Фотолюбительство в СССР

Фотолюбительство в СССР

Пишет germanych
Одним из народных увлечений была фотография. Меня на это увлечение «подсадил» кажется в 5 классе один друг семьи – фотожурналист. Он купил первый в моей жизни фотоаппарат. Фотоаппарат назывался «Смена-8М» и был чем-то вроде современных «мыльниц» (вернее, «мыльниц» недавнего прошлого) – очень простая конструкция, стандартный несменяемый объектив. Стоила «Смена-8М» 15 рублей. Не то чтобы дорого, но всё-таки считалось, что это не для детей. Вместе с фотоаппаратом друг семьи купил мне две специальных кюветы для реактивов из прозрачного цветного пластика (оранжевую для проявителя и белую для фиксажа) и чёрный зарядной бачок, заодно объяснив, как им пользоваться. После чего умчался в очередную командировку. А я приступил к осваиванию этого непростого дела.

----------------------<cut>----------------------

Сегодня, когда фотографии делаются цифровыми девайсами, а если у кого-то и остались плёночные рудименты (как, например, моя полупрофессиональная Minolta), то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати Kodak, наверное надо пару слов сказать о патриархальном способе изготовления фотографий (сказывают, этот способ придумал кто-то из ближайших потомков Ноя).

Прежде чем начать съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно. Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65, поэтому (да простят меня защитники светлого образа), эта плёнка бывала в продаже не всегда. Чаще всего продавалась Тасма. Но поскольку любителей фотографии в СССР было значительно меньше, чем любителей колбасы, то таких случаев, чтобы в магазине вообще не было никакой плёнки, я не припомню. Но Свема-65 точно бывала с перебоями.

Фотолюбительство в СССР

Фотолюбительство в СССР

Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.

После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.

Фотолюбительство в СССР

Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах. Кстати, проявитель (а равно и фиксаж), бывал тоже с перебоями. Поэтому, например, лично я набирал сразу гору пакетиков проявителя и фиксажа, благо стоили они – копейки.

Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий фотолюбитель использовал чего бог подаст. Лично я фильтровал через сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.

Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр (у меня до сих пор где-то валяется). После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).

В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей. Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.

Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок. Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.

Да, совсем забыл сказать. Способ, про который я только что рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей. В Москве в общем и целом не составляло труда приобрести цветные реактивы из ГДР фирмы «ORWO» – они продавались в специализированном магазине «Юпитер» на Калининском проспекте. Но за пределами Москвы с цветными реактивами было далеко не так шоколадно. Проще говоря, они были дефицитом.

И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями. Некоторым выходом была использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора. Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов (тоже ГДРовских).

Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этих целей необходима специальная бандура, под названием фотоувеличитель. Фотоувеличитель, упрощённо, представляет из себя светонепроницаемую ёмкость типа цилиндра или шара, внутри которого установлена лампочка. С одной стороны цилиндра – той, которая обращена в сторону пола – имеет объектив, примерно такой же, как и в фотоаппарате (хотя и попроще). Между лампочкой и объективом в специальный паз укладывалась плёнка. Сам цилиндр закреплён на специальном кронштейне и может скользить по нему вверх-вниз. Кронштейн вмонтирован в специальную прямоугольную столешницы, ближе к краю.

Фотолюбительство в СССР

Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку. Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция. Далее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.

После того, как все нудные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину. Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа бумаги. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец. Вот, собственно, и всё.

Нечего и говорить, что и фотоувеличитель, и глянцеватель тоже продавались не каждый день. Конечно они не были таким уж жутким дефицитом, но всё-таки. Например, я долгое время брал увеличитель в прокате (был такой чудесный прокат на Гоголевском бульваре). И лишь спустя несколько лет после начала фотолюбительской карьеры случайно купил нормальный фотоувеличитель в «Юпитере».

Бумага была разнообразная. «Бромпортрет», «Фотобром», ещё что-то – уже не помню точные названия. Качественная фотобумага тоже бывала не всегда. Впрочем, в СССР всё качественное бывало не всегда.

Конечно, фотография – это особый мир. Он, собственно, был как бы за пределами Совдепа. То есть кумачовый Совдеп сам по себе, а фотолюбитель – сам по себе.

Главный инструмент фотографа – это, конечно же, фотоаппарат. Думаю не удивлю, если скажу, что хорошие фотоаппараты продавались не всегда. Самым популярным хорошим фотоаппаратом был зеркальный «Зенит-Е» (речь о конце 70х – начале 80х). Стоил он не дёшево, но всё-таки доступно – около 100 рублей. Время от времени «Зенит-Е» продавались в «Юпитере» и за ними сразу же выстраивалась очередь. Но обычно «Зенит-Е» продавались с каким-то уродским объективом (название уже не помню), а мне хотелось с объективом «Гелиос». В общем, в конце-концов мать купила мне по блату «Зенит-Е» с объективом «Индустар 61 ЛЗ», который смотрелся не хуже «Гелиоса».

С другой стороны, практически в любой момент можно было купить фотоаппарат Зенит-TTL. Но он был дорог – 240 рублей; а с особым дизайном (весь чёрный) – ещё дороже. В общем, о Зенит-TTL можно было только мечтать. Также довольно свободно продавался широкоплёночный зеркальный «Киев». Но он тоже был дорогим. Иностранных фотоаппаратов в продаже не было. Вернее, были в комиссионном магазине на Садово-Кудринской. По цене от тысячи рублей и выше. Так что на всякие там Pentaxa или Nikon можно было только глядя на иностранцев облизываться.

Помню, году так в 1981 в Сокольниках случилась международная выставка «кино-фото-теле». Как водится, москвичи и гости столицы в выходные боем брали эту выставку. Я ходил на неё несколько раз (для чего сбегал с уроков), надолго замирая у стендов с иностранной фототехникой. На стенде компании Minolta какой-то сердобольный японец дал нам с мамой несколько довольно подробных цветных проспектов фотоаппаратов Minolta, где подробно описывались принципы работы, приводились картинки как видит фотограф через видоискатель (это было что-то!). И сами цветные, напечатанные с невиданным для СССР качеством на мелованной бумаге проспекты, и те фотоаппараты, которые я там увидел, произвели на меня неизгладимое впечатление. На всю жизнь. Я с того самого момента мечтал о Minolt’е. Конечно понимал, что у меня её никогда не будет. Но мечтал. А детская мечта осуществилась только в 2003 году. Сам не знаю для чего купил себе полупрофессиональный плёночный фотоаппарат Minolta. В принципе, только деньги выбросил, ибо все уже переходили на цифру. Но детская мечта – это такая мечта, на которую денег не жалко.

Как следует из всего перечисленного, фотолюбительство было не дешёвой забавой. И по деньгам и по временным затратам (проявка, печать) – это было дело хлопотное. Поэтому такого поголовного владения фотоаппаратами у населения не было. Например, у нас в классе фотоаппараты (свои. личные), имели 4-5 человек.

Фотографировали, однако, обычно типовые вещи: совместные посиделки, походы и т.п. Каких-то жанровых фотографий у фотолюбителей было мало. Да оно и понятно – ибо большие фотоаппараты прошлого с собой каждый день не поносишь. Не то что сегодня – увидел горящий дом, достал мобильный телефон и – щёлк. Нет, в те времена на фотоэтюды надо было специально собираться.

Мы вот со школьным товарищем, в старших классах заболели страстью фотографировать церкви. Сам не знаю, откуда у нас, комсомольцев, такое желание проснулось. Но мы всю Москву облазили, ища церкви. А их тогда в самом деле порой надо было искать (ибо большая часть церквей была складами или конторами). Но вот о чём я жутко жалею – церкви-то мы фотографировали, а вот фотографировать просто московские улицы, обычных людей нам как-то в голову не приходило. То есть настолько нам это казалось неинтересным и незыблемым, что скажи нам, что через 20 лет ничего этого не будет – в жизни не поверили. Впрочем, к фотографии это отношение не имеет.

Комментарии

  1. Рейтинг: 1+
    saspb 30 мая 2009, 20:07 #

    Спасибо!

  2. Рейтинг: 2+
    bodun666 30 мая 2009, 19:58 #

    Я конечно не так давно снимаю: первую фотоплёнку отснял в 1960 году. И благодарю автора за статью. Неточностей не увидел, всё так и было. Я сам начал снимать фотоаппаратом "Смена-6". Но приходилось снимать и многими другими. "Смена-4" например. Эти фотоаппараты были не хуже других, просто они были дешевле изза того, что почти полностью были пластмассовыми. Кроме линз естественно. Оптика тогда была во всяком случае не хуже нынешней. Фотоаппараты "ФЭД" (от Феликс Эдмунович Дзержинский) и "Москва" (широкоплёночные) это конечно отдельная песня. Интересен эксперимент с выпуском фотоаппарата "Горизонт" (панорамный широкоплёночный). "Горизонт" стоил 7 рублей как помню сейчас, именно в нём я впервые увидел пластмассовые линзы. Фотоплёнки были сначала горючими, но их прозрачность на мой взгляд была лучше. "Панхром", "Изопанхром" — отличались тем, что на одних например не прорабатывались облака. Ну то есть совсем. Как будто их на небе небыло. В аппарате "Смена" кстати было одно интересное нововведение: фотоплёнку не надо было перематывать назад после съёмки. Использовалась приёмная кассета. И повторно на одну плёнку снять было невозможно по той же причине. Кстати плёнку при её зарядке в кассету нельзя было брать за середину если не хочешь её испортить. Что касается дефицита — вот этого я не видел. Были перебои, не больше. А что касается цветной фотографии, то ей мало кто занимался изза сложности процесса и сложности поддержания нужной стабильной температуры процессов. Слайды конечно было проще делать, у меня и сейчас они лежат. Как и моё оборудование. Приятно иногда вспомнить прошлый век, знаете ли... Словом про фотограию и фотографов я могу не только рассказать, но спеть и сплясать. Фотограф это человек с другим ощущением мира. Он замечает то, чего не видят другие. Ещё раз большое спасибо за статью.

    • Рейтинг: 1+
      Glory3d 30 мая 2009, 21:11 #

      Просто автор все неточности прячет за "точно уже не помню..." Для меня так очень странно забыть названия ходовых объективов или упомянуть "фотобром" и "бромпортрет", но забыть про "унибром". Т.е. у него больше не неточностей, а пробелов в повествовании.

      По поводу цветной там все тоже не так просто. Куда больше проблем создавало не поддержание стабильной температуры (я, например, сам сварганил ванночку с подогревом и терморегулятором из подручных деталей вроде старого глянцевателя и терморегулятора от бытового обогревателя), а никудышное качество большинства из доступных цветных бумаг.

    • Рейтинг: 0+
      VD_NEO 31 мая 2009, 13:21 #

      Широкопленочный фотоаппарат за 7 рублей это "Этюд". Дешевый для детей и совсем не панорамный,а обычный. А "Горизонот" стоил 120 рублей. Поначалу. Точно уже не помню. И был он на 35 мм пленку 24Х58.

  3. Рейтинг: 1+
    igor344 30 мая 2009, 19:38 #

    Любил печатать 18 х 24. Достанешь,посмотришь... — память. А сейчас — сотни снимков на компе,принтер R320 — отпечатал одну фотку — да и то скорее принтер проверял. И ждут эти фотки, когда винт накроется.. и достану тогда я опять свои любимые 18 х 24...

    • Рейтинг: 0+
      VICTORINOX 30 мая 2009, 20:09 #

      Вы видимо никогда не слышали о резервном копировании, раз Ваши фотки ждут когда накроется винт. А!, я понял у Вас видимо не фоттографии, а именно "фотки" раз Вам всё равно, накроются они медным тазом или нет.

  4. Рейтинг: 1+
    VICTORINOX 30 мая 2009, 18:52 #

    Из приведённого выше имею до сих пор всё.

    • Когда-то тут был комментарий

      • Рейтинг: 1+
        VICTORINOX 30 мая 2009, 20:04 #

        Нет, есть только фотоувеличитель (из бандур) — этого мне вполне достаточно. :)

      • Рейтинг: 0+
        semenbuka1 (Semenbuka) 31 мая 2009, 01:49 #

        Можно. :) Берёшь пластиковую расчёстку с хорошо обработаным "обухом". И этим "обухом" выгоняешь пузыри.

  5. Рейтинг: 0+
    pmobile 30 мая 2009, 18:39 #

    А объективы, равноценные в "цифре" ща по цене автомобиля не укупишь ..

    • Рейтинг: 0+
      VICTORINOX 30 мая 2009, 19:13 #

      Автомобили бывают разные — это раз. Даже лейки самые чудесные обычно не дороже лады калины — это два.

  6. Рейтинг: 0+
    arkadiy321 30 мая 2009, 18:36 #

    Начинал с довоенного — касетного немецкого. Оптика Карл Цейс.
    Потом были — Чайка2, Зенит 3М с Гелиос 44, Зенит ТТЛ.
    Для этого надо были голова и руки...
    Сейчас — нам электричество пахать и сеять будет.
    Куды идём... Полёта нет...

  7. Рейтинг: 0+
    allexx1 30 мая 2009, 18:14 #

    "Унибром", "иодоконт", фотоконт", "новобром".

    • Рейтинг: 0+
      WnF 30 мая 2009, 18:53 #

      Бромпортрет, позднее появился Самшит, были еще цветные бумаги Фотоцвет

  8. Рейтинг: 1+
    achird 30 мая 2009, 18:12 #

    Тоже начинал со Смены, потом был Киев-4, с отличным объективом и металлической сверхскоростной шторкой (выдержки до 1/1250 были, солнце мог снимать). Увеличитель УПА был, модель уже не помню, где-то в третьем классе пошел в кружок в дворце пионеров, народу там было всегда много, глянцеватель был гигантский зеркальный барабан (много фоток за раз умещалось). Там всему научился, химия разная была (метол, гидрохинон...), делали все сами, переснимали плакаты, журналы с группами. Потом занялся астрономией, снимал небо через телескоп, объектив от Киева отстегивал и прикреплял к телескопу, стандартного крепления тогда небыло, приходилось все самому придумывать, но снимки где-то до сих пор лежат.
    Короче ностальжи, спасибо за статью!

  9. Рейтинг: 1+
    serge1954 30 мая 2009, 17:55 #

    Браво, браво, браво!!!

  10. Рейтинг: 1+
    semenbuka1 (Semenbuka) 30 мая 2009, 17:52 #

    Да! Да! Да! Точно! Помню! Так оно и было. И первый фотоаппарт "Смена 8М", и глянцеватель, и увеличитель. :) И печатанье в ванной комнате, и руки засунутые вместе с проявочным бачком в старое мамино пальто...
    А имея Смену, почему-то страстно мечтал о стареньком ФЭД'е. Мне он казался лучше... Но купил (значительно позже) зеркалку "Зенит 19" и длиннофокусник к нему. Кстати до сих пор у меня на полке тот Зенит лежит.

    Автор, порадовал!

  11. Рейтинг: 1+
    BSI 30 мая 2009, 17:51 #

    Зато одно могу сказать, не было бездумного щёлканья. По крайней мере, у меня. Всегда думал, прежде чем нажать спуск. Особенно, когда приобрёл "Салют-С". Кстати, переход на широкий формат позволил увидеть фотографию по новому. Такая детализация на 35мм просто не достижима. А сейчас... Хотя, если честно продал всю плёночную технику, потому как по удобству и оперативности плёнка с цифрой не сравнится. Время нет проявлять, печатать. А качество цифры уже вполне устраивает. Правда, последний аппарат из плёночных продавал скрипя сердцем. А был это Nikon F4, если кто знает, поймёт меня.

    • Рейтинг: 0+
      VICTORINOX 30 мая 2009, 19:20 #

      Странный Вы человек. То сперва говорите, что бездумно не снимали, то потом что оперативности не хватает и поэтому перешли с плёночного СФ ажно на цифровой узкий, а то может ещё и кроп... Мне Ваши движения не понятны. Обычно единожды засев на средненький любая современная цифра в сравнении с провией/вельвией воспринимается не иначе как насмешка над фотографией. И зачем было продавать СФ камеру???

    • Рейтинг: 0+
      Born-To-KiLL (Born) 30 мая 2009, 19:34 #

      епта! как же у тебя рука поднялась его продать??? =((( такая красавица. до сих пор иногда пользуюсь)))

      • Рейтинг: 0+
        VICTORINOX 30 мая 2009, 20:05 #

        Ну видать фотолюитель не такой уж и любитель (качественного и душевного фото).

  12. Рейтинг: 1+
    slava237 30 мая 2009, 17:48 #

    Добрая, хорошая статья. Спасибо!

  13. Рейтинг: 1+
    scorpion69 30 мая 2009, 17:37 #

    С 1978 г. я снимал Сменой-М, очень качественный фотоаппарат. До сих пор работает, а что ему сделается. Это было волшебство какое-то ) В ЦУМ за проявителем и нейтральным фиксажем, подготовка растворов и сам процесс, в темноте разглядывать как идет проявка фотобумаги. В то время в подъездах устраивали устраивали небольшой бокс и я в свободное время со вспышкой снимал моменты боя, получалось как на обложках американских газет, где избивали негров, которые изредка показывали в Международной панораме )

  14. Рейтинг: 1+
    mediams 30 мая 2009, 17:34 #

    Да. Все именно так и было. Новому поколению этого не понять...............

  15. Рейтинг: 1+
    050790 30 мая 2009, 17:27 #

    Спасибо автору. Вспомнил, всплакнул

  16. Рейтинг: 1+
    steelaxe 30 мая 2009, 17:20 #

    Классно было. У меня отцу за победы на соревнованиях по стребльбе почему то часто дарили фотоаппараты. и их было по моему 4 или 5, не считая смены, просто смены, которую он купил в 14 лет, и зенита, купленого в 83г где то рублей за 150. Фотографировали мы с ним практически постоянно, и раз в неделю, заклеив окошки газетами, занавесив одеялом печатали... Кстати, реактивы он готовил сам, не покупая наборы, а смешивая отдельные компоненты... А в комиссионке однажды появился Пентакон за 1400, и мы специально ездили его смотреть...

  17. Рейтинг: 1+
    valther 30 мая 2009, 16:55 #

    Помню, помню.

  18. Рейтинг: 1+
    pacatus 30 мая 2009, 16:41 #

    Как в детстве побывал... Некоторые моменты просто идентичны моим собственным — вплоть до первого фотоаппарата, который мне тоже подарил друг отца, и который тоже назывался "Смена-8М". За 15 рублей. :)
    Спасибо за статью!

  19. Рейтинг: -1+
    sergefsw 30 мая 2009, 15:48 #

    "Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа бумаги." Что за бред?
    И плёнку в рулонах что то я не помню. И кассета на фото ГДРовская.

    • Рейтинг: 0+
      roma12 30 мая 2009, 16:22 #

      Жестяных листа — это описка была.
      Если не помнишь плёнку в рулонах, то откуда такая уверенность, что кассета ГДРовская?
      На ней нет опозновательных знаков.
      Я, чессказать, и не помню чья это кассета.
      И вообще, что за наезды странные? Не помнишь — значит не родился ещё тогда, либо не дорос.

      • Рейтинг: -1+
        sergefsw 30 мая 2009, 17:04 #

        СССР ровские были металлические. И катушки не такие. И вааще, мальчик, я по-старше тебя буду. А фото занимаюсь лет с 7ми.

        • Рейтинг: 0+
          roma12 30 мая 2009, 17:23 #

          Сам ведёшь себя как мальчик.
          Не трудно понять, что была опечатка. И какая разница, какие кассеты?
          Я плёнки в рулонах помню прекрасно — это и навело мысль о возрасте.
          После того как сморозил тупость, огрызаться поздно.

          • Рейтинг: 0+
            roma12 30 мая 2009, 17:32 #

            Минусик он мне в личке поставил.
            Тупизна процветает.

            • Рейтинг: -1+
              sergefsw 30 мая 2009, 17:50 #

              За хамство.

              • Рейтинг: 0+
                roma12 30 мая 2009, 18:48 #

                Где?

                • Рейтинг: 0+
                  roma12 30 мая 2009, 18:59 #

                  минус был поставлен одновременно со вторым комментом твоим. Так что здесь инфантилизмом отдаёт, несмотря на то, что старше (с твоих слов). Где возраст в личке, кстати? Страшно показаться великовозрастным болваном?

                  • Рейтинг: 1+
                    akomol 30 мая 2009, 21:26 #

                    Очень жаль, что за такой позитифф очередной минус в личку, это он от завышенной самооценки, да и лишний раз показать себя сверхграмотным, видишь как убегает от самого себя. Мы здесь ценим друг друга за общность взглядов и позитива. Очень много приятного вспомнилось, и отцовский ФЭД и как ночами он учил меня фотки проявлять, закреплять, глянцевать. Очень долго пришлось учиться в куртке ( в рукава просовываешь руки, куртку обматываешь вокруг рук — это вместо одеял) и пытаешься намотать пленку на катушку... Огромное спасибо, не могу поставить плюс, такие же как sergefsw, сразу в личку...ну прям сын Берии:)))

                    • Рейтинг: 0+
                      roma12 31 мая 2009, 06:51 #

                      Да, тоже помню куртки. :)) И парка с глянцевателями: их было несколько типов, одни были удобные, другие — геморные, у меня были оба, чтобы процесс ускорить.
                      А по поводу минусика — мне по барабану. Просто не перестаю удивляться глупости людей. Не привыкну никак.

        • Рейтинг: 2+
          semenbuka1 (Semenbuka) 30 мая 2009, 17:44 #

          Чувак, а я старше тебя. Спорим? :) Не знаешь, не трёкай. В таких кассетых продавали свемовскуювскую плёнку уже в заряженном состоянии. Они вообще-то разовые были, просто мы их многократно использовали.

          • Рейтинг: 2+
            geminisf 30 мая 2009, 18:30 #

            точно

        • Рейтинг: 2+
          allexx1 30 мая 2009, 18:16 #

          Были и пластмассовые.

        • Рейтинг: 2+
          prosk67 30 мая 2009, 22:23 #

          Мужики! Хорош ссориться! Автор молодец! А вот кассеты СССРовские не всегда были металлическими, но та , что на фотке скорее буржуйская , т.к. на крышечке видно кусок бумаги от "фирмы", на наших такого не было. Это или Орво или Фома если не ошибаюсь в названии последней.

          • Рейтинг: 1+
            prosk67 30 мая 2009, 22:26 #

            А на бачке не достает белой полупрозрачной крышки! Закрываешь и катаешь его по полу!!!

    • Рейтинг: 0+
      igserg 30 мая 2009, 23:49 #

      Плёнка была в рулонах, на катушке и в кассете. Первые кассеты были металлические, потом стали пластмассовые.

  20. Рейтинг: 1+
    roma12 30 мая 2009, 15:46 #

    Ностальжи.
    Автору спасибо за статью.

    У меня была ещё и ки нокамера — тоже отдельная история. Поэтому ванную я занимал не раз в неделю.
    А верёвок для сушки плёнок было пнавешано... Паутина. Когда это всё добро там весело, в комнату было не зайти. А бачки со спиралями для проявки киноплёнок... Еогда я учился наматывать — проклял всё на свете.

    • Когда-то тут был комментарий

комментарии
^ Наверх