Какой я был тогда дурак

Какой я был тогда дурак

Пишет Анатолий Вассерман

Всего пару десятилетий назад я — как и немалая часть тогдашних пролетариев умственного труда, включая практически всех моих знакомых — лихорадочно поглощал публикации прогрессивных изданий вроде "Огонька", бурно возмущаясь раскрытыми передо мною картинами вопиющей аморальности нашей истории. В частности, поражался преступному разделу восточноевропейских стран между двумя равно кровавыми диктатурами — интернациональной коммунистической и национальной социалистической. Хотя и не очень понимал, чем этот сговор хуже мюнхенского подарка, когда Великобритания и Франция подарили Германии всю Чехословакию с одним из крупнейших и лучших в Европе военно-промышленных комплексов, но был готов поверить, что коммунистам — в отличие от капиталистов — нет и не может быть оправдания.

----------------------<cut>----------------------

Но постепенно стали мне попадаться и издания, убедительно опровергающие всё, чему я поклонялся с 1961-го, когда прочёл материалы XXII съезда КПСС (весной 1956-го, когда состоялся XX съезд, я ещё не умел читать, а в пересказе воспринял лишь небольшую часть сказанного).

Началось с книг Алексея Валерьевича Исаева. К тому времени я уже ощущал некоторые внутренние противоречия в трудах Владимира Богдановича Резуна. Но именно Исаев первым из виденных мною авторов не просто показал природу этих противоречий, но и доказал их сознательный целенаправленный характер.

Затем труды Виктора Николаевича Земскова покончили с легендой о десятках миллионов репрессированных, а после публикаций группы Григория Федотовича Кривошеева стало неприлично говорить о заваливании немцев советскими трупами.

Несколько лет назад меня шокировала книга Юрия Николаевича Жукова "Иной Сталин". Но после того, как её дополнили исследования Владимира Михайловича Чунихина, мне пришлось признать: Иосиф Виссарионович Джугашвили не только не был главным злодеем нашей истории, но в меру своих изрядных сил и способностей противодействовал истинным злодеям. А Елена Анатольевна Прудникова сняла аналогичные обвинения с Лаврентия Павловича Берия. Все эти материалы я, конечно же, встречал с изрядным внутренним сопротивлением, но так и не смог опровергнуть. Более того, в их свете весь массив доступных мне документов той эпохи обрёл внутреннюю стройность и непротиворечивость, а документы, ранее казавшиеся просто странными и выпадающими из общего ряда, оказались несомненно подложными.

Глубоко антипатичный мне — и чрезмерной резкостью выражений, и многими странными представлениями о мире и обществе, и очевидной даже для меня некомпетентностью во многих аспектах военного дела — Юрий Игнатьевич Мухин оказался тем не менее неоспорим в своём опровержении легенды о расстреле польских военнопленных советской властью в 1940-м. Вся последующая критика его публикаций на эту тему представляет собою непрерывное отступление его оппонентов под напором очевидных фактов, замаскированное многочисленными порочными кругами (когда несколько недоказанных утверждений используются в качестве доказательств друг друга).

Наконец, очередное звено всё той же цепи, вытягивающей нашу историю из клеветнической ямы, отковал Алексей Анатольевич Кунгуров. Конечно, в его книге "Секретные протоколы, или Кто подделал пакт Молотова-Риббентропа" (М.: Алгоритм: Эксмо, 2009) не содержится полной стенограммы переговоров в Москве 1939.08.23: даже если она велась, вряд ли в обозримом будущем её официально опубликуют (а даже если опубликуют — вряд ли все сразу безоговорочно поверят в её достоверность). Более того, в книге несомненно есть и недоработки, и прямые ошибки (в основном — ошибки оптического распознавания текстов отсканированных документов). Но, как любят говорить поклонники Резуна, "в главном-то он прав!" После прочтения книги уже невозможно сомневаться: на переговорах не было сказано — а тем более написано — ни единого слова или знака, относящегося к разделу территорий; секретное дополнение к договору о ненападении — фальшивка, разработанная американцами в 1946-м; все последующие официальные публикации на эту тему — также фальшивки, сочинённые под откровенным внешним давлением, направленным на делегитимизацию нашей страны в целом. Более того, указанные Кунгуровым признаки фальсификации столь очевидны, что после прочтения книги мне остаётся только стыдиться своей тогдашней невнимательности, порождённой преступно легкомысленным легковерием.

Несколько утешает одно обстоятельство. Строка из блатной песенки, избранная в качестве заголовка, имеет и версию "какой я редкий был дурак", в данном случае совершенно неприменимую. Такими же дураками, как я, были тогда очень многие. И если я (пусть и понемногу, и с изрядной посторонней помощью) избавляюсь от тогдашних иллюзий — есть надежда, что и другие, заразившиеся теми же пропагандистскими вирусами, тоже постепенно выздоровеют.

Какой я был тогда дурак

Тэги: ссср, сталин

Комментарии

  1. Рейтинг: 1+
    scorpion69 28 января 2010, 21:23 #

    Лучше поздно, чем никогда.

  2. Рейтинг: 0+
    karpenka (ternopolets) 28 января 2010, 21:09 #

    Какой я был тогда дурак
    ================
    Онотоле, да, впрочем, и остались.

    • Рейтинг: -2+
      burav9 28 января 2010, 21:13 #

      О! Свидомый дурачёк нарисовался.

  3. Рейтинг: -5+
    paul_007 28 января 2010, 21:08 #
    • Рейтинг: 1+
      kabas9 28 января 2010, 23:20 #

      А кто искренен?

  4. Рейтинг: 0+
    andrjus74 (Андрей) 28 января 2010, 20:51 #

    Материала много накидал, Буду читать.

  5. Рейтинг: 3+
    pushtun 28 января 2010, 20:40 #

    div0
    Как у нас в стране может что-то хорошее получится, если вот лично вы, всех с кем не согласны, готовы рвать, а пока оскорбили разными непотребными словами?
    Разве так себя надо вести среди сограждан?
    Скажете, что нехорошим гражданам так и надо? Так это и другие про вас тоже могут подумать, что вы для них нехороший. И что, ругань выход?

    • Рейтинг: 0+
      Alexander2 28 января 2010, 20:46 #

      Вспоминается анекдот:
      "Напарник мне на голову ведро с краской уронил — так я ему сказал: "Иван, ты не прав.""

    • Рейтинг: 0+
      div0 28 января 2010, 21:57 #

      много ли лично ты проявил уважения к автору заметки? много ли попытался осознать из того, что он сказал прежде чем называть его дураком? многое ли смог осознать?

      ответив на эти незатейливые вопросы, возможно(!), ты поймёш смысл русской поговорки: в чужом глазу соломинку видишь, а в своём бревна не замечаешь.

      • Рейтинг: 1+
        pushtun 29 января 2010, 00:05 #

        К автору статьи никто меня не может заставить проявлять уважение больше, чем к любому человеку, хоть бомжу на улице.
        Для меня все люди равны.
        Это раз.
        Во вторых, не надо прятаться за высокопарными предположениями о защите авторитета неизвестного лично тебе человека (а вот я его знаю лично, случайно встретился с ним в 2001 году на Чистых прудах и мы беседовали некоторое время).
        А здесь ты поносишь людей самыми распоследними словами, якобы защищая Вассермана. Не думаю, что он нуждается в твоей защите. А вот твоя злоба, непримиримость с чужим мнением, каким бы оно ни было, не обнадеживает.

        Просто, попробуй успокоиться и внятно защищать свою точку зрения. Причем, ты должен догадываться, что здесь нету самого умного и самого правильного.

  6. Рейтинг: 3+
    vonjin 28 января 2010, 20:04 #

    Ололо

    Онотоле негодуэ

  7. Рейтинг: 1+
    Alexander2 28 января 2010, 18:59 #

    Хочется, хочется синих-синих волн.
    Хочется, хочется плыть по ним подальше.
    Рано или поздно не будет дураков,
    Но лучше все-таки, если бы пораньше!

    • Рейтинг: 0+
      foxbat99 (FoxBat) 28 января 2010, 19:16 #

      Когда последний враг упал
      Труба победу проиграла
      Лишь в этот миг я осознал,
      Насколько нас осталось мало!

      • Рейтинг: 0+
        Alexander2 28 января 2010, 19:24 #

        Интересно, а Макарыч с Евтушенко поумнели?

        • Рейтинг: 0+
          foxbat99 (FoxBat) 28 января 2010, 19:32 #

          Поумнели ли — не в курсе, а Макарыч помудрел. Хотя это и не аналогично уму, но возраст! Но его "битва с дураками" по мне вполне здесь к месту. То есть "все передасты, а я — Д`Артаньян!" — как в анекдоте — характерно для слишком многих.

          • Рейтинг: 0+
            Alexander2 28 января 2010, 19:50 #

            Рано или поздно ПРИДЕТСЯ ПОУМНЕТЬ,
            Но лучше все-таки, если бы пораньше!

      • Рейтинг: 0+
        0061 28 января 2010, 19:30 #

        Жаль, только жить в эту пору прекрасную
        Уж не придётся ни мне ни тебе........

  8. Рейтинг: 2+
    rambo 28 января 2010, 18:56 #

    Эдак время через некоторое появится статья Вассерман будет утверждать, что ничего такого он не говорил... ИМХО.

  9. Рейтинг: 3+
    arkadiy321 28 января 2010, 17:54 #

    Статья не мальчика, но мужа... Приятно осозновать, что народ, все-таки, пытается анализировать историю и людей ее творивших, а не просто следовать разъяснениям из-за океана. Может быть хоть так мы сможем понять — что мы потеряли и изменить существующий прогресс.

    • Рейтинг: 0+
      div0 28 января 2010, 17:57 #

      так же радует, что всё больше и больше появляется людей, очнувшихся от угара перестройки и либерально-демократического идиотизма.

      • Рейтинг: 1+
        avs007 28 января 2010, 18:17 #

        хватит говорить штампами.

        • Рейтинг: -1+
          div0 28 января 2010, 18:21 #

          хватит нести хуйню

          • Рейтинг: 1+
            avs007 28 января 2010, 18:25 #

            вот я тебе это и хотел сказать. только более интеллигентным образом.

            • Рейтинг: -4+
              div0 28 января 2010, 18:27 #

              ты этого сказать никак не можешь, поскольку, как только открываешь рот — оттуда фонтанируют потоки говна, накачанного туда из зомбоящика.

              • Рейтинг: 1+
                avs007 28 января 2010, 18:38 #

                ты начинаешь меня расстраивать, мой маленький незлобливый друг.

                откуда ты знаешь, что я могу сказать, а что нет? в силу своего невысокого (что поделать, так и есть) развития ты вряд ли это можешь понимать.
                про потоки говна изо рта — это, конечно, твои подростковые копрофильные комплексы, которые возникли из-за различных психических травм и насилия, которым ты подвергся в своем сером детстве.

                • Рейтинг: -4+
                  div0 28 января 2010, 18:41 #

                  > откуда ты знаешь, что я могу сказать, а что нет?

                  ты тут уже достаточно наговорил, малолетний любитель пидарасов :)

                  • Рейтинг: -1+
                    avs007 28 января 2010, 18:48 #

                    я поговорил с врачем. мой тихий безумный друг, он пришел к выводу, что моральные травмы, нанесенные тебе в детстве, ко взрослому возрасту разовьются в тебе в серьезные гомосексуальные отклонения.
                    при условии, что ты будешь также агрессивно себя вести. поэтому прошу тебя — оставь агрессию и целиком отдайся терапевту.

                    • Рейтинг: -3+
                      div0 28 января 2010, 18:52 #

                      тебе же в ответ на эту хуйню отвечу просто, срочно отдайся тем, кого ты так яростно защищаешь, малолетний любитель пидарасов.

                      • Рейтинг: -1+
                        avs007 28 января 2010, 18:58 #

                        вот-вот. доктор мне тоже говорил, что ты его называешь любителем пидарасов, и предлагаешь ему себя. нехорошо — доктор ведь тебя лечит!!!

                        • Рейтинг: -3+
                          div0 28 января 2010, 19:05 #

                          когда в голове говно ничего более остроумного, кроме как о врачах и медсестрах придумать же нельзя, правда, юноша? ты бы не палился так ограничено-однообразно обсасывая тему врачевания (и видимо не только) :)

      • Рейтинг: 4+
        foxbat99 (FoxBat) 28 января 2010, 19:23 #

        Дорогие ж вы мои! Ну поживите своим умом; когда ругаются на площади два бандита, узнаешь о них много интересного! Хотите я сляпаю на РЕАЛЬНЫХ фактах подборочку хоть во славу, хоть в обвинение хоть Гитлера, хоть Сталина, хоть Шолохова, хоть Ницше! Как же легко вас покупают, даже не торгуясь, на реальные, правдивые факты, выдранные из контента и подобранные в нужном направлении! А остальное?!

      • Рейтинг: 0+
        kabas9 28 января 2010, 23:22 #

        А че это дает?

  10. Рейтинг: 1+
    m2m2m2 28 января 2010, 17:33 #

    Может просто старый стал? Эмоции без аргументов. Прочитал одну книжку — убедился, другую — поразился, третью — избавился от иллюзий. Точно ли избавился? Что-то сомнительно....

    • Рейтинг: -1+
      div0 28 января 2010, 17:40 #

      > Эмоции без аргументов. Прочитал одну книжку — убедился, другую — поразился, третью — избавился от иллюзий

      как у вас получается в одной фразе противоречить самим себе? удивительно!

      избавиться от иллюзий, означает получить осознанное мозгами, логически обоснованное понимание/представление о чём-то. о каки эмоциях без аргументов идёт речь?

  11. Рейтинг: 1+
    cubertox 28 января 2010, 16:44 #

    Вот так и надо без пены у рта, разбираться в истории.

  12. Рейтинг: 4+
    serhio55 28 января 2010, 16:42 #

    Толяш, ты про что написал?
    Я (почти твой ровесник) никогда не верил демократам во всем, что они писали о Сталине и прочих деятелях того времени.

    Не любил и коммунистов (хотя признаюсь, был им в молодости — почти 10 лет).
    Ну и что? Ты-то зачем все это написал? Реклама авторов, на которых ты ссылаешься, чтобы их прочитали?
    Тогда я тоже отрекламирую Игоря Гергенрёдера "Тень и источник", читайте и понимайте...

  13. Рейтинг: -5+
    Santel 28 января 2010, 16:37 #
    • Рейтинг: 1+
      div0 28 января 2010, 16:39 #

      это все аргументы, на которые способно вещество коричневого цвета в твоей голове?

  14. Рейтинг: 4+
    timonya 28 января 2010, 16:34 #

    Время идет и о Сталине будут говорить все больше и больше и требовать его...
    Но не будет больше вождей, не дадут они избавления, русский народ сам должен стать Сталиным, и сокрушив своих врагов, возродить былое величие своей Родины!

    Русофобы можете минусить...

  15. Рейтинг: 2+
    holdstone 28 января 2010, 16:31 #

    Wasserman eto kto?

    • Рейтинг: 3+
      ibnabstul (death morozzz) 28 января 2010, 16:37 #

      ето кто то вЕликий и ужасный))

    • Рейтинг: 1+
      Alexander2 28 января 2010, 19:54 #

      Он написал реакцию Вассермана.

  16. Рейтинг: 0+
    sweetheart 28 января 2010, 16:24 #

    div0, Онотоле, ты ли это? )))) Откуда такая агрессия, направленная на критиков этой статьи?

    • Рейтинг: 0+
      div0 28 января 2010, 16:30 #

      дорогуша, о какой агрессии ты говоришь? прочти коментарии "критиков" — вот это агрессия.
      и да, дорогуша, я не он.

      • Рейтинг: 1+
        sweetheart 28 января 2010, 17:13 #

        Ну а как они должны были комментировать? Реально непонятно к чему эта статья? Ни одного доказательства, только ссылки на книги.
        Человек прочитал тонну книг, сделал какие-то выводы для себя, все это объединил в одну коротенькую статью. Все это понятно ему, но не понятно тем кто прочитал данную статью...

        • Рейтинг: -1+
          div0 28 января 2010, 17:34 #

          во-первых, он никому ничего не обязан
          во-вторых, он не навязывает своего мнения, а говорит о книгах, которые заставили его переосмыслить свое отношение к истории. это личное дело каждого — читать их или нет, разделять его мнение или нет.
          в-третьих, по поводу "а как они должны были комментировать" — для начала не оскорблять его. даже не буду объяснять почему. я отвечаю этим персонажам в том же стиле в каком они ведут, если так можно назвать, дискуссию. ну а дальше, отношение к заметке выражать аргументированно, а не эмоционально. для начала прочитать книги, которые тут с упоением обсирают. никто не обязан тут ничего кому-то объяснять. хочешь знать почему он изменил своё мнение — прочти и сделай собственные выводы. не хочешь/не можешь — продолжать жрать говно, которое льют на твою страну и предков всяческие мудаки типа сванидзы, и это же говно вливать будущим поколениям и на окружающих.
          еще раз — считать, что кто-то кому-то что-то вдруг должен — характерный признак малолетнего идиотизма. вместа работы своим мозгом, малолетний дурак считает весь мир ему чем-то обязаным и кричит что автор мудак, когда ему говорят — изучи и подумай.

          • Рейтинг: 0+
            sweetheart 28 января 2010, 17:54 #

            Свое мнение надо держать при себе, а не выставлять на показ критикам. А если сподобился написать вот такую открытую статью, то обоснуй. Этот человек пользуется большой популярностью и наверняка имеет какое-то влияние на людей, поэтому нужно аргументировать слова, нет?

            • Рейтинг: 0+
              div0 28 января 2010, 17:59 #

              популярность нужна не для даказательств, а для привлечения внимания. не более. для критических обсуждений мнений необходимо быть хотябы в знаниях на уровне с человеком. я сильно сомневаюсь, что его интересуют "критические" замечания граждан, даже не удосужившихся прочитать книги, о которых он говорит. нет?

              • Рейтинг: 1+
                avs007 28 января 2010, 18:13 #

                здесь я с тобой соглашусь.

              • Рейтинг: -1+
                sweetheart 28 января 2010, 18:15 #

                То есть в конце концов это такая добровольная реклама книг...

                • Рейтинг: -3+
                  div0 28 января 2010, 18:18 #

                  можно сказать и так, но скорее это призыв к развитию и самообразованию.

        • Рейтинг: 2+
          juber2 (SupaFly) 28 января 2010, 20:14 #

          Внатуре. Статья ни очём.
          Баба ему в своё время нужна была, мож такого и не написал.

    • Рейтинг: 3+
      avs007 28 января 2010, 16:56 #

      Онотоле атакуе!!!

      • Рейтинг: -3+
        div0 28 января 2010, 18:00 #

        идиоты проявляют уровень сознания

        • Рейтинг: 3+
          avs007 28 января 2010, 18:12 #

          Ну не надо самокритики... все и так все про тебя занют.

          • Рейтинг: -2+
            div0 28 января 2010, 18:17 #

            у тебя замечательная способность приписывать свои домыслы другим людям. ты прекрасен!

            • Рейтинг: 2+
              avs007 28 января 2010, 18:19 #

              спасибо за комплимент. но это не мои домыслы, а твоя реальная ситуация. но ты еще можешь спастись!

              • Рейтинг: -2+
                div0 28 января 2010, 18:22 #

                не иначе в дурдоме сегодня день открытых дверей (с)

                пациент, кто вас выпустил из палаты?

                • Рейтинг: 2+
                  avs007 28 января 2010, 18:26 #

                  меня? я там и не был. а вот Вас, диво-чудо, уже давно туда надо — пережидать обострение

                  • Рейтинг: -2+
                    div0 28 января 2010, 18:32 #

                    можешь мне не "Васкать" — твоя нелепая маска интеллигента никак не закроет твой идиотизм.

                    • Рейтинг: 2+
                      avs007 28 января 2010, 18:41 #

                      жалко, что ты отказываешься от помощи, малыш.

                      конечно, твеому исковерканному интеллекту уже вряд ли что поможет, но длительная интенсивная терапия дала бы возможность тебе появляться среди людей. хотя бы иногда.

                      • Рейтинг: -2+
                        div0 28 января 2010, 18:46 #

                        свою жалость побереги для себя, любитель пидарасов, поскольку тебе она нужнее. ввиду того, что те, которых ты называешь людьми, в среде которых ты живёшь, которых уважаешь, и постоянно здесь защищаешь, всего лишь конченые пидарасы, жалеть нужно именно тебя.

                        • Рейтинг: 2+
                          avs007 28 января 2010, 18:55 #

                          вот и я говорю, что тебе нужно обязательно пройти интенсивную терапию.
                          мы все очень расстраиваемся, потому что ты считаешь, что живешь среди конченых пидарасов.
                          врач пока не будет отбирать у тебя фанерку, которую ты приматываешь, когда ложишься спать.

                          • Рейтинг: -2+
                            div0 28 января 2010, 19:07 #

                            живу я и общаюсь с нормальными людьми, в отличии от тебя, мой ограничено-опустошённый обсос.

  17. Рейтинг: 3+
    dobryjj 28 января 2010, 16:19 #

    А завтра он снова прозреет... ))))))))))))))))))))))))))))

  18. Рейтинг: -2+
    kdas 28 января 2010, 16:18 #

    "ни единого слова или знака, относящегося к разделу территорий" — дед с Зап. Украины рассказывал: в 1939, когда началась война одновременно с двух сторон на Польшу (конечено же, с востока было "освобождение"), в село вошли немцы, через час приехал на авто офицер, достал карту и стал ругать уже вошедших вояков, тыкая в карту. Немцы быстренько ушли, а через несколько часов пришли советские войска. Конечно, против спонсированных службами "исторических исследований" спорить трудно, однако живы еще и очевидцы. Отец зимой 1939-40 ходил в школу мимо НКВД — каждое утро штабель новых трупов... Вассермана б туда, на изучение истории.

    • Рейтинг: -1+
      twoface07 28 января 2010, 16:36 #

      Не, лучше тебя)

    • Рейтинг: -1+
      vitaly68 28 января 2010, 16:38 #

      Какой у тебя все же впечатлительный папка.
      Что вот так прямо возле центрального входа и лежали?

    • Рейтинг: -1+
      vitaly68 28 января 2010, 16:51 #

      Я тебе скажу так.
      1939 год это тот самый год когда только только с нее поперли поляков и румын.
      И то что так впечатляло твоего папку могло быть и боевыми потерями, потому как война может была и не очень, но добровольно поляки от туда не уходили и бои были.
      Причем красная армия пришла очень не надолго так как очень скоро пришли уже немцы с теми же самыми румынами, о которых мне моя бабушка поведала много чего такого, что твой папка, наверное вспоминать не хочет,потому что не НКВД.
      У меня по материнской линии все с западной Украины.
      Я могу тебе поведать еще и то что голод там был жуткий и люди от голода мерли как мухи.
      У бабули было 6 детей из них выжили только те двое, которые родились после войны, уже в СССР.Взрослые тоже мерли.Не их ли видел твой папуля?
      Про этот голод тоже почему-то тоже не принято вспоминать.Не при советской власти же....

    • Рейтинг: 1+
      mixa17 28 января 2010, 17:29 #

      Твой отец видимо маразматик либо сказочник...

  19. Рейтинг: 2+
    darikus 28 января 2010, 16:11 #

    Ой развели тут дискуссию... не о чем... вы лучше скажите где деньги нефтяные... где золотой запас... где остальное... и почему они там, а не на личном счету граждан нашей родины... Вот это думается главней вопросец..

    • Рейтинг: -1+
      mixa17 28 января 2010, 17:32 #

      Нефтяные деньги у меня, золотишка маленько есть... А куда ты свои запасы дел, вопрос к тебе...

  20. Рейтинг: 2+
    finsbury3 28 января 2010, 16:02 #

    васирман — новый пророк и призидент россии !!!

    • Рейтинг: -1+
      div0 28 января 2010, 16:06 #

      вот и школота с прогуляных уроков подтянулась.

      • Рейтинг: 2+
        Born-To-KiLL (Born) 28 января 2010, 16:09 #

        что тебе так неймётся? возьми напиши хорошую, годную статью про то, как ты сделаешь нашу страну счастливее.

        • Рейтинг: -1+
          div0 28 января 2010, 16:13 #

          уже давно всё написано. не гадь там где живешь, уважай предков, усердно работай, воспитывай детей.

комментарии
^ Наверх