. Между тем изначальный смысл систематического образования — в отличие от обучения на опыте — в том и состоит, чтобы указать реальные строгие законы (в биологии, да и в обществе ничуть не менее объективные, нежели в неживой природе), кроющиеся за отдельными фактами, определяющие всё их многообразие и взаимосвязь.

Более того, изучить эти законы — по крайней мере после того, как они кем-то уже открыты — несравненно проще, нежели факты, из коих законы выведены. Просто потому, что законов — и способов выведения фактов из них — несравненно меньше, чем самих фактов. Нынешний переход от старинной — идущей еще из античных времён, а окончательно оформленной в средневековой Германии — законоцентричной системы обучения к новомодной — восходящей ещё к каменному веку, но возрождённой сейчас в Соединённых Государствах Америки — фактоцентричной системе непомерно наращивает нагрузку на учеников. И в то же время делает их катастрофически неприспособленными к жизни, способными существовать только в мире всеобъемлющих инструкций на каждый шаг. Хвалёная германская бюрократия с её многотомными регламентами даже в подмётки не годится сегодняшней американской обстановке с надписями на фастфудовских картонных кофейных чашках «Содержимое горячее — можно обжечься» и на микроволновках «Кошек не сушить!»

К сожалению, наша нынешняя школа, ещё недавно увлечённо впитывавшая новейшие достижения науки, нынче преобразуется на американский манер. О последствиях этого регресса придётся говорить ещё не раз. Здесь же остановлюсь на главном: новые поколения обречены на полное непонимание мира. Значит, будут двигаться по нему как слепцы. Мозаичное мышление куда разрушительнее и опаснее мозаичного зрения.

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    afterstep 17 июня 2009, 14:26 #

    выводы этого человека-энциклопедии о жизни кажутся мне довольно далекими от реальности :)
    это он так изыскано к проблеме отцов и детей подошел ?

  2. Рейтинг: -1+
    MooH 17 июня 2009, 13:36 #

    да ладно вам, все течёт все изменяться.

  3. Рейтинг: 0+
    parkovaya1 (OGG) 17 июня 2009, 13:30 #

    "новые поколения обречены на полное непонимание мира",
    а следующие за новыми поколениями поколения наверно станут обезьянами

  4. Рейтинг: 0+
    yhn4 17 июня 2009, 12:39 #

    Умный мужик

  5. Рейтинг: 1+
    arkadiy321 17 июня 2009, 12:07 #

    Статья и большенство коментов павильные, но это всё похоже на бурю в стакане. Что толку от того что мы такие умные. Всё относительно. Из своих же детей балбесов делаем или разрешаем делать кому-то и всё потихоньку идёт в ... Подумайте лучше на тему: Чо надо сделать, чобы уродства то небыло после нас. Вот это тема.

    • Рейтинг: 2+
      pych (Пыч) 17 июня 2009, 12:30 #

      Надо начинать по крайней мере с себя, со своих детей. Есть умные люди, их немало, которые понимают, какие объёмы помоев в нас сейчас закачивают. Не надо молчать. Сейчас информация — главное оружие. Оружие, которое есть и у них, и у нас. Надо думать, говорить, убеждать, действовать.

      • Рейтинг: 0+
        parkovaya1 (OGG) 17 июня 2009, 13:36 #

        и наступит разделение на умных и человекообразных, читал пару лет назад как фантастику, сейчас уже такая картина вполне реальна

      • Рейтинг: 0+
        marsbt 17 июня 2009, 18:50 #

        Дело не в них. Думаю и у них есть люди обеспокоенные сужением границ восприятия мира и общением с ним только по воспитанным протоколам и инструкциям. Они слава богу от нас ничем не отличаются, неболее чем московит от петербуржца. А происходит это самотеком потому, что ТАК не надо думать, трудится умственно, решать, делать выбор. Всегда есть шпаргалка с практичным решением.
        А в кино сейчас ходят в кино как говорят "развлечься", а не трудится, анализировать, совершенствоваться. Впрочем в статье об этом лучьше написано).

    • Рейтинг: 0+
      ixijixi (Макс) 17 июня 2009, 22:15 #

      Все правильно. Начать с себя и с детей. Однако, встает вопрос, что будет со страной и с народом...

  6. Рейтинг: 0+
    guruguru 17 июня 2009, 12:01 #

    Статья отличная!

  7. Рейтинг: 3+
    bzlo2 17 июня 2009, 11:23 #

    Реально, сам убеждаюсь на современных детях, головы забиты уймой фактов, а выводить закономерности никто их практически не учит. Слава Богу, что моего ребенка учит моя же старая учительница. Как я ей благодарен за свою учебу и за то, что она продолжает учить детей по старым принципам, а не по новомодным фактам и тестам.

    • Рейтинг: 0+
      _serz_ (SerzN1) 17 июня 2009, 12:24 #

      да уж .. специально делают дибилов

    • Рейтинг: 0+
      slycar (просто Панда) 17 июня 2009, 19:40 #

      Абсолютно верно! Ребенок в школе должен усвоить уровень знаний. Точка. И делать выводы не должен — уверены очень многие учителя, и самое страшное — учителя старой школы. Не верите? Зайдите в любую школу, спросите, сколько там молодых учителей. А сколько там учителей-мужчин? Отъехав от Москвы на 100 км обнаружите: в школе работают только женщины-пенсионеры. Но обучение должно быть всесторонним, а у женщин и мужчин мышление разное.

  8. Рейтинг: 2+
    tishar 17 июня 2009, 10:56 #

    то, что происходит сейчас вполне закономерно)) уже давно наше образование, точнее сдача экзаменов превратилось в угадайку или в соревнование, кто быстрее даст ответ)) требовалось не умение мыслить, а способность зубрить)) иногда даже впрямую говорили: учите, чтобы от зубов отскакивало)) потому, например, было вполне естественно, когда абитурьент получает четыре, дойдя самостоятельно прямо на экзамене до метода численного интегрирования (не быстро), про пропустив двойку в формуле на пятом (!) дополнительном вопросе, заданном с пулеметной скоростью)) а если учесть, что со временем все идет к упрощению, то понятно, что преподаватели, отличавшиеся в годы обучения способностью к зубрежке и "быстрым" ответам, породили в свою очередь учеников, которые быстрее всех могут выбрать правильный ответ из трех))) в науке, как и в реальной жизни, без правильного руководства все идет под уклон, пока жаренный петух не клюнет)) только в обществе в результате — разруха и революция, а в науке — судорожные поиски тех, кто хоть немного умеет и сам думать)) но ведь сколько молодежи не попало в свое вузы, именно не пробившись через эти гонки на "скорость мышления")) ну, не знают наши, так называемые, преподаватели, что, например, эйнштейн был большой тугодум и вряд ли бы прошел обычный вступительный экзамен по нашей родной системе)) да и нужна ли сейчас кому наука??)) нужен минимум, чтобы пипл мог обслуживать буровые установки)) а наукой пусть занимаются другие — как печаталось несколько лет назад, пусть они у нас шарятся по школам и вузам, отбирая талантливую молодежь, которую не смогла определить наше образование, и сманивают их уехать на запад))

  9. Рейтинг: 2+
    silly349 17 июня 2009, 10:45 #

    Дело не в системе образования. Просто нам довелось наблюдать начало загнивания цивилизации западного типа. Безудержное потребление, расцвет мракобесия, плевки в сторону науки.
    Кто был главным Героем в середине прошлого века? Ученый, инженер, исследователь, первопроходец.
    Сейчас — клоун.

    • Рейтинг: 2+
      pych (Пыч) 17 июня 2009, 10:54 #

      Мы не в начале загнивания, а в начале крушения. События попрут в ближайшее время.

      • Рейтинг: 1+
        silly349 17 июня 2009, 11:10 #

        Процесс по экспоненте, естественно. Загнившее распадется достаточно быстро.

      • Рейтинг: 0+
        gerbert2 17 июня 2009, 11:14 #

        не попрут, и я не ярый оптимист, просто жизнь показывает, что самые важные и значимые события истории проходят тихо и незаметно, а очень вероятные и ожидаемые не случаются вовсе. Что-то изменится, но никаких глобальных катастроф и концов света не произойдет. Для кого-то в локальной войне конец всему и крушение надежд, а для других — новости в телевизоре.

        • Рейтинг: 2+
          silly349 17 июня 2009, 11:23 #

          Попрут, не попрут, оптимист, пессимист...
          Тенденции на лицо. Общество оценивает вклад в свое развитие посредством денег, либо их эквивалента.
          Сейчас эта оценка стала неадекватной, т.е. общество болеет.
          Просто сравните размер нобелевской премии с ганорарами актеров, спортсменов и т.д. и т.п.

          • Рейтинг: 0+
            gerbert2 17 июня 2009, 11:43 #

            тенденции к изменению — согласен. А вот оценивать развитие общества не совсем согласен. Общество больное — да, значимые люди — клоуны и "звезды" — не вопрос. А вот свержение строя грамотными людьми при поддержке неграмотного населения, развитие общества в котором элита состоит из ученых, военных и передовиков производства, создание системы обучения, по которой сейчас столько стонов — это развитие общества или кровавый тоталитаризм. Если в обществе идеология денег — расцвет демократии и сверхцивилизация, ну а если идеология Другая — гулаги, психбольницы и забитые гениальные личности в обществе без будущего.

            • Рейтинг: 0+
              pych (Пыч) 17 июня 2009, 12:36 #

              Когда-то появились коммунизм, фашизм, демократия, республика. Не рассматриваете вариант, что мы на пороге нового общественного строя? Почему обяpательно или демократия, или тоталитаризм?

              • Рейтинг: 0+
                gerbert2 17 июня 2009, 12:56 #

                хе, ну мож Вассермана про это и спросить, я тут пас, могу только гадать. Все же почему Вы считаете, что процесс перехода обязательно лавинообразный ? Если даже брать не совсем далекую историю краха СССР: для конкретного чиновника — все лихо произошло, для населения очень по-разному.

                • Рейтинг: 0+
                  pych (Пыч) 17 июня 2009, 13:12 #

                  Потому что в людей аккуратненько закачивали инфу о прелестях "истинной демократии". Кого соблазнили джинсами, кого "Голосом Америки", а кому-то и на Запад дали съездить посмотреть на полные полки. А потом бац и спустили крючок — 20 сортов пива в магазине и столько же видов колбасы. Чиновники пережили, люди по-разному, а страна? А ведь население в 2 раза уменьшилось и продолжаем вымирать от алкоголизма, наркомании, СПИДа, пидарасы опять же не размножаются. И это по большому счёту проблема одной страны. А сейчас начинают рушиться устои демократического общества в принципе.

                  • Рейтинг: 0+
                    gerbert2 17 июня 2009, 13:24 #

                    ну ведь все равно не быстро, от "у нас секса нет" до "дома-2" прошло 20 лет. По меркам истории — мгновенно, но для жизни человека — плавно и незаметно.

                    • Рейтинг: 0+
                      pych (Пыч) 17 июня 2009, 13:37 #

                      Для меня лично не плавно. Я годы перехода от социализма к демократии хорошо запомнил. Жил в то время в Москве. В 1993 году приехал в общагу, а тут по телику Гайдар выступает — мол, так и так, в стране переворот, идёт штурм телецентра, на Моссовет собираются идти враги демократии. Оделся, сел в метро и поехал к Моссовету. Всю ночь там пробыл. Отряды формировали, у костров грелись — ждали, когда на нас попрут. Около Пушкинской площади Тверскую перегораживала во всю ширину баррикада. И ведь верил, искренне верил тогда, что присутствую при рождении нового светлого демократического мира. А оно вон, блин, как обернулось.

                      • Рейтинг: 1+
                        gerbert2 17 июня 2009, 13:59 #

                        а у нас только чиновников поменяли, которые путч поддержали. чем ближе к костру — тем ярче впечатления

                        • Рейтинг: 0+
                          pych (Пыч) 17 июня 2009, 14:12 #

                          Потом многое начинаешь понимать. Сначала мозги демократическим дерьмом забиты. Насчёт костра да — "посчастливилось" оказаться в эпицентре. На путч 1991 года не успел — приехал с каникул сразу после него. А так бы ещё и Белый дом защищал...

        • Рейтинг: 0+
          pych (Пыч) 17 июня 2009, 12:32 #

          Проблема только в том, что это не локальная война. Идёт нечто, что захлестнёт весь Мир.

          • Рейтинг: 0+
            gerbert2 17 июня 2009, 12:41 #

            только мы этого не заметим, за то по телеку будут кричать про крах системы ЖКХ, обвалившиеся хрущевки и какой-нить страусиный гирпп

            • Рейтинг: 0+
              pych (Пыч) 17 июня 2009, 12:56 #

              Если телек будет работать.

              • Рейтинг: 0+
                gerbert2 17 июня 2009, 12:58 #

                обязательно будет, и показывать будут "лебединое озеро", Телек выключить нельзя, максимум — переключить.

                • Рейтинг: 0+
                  pych (Пыч) 17 июня 2009, 13:02 #

                  Телек нельзя выключить при демократии, не важно какой — либеральной, коммунистической или фашистской.

    • Рейтинг: 0+
      2moz 17 июня 2009, 16:44 #

      Ни фига не клоун, стоящий за клоуном продюсер — вот герой нашего времени.

    • Рейтинг: -1+
      nikanorich (valocordin) 17 июня 2009, 16:59 #

      Западу и пендостану вот-вот кирдык — Шанхай на подходе.

  10. Рейтинг: 0+
    kurigo 17 июня 2009, 10:42 #

    вам не нравится отечественное образование? скоро не будет и такого

  11. Рейтинг: 0+

    Монументален, монументален и без обычной сигары в зубах a`la Шварц. Неужели завязал с пороком? Похвально вдвойне

  12. Рейтинг: 0+

    Чую, что Анатоль наслушался и начитался КОБы

  13. Рейтинг: 4+
    dan_slav 17 июня 2009, 10:39 #

    Одна из главных напастей человечества — это:
    не глобальное потепление и похолодание,
    не мировой кризис,
    не свинский грип,
    ...
    а

    ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТУПЛЕНИЕ людей!

    • Рейтинг: 0+
      spliner 17 июня 2009, 18:39 #

      Согласен. А кому от этого плохо?
      Мозги ничем лишним не забиты. Блаженство ближе. :))

    • Рейтинг: 0+
      marsbt 17 июня 2009, 19:07 #

      стреднестатистического человека и жалко среднестатистически

  14. Рейтинг: 9+
    Catechin 17 июня 2009, 10:03 #

    Образование — это не знания, а умение пользоваться знаниями. Всегда уважал педагогов, которые ставили пятерки, если студент мог сам вывести формулу или закон, не помня их наизусть.

    • Рейтинг: 1+
      azicknnm 17 июня 2009, 10:34 #

      +1

    • Рейтинг: 2+
      Lexx13 17 июня 2009, 12:18 #

      К счастью когда учился в ВУЗе у нас были такие преподы

      • Рейтинг: 0+
        keyj 17 июня 2009, 13:51 #

        У нас в ВУЗе таковых к сожалению не было :(

  15. Рейтинг: 0+
    kravtsov75 17 июня 2009, 09:23 #

    "...новые поколения обречены на полное непонимание мира. Значит, будут двигаться по нему как слепцы..."
    Браво, Вассерман, браво!
    Очень точные, правильные и страшные слова.
    "...К сожалению, наша нынешняя школа, ...., нынче преобразуется на американский манер..."
    Совершенно верно: в яму скатываться намного легче, чем выбираться из нее... Сможем ли когда-нибудь выбраться? Или?....

    • Рейтинг: 1+
      gerbert2 17 июня 2009, 09:29 #

      или переход на новый виток спирали развития с неизбежными потерями в очень широком смысле.

      • Рейтинг: 0+
        reboos 17 июня 2009, 11:24 #

        Вывод не верный новые поколения используют опыт старых и то все-равно учатся на своих ошибках, а будут ли они думать своими мозгами зависит от них самих (мотивации).
        Действия человека всегда проходят по заученному сценарию, к примеру ходьба,даже в общении человек использует изученные модели, тексты т.е. такие как ему кажется будут подходить в этой ситуации, если не получается или ситуация не известная модель поведения не определена и человек загоняется. Пример отказали тормоза. Водитель растерялся и потерял кучу времени.

        • Рейтинг: 0+
          gerbert2 17 июня 2009, 11:59 #

          в случае резкого изменения ситуации, заученная модель поведения может и не помочь, к примеру, нужно срочно переехать жить в лес и лазать по деревьям. Многие не доберутся до леса, часть не влезет на деревья. Отказали тормоза, но водитель выжил, и ему предложили коня с телегой.

  16. Рейтинг: 0+
    angel_ 17 июня 2009, 09:16 #

    Какая разница еврей он или нет, главное что говорит обсолютно правильно, Анатолий удивил. Вот только термин "мозаичное мышление" употреблен не верно, мозаика это есть собирание совершенно различных кусочков (фактов) в единое целое, в органичную картину (целостное восприятие мира) и это правильно, а он говорит про писок.

    • Рейтинг: 0+
      gerbert2 17 июня 2009, 09:26 #

      кстати, мозаичная картина часто понятна только с приличного расстояния

      • Рейтинг: 0+
        span 18 июня 2009, 19:46 #

        Интересно. Сколько нужно еще времени (на какое расстояние еще требуется отойти), чтобы ВСЕМ стала понятна ущербность мозаичной системы образования?

        • Рейтинг: 0+
          kycher 23 июня 2009, 01:16 #

          есть альтернатива?

    • Рейтинг: 0+
      span 18 июня 2009, 19:41 #

      Да. Согласен, но только при одном условии — эта мозаичная картина полная или в ней отсутствуют элементы, не(значительно) влияющие на целостность восприятия. А будет ли восприятие целостным, если имеются только отдельные разрозненные элементы мозаики (в этом и есть суть мозаичной системы образования) ?

  17. Рейтинг: -7+
    ugryumov777 17 июня 2009, 08:52 #
    • Рейтинг: 3+
      biggame 17 июня 2009, 09:01 #

      Наций много, но слушают почему то евреев. Ругают, но слушают.
      Хотя ты можешь учится у народов крайнего севера.

      • Рейтинг: 0+
        span 20 июня 2009, 21:02 #

        1. Слушают не только евреев.
        2. Слушают не народ, а (отдельных) представителей народа.
        3. А Вы не допускаете, что и у представителей народов Крайнего Севера (Дальнего Востока, Китая, Японии...) можно (очень многому) научиться?

    • Рейтинг: -1+
      quasar_reg 17 июня 2009, 09:14 #

      И вообще, этот человек остался девственником, потому что в юном возрасте поспорил. Может есть повод усомниться в его умственных способностях?

      • Рейтинг: 0+
        reboos 17 июня 2009, 10:29 #

        Да есть, либо в твоих либо его. Девственниками и дрочерами бывают не от большого ума, а от не хватки смелости и глупости, ну или потенции.

        • Рейтинг: 1+
          ZloyGad 17 июня 2009, 11:29 #

          Есть еще понятия "принципиальность" и "честь", и наличие у себя этих вещей он тоже успешно доказал своей аскезой :)
          Хотя скорее всего, он отказался от секса, потому что ему это не интересно, для кого то это кажется удивительным, но и такие люди бывают. Точнее не то чтобы совсем не интересно, но по их мнению не стоит это удовольствие тех усилий которые за него предлагается приложить :)

          • Рейтинг: 1+
            pych (Пыч) 17 июня 2009, 12:18 #

            Есть ещё вариант, что выступая где-то, он сказал это потому, что его попросили это сказать. От него, как от человека умного, не убудет, а быдлу радости полные штаны.

          • Рейтинг: 0+
            Evil_MF 17 июня 2009, 17:18 #

            Поэтому у него дома куча порно-журналов и дисков...

      • Рейтинг: 0+
        ildarrrr (ildarrrr) 17 июня 2009, 12:48 #

        Вообще в медицинских книгах часто пишут , что идиоты — обладатели колоссальной памяти.
        Вспомните фильм "Человек дождя" — у него есть реальные прототипы. Ведь то , что демонстрирует Вассерман — это память , а не логика и интеллект. Память можно натренировать можно в любом возрасте , а интеллект окончательно формируется лет в 12 и почти не меняется всю жизнь.Конечно , Вассерман не идиот , но и не гений.

  18. Рейтинг: 0+
    slyap (Slyzhuk) 17 июня 2009, 08:48 #

    Владельцы капитала будут стиммулировать рабочий класс покупать больше и больше дорогих (ненужных) товаров, домов и технологий, заставляя их всё глубже и глубже влезать в долги до тех пора пока долг будет невыносимым.
    Неоплаченный долг приведет к банкротству банков, которые будут национализированы и государство будет вынуждено принять путь, который в конце концов приведет к коммунизму.
    Карл Маркс, 1867

    • Рейтинг: 1+
      Denni 17 июня 2009, 08:58 #

      А теперь ответь для себя н вопрос: "что такое государство и кто за ним стоит?"

    • Рейтинг: 0+
      biggame 17 июня 2009, 09:06 #

      Эволюция капитала развивается волнообразно, а не кольцеобразно. Это ошибка Маркса.

    • Рейтинг: 0+
      squanto 17 июня 2009, 09:11 #

      Действительно считаешь, что Маркс прав и мир вернётся к коммунизму? с таким-то классовым различием?

      • Рейтинг: 0+
        reboos 17 июня 2009, 10:32 #

        нафиг долбаный камунизм, он никаму не нужен, а вот социальная демократия — это когда за виртуальные деньги ишачат и бедные и багатые, вот к этому то товарищи мы и движемся или уже пришли.

        • Рейтинг: 0+
          kycher 23 июня 2009, 01:25 #

          вполне реальные деньги бабки за которые можно мозги проапгрейдить

          • Рейтинг: 0+
            kycher 23 июня 2009, 01:25 #

            вполне реальные деньги за которые можно мозги проапгрейдить

  19. Рейтинг: 6+
    pych (Пыч) 17 июня 2009, 08:29 #

    Позволю себе опять же цитату из "Проекта Россия" (2 книга):

    Главное отличие образования от грамоты — образованный имеет знание о мире во всей его полноте, а грамотный представляет собой инструмент, предназначенный для продажи на рынке труда. Человек в полном смысле слова знает, откуда, куда и зачем он идёт. Знает социальные законы, и его нельзя одурачить, прикрыв тот или иной яд красивыми словами.

    Кто не знает фундаментальных ориентиров, тот не знает направления. Им всегда можно манипулировать, и никакая математика с английским не защитят. Он даже не догадается, что им манипулируют.

    Этот момент даёт ключ к объяснению многих непонятных процессов. Всё не так просто, как сегодня кажется многим простецам. Кто-то последовательно и упорно разбивает ключевые узлы, переворачивая представление о степени первичности. В итоге все «незначительные отрасли», в частности, школа, отданы коммерсантам. Те коммерсанты, что пробились в государственные органы, «пилят» бюджеты. Те, что не пробились, устраивают «университеты». У чиновников от образования и коммерсантов от университетов нет такого понятия, как образование Человека. У них другие ориентиры, и как следствие, соответствующие результаты.

    • Рейтинг: 0+
      gagarin77 17 июня 2009, 08:37 #

      -Толково глаголешЪ , это "5+":)..,

    • Рейтинг: -2+
      justice2 17 июня 2009, 08:59 #

      ваще ниачом

      • Рейтинг: 0+
        gagarin77 17 июня 2009, 09:01 #

        -Может у человека озарение , низя так ,

    • Рейтинг: -4+
      quasar_reg 17 июня 2009, 09:10 #

      Чушь. "Кто-то последовательно и упорно разбивает ключевые узлы". Ну-ну. Прямо вот есть "Кто-то", который сидит и пакостит. Пару веков назад 98% населения были тупым безграмотным былом. Сейчас показатели совсем иные, если посмотреть динамику, то население неуклонно умнеет и умнее до сих пор. Конечно дебилов всё-ещё большинство, но, как в попсовой песенке пелось: "разум когда-нибудь победит". А вопли о том что раньше трава была зеленее стары как мир, но глупы. Мир развивается и развивается в лучшую сторону, что бы там жопоголики не верещали. Сейчас у широких слоев населения есть то, о чем даже сотню лет назад мечтать не могли.

      • Рейтинг: 3+
        pych (Пыч) 17 июня 2009, 09:16 #

        "население неуклонно умнеет", "Мир развивается и развивается в лучшую сторону" — супер!!!!!!!!!!!!! Человечество в шаге от золотого века!!!!!!!!!!!! :)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) Не, ну честно — Вы меня просто умилили, давно не встречал людей, так восторгающихся нынешним миром. :))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

        • Рейтинг: -2+
          quasar_reg 17 июня 2009, 09:24 #

          Отлично. Чем сегодняшний мир хуже мира, допустим, 1800-года? Расскажите, пожалуйста, мне правда интересно.

          • Рейтинг: 3+
            pych (Пыч) 17 июня 2009, 09:50 #

            Вас восхищает нынешнее отупевшее, развращённое, бездуховное потребительское общество??? Почитайте "Проект Россия", который я здесь цитировал и подумайте. Ради Бога, не верьте всему, что написано. Просто почитайте и подумайте. Если Вы считаете наших предков, живших 2 века назад, "тупым безграмотным быдлом", мне Вас жаль. Если Вы считаете, что сейчас "мир развивается в лучшую сторону", мне вас жаль вдвойне. Чем выше взлетите, тем больнее будет падать. Чем лучше будете думать о нынешнем обществе, тем неприятнее будет, когда увидите, как оно начнёт рушиться.

            • Рейтинг: -1+
              quasar_reg 17 июня 2009, 10:05 #

              Это не ответ.
              Я родился в самой простой семье — мать лаборантка, отец бульдозерист. Если бы я родился в такой же семье простых крестьян/рабочих два века назад, что бы я имел? Сегодня я ем мясо каждый день, а тогда бы я его видел лишь пару раз в год по большим праздникам. У меня есть компьютер, мобила, возможность хоть изредка хоть куда-нибудь путешествовать, читать книги, я имею образование, тёплую постели и чистое бельё, и так далее и так далее. Ну, а что бы у меня было в те времена? Понятно, что и тогда были богатые сословия, но речь как раз не о них, а о большинстве. Вы хотели бы отказаться от всего что есть сейчас и вернуться в то время? Я нет, мне сегодняшний мир куда больше нравится. Я не говорю, что он идеален и что проблем в нём нет. Я говорю, что он — самое лучшее, что случилось с человечеством за всю его историю.

              • Рейтинг: 4+
                pych (Пыч) 17 июня 2009, 10:31 #

                Когда Ваш сын придёт и заявит, что он — пидорас, и Вы поймёте, что у Вас не будет внуков, вот тогда Вам станет по-настоящему тоскливо. к чему это я? Да к тому, что нельзя всё мерять компами, мобилами и тачками. Ради Бога, я не противник прогресса. Я противник того, когда набитый живот не позволяет задуматься о вечном, ибо давит на мозг. Я противник демократии, потому что демократия тащит человечество в пропасть. Даже не так — человечество на поезде с ветерком, с шутками и прибаутками мчится в пропасть. Вам сейчас хорошо и тепло? Ну, да — мне тоже сейчас хорошо и тепло. Вы давно были в деревне? Я был и видел. Какие нафиг компы, книги и "куда-нибудь путешествовать"? Было бы чем свиней покормить (если они есть) и самому перекусить. Ну, и "не дай себе засохнуть" — бухнул и спать. Или у соседа что-нибудь спереть. Ну, ладно деревня. Под окном у Вас, конечно же, не сидят на лавочках всю ночь пьяные тинейджеры и молодняк, а в подъездах Вы никогда не видели валяющихся шприцов? А уж бомжи у нас отсутствуют как класс — все спят в тёплых постелях и на чистом белье. И Вы, конечно же, с удовольствием смотрите по вечерам хорошие фильмы и умные передачи, а не сплошные ток-шоу, вечера со свёздами и тупые американские фильмы. И заходя в книжный магазин, Выш взгляд упирается в полки с классикой, серьёзной научной литературой, а не очередными мемуарами какой-нибудь звезданутой бляди или пидараса. Я рад, что Вам повезло жить в "самом лучшем, что случилось с человечеством за всю его историю". Видимо, мы живём в разных мирах.

                • Рейтинг: 0+
                  tabulatorr 17 июня 2009, 13:16 #

                  пиздеть горазд. чем говорить о вечном может помог бы кому? тинейждера там на путь наставил истинный( как вам кажется).и мне интересно как ты меряеш то кто из нас умнее или тупее? своя система? где гарантии что она безошибочна? извини, но слова "надо", "..мне вас жаль" ...попмоему Вы мудаг просто.

                  • Рейтинг: 0+
                    pych (Пыч) 17 июня 2009, 13:23 #

                    Выражения выбирайте. Зарегились, чтобы мне ответить? Первое сообщение здесь. Польщён. И прощайте — говорить с Вами не собираюсь.

                    • Рейтинг: 0+
                      tabulatorr 17 июня 2009, 13:32 #

                      Вы ведь позволяете себе судить общество? за резкость извините но я уверен что Вам не впервой это говорят.

                      • Рейтинг: 0+
                        pych (Пыч) 17 июня 2009, 13:45 #

                        Извиняю. Я не общество сужу, а то, что делают с этим самым обществом, с народом. То, что мне сейчас тепло и хорошо, и то, что я сейчас живу, возможно, лучше в материальном плане, чем жил бы в СССР, ещё не повод говорить, что всем хорошо и все счастливы. Говорят мне разное — только не надо опускаться до личных наездов, я никого не обзываю и не матерю.

                  • Рейтинг: 0+
                    kycher 23 июня 2009, 01:37 #

                    +1 Он очень на него похож...чет много дыму...кхх каптит

              • Рейтинг: 0+
                antstr (± в карму) 17 июня 2009, 10:43 #

                Ваши понятия о совершенном обществе очевидны — мясо, тёплая чистая постель, комп с мобилой... Общество потребителей, потерянное поколение

              • Рейтинг: 0+
                prst 17 июня 2009, 11:22 #

                >>>но речь как раз не о них, а о большинстве
                Вы думаете что сейчас большинство ест мясо, у многих зимой теплые постельки и т.д?

      • Рейтинг: 0+
        span 20 июня 2009, 21:41 #

        "...Пару веков назад 98% населения были тупым безграмотным былом." Безграмотными в смысле неграмотными (т.е., не умеющими читать/писать) — да. Только надо различать понятие неграмотности и понятие безграмотности — т.е., отсутствие у человека (специфических) знаний и умения применять эти знания на практике. Если посмотреть с этой точки зрения, то не думаю, что можно сделать вывод о том, что "население неуклонно умнеет и умнее до сих пор".
        Кстати, то, что "Сейчас у широких слоев населения есть то, о чем даже сотню лет назад мечтать не могли" как раз есть следствие знаний и умений тех 98% неграмотного населения, поскольку:
        1. Основная масса из грамотных 2% существовала только благодаря "быдлу" (т.е., его знаниям и умению применять эти знания на практике) — в этом плане смею рекомендовать к прочтению сказку Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"
        2. Трудом этого "быдла" был заложен материальный (а, нередко, и технологический)фундамент для появления всего того, что сейчас есть у широких слоев населения

  20. Рейтинг: 3+
    quasar_reg 17 июня 2009, 08:09 #

    Я как-то устроил опрос среди знакомых — спрашивал в чем причина смены времён года? Из 20 человек правильно ответили 2 (один из них после долгих размышлений и подсказки). Ещё 10 считали, что летом земля ближе к солнцу, чем зимой (ну хорошо хоть знали, что это как-то связано с обращением земли вокруг Солнца), а 8 не смогли вообще ничего внятного сказать, гордо заявив, что это в жизни не нужно. Я прям сразу почувствовал мощность русского образования))))

    • Рейтинг: 0+
      pych (Пыч) 17 июня 2009, 08:22 #

      С учётом того, что орбита Земли эллиптическая, расстояние до Солнца тоже оказывает некоторое влияние, правда не на факт смены времён года, а на то, что лето в северном полушарее прохладнее, а зима теплее. :) А если серьёзно, то так как смена времён года зависит от наклона орбиты, на самом деле можно говорить, что Солнце ближе к тому полушарию, где в данный момент лето.

      • Рейтинг: 4+
        ryts 17 июня 2009, 08:28 #

        Всю жизнь думал что смена времен года зависит не от наклона орбиты а от наклона оси вращения планеты.

        • Рейтинг: 0+
          pych (Пыч) 17 июня 2009, 08:31 #

          Оговорился, конечно — от наклона оси, естественно. Спасибо, что поправили. :)

      • Рейтинг: 0+
        quasar_reg 17 июня 2009, 08:30 #

        Ох ты ж, хоспадя... Не позорься, а. Летом Земля дальше от Солнца, а ближе всего 2-3 января. Но изменение расстояния слишком маленькое, чтобы как-то глобально на климат повлиять. "Наклон орбиты" — это ещё что? Орбита земли вокруг солнца наклонена по отношению к чему-то? И этот наклон даже изменяется? О, ужас. А ведь это природоведение, 2й класс...

        • Рейтинг: 0+
          pych (Пыч) 17 июня 2009, 08:32 #

          Уже на писал выше — оговорился просто. Наклон оси, естественно.

        • Рейтинг: 3+
          pych (Пыч) 17 июня 2009, 08:33 #

          И не тыкайте мне — я с Вами на брудершафт не пил.

          • Рейтинг: -1+
            quasar_reg 17 июня 2009, 08:45 #

            Меньше всего уважения заслуживают те, кто его к себе требует ((с) не помню кто)

            • Рейтинг: 1+
              pych (Пыч) 17 июня 2009, 08:47 #

              А я Вас и не прошу меня уважать — мы не знакомы, поэтому не тыкайте мне и всё.

      • Рейтинг: 0+
        quasar_reg 17 июня 2009, 08:36 #

        В северном полушарии зима теплее потому что в нём больше суши, а не потому что солце зимой ближе

        • Рейтинг: 0+
          pych (Пыч) 17 июня 2009, 08:39 #

          http://www.astrogalaxy.ru/034.html

        • Рейтинг: 0+
          gagarin77 17 июня 2009, 08:40 #

          -В Японии тоже "суши" хватает , а зима там нихера не теплая , почему ?

          • Рейтинг: 0+
            quasar_reg 17 июня 2009, 08:59 #

            Если 77 в твоем нике — это год рождения, то это твоё высказывание — ярчайший пример того, что образование в СССР было не таким замечательным как о нём говорят.

            • Рейтинг: 0+
              gagarin77 17 июня 2009, 09:05 #

              -77- это количество сбитых "мессеров" на Войне , сынок !..,

              • Рейтинг: 1+
                padre_ 17 июня 2009, 11:55 #

                В группе?

                • Рейтинг: 0+
                  gagarin77 17 июня 2009, 18:18 #

                  -Настоящие профи группами не работают:)

                  • Рейтинг: 0+
                    kycher 23 июня 2009, 01:43 #

                    +1 за юмор!!ДерЖись мужик))

          • Рейтинг: 0+
            biggame 17 июня 2009, 09:12 #

            Кстати зима в Японии довольно мягкая. По крайней мере была в прошлом году. Редко ниже нуля.

            • Рейтинг: -1+
              gagarin77 17 июня 2009, 09:20 #

              -Япония довольно протяженная страна с Севера на Юг и климат там различается немного , но влияние Берингова пролива все-же сказывается — Атлантика в этих широтах обычно теплее , по-этому жизнь на Западном побережье США дороже жизни на Восточном — Все любят тепло:)..,

              • Рейтинг: 0+
                biggame 17 июня 2009, 09:28 #

                Так уж получилось что пробыл три месяца в Японии прошлой зимой, город Нагойя. Был приятно удивлен мягкой зимой и зеленой травой в конце декабря. В штатах в это время был собачий холод.

                • Рейтинг: 0+
                  gagarin77 17 июня 2009, 09:36 #

                  -Япония красивая:)..,

              • Рейтинг: 0+
                antstr (± в карму) 17 июня 2009, 12:29 #

                Простите, а как связана Япония или Западное побережье США с Атлантикой? Не постигаю...

                • Рейтинг: 0+
                  gagarin77 17 июня 2009, 18:26 #

                  -А потомушта Земля круглая , и если здесь идет дождь то где-то обязательно гремит молния , постиг ?:)))..,

    • Рейтинг: 0+
      gagarin77 17 июня 2009, 08:28 #

      -А в Африке всегда лето , может ответишь почему ? ... а потому , что Земля круглая и если на Севере — тюлени , то в Африке Лето:) ... а в Париже — вечная Весна , вот так :) . Учи Географию ..,

      • Рейтинг: 1+
        quasar_reg 17 июня 2009, 08:44 #

        Ты об чём вообще? Я лишь хотел сказать, что большинство людей, в том числе русских, не может ответить на банальный школьный вопрос. На экваторе вечное лето, потому что солнце там каждый день высоко, а у полюса низко (получается что африка единицей площади собирает больше солнечного света, чем антарктида, т.к. почти перпендикулярна ему в полдень). Но при чём тут это?

        • Рейтинг: -2+
          gagarin77 17 июня 2009, 08:47 #

          -Солнце высоко — это "5+" , только "африка" пишется так — "Африка":)..,

          • Рейтинг: 0+
            quasar_reg 17 июня 2009, 08:58 #

            Тебе не хватает образования понять что значит "Солнце высоко"? Печально.

            • Рейтинг: -4+
              gagarin77 17 июня 2009, 09:02 #

              -Это жизненный опыт , а Солнце — Высоко .

              • Рейтинг: 0+
                vvlad_ (vvlad_) 17 июня 2009, 10:12 #

                Я от всех вас тащусь! Может вы даже знаете, почему сначала видна молния, а потом гремит гром?

                • Рейтинг: 3+
                  pych (Пыч) 17 июня 2009, 10:33 #

                  Я знаю, я знаю! Можно я? Потому что глаза впереди ушей расположены на голове! :)

                  • Рейтинг: 0+
                    ildarrrr (ildarrrr) 17 июня 2009, 10:56 #

                    Я в школу пошел в 1979 и тогда тоже таких было большинство.
                    Но только сейчас оно стало критическим, т.е. они не только сами зря время в школе проводят , но еще и другим не дают учиться.

                  • Рейтинг: 0+
                    gagarin77 17 июня 2009, 18:09 #

                    -А почему запаха молнии не слышно сначала — нос то впереди глаз , или это только у меня так ??:)...,

комментарии
^ Наверх