Мозаичное мышление

картинка

Анатолий Вассерман
Светочувствительная часть глаза состоит из множества отдельных элементов. Оптическая часть собирает на каждом элементе свет, приходящий с одного направления. Картина дробится на бесчисленные точки мозаики. Сбор этих точек вновь в единую картину — задача не глаза, а мозга. Мир в целом мы воспринимаем как множество разрозненных точек — фактов. Собрать их в цельную картину — опять же задача мозга.

----------------------<cut>----------------------

Видеть то, на что смотрим, мы учимся в столь раннем возрасте, что сложность задачи могут оценить лишь те, кто учит слепых от рождения, прозревших благодаря успехам медицины. Понимать то, что видим, надо учиться всю жизнь. Детские психологи — Корнейчуков (Корней Чуковский), Выготский, Пиаже, Ильенков — доселе открыли только малую часть сложностей, преодолеваемых каждым из нас на пути превращения в человека.

Нарисовать цельную картину немногими штрихами — и подавно не ремесло, а искусство. В чеховской «Чайке» Треплёв жалуется: «Тригорин выработал себе приёмы, ему легко… У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и далёкие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе…»

Но и восстановить целое по скупым деталям — искусство немногим меньшее. Та же «Чайка» в первом представлении (1896.10.17, СПб, Александринский театр) с треском провалилась. Не только актёры играли напряжённо, не умея заполнить жизнью очерченный драматургом контур. Зрители тоже оказались не готовы сложить в собственном воображении мозаику из предложенных автором точек и чёрточек.

Великие авторы творят великую аудиторию. Вникая в сложности новой системы образов, можно научиться если не создавать собственную равноценную, то хотя бы без сверхъестественных усилий постигать готовую.

«Чайка» сперва прошла через новейшую систему работы актёра над собой, выработанную великим актёром и режиссёром Алексеевым (Станиславским) и позволяющую достроить драматургический набросок до полнокровной личности. Затем зрители жадно впитали новые — не только текстовые, но и поведенческие — образы. И уже через несколько лет пьеса была признана одним из величайших шедевров мировой сцены: автор воспитал актёров и зрителей.

Поколением позже другой великий режиссёр — Сергей Эйзенштейн — довёл до логического предела систему монтажа визуальных образов, открытую ещё на заре кинематографа и развитую до уровня художественной системы Гриффитом и Кулешовым. Сцена расстрела демонстрации 1917.07.04 (по правде говоря, достаточно провокационной: у республиканского Временного правительства были некоторые основания для жёстких действий) смонтирована из чередующихся планов пулемёта и разбегающейся толпы. Длина каждого плана — всего два кадра, то есть 1/12 секунды! Воспринять эти мелькающие изображения — а тем более сложить их в единый образ потрясающей художественной силы — может только хорошо подготовленный мозг. Эйзенштейн опирался на три десятилетия опыта, накопленного не только режиссёрами, но и кинозрителями.

Но сам этот опыт выстраивается из регулярного сопоставления фрагментарных и цельных образов. Мало кому под силу сложить мозаику (или даже паззл, где сложные контуры кусочков помогают отсеивать неподходящие варианты), не держа перед собою образцовую картинку. Если же вовсе не привык видеть полноценные картины реальности, весь мир будет восприниматься мешаниной ярких разрозненных пятен.

Модный сейчас клиповый монтаж первоначально появился ради маскировки бессодержательности популярных песенок: зритель, искушённый восприятием сложных художественных образов, самостоятельно достраивал смысл — куда глубже того, какой мог бы даже при самом большом желании вложить в очередную поделку беспечный изготовитель. Нынешняя же молодёжь, с детства воспитанная на клипах, не то что не хочет, а даже не может доделать работу за нерадивого автора. Ибо — как и он сам — не располагает должными навыками.

К сожалению, и далеко за пределами шоу-бизнеса наблюдается та же картина. Например, нынешняя мода в образовании — фактоцентричность — представляет весь мир мозаикой разрозненных фактов. Между тем изначальный смысл систематического образования — в отличие от обучения на опыте — в том и состоит, чтобы указать реальные строгие законы (в биологии, да и в обществе ничуть не менее объективные, нежели в неживой природе), кроющиеся за отдельными фактами, определяющие всё их многообразие и взаимосвязь.

Более того, изучить эти законы — по крайней мере после того, как они кем-то уже открыты — несравненно проще, нежели факты, из коих законы выведены. Просто потому, что законов — и способов выведения фактов из них — несравненно меньше, чем самих фактов. Нынешний переход от старинной — идущей еще из античных времён, а окончательно оформленной в средневековой Германии — законоцентричной системы обучения к новомодной — восходящей ещё к каменному веку, но возрождённой сейчас в Соединённых Государствах Америки — фактоцентричной системе непомерно наращивает нагрузку на учеников. И в то же время делает их катастрофически неприспособленными к жизни, способными существовать только в мире всеобъемлющих инструкций на каждый шаг. Хвалёная германская бюрократия с её многотомными регламентами даже в подмётки не годится сегодняшней американской обстановке с надписями на фастфудовских картонных кофейных чашках «Содержимое горячее — можно обжечься» и на микроволновках «Кошек не сушить!»

К сожалению, наша нынешняя школа, ещё недавно увлечённо впитывавшая новейшие достижения науки, нынче преобразуется на американский манер. О последствиях этого регресса придётся говорить ещё не раз. Здесь же остановлюсь на главном: новые поколения обречены на полное непонимание мира. Значит, будут двигаться по нему как слепцы. Мозаичное мышление куда разрушительнее и опаснее мозаичного зрения.

Получать обновления NoNaMe:

   

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    Da_cast 18 июня 2009, 20:22 #

    Статья ниочём. Трещать можно о чём сколь угодно долго, но толку? Что аффтор предложил? НИЧЕГО. В очередной раз "блестнул своим умищем" и только.

    • Рейтинг: 0+
      span 20 июня 2009, 21:56 #

      Он очередной, кто указал на ущербность "мозаичной системы" образования и, как следствие, той реформы образования, которую проводит в жизнь нынешняя власть.
      Есть ли в этой статье толк — вопрос сложный. От одной такой статьи (выступления) — скорее всего нет.
      Но, если учесть, что капля камень точит...

  2. Рейтинг: 0+
    Fault 18 июня 2009, 00:33 #

    О как.

  3. Рейтинг: 1+
    nrrcf 17 июня 2009, 23:20 #

    Жесть.
    Мы все умрём
    :)

  4. Рейтинг: 0+
    ixijixi (Макс) 17 июня 2009, 23:02 #

    Пока есть Фурсенко, это все благолепные разговоры.

    • Рейтинг: 0+
      span 20 июня 2009, 21:58 #

      Пока эти разговоры не станут всеобщими — будет Фурсенко...

  5. Рейтинг: 0+
    votruman 17 июня 2009, 22:48 #

    Интересная статья. С удовольствием почитал

  6. Рейтинг: 0+
    blablan 17 июня 2009, 22:12 #

    маладец чувак! дело говорит!

  7. Рейтинг: 0+
    kanznelbogen (Щычъ) 17 июня 2009, 21:19 #

    Насчет мозаичного (фактоцентричного) и систематического (по университетскому принципу) образования он прав. Мозаичное образование и мышление — регресс, ведущий к неспособности правильно оценивать жизненные обстоятельства.
    Приведеный ниже пример о Шерлоке Холмсе — неуместен. Его образование, хоть и узкоспециально, все же нельзя назвать мозаичным — оно именно что систематично. Мозаичное образование или представление о чем-либо не даст изобрести метод и научиться им пользоваться, а Холмс изобрел дедуктивный метод, кроме того, обладал вполне себе систематическими знаниями химии.

    • Рейтинг: 0+
      kanznelbogen (Щычъ) 17 июня 2009, 21:20 #

      Неприспособленным, а точнее — менее приспособленным, будет, как раз, человек с мозаичным образованием. Почитайте про школу двух коридоров на эту тему — для элиты и для исполнителей.

      • Рейтинг: 0+
        demokrat_nah 17 июня 2009, 23:43 #

        Ну-ко, ну-ко...
        Где можно прочитать?
        Я давно эту фигню просек ))) но не читал.

        • Рейтинг: 0+
          kanznelbogen (Щычъ) 18 июня 2009, 17:33 #

          http://www.kara-murza.ru/Books.htm
          Он в разных книжках об этом пишет, а поскольку я прочитал уже довольно много, то точно сказать не могу. Скорее всего есть в
          Потерянный разум.
          Манипуляция сознанием
          Возможно есть в:
          Советская цивилизация (том I)
          Советская цивилизация (том II)

          Плюс, он обычно указывает литературу, с которой работал — там, наверное, тоже можно что-то почерпнуть.

  8. Рейтинг: 0+
    arbuzzz 17 июня 2009, 21:06 #

    Мое имхо — школ как видов должно быть 3.
    Первая — это начальная школа для всех. После начальной школы учеников надо разделять на способных к аналитическому мышлению и тех, кто способен лишь запоминать факты. Следовательно и средние школы должны быть с разными методиками обучения.

    • Рейтинг: 0+
      demokrat_nah 17 июня 2009, 23:41 #

      Ага, бля. Разделять. Щаз.
      А ты умнег, знаешь, скока выдающихся людей в школе учились плохо?
      А эти твои вундеркинды "увядают" очень быстро годкам к 20-ти — 30-ти.

      Может и черепа будем измерять как нацисты?
      Если уж научный подход применять, то естественный отбор тебе поможет.

    • Рейтинг: 0+
      span 18 июня 2009, 00:39 #

      А как быть с тем, что немало талантов в начальной школе себя, мягко говоря, не проявили?

  9. Рейтинг: 0+
    ppu 17 июня 2009, 20:20 #

    Статья оценочная: хорошо-плохо. Вопрос кому хорошо, кому плохо, какие цели, задачи? Может по Циолковскому оставить мозг в колбе, что бы тело своими низменными инстинктами не отвлекало от размышлений. Цель такова? Прошедшее через тысячелетия "во многой мудрости много печали" разве потеряло свой смысл. Цельность картины миф, так как субъективное мышление, пропущенное через кучу фильтров личности, основанное на сомнительных фактах, допущениях создает очередную виртуальную реальность, так же удаленную от реальности как и полное отсутствие понимания цельности. Но этот миф как гиря висит на ногах не давая сдвинуться с места, в противовес человеку, пускай зашоренному, но уверенно двигающемуся к цели в которую верит, отбросив все лишнее. Человек единственное создание которое учит своих детей, не тому что им нужно для реальной жизни. Представьте если бы львица обучала львят не искусству охоты, а геологической истории саванны и эволюции видов антилоп, что было бы со львятами? По сути тоже происходит с образованными умными людьми, не приспособленные к жизни, закомплексованные мечтатели, рыдающие почему общество к ним так не справедливо, почему никто не оценит высоты полета их мыслей, цельности созданной картины. Так некогда людям, надо охотится, в смысле детей кормить. Пусть далее говорит Конан Дойль устами Шерлока Холмса : Допустим что Земля крутится вокруг Солнца, допустим но, что мне до этого, в моем деле это ровным счетом ничего не дает. Видите ли, мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите.
    Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные,
    нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди
    всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает
    то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты,
    которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он
    разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой
    комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю
    вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из
    прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли
    собой нужных.

    • Рейтинг: 2+
      __dmitri__ 17 июня 2009, 21:12 #

      по-моему, статья не об этом,: просто идет стабильно-непрырывная пропаганда для детей, и молодых юношей и девушек: и на их неокрепшие мозги валится информация следуещего рода:
      проститутки- это хорошо, банкиры- вааще улет. Все рабочие- это неудачники. Кто служил- сами слабаки, а уж какие неудачники его родители, не сумевшие свое чадо уберечь!
      Вассерман говорит о тех шорах, что сейчас на глазах У НАС. Значит, они будут и на глазах наших детей.

  10. Рейтинг: 0+
    dragon1711 17 июня 2009, 20:10 #

    смахивает на очерк о влиянии лунного света на рост фонарных столбов. очередной мессия... плохо раскручивается а бабки уже вложены, вот и пытается парень реализовать себя где попало.
    когда Зеланд накорябал первые строки в нете народ потянулся гораздо бодрее, а этот... то про каббалу задвигает, то про вселенскую любовь, сейчас вот МОЗАИЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ (патсталом).

    • Рейтинг: 0+
      futulove 17 июня 2009, 22:49 #

      жжошь :)

  11. Рейтинг: 1+
    talifan 17 июня 2009, 20:01 #

    Онотоле как обычно задвигает грамотно и по делу.

  12. Рейтинг: 1+
    qarasik 17 июня 2009, 19:08 #

    Онотолей написал бы уже хорошую книгу, чтолей...

  13. Рейтинг: 1+
    rasmys 17 июня 2009, 18:52 #

    Мощный старик Онотоле и мыслит не стандартно.

  14. Рейтинг: 1+
    Corban_jum 17 июня 2009, 18:11 #

    Онотоле доставляет

  15. Рейтинг: 0+
    Cyberkill 17 июня 2009, 17:21 #

    Картина мира у каждого поколения своя. С Онотолем я не могу не согласиться в одном: он чётко видит разницу между системой восприятия мира опирающейся на закон (например закон природы), и системой восприятия мира опирающийся на факт. А это две совершенно разные точки зрения. Опираясь на них выводы можно делать абсолютно противоположные! :(

    • Рейтинг: 0+
      gagarin77 17 июня 2009, 19:07 #

      -Просто кто ж знает действительные законы природы , если они есть вообще (?) , а факты — они налицо , хотя тоже галлюцинации всякие могут привидится , особенно в наш экологически-неблагополучный век , а вообще да — мясо лучше чем рыба , а рыба лучше птицы , и с этим не поспоришь — факты:),

    • Рейтинг: 1+
      amfipterus 17 июня 2009, 19:18 #

      Не соглашусь. Анатолий говорит не о системе восприятия мира, а о методологии образования. И я с ним абсолютно согласен в том, что не важно в каком году на Ньютона свалилось яблоко, но гораздо важнее почему оно свалилось. Также, как не столь важно какого числа начался Крестовый поход, но важно понимать почему он начался. Понимание этих законов даст человеку возможность в той или иной степени оценивать текущие и будущие события и соответственно своим убеждениям выбирать свой путь, а не двигаться бездумно как щепка в реке.

      • Рейтинг: 0+
        gagarin77 17 июня 2009, 19:35 #

        -Никогда не любил даты учить , и зачем оно вообще нужно — все равно все даты отметить НЕРЕАЛЬНО:)..,

        • Рейтинг: 0+
          demokrat_nah 17 июня 2009, 21:56 #

          За датами скрываются сроки.
          За сроками — закономерности.

          • Рейтинг: 0+
            gagarin77 17 июня 2009, 23:44 #

            -Та ну на.. "сроки-закономерности" , так и ауру себе можно попортить , не сидел и пред Законом чист!:))),

  16. Рейтинг: 0+
    dxv 17 июня 2009, 17:15 #

    Онотоле велик.

    • Рейтинг: 0+
      Hanzo 18 июня 2009, 22:06 #

      Человек-велосипед чтоли... )

  17. Рейтинг: 0+
    a__drake 17 июня 2009, 16:36 #

    Ничего нового эта статья не содержит. Графомания на тему достаточно очевидных вещей.

    • Рейтинг: 1+
      slycar 17 июня 2009, 19:18 #

      Ну и чего сразу минусовать, то? Человек кого обидел? Оскорбил? Перешел на мат? Ну не виноват он, что его точка зрения не совпадает с Вашей. Попробуйте вежливо опровергнуть, а не тупо показывать свое превосходство.

  18. Рейтинг: -2+
    ildarrrr (ildarrrr) 17 июня 2009, 15:17 #

    Так все-таки почему же Вассерман сам не попытался проанализировать ситуацию ? Где его мышление?
    Ведь кому-то ж это выгодно .
    Вот в стране появляется все больше фанатов совка , дешевой колбасы и хлебных карточек.
    Но не секрет , что одной из главных причин падения СССР является высокий уровень образования.
    В 70-80- е уже каждый второй понимал , что система неэффективна и антинародна. Этот опыт учли и теперь к образованию другое отношение.
    Ведь чем меньше человек понимает , тем легче им манипулировать. Стране в целом это на пользу не
    идет — это только помогает оставаться "у руля" одним и тем же людям. Независимо от результатов их работы.

    • Рейтинг: 1+
      2moz 17 июня 2009, 16:37 #

      Бред. Падение империй — то сочетание гаммы факторов внешних, внутренних, закономерных и случайных.

      • Рейтинг: -1+
        ildarrrr (ildarrrr) 17 июня 2009, 17:11 #

        факторов много сошлось — и война в Афганистане , и сухой закон , и падение цен на нефть.
        Но закономерности есть во всем. А называть ситуацию с образование случайной просто глупо

        • Рейтинг: 0+
          2moz 17 июня 2009, 19:07 #

          Где Причина и Где Следствие. Ухудшение образования в стране в связи с ухудшением
          ситуации в стране в следствии улучшеня образования. Может это циклическая кривая.

    • Рейтинг: 0+
      span 18 июня 2009, 00:48 #

      "Но не секрет , что одной из главных причин падения СССР..."
      Рекомендую прочесть (всего 44 кБ, статейка хоть и старая (начало 90-х), но, увы, по-прежнему весьма актуальная):
      http://www.rapidshare.ru/1071928
      http://depositfiles.com/files/a65yabsx2

      • Рейтинг: 0+
        ildarrrr (ildarrrr) 20 июня 2009, 02:55 #

        Да , интересно , но и не противоречит моим словам.Я ж говорю — Стране в целом это на пользу не идет — это только помогает оставаться "у руля" одним и тем же людям. В Индии , например , с образованием еще хуже , чем у нас . Так там даже самые низшие касты не пытаются ничего изменить.

  19. Рейтинг: -1+
    dmihel 17 июня 2009, 15:11 #

    А в чем фактоцентричность преподавания? Что в школах нынче ни законов Ньютона, ни законов Ома не проходят? Разве только и учат, как не сажать кошек в микроволновки? И в чем мозаичность современного мышления? Оно что не на логике и причинно-следственных связях теперь базируется? А на чем?

    • Рейтинг: 1+
      vbd (ПроходящийМимо) 17 июня 2009, 16:21 #

      а вы посмотрите на самих преподавателей где-нибудь в глубинке, они не намного лучше самих учеников, что они могут дать своим ученикам, если они (учителя) вместе идут покурить со своими учениками на перемене
      если в сельских школах осталось по 3-5 учеников в классе, и учитель, только закончивший институт, читает в каждом классе по 4-5 предметов, потому как там просто некому работать
      а вы говорите о логике и причинно-следственных связях...

      • Рейтинг: -1+
        dmihel 17 июня 2009, 17:24 #

        Во-первых, о прогрессирующей мозаичности мышления и фактоцентричности образования перечисленные вами факты не говорят ничего. А во-вторых, разве когда-то было по другому? Качество образования в центре и на периферии у нас во все времена было очень разным.

        • Рейтинг: 0+
          span 17 июня 2009, 23:19 #

          Да. Было разным — это факт. Но не настолько — это тоже факт. Как факт и то, что (сейчас) качество образования и в центре и, особенно, на периферии весьма сильно отличается от школы к школе и определяется в первую очередь личностью директора. Причем не секрет, что качество обычно выше в школах с преимущественно пенсионным составом преподавателей — их ведь и самих учили "по-старинке", да и они стараются это тоже так делать...

      • Рейтинг: 1+
        slycar 17 июня 2009, 19:30 #

        А Вы пошли бы работать учителем в глубинке. Отучившись в областном центре пять лет, поехали бы в деревню километров за 300 от маленького городка. Поменяли бы жизнь в постоянном потоке информации на полный информационный вакуум, жизнь без телевидения и интернета? Сколько, сколько? А пять тысяч в месяц не желаете? И знание, что лет через десять, когда эта деревня умрет, то места в городе Вам не будет, так как ваши знания и методики давно устарели? Можно сказать только огромное спасибо, тем, кто поехал учителем в деревни на этих условиях. Приведу китайскую поговорку: Если страна не заботиться о детях, она не имеет будущего.

  20. Рейтинг: 0+
    lksey 17 июня 2009, 14:53 #

    БЛя, во мужик Умный! чесно! всё что он говорит являеться такой мудростью, но и в тоже время, обычным common sense. а кто его не понимает, о таких вот он эту статью и написал. И их с каждым годом всё больше и больше!