Московский метрополитен

Из серии «Как это делается»

Московский метрополитен

Фоторепортаж от drugoi
Пресс-служба Московского метрополитена предложила показать мне, как устроено московское метро «изнутри». Решили начать знакомство с похода в депо и поездки с машинистом по одной из линий. Вместе со мной за компанию отправился главный фотолетописец Метростроя в Рунете russos, который, если судить по его блогу, основное время своей жизни проводит в тоннелях и на станциях московской «подземки». Нас сопровождала сотрудница пресс-службы Марина, с которой мы встретились на станции «Измайловская» и пошли в депо.

----------------------<cut>----------------------

Картинки кликабельны

Московский метрополитен

Всего у московского метрополитена пятнадцать электродепо. «Измайлово» открылось 14 января 1950 года. Сначала оно действовало, как подразделение депо «Сокол», а потом было выделено в самостоятельную тяговую часть.

Московский метрополитен

Сейчас в депо обслуживается более 200 вагонов и идет смена вагонов типа Eм и Еж на новые «Русичи». Кроме этого в депо функционирует цех, где ремонтируют колесные пары со всего метрополитена.

Московский метрополитен

Местная достопримечательность — исторический вагон серии А под номером 1. Первый вагон первой серии вагонов в московском метро.

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Кажется, что внутренние интерьеры депо остались нетронутыми со времени его открытия.

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Московский метрополитен

В одном из цехов электродепо в 1954 г. была открыта конечная станция «Первомайская», которая действовала до 1961 года. На стенах этого цеха еще видны остатки архитектурных деталей оформления станции. «Русичи», несмотря на то, что они появились уже почти двадцать лет назад, смотрятся в этом антураже, как инопланетные создания.

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Тишину полупустого депо (все поезда на линии) нарушает прибытие «Русича». Его отправляют на мойку.

Московский метрополитен

Московский метрополитен

А так меряют температуру осей у колесных пар — не греется ли какая во время рейса.

Московский метрополитен

Токоприемник «Русича». Именно эта штуковина подает напряжение в 825 вольт от контактного рельса двигателям поезда. Медный штырь справа нужен для того, чтобы поезд мог двигаться в депо, где контактного рельса нет.

Московский метрополитен

На штырь надевают т.н. удочку — длинный электрический шнур с питанием, подвешенный к металлической направляющей наверху.

Московский метрополитен

Станок для обтачивания вагонных колес. Здесь с них в буквальном смысле снимают стружку.

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Здесь же, в бывшем вестибюле станции «Первомайская», стоит вагон-тренажер, где проходят обучение будущие помощники машинистов.

Московский метрополитен

Кабина вагона-тренажера. В детстве я думал, что этим рулем переводят поезд с одного пути на другой. На самом деле, это всего лишь ручной стояночный тормоз. Здесь все работает по-настоящему, к окошку приделан светофор и можно даже включить запись с объявлением станции.

Московский метрополитен

Учебный класс в вагоне-тренажере.

Московский метрополитен

Доска с записями расстановки составов — тоже, своего рода, достопримечательность. Судя по её состоянию, она одного со мной возраста.

Московский метрополитен

На блок-посту, расположенном под «визитной карточкой» депо — башенкой с часами — еще один мой ровесник: пульт управления, который показывает парковые пути, стрелки, светофоры и составы, следующие по путям. Чтобы попасть сюда, нам понадобилось специальное разрешение руководства.

Московский метрополитен

С балкона блок-поста открывается прекрасный вид на отрезок пути рядом с «Измайловской».

Московский метрополитен

На подъездных путях электродепо «Измайлово».

Московский метрополитен

* * * * *

Московский метрополитен

На станции «Киевская» нас посадили на один из проходящих поездов. Сопровождать нас отправился Сергей — опытный машинист с двадцатилетним стажем работы.

Московский метрополитен

В небольшой комнате, где собираются машинисты перед сменой — график выхода на линию локомотивных бригад.

Московский метрополитен

И что-то вроде стенгазеты в стихах. Неизвестный автор стыдит провинившихся машинистов. В вагонах серии «Еж» нет сигнализации о блокировке стояночных тормозов (это те самые штурвалы в кабине) и иногда машинисты выезжают в рейс с заблокированными тормозами. Это серьезное нарушение, которое оборачивается, кроме выговора, еще и немалым штрафом.

Московский метрополитен

Вот мы и в дороге. На месте машиниста — Игорь. Нам предстоит длинный путь — полный круг от «Киевской» до «Киевской». Такой круг у машинистов называется «баранкой». На Арбатско-Покровской линии такая «баранка» — два часа. За рабочую смену машинист накручивает три-четыре таких круга.

Московский метрополитен

Станция «Площадь Революции».

Московский метрополитен

На «Русиче» установлены две видеокамеры, с помощью которых машинист следит за входом и выходом пассажиров.

Московский метрополитен

Новые поезда оборудованы системами автоматического регулирования скорости (АРС-АЛС). Однако, там, где этой системы нет на путях, в «Русиче» рядом с машинистом едет помощник, который контролирует сигналы светофоров. Когда начинается путь с АРС-АЛС, помощник выходит из кабины и машинист едет один.

Левая рука машиниста на контроллере скорости, правая — на тумблере экстренного торможения.

Московский метрополитен

Максимальная скорость поезда в московском метрополитене — 80 км/час.

Московский метрополитен

Московский метрополитен

Саша примостился со своим штативом рядом с машинистом.

Московский метрополитен

На конечной состав принимает маневровый машинист:
— Ну как паровоз?
— Ничего, нормально.
Мы переходим на другой конец платформы и садимся в тот же поезд, который вернулся из тупика.

Московский метрополитен

«Митино» — 180-я станция московского метрополитена. Открылась совсем недавно — в конце декабря прошлого года.

Московский метрополитен

Пульт «Русича» с расписанием рейса на картонке. Машинисты говорят, что этот поезд, конечно, не сравнить с «Ежиком» (серия Еж), но и здесь есть что поправить и сделать лучше.

Большое спасибо пресс-службе метрополитена за помощь в организации съемок.
Продолжение рассказа о метро следует.

Видеоприложение:

Московский метрополитен

Комментарии

  1. Рейтинг: 1+
    AlexEf 6 февраля 2010, 11:01 #

    народная машинисткая поговорка "Каждый машинист может стать космонавтом... но не каждый космонавт может стать машинистом"

  2. Рейтинг: 2+
    tiggo 6 февраля 2010, 10:53 #

    12 с половиной лет водил эти "паровозики". 24 года не вожу. С тех пор всего раз десять катался на метро, хотя живу рядом. Приятный экскурс в молодость ! Искреннее СПАСИБО !!!

  3. Рейтинг: 1+
    Toxicos 6 февраля 2010, 10:24 #

    машинист наверное угнетающая работа. я понимаю ездить по лакейшену. а в тоннеле с ума сойти можно. интересно з.п. подземника выше?!..

    • Рейтинг: 0+
      tiggo 7 февраля 2010, 15:43 #

      По первому вопросы — читай посты от Tiggo. По второму — Сейчас не знаю, но то, что я на пенсию ушел на 7 лет раньше — это факт. У меня было машинистом в одно лицо 7 лет (Год за два), когда ушел из метро. И это не предел Максимум — минус 10.

  4. Рейтинг: 0+
    so_ 6 февраля 2010, 10:21 #

    Супер!! Звук и позырить! ностальжи в маскву захотелось.. проездом ))) а потом в питер, там то как открывание и самое главное поподание дверь в дверь на некторых станциях !? расскажите

  5. Рейтинг: 4+
    MrTims 6 февраля 2010, 09:52 #

    Не являюсь поклонником Сталина и Ко, но за метро в крупных городах ему респект! При нашем долб...ме на дорогах без развитого метро Москва, Питер просто встали бы. И уж конечно, деРЬмократы в жизни бы не потянули такую стройку века.

    • Рейтинг: -1+
      AlexEf 6 февраля 2010, 11:03 #

      при дерьмократах построили метро в Казани.
      и почему то в деромократических странах метро имеет более разветвленную сеть

      • Рейтинг: -1+
        karbofos2006 6 февраля 2010, 11:17 #

        Казань — не Россия уже давно, там отдельное государство.

  6. Рейтинг: 1+
    lehacom 6 февраля 2010, 09:25 #

    Спасибо за обзор.
    Страшное депо, прям савок какой-то. Скорее бы новые поезда пустили бы...

    • Рейтинг: -3+
      mauop 6 февраля 2010, 10:30 #

      Когда в метро начали вводить новые типы поездов выяснился один очень интересный конфуз — они выше потолков тоннелей на 5 см (!!!). В итоге когда поезд выезжал из тоннеля это действо было весь феерично: столп искр, грохот и скрежет. Также на большой скорости когда ты едешь в тоннеле в таком поезде можно почувствовать себя на борту подлодки которую вот вот раздавит давлением — металл также трещит и этот скрежет...

      Но это было пару лет назад — сейчас проблема решилась естественным путем — у поездов обтесаны крыши и в них есть желобки но в начале эксплуатации картина именно такая.

      • Рейтинг: 1+
        AlexEf 6 февраля 2010, 11:02 #

        ты поменьше мифы читай или смотри.

      • Рейтинг: 1+
        ningbo (Доброход) 6 февраля 2010, 12:22 #

        Вздор. Хотя, если за разработку берутся инженеры нынешней формации, то вполне возможно.

        • Рейтинг: 0+
          AlexEf 6 февраля 2010, 13:10 #

          Очень интересно читать мнение об инженерах от людей которые даже не представляют какая это работа и вообще процесс проектирования

        • Рейтинг: 0+
          antistepler (дед Базилик) 6 февраля 2010, 13:34 #

          как вы его в тоннель впихнете? И как развороты заставите проходить?

      • Рейтинг: 0+
        antistepler (дед Базилик) 6 февраля 2010, 13:25 #

        Бугага.
        Молодой человек, вы сами подумайте: если поезд больше тоннеля, как его впихнули? И, допустим, что 3 здоровых мужЫка налегли и примяли "подвеску" (каждый при этом весил тонны по полторы), как он повороты проходил?
        Та и вообще "потолки" в тоннелях это что-то новое: тоннель он круглый.
        А вообще существует специальный снип (или гост. Я в авиационной отрасли работал, в метрострое там другая схема может быть) по которому между вагоном и станками тоннеля должен быть зазор (что-то ок. полуметра).
        Так что не надо ляля.

        • Рейтинг: 0+
          tiggo 6 февраля 2010, 23:03 #

          Нереально !!! Там регулярно проходит габаритная рама и проверяет все габариты в тоннеле. Вагоностроители тоже о ГАБАРИТАХ знают не понаслышке. А всяких басен про метро и я могу рассказать много.

    • Рейтинг: 1+
      prst 6 февраля 2010, 13:36 #

      Этот вами называемый "совок" и построил метро в лучшем его виде, все работало и тогда в "совке" все было чисто, был инструмент, новое оборудование и т.п. А вот сейчас совок, даже я б сказал гавно на совке.

  7. Рейтинг: 2+
    Filakin 6 февраля 2010, 09:02 #

    Видели бы вы автобусные — тролейбусные парки ! Говнище ещё то . Запчастей нет , рбочих нет ! Зато начальников долб....ов много . Вот вам пример работы — помните у метро Динамо автобус сбил девушку насмерть врезавшись в киоск , ради интереса посмотрели бумаги заявок за месяц до этого и интересная вещчь обнаружилась машина после планого ремонта — водитель дал заявку плохие тормоза , о том что заявка выполнена записей нет ! Водителя осудили на сколько я помню а через три месяца он уже снова в парке работает .

    • Рейтинг: 0+
      antistepler (дед Базилик) 6 февраля 2010, 13:27 #

      ыЫЫЫ. Видели бы вы что у нас в строительстве творится...

  8. Рейтинг: 1+
    btuner 6 февраля 2010, 08:46 #

    Отличный материал!!! Браво!

  9. Рейтинг: 0+
    xvalikx (Valekas) 6 февраля 2010, 08:39 #

    Отлично, спасибо! Хотел спать иди и зачитался! :)
    Я почему-то думал, что поезда там гораздо быстрее ездят...

  10. Рейтинг: 0+
    lokomoskow 6 февраля 2010, 08:38 #

    Занимательно ! Спасибо.

    • Рейтинг: 0+
      vivass (vivass) 6 февраля 2010, 12:42 #

      Если нарастить текстового мяса :весьма поучительно для допризывников-а то все в дизайнеры и политологи.

  11. Рейтинг: 1+
    ningbo (Доброход) 6 февраля 2010, 07:34 #

    Метро и новые поезда-красивы, но ремонтные мастерские-убожество. руководству метрополитена должно быть стыдно.

    • Рейтинг: 0+
      beaves 6 февраля 2010, 08:22 #

      Согласен, чё-то вобще колхоз какой-то!

    • Рейтинг: 2+
      aazik (Александр) 6 февраля 2010, 08:30 #

      Зато у Гаева кабинетик наверняка не хуже кремлёвских..., а в мастерские он не ходит.

      • Рейтинг: 0+
        antistepler (дед Базилик) 6 февраля 2010, 14:02 #

        Лучше. Работала наша фирма на кремле: там сейчас такое говно сделали, про просто ж0сть.
        Дубовые двери заменили на ДСП, латунные ручки на крашеный пластик...

    • Рейтинг: 0+
      AlexEf 6 февраля 2010, 11:11 #

      да ладно вам — обычный цех

    • Рейтинг: 0+
      antistepler (дед Базилик) 6 февраля 2010, 13:30 #

      за что? Никто ж не видит и ладно.
      Мы как-то дом сдавали, так там щель была: небо просматривалось. генподрядчик сказал "ну вы этА... плинтусом потолочным закройте..."

  12. Рейтинг: 0+
    viruslab (IR) 6 февраля 2010, 07:02 #

    круть )))

  13. Рейтинг: 0+
    superdirector (оччень прямой) 6 февраля 2010, 06:59 #

    Спасибо!

  14. Рейтинг: 0+
    bch 6 февраля 2010, 06:17 #

    Интересно.

  15. Рейтинг: 0+
    automaniac 6 февраля 2010, 05:56 #

    Спасибо.

  16. Рейтинг: 0+
    toxic_sector 6 февраля 2010, 04:39 #

    1953

  17. Рейтинг: 0+
    Luxus 6 февраля 2010, 03:07 #

    Спасибо. Новость весьма любопытна и познавательна.

  18. Рейтинг: 0+
    Romans (Роман Марчук) 6 февраля 2010, 02:05 #

    Станция «Митино» — как сейчас невыразительно оформляют станции — не то что раньше... Спасибо за обзор — познавательно!

    • Рейтинг: 0+
      antistepler (дед Базилик) 6 февраля 2010, 14:13 #

      "не то что раньше" это вы сравниваете с пл. революции, арбатской и новокузнецкой?
      А сравните с Аэропортом (кстати сталинскую премию получила), с Белорусской (рад). Ну а про хрущ00вские я вообще молчу.

  19. Рейтинг: 0+
    Eovein 6 февраля 2010, 02:01 #

    Русичам не 20 лет, даже 10 нету, вроде первые на Бутовской линии в 2003ем появились.

    • Рейтинг: 0+
      AlexEf 6 февраля 2010, 11:08 #

      ну если учесть что Русич это переделанная и доведенная до ума Яуза то 20 там есть.
      но как мне мать сказала — не уютные они какие то... соглашусь номерные лучше... хотя и их не сравнить с ЕМ или даже Г серией с мягкими сидениями.

      • Рейтинг: 0+
        antistepler (дед Базилик) 6 февраля 2010, 14:06 #

        Ну да. Д они как-то уютнее, "домашние", но Русич на порядок удобнее... И на открытых перегонах в нем теплее.

    • Рейтинг: 0+
      shin1977 6 февраля 2010, 14:37 #

      Русичам 8 лет, налаживаю их на заводе

  20. Рейтинг: 1+
    Hideka 6 февраля 2010, 01:50 #

    На вопрос, мучающий меня давно, так и не ответили:
    Как контролируется открытие дверей на станции? Так чтобы двери не открывались в стену?
    Автоматикой или человеком? Если человеком, то могут быть ошибки и открытие дверей в стену, что за все время моего опыта использования метро ни разу не наблюдалось. Если автоматикой, то хотелось бы прочитать как.

    • Рейтинг: 0+
      jakeslu 6 февраля 2010, 02:55 #

      У меня один раз такое было. В 2001. А я как раз в этот момент прислонивши к дверям стоял. Слава Богу обошлось. После этого фраза "не прислоняться" как закон. )

    • Рейтинг: 1+
      mazzut 6 февраля 2010, 03:32 #

      На картинках пульта управления поездом есть кнопки "открытие дверей правых" и "открытие дверей левых"

    • Рейтинг: 0+
      AlexEf 6 февраля 2010, 11:09 #

      один раз вроде было — открыли не те двери в на станции Китай-город вроде как.
      и действительно гдето в начале 2000-х

    • Рейтинг: 0+
      karbofos2006 6 февраля 2010, 11:19 #

      В Питере по-моему амшинист врчуную регулирует, потому что при остановке на станциях закрытого типа, машинист иногда "промахивается" и после остановки еще подстраивается под двери станции движением вперед или назад, иногда см на 50. Ошибка см в 20 обычно не исправляется.

      • Рейтинг: 0+
        AlexEf 6 февраля 2010, 12:37 #

        Это называется Горизонтальный лифт

комментарии
^ Наверх