Лови нейтрино! Или ностальгия по неслучившемуся.

Лови нейтрино! Или ностальгия по неслучившемуся.

Пишет zina_korzina

Этот постинг меня сподвигли написать сразу три события, которые произошли как-то одновременно. Во-первых, мне были подарены несколько номеров журнала «Наука и жизнь» за 1965-1967 год. Во-вторых, была дискуссия у germanych на тему научной фантастики и предсказаний фантастов. В-третьих, мы с семьёй смотрели очень старый, но очень качественно сделанный фильм «Воспоминание о будущем». Если вкратце — этот документальный фильм начала 1970-х годов даёт понять, что, возможно, разнообразные человеческие боги — это и есть пришельцы из Космоса. (Если кому интересно — фильм выложен на разных сайтах, вроде video.mail и так далее). А какой там потрясающий саундрек... Так вот, что интересно. Если проанализировать научно-популярные источники 1960-х — первой половины 1970-х, то первое, что бросается в глаза, так это радостная утопичность всех этих статей. Нет, конечно, если бы наука пошла по пути, указанном в «Науках и жизнях» середины 1960-х, она достигла бы цели. И «яблони на Марсе» и пресловутая «ветка сирени в Космосе» — всё так и было бы. germanych отмечает: «То есть фантасты прошлого были уверены, что XXI век станет веком покорения космического пространства. Но мы-то знаем, что в этом направлении не то что ничего не происходит, а, напротив, наметился роде даже какой-то регресс – даже о пилотируемом полёте к Марсу уже речь не идёт. Зато появилась другая реальность – виртуальная».
Если быть совсем уж точными, то научно-популярная и фантастическая литература оставляли место и для бытовых вещей — много говорилось о всяких видео-телефонах в любой точке Земли, но главным, основным был всё же Космос.

----------------------<cut>----------------------

Лови нейтрино! Или ностальгия по неслучившемуся.

Если же посмотреть, мы владеем фантастическими предметами — маленькими мобильниками, в которых, помимо возможностей дальней связи заложены всякие хитрые штуки, вроде MP-3 плейера, там же — фотокамера, видео и так далее. Как написала мне одна дама: «Читала Ваш ЖЖ с телефона, в метро». Метро всё то же, разве что час-пик растянулся на целый день, никаких аэро-такси, никаких летающих маршруток, а мощный микро-компьютер с кучей наворотов мы равнодушно таскаем в сумочке. Мы воспринимаем телефон, как само собой разумеющееся. Ещё 20 лет назад было невозможно представить, что некая новая связь сделает ненужным труд междугородных телефонисток. Во всяком случае, в мегаполисе.

Мы можем общаться по Интернету с человеком из любой точкой земного шара и уже давным-давно перестали удивляться этому. А мы ведь обладаем теми предметами, которые в старые-умные времена приписывались лишь каким-нибудь высолобым многоножкам из района Проксима Центравры. И вот, что интересно. Всякие высокотехнологичные штуки считались признаками цивилизаций, которые давным-давно бороздят просторы. Это могли быть не только многоножки, но и наши земляне тридцать...какого-нибудь века. Мол, первым делом — самолёты (они же — ракеты), а всё остальное — однозначно потом.

Я не слежу за наворотами в области сотовой связи (вернее, покупаю телефон с приглянувшися дизайном, и даже не знаю, что в нём накручено), поэтому года три назад меня шокировало, как подругина дочь, которой понравилась моя музыка, поднесла свой мобильник к моему, что-то понажимала и музыка «перебралась» к ней в MP-3. Моя подруга тоже тупо посмотрела. Потом мы тупо посмотрели друг на друга. Если вдуматься, это выглядит довольно фантастично, потому что мы в своё время радовались кассетам Maxell-gold и считали их вершиной совершенства. А моя мать, которая была хорошим инженером, а в 1960-е читала самые заумные книги, модные среди тогдашней молодёжи, вообще с недоверием смотрит на ноутбук и на флэшку, а в Интернете ищет только прогноз погоды и расписание электричек. Опять-таки, электричка всё та же (зимой — холодная, летом — вонючая), прогноз погоды — аналогичный (всегда врёт). Однако ж ноутбук с интернетом есть даже на даче (тоже не стеклянный дворец с пологревом, а рухлядь 1930-х годов постройки). Мы выпускаем виртуальные журналы, оплачиваем счета через всякие Яндекс-Деньги, ездим на авто с навигаторами, но при этом совершенно не летаем на Луну в экскурсионных лунолётах, как нам предсказывали. Мы не живём в дальне-галактических городах и вопрос о том, нужна ли в Космосе ветка сирени (а также — яблони на Марсе) так и остаётся открытым.

Лови нейтрино! Или ностальгия по неслучившемуся.

А вот прелестная статья из журнала «Техника молодёжи» начала 1970-х: «В третьем тысячелетии Луна и планеты солнечной системы будут уже исследованы и покорены человеком. Весьма вероятно, что будет установлен и контакт с внеземными существами и цивилизациями. Первые идеи и проекты космической архитектуры уже налицо». Замечу, что статья носит подзаголовок «Мир 2000 года». Интересно получилось — человечество сделало колоссальный рывок в область создания виртуального мира, но охладело к Космосу, стало равнодушнее относиться к созданию фантастических способов передвижения. Что это значит? На мой взгляд, изменилась психология человека. Он больше не хочет расширять пространство своего бытия, он окончательно ушёл в приват. Вернее, он захотел его расширять виртуально, понарошку. Недаром такой популярностью пользуются компьютерные игры — имитация жизни. 1960-е годы — это эпоха яростной экстравертности. Человек (особенно — советский!) стирает границы и рвётся вверх; актуальны такие качества, как открытость, искренность, правдолюбие. Он уже не сам по себе, а член большого коллектива. Одна из знаковых вещей 1960-х называлась «Коллеги» (Автор В.Аксёнов). Так вот, ощущение такое, что ещё немного и люди всего мира станут коллегами.

Лови нейтрино! Или ностальгия по неслучившемуся.

Более того, 1960-е — это беспрерывное стремление вдаль. Любимый символ — дорога. Не куда-то конкретно, а дорога, как таковая. Тогда пели: «Дороги трудны, но хуже без дорог». А ещё там есть такие слова: «Ты верь в дорогу, нет дороге окончанья...» То есть дорога приравнена к некоему Абсолюту. А потом человек изменился и ему расхотелось в дорогу, в Космос, ему стало неинтересно выходить из привычного мира — это же потребует и работы над собой, и над своим телом. Зачем, если есть имитатор всё того же полёта на Марс в виде игры? А мозгу, который нами управляет, ему всё равно, от чего получить удовольствие — от прыжков по Луне или от имитации этого действия. Думаю, со времененм, появятся полноценные симуляторы всех самых увлекательных вещей, вроде средневековых битв или подводного плавания. Надел на бошку фигню с проводами и сиди себе, меси «воду» «ластами». И дело не в том, что человек оскотинился или стал тупым потребленцем, просто ему оказалось не нужно выходить из дома, чтобы ощутить пространство — вышел в Сети и базаришь со всем миром.

Лови нейтрино! Или ностальгия по неслучившемуся.

Разумеется, и сейчас есть космические программы, есть и журнал «Наука и жизнь», в котором печатаются не менее интересные материалы, чем 40 лет назад. Но это перестало быть инфромацией, интересной большинству. В одном из номеров «Науки и жизни» за 1966 год меня поразил тон статьи об астрофизике. Спокойно и буднично автор говорил о том, что ловить нейтрино лучше всего ночью. Это как недавно на одном из дамских сайтов была статьюшка о том, что именно ночью процесс похудания значительно ускоряется. Вот почему не надо жрать на ночь! Тон статей совершенно одинаков. Иначе говоря — и то, и другое было написано для обычных людей в расчёте на то, что поймут. Только тогда для простых людей писали о ловле нейтрино, теперь — об уменьшении задницы. Это вызвало у меня раздражение в адрес потенциальной потребительницы статьи: «Захлопни рот и лови нейтрино!» Потому что мне жаль, что всё так повернулось. Нет, конечно, всё круто — ноутбук на даче, гигабайты музона на крошечном носителе, чтение ЖЖ с экрана телефончика и вот эта фигня под названием DVD-плеер Odeon, которую можно смотреть, сидя под яблоней (которая не на Марсе). Но у меня какая-то ностальгия по 1960-м, по этому желанию развигать рамки бытия. И по ловле нейтрино — тоже. Потому что мы — другие.

От a92. Как мне представляется, немаловажным фактором сыгравшим свою роль в потере интереса к космосу, стал крах СССР. Ушло соревнование двух систем. Больше нет смысла напрягаться, мобилизуя все ресурсы на доказательство большей успешности, а достижения в освоении космоса, согласитесь, самое, пожалуй, видимое доказательство превосходства.

Закончить хочется стихотворением Всеволода Емелина

Космос как воспоминание

Книжечки беленькие, книжечки красненькие
В детстве стояли на полочке,
«Библиотека современной фантастики»…
Все угробили, сволочи.

Думал ночами бессонными,
Как буду сквозь волны эфира
Вести звездолет фотонный,
Облетая черные дыры.

Вырасту, думал, буду Мвен Масс
Или Дар Ветер.
Вырос. Вокруг одни пидарасы,
Да эти…

Вырасту, ждал, отобью Низу Крит
У Эрга Ноoра.
Вырос. Вокруг наркомания, СПИД,
Да эти, которые…

Выучусь, в детстве мечтал, на прогрессора,
Служить буду доном Руматой.
Вырос. Вокруг сплошь бычье в Мерседесах,
И все ругаются матом.

В Руматы меня не брали,
Иди, говорят, не треба.
В результате, во всю в Арканаре
Жирует орел наш дон Рэба.

В книжках один был мерзавец – Пур Хисс
(Еще бы с такой-то фамилией).
А теперь оказалось – Пур Хиссов, как крыс,
И всех они зачморили.

Навеки улыбка сползла с лица,
Я стал обладателем бледного вида.
Вместо эры Великого Кольца
Настал нескончаемый День Трифидов.

Вот тебе и Роберт Шекли,
Вот тебе и Гарри Гаррисон,
В мире, где правят шекели
Пойду утоплюсь в Солярисе.

Оказался чужой я на этом пиру
Пришельцев пиковой масти.
Тщетно шарит рука по бедру,
Ищет мой верный бластер.

Гляну сквозь стеклопакет
И, как всегда, офигею –
Вместо звезд и планет
Горит реклама «ИКЕИ».

Грустно сижу на жопе
На их табуретке фанерной.
Нынче не время утопий
Об покорении Вселенной.

Я все понимаю: Сталин,
Репрессии, пятилетки…
Но зачем мы Космос сменяли
На фанерные табуретки?

Лови нейтрино! Или ностальгия по неслучившемуся.

Тэги: космос

Комментарии

  1. Рейтинг: 8+
    kopca 12 января 2010, 00:33 #

    Красные и белые книжечки — это да! Вон они все на полочке выстроились. Один у них побочный эффект — не могу читать современных пейсателей

    • Рейтинг: 2+
      zhdun (Ждун) 12 января 2010, 04:28 #

      Вот и я тоже всех этих меряю по Мастерам. И получается, что Лукьяненки где-то в средних середнячках, не выше, а всякие бушковы вообще ниже черты бедности.

  2. Рейтинг: 12+
    micnau 12 января 2010, 00:21 #

    Распад СССР привел к окончанию космической экспансии? У меня есть ощущение, что причина и следствие немножко поменялись местами... Можно жить в совке, давиться в очередях за дифицитом, брать фантастику у друга "на почитать до утра", но только тогда, когда твоя страна всё-таки — великая. Например — первая на Луне. Луну про.. (зачеркнуто) ..играли? Ладно, Марс будет нашим! Но вот когда великие цели исчезают, тогда на вопрос, а почему мы должны терпеть и страдать — нет ответа. Ради чего? И тогда все рушится... Если бы космическая гонка продолжалась, у нас, возможно, до сих пор не было бы мобильных телефонов (ну или только у партийных секретарей и КГБ-шников). Но зато мы были бы первыми на Марсе. И гордились бы этим. Черт его знает, что лучше. Я бы выбрал Марс. Но я уже старый :)

    • Рейтинг: 8+
      lbear 12 января 2010, 00:47 #

      А ведь нас таких старых достаточно много. Но 20летние проголосуют за Айфон.

    • Рейтинг: 3+
      Bopo6eu 12 января 2010, 00:57 #

      +1. Я за Марс.

      • Рейтинг: 3+
        Bopo6eu 12 января 2010, 01:02 #

        "Все мы умрем"... Но чертовски почетно, черт возьми, если над тобой воют ветры другой планеты.

        • Рейтинг: 2+
          lbear 12 января 2010, 01:20 #

          Вперед обезьяны или вы хотите жить вечно!? Неизвестный сержант, 1918г

          • Рейтинг: 0+
            barmaley17 12 января 2010, 03:26 #

            неплохо бы, да и Марс лучше, всё-таки с Айфоном, чем без, это к вопросу о целях

          • Рейтинг: 1+
            zickey 12 января 2010, 06:45 #

            хех, вот только вчера Хайнлайна перелистывал :)

    • Рейтинг: 2+
      headstone (HeadStone) 12 января 2010, 02:19 #

      Молодец.
      Я тоже за Марс.

      • Рейтинг: 0+
        biggame 12 января 2010, 06:17 #

        Я тоже за Марс,но мне почему то кажется что без айфонных технологий(как частный случай, в общем современной электроники) никакого марса не будет

    • Рейтинг: 0+
      crazyuzver (Uzver©) 12 января 2010, 07:25 #

      И я бы выбрал Марс. Но я тоже уже старый...

    • Рейтинг: 1+
      lordixi (Suur Toll) 12 января 2010, 09:21 #

      за Марс. буквально дня два назад закончил перечитывать "Аэлиту" толстого

    • Рейтинг: 0+
      pomaznuick 12 января 2010, 14:14 #

      Да почему бы и не постоять в очередях.
      Главное что бы была уверенность в завтрашнем дне.
      А сейчас получается ни Марса ни уверенности.

  3. Рейтинг: -2+
    andry__ 12 января 2010, 00:20 #

    Проблемма в том, господа, что у человечества нет и не предвидится источников энергии не только для массоваго освоения космоса, но и прокормить себя в обозримой исторической перспективе. Нефть закончится через 70 лет, дальше — канибализм.

    • Рейтинг: 4+
      lucky_1 12 января 2010, 00:27 #

      когда про нефть не знали, все были в панике, что кончиться уголь.

      • Рейтинг: 0+
        andry__ 12 января 2010, 00:38 #

        Ну, во первых если бы необнаружилось нефти а уголь таки закончился 95% России стала бы непригодна для жизни зимой. А во вторых, тогда нас было 1млрд. с большой долей занятых в сельском хозяйстве, а сейчас почти 7 млрд. Проблемма с нефтью не столько в том, что она кончится, сколько в том, что кончится она внезапно

        • Когда-то тут был комментарий

          • Рейтинг: 7+
            lucky_1 12 января 2010, 00:56 #

            правильно, нефиг пластмассовые бутылки раскидывать, наконец-то кока-колу начнут разливать как полагается — в мочевых пузырях крупнорогатого скота.

            • Рейтинг: 1+
              pomaznuick 12 января 2010, 14:15 #

              Не получиться. Разъест.

        • Рейтинг: 1+
          lucky_1 12 января 2010, 00:53 #

          70 лет достаточный срок, чтобы перейти на возобновляемые источники энергии

          • Рейтинг: 0+
            crazyuzver (Uzver©) 12 января 2010, 07:29 #

            Например? Какие? Идеи хоть какие то есть? Только реальные пожалуйста, а не из разряда компактных термоядерных реакторов вместо котельных и совсем компактных газовых аккумуляторов вместо бензобаков.

      • Рейтинг: 0+
        crazyuzver (Uzver©) 12 января 2010, 07:27 #

        Думаете мы завтра откопаем какое то новое неизвестное ранее полезное ископаемое которое можно сжигать в городских котельных?

    • Рейтинг: 0+
      strader75 12 января 2010, 00:45 #

      А вы говорите нету источников питания
      Мы себя всегда прокормим
      Вопрос как и засчет кого
      Как и сеичас, в общем то

    • Рейтинг: 3+
      HardBoulder 12 января 2010, 00:59 #

      Вы немножко неправы. Источники предвидятся. Токомаки вплотную подошли к порогу коммерческой целесообразности. И прокормить мы себя более чем можем. И нефть не закончится, просто станет очень дорогой. Настолько, что ездить на бензине будет нереально дорого.
      Проблема, в том что у человечества мозга нет. Это если смотреть глобально. То, что мы чудим ни в какие ворота не лезет.

      • Рейтинг: 1+
        lucky_1 12 января 2010, 01:00 #

        вот и правильно, электромобиль вполне созрел, чтобы заменить бензиновый аналог, дело за инфраструктурой

        • Рейтинг: 0+
          DeFragMenT 12 января 2010, 02:24 #

          А почему не на водороде?

        • Рейтинг: 0+
          crazyuzver (Uzver©) 12 января 2010, 07:33 #

          Созрел для чего? Для тех кто по ниризинавой проезжает семь километров до работы и семь обратно домой?

      • Рейтинг: 0+
        crazyuzver (Uzver©) 12 января 2010, 07:32 #

        Токамаки ни к чему не пришли, международные проекты на их базе в жопе, японцы поняли что каши не сваришь и сами частично пытаются отдельно делать однако у них пока тоже ни черта не выходит. Коллайдер ломается через раз на два.
        Теперь. Посчитайте сколько ушло времени между появлением первого действующего реактора и замещением 20 процентов энергосистемы хотя бы СССР ядерными реакторами?

    • Рейтинг: 0+
      crazyuzver (Uzver©) 12 января 2010, 07:26 #

      Ну не 70, поболе, просто цена будет расти так что пипец...

  4. Рейтинг: 1+
    ng358ex (ng358ex) 12 января 2010, 00:14 #

    Спасибо за статью и особенно за картинки:)

  5. Рейтинг: 1+
    m1314 11 января 2010, 23:54 #

    Космос пошел в бригаду.

  6. Рейтинг: 5+
    Garik_Dark 11 января 2010, 23:48 #

    Думаю, от космоса отказались и ещё по одной причине: там нечего делать. Пробы грунта, телескоп Хаббл, МКС... Этого достаточно, чтобы показать, что космос неприбылен. Обитаемых планет поблизости (если так можно выразиться о световых годах) нет, инопланетяне тоже на контакт не спешат. В космосе разочаровались. Это мёртвое холодное пространство, интересное только фундаментальным наукам, а они у нас как-то не в почёте.

    Мне кажется, что подобное охлаждение интереса — естественная закономерность. Человечество заглянуло в макромир и поняло, что ещё не готово его осваивать, поэтому занялось микромиром. Но это лишь перерыв. К звёздам ещё вернутся — я в этом не сомневаюсь.

    • Рейтинг: 2+
      njreufdf 12 января 2010, 00:15 #

      Да, наиграются в виртуале, и те, кто не атрофируется окончательно (мозгами в т.ч.) поймут — слегка не то. Ну и новый виток развития...

    • Рейтинг: 0+
      HardBoulder 12 января 2010, 01:14 #

      Полностью согласен. Единственная оговорочка — космос невыгоден и неприбылен НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ. Если найдут способ действительно дешевых путешествий, то ситуация довольно быстро поменяется.

      • Рейтинг: 0+
        DeFragMenT 12 января 2010, 02:29 #

        То есть — не очередной скачок, а планомерное исследование, новые материалы, технологическая база. Между прочим, уже есть наработки ионного двигателя. А это как раз то что я читал в детстве в фант. книгах.

        • Рейтинг: 0+
          Lexx13 12 января 2010, 06:18 #

          Ионные двигатели в качестве маневровых вроде как давно уже используются, если мне склероз не изменяет.

          • Рейтинг: 0+
            crazyuzver (Uzver©) 12 января 2010, 16:06 #

            Не изменяет... Причем очень давно. И сейчас проходят испытания проходят очень отличные изделия. Но две беды. В основном они требуют в качестве топлива инертных газов, во вторых они прожорливы в качестве электричества, а значит придется запускать на орбиту не самый маленький ядерный реактор. И третье, они очень экономичны но их тяга весьма невелика, стартовать на них можно только в космосе...

  7. Рейтинг: 8+
    def718lj (Дэф) 11 января 2010, 19:50 #

    У моего друга хобби — квантовая физика. Когда он сказал мне об этому, я подумал, что ослышался, но он пояснил, что более ни в одной дисциплине нет достаточной точности, предметности и достоверности; я не встречал больше людей с похожими интересами, но если есть один, то должен быть и второй, и десятый, так что рано говорить о провале того мировоззрения, какое было тогда.

    • Рейтинг: 1+
      nabuka 12 января 2010, 00:36 #

      Ну, и для меня физика тоже хобби :)

    • Рейтинг: 3+
      lordixi (Suur Toll) 12 января 2010, 09:18 #

      в декабре читал своему 4х-месячному сыну учебник по астрономии за 10й класс Воронцова-Вельяминова. 1974 года. пущай сызмальства привыкает грызть гранит науки ;)

  8. Рейтинг: 6+
    swarz2 (Swarz) 11 января 2010, 16:38 #

    Круто, молодца... Есть такое ощущение, что нет дороги нам в космос, а скоро молодые вообще будут думать, что земля стоит на трёх китах. И она плоская...

    • Когда-то тут был комментарий

      • Рейтинг: 9+
        slycar (просто Панда) 11 января 2010, 19:40 #

        Э-э-э! Неправильно говоришь, слушай, да. Сначала "Закон божий", а затем считай. Зачем слуге "читай", а? Он такого начитать сможет! Всё, что надо, батюшка прочитает, а что не прочитает — то и не надо.

        • Рейтинг: 2+
          Bopo6eu 12 января 2010, 00:50 #

          Мне кажется, названия USA/СССР здесь не при чем. Человечество утратило что-то очень важное, что заставляло его тянуться вверх и рисковать ради высокой цели. Возможно, это было соревнование двух сверхдержав, но было ли это плохо?.... не уверен. Лучшее время космонавтики пришлось на холодную войну, а что случилось, когда развалился союз? Главной угрозой миру стали бородатые мужики, готовые убить себя и тысячи окружающих ради непонятно чего.

          • Рейтинг: 1+
            Anarki4 (Анаркич) 12 января 2010, 01:13 #

            Ну после распада советов мир начал деградировать впринципе. США тоже много потеряли с распадом СССР — многие их граждане обратили внимание на их внутренние проблемы, когда наконец отвлеклись от театра холодных военных действий. Быт конечно становится лучше, но светлых перспектив и стимулов к развитию уже нет. Возможно для некоторых это ничего страшного и не принесло, но для романтиков в душе настали темные времена. Мы живём в эпоху "бытовухи", когда на чудеса и прорывы уже никто не надеется.

      • Рейтинг: 0+
        barmaley17 12 января 2010, 03:31 #

        +1

    • Рейтинг: 3+
      lpberiay 12 января 2010, 00:34 #

      добро пожаловать в средневековье.

      • Рейтинг: 0+
        crazyuzver (Uzver©) 12 января 2010, 07:33 #

        Лет через 50 начнется, я не доживу слава богу.

комментарии
^ Наверх