А была ли фига в кармане?

А была ли фига в кармане?

Пишет zina-korzina

Говорят, у советской интеллигенции эпохи Застоя был такой творческий жанр — «фига в кармане». Принято считать, что авторов, которые достигали в этом жанре особых высот, завсегда любили МНС-ы и не любила советская власть, но, поскольку то были не банальные клеветники строя, а довольно хитрые, талантливые люди, так и припаять им какое-либо наказание не получалось. Фига в кармане не имела цели изменить строй или, скажем, указать всё тем же чиновникам на неверный курс государства (взятый, судя по мнению фиговщиков, в октябре 17-го). Просто делался спектакль, вроде как не про Совдеп, а, скажем, про некую несуществующую страну, но в зале все понимали — вот он Брежнев, а вот он Высоцкий.

----------------------<cut>----------------------

И МНС-ы с ихними МНС-ихами потом в НИИ-шных курилках подхихикикали над концепцией гениального автора Z. Но самое удивительное вовсе не это. А вот что. В постсоветские времена режиссёры и сценаристы, которые никогда тех фиг не держали и завсегда лизоблюдствовали, вдруг начали всем говорить, что Совок в лице главы Гостелерадио — товарища Лапина зажимал всё, что мог зажать, в том числе вполне невинные постановки. Мы и само имя-то Лапина узнали только в 1990-е, когда его принялись закидывать не столько каменьями, сколько стоптанными и не вполне ароматными тапочками. В прессе 1990-х началась настоящая вакханалия — все принялись друг друга убеждать, что всегда были в оппозиции к Совку и всё тот же товарищ Лапин запрещал им делать намёки на КГБ. А им, болезным, ой как (якобы!) хотелось лягнуть сию всесильную структуру! То есть люди стали сами себе придумывать «славное антисоветское прошлое», чтобы вписаться в реалии 90-х.

Надо сказать, что этим грешили (и грешат) не только сами создатели картин, но и журналисты. О каком бы фильме ни заходила речь, обязательно скажут, что это был фильм непростой судьбы, в котором изначально были намёки на Андропова или тщательно завуалированные насмешки над книгой «Целина», а потом всё это дело вырезали. Помню, писалось о каком-то фильме 1970-х, в котором интеллигенты-реставраторы отпускали по сценарию такую фразу: «Кому сейчас интересно Возрождение?» Имелась в виду эпоха Ренессанса, но фигодержатели, мол имели в виду многоизвестную работу дорогого-Леонида-Ильича с тем же названием. Потому, мол, эту фразу и вырезали. Или вот, например, фильм «О бедном гусаре замолвите слово», который в 1990-е стало принято считать едва ли не классической антитоталитарной фигой. В этом фильме явлено противостояние гнусного особиста и всего остального народа, включая гусар, актёров и проституток. Причём, показано, что гэбню и царя не любят все. Выбрана была, разумеется, Николаевская эпоха — наиболее духовно близкая к Совдепу. Особенно, если учитывать нелюбовь либерало-МНСов к любой сильной власти. Про этот фильм тоже постоянно говорили в 1990-е, что у него непростая судьба. Ничего себе непростая — показали 1 января 1981 года, да и на полке он ни дня не валялся.

А была ли фига в кармане?

Так вот — возникает закономерный вопрос — а была ли фига? А если была, то считывали ли её обычные люди именно как фигу? Или её видели только те, кто очень хотел её видеть? То есть вечно-недовольные анти-совки, которые первые же потом задохнулись от чернухи 1990-х. Знаете есть такой анекдот. Приходит мужик к психологу и говорит: «Доктор, я куда ни посмотрю, мне всё кажется там е***ся». Доктор показывает мужику чистые листы бумаги, а тот с повышенным интересом их листает и кричит: «Доктор, а откуда у вас такие картинки?!!!» А всё тот же Рязанов просто создал костюмно-безграмотный фильм из жизни Российской империи без намёка на современную ему гэбню. Во всяком случае, тогда люди его смотрели, как обычную ненапряжную комедь с привычным набором рязановских артистов, вроде Басилашвили с Бурковым. Или вот — «Тот самый Мюнхгаузен» Что уж в 1990-е о нём только не писали! Оказыватся был явный намёк на Высоцкого, которого гнобили при жизни и возвеличили после смерти. Мол, Совдеп только так и мог — сначала доконать, а потом — поставить памятник. Но самое смешное заключается в том, что Мюнхгаузена запустили за год до смерти Высоцкого!!! И все эти намёки, что Герцог — это добряк-пофигист Брежнев, которому лишь бы чем заниматься, только не управлением. Можно подумать, германские фюрсты XVIII столетия занимались чем-нибудь продуктивным. Большинство людей (и в том числе нелюбимых чиновников) смотрели замечательный фильм, а не мега-фигу с намёком на Застой.

А была ли фига в кармане?

На мой взгляд, никаких фиг и не было. Хотя бы потому, что на ёрничестве и протесте ничего путного создать нельзя, а эти фильмы до сих пор неплохо смотрятся. А выдумано это было в Перестроечную и постперестроечную эпоху, когда все вдруг захотели явить себя миру в ином качестве. Творческие люди, евшие от щедрот Совдепа большой ложкой, вдруг вывалили информацию о расстрелянных дедах-белогвардейцах, о неких обысках в их квартирах, о запрете на сценарии, о вырезанных сценах (которые так никто никогда и не увидел). Это очень легко — сказать, что в комедии была сильная шутка про брови, но Лапин её выкинул и сжёг у себя в сортире. А была ли шутка? Но больше всего радует не это, а то, что деятели культуры куснули «сникерсятинки» — как ни прогибались, а востребованными оказались другие — молодые, ловкие, компьютерно-грамотные. Не умствования, а деньги. А мифическая фига так и осталась фигой и когда застрельщики перестроечной эротеги стонут нонеча о том, что младежь разлагается и смотрит всякий Камеди-Клаб, пусть вспомнят самих себя на фоне 1990-х... Кто всё это сюда активно волок?

А была ли фига в кармане?

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    kirsanov 22 марта 2010, 17:20 #

    хохо. экий выдумщик. а дневники типа Чуковоского тебе не аргумент?
    в общем — весёлый, но несерьёзный пост.

  2. Рейтинг: -2+
    orlik (Andrey) 19 марта 2010, 23:52 #

    Вот не в тему, а все равно сказать хочу. Что действительно раскрылось после окончания перестройки так это КВН! Вот он был при советах приглаженый, Запад высмеивали. А сейчас такая правда-матка сыпется, что смех сквозь слезы, да и только. Не все команды одинаковые, но рот точно не зажимают, лишь бы честно было и смешно.
    А перед Данелией шапку снимаю. Такого количества антисоветчины точно никто не снимал и не снимет. (Хотя под антисоветчиной любой режим понимать можно)

  3. Рейтинг: -1+
    otebis (Ох уевший) 19 марта 2010, 22:18 #

    А давайте "Школу" смотреть :) Во где мега-фига! Вот где бы цензуре порыться!

  4. Рейтинг: 1+
    CO42P65 19 марта 2010, 17:46 #

    Ради красного словца не пожалею и отца! (Русская народная пословица)

  5. Рейтинг: 0+
    evtn 19 марта 2010, 16:01 #

    Почитайте произведения А. Зиновьева, правда, не каждый осилит. Там и про театр на Ибанке. и про фигу в кармане на тёмной кухне...........

  6. Рейтинг: 3+
    alexei64 19 марта 2010, 12:31 #

    Сугубо личное мнение:
    О фильме: Фильм в первый просмотр (сейчас мнение не изменилось) произвел впечатление сумбурно-истеричного. Придуриковатый гусар, какое-то сфабрикованное следствие.
    Видел интервью с Рязановым, читал в публикациях, что ему бедному не разрешили персонаж Басилашвили назвать сотрудником охранного отделения (типа намек на КГБ) и он его сделал чиновником по особым поручениям со спецзаданием, с какой-то бредовой провокацией. Типа почти политический памфлет.
    А по мне так мусор...

    Ниже вспоминали фильмы "Кин-дза-дза! и "Мюнхаузена. Так (ИМХО) "Гусар" с ними рядом не стоит!
    А про "фиги" — в "Обыкновенном чуде" Король Леонова здоровается жестом Брежнева. И не вырезали!!
    Захаров тоже вспоминал, но без истерик и причитаний, как это было.
    Возможно (опять ИМХО) потому, что Захаров снимал КИНО, а не политический памфлет.
    И Данелия снимал КИНО!!
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Кин-дза-дза
    "Как же это вы без гравицапы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок…" (с) Супер!!!

    Только сейчас тенденция. Пытаются напомнить о себе страшными историями о притеснении себя любимых.
    И рассказывают сказки. И Рязанов еще тот сказочник.

    Тут как-то маломерная звезда эстрады тех времен давала интервью, что большой звездой она не стала, т.к. не ответила на посягательства мужиков- музредакторов. А мужик-певец того же периода заржал и сказал, что тогда все музредакторы были женщины. :))

    Тему то zina-korzina. правильно подняла — мифологизация творчества отдельных мэтров, но развернуть не смогла.

    "К правительству лететь — гравицаппу надо иметь! Правительство на другой планете живет… родной." (с)
    :)))))))))))))

    • Рейтинг: 1+
      igoralter 19 марта 2010, 18:38 #

      Смотрел фильм в 80-х — в стандартной версии, а потом в начале 90-х купился на зазывание "супер-мега-фильм, наконец без купюр и цензуры, в АВТОРСКОМ !!! варианте" — и как оказалось — цензорыи з г.. сделали конфетку — убрали все слабые места и фильм стал "смотрется", а в первоначальной редакции Рязанова — типа "Небеса обетованые" — бред сивой кобылы

  7. Рейтинг: 2+
    wvwv 19 марта 2010, 11:57 #

    В продолжение ниже сказанного.
    Фига в кармане — сомнтельный жанр)))
    Савок и цезура выступали своегорода фильтром прорваться через который могли только самые яркие творения. Кто-то из великих (банальное вступление, но не помню кто конкрето автор) сказал: как это не печально но гений способен раскрыть себя только при таталеторизме а демократия губидельна для творчства и личности. И видимо по этой причине люди, сопротивляясь и делая что-то талантливое при совке, в период демократии теряют себя и им уже ничего не остается как выдумывать себе "революционные подвиги". У киемотографистов это както особенно гладко получается))) И всплывают тут всякие фиги)))
    А в сухом остатке:
    Бортко в застое снимает "Блондинку за углом" (фильм, в принцыпе, на многие времена, о несовместимости творчества и торгашества) и "Собачье сердце" (на мой взгляд одна из лучших экранизаций литературного произведения). Сейчас он снимает Булгаковских "Мастера и маргариту". Мне очень интересно, ему не стыдно. Он просто взял и подошел к произведению "с лучшими наработками в жанре — отечественный сериал". И в результате на игру многих актеров, в этой постановке, смотриш с огромным удовольствием а фильма в целом как такового нет. За картинкой чувствуется полное отсутствие режисерской мысли и души. Видимо среди приоитетных целей не было такой: желание донести до зрителя свое понимание произведения.
    Дальше гущще)))
    Бандарчу (Федр) собрался с духом и посягнул на "Обитаемый остров". Как он громко повествовал об актуальности произведения в данный момент но... внимание... к съемкам надо подходить переосмыслив творчиство Стругацких с егодняшних позиций. И переосмыслил настолько, насколько скудного ума хватило. Снял непонятно что, хотя нет, понятно что снял гавно. Видимо переосмысление заключалось в освоении бюджета и впихивании содержания в рамки, очень длинного, клипа, и еще попутно избавились от идеи, ни к чему она зрителю. Но свабода оказалась настолько полной что и о картинке особо не беспокоились, наштамповали по готовым лекалам извращенного представления о кассовом блокбастере. А какая была заява: снять фильм на злобу дня)))
    Видимо полная демократия ставит еще более жесткие условия для человека. Раньше надо было бороться с ситемой да еще и не ударить лицом в грязь перед друзьями соратниками, и система ценностей была более мение ясна, четко выресовывались два полюса: черное и белое. Сейчас надо бороться с собой, и с ситемой ценностей не все так просто, любое гавно можно оправдать свободой воли)))
    Хотя есть и другие примеры.
    Лунгин снял "Остров" без громких слов просто взял и снял, на мой взгляд, один из лучших фильмов десятилетия.
    А Точилин снял отличны легкий фильм для выходного дня — }{отт@бь)ч

  8. Рейтинг: -1+
    tiggr (Tigr) 19 марта 2010, 11:31 #

    Чушь какая то, статья ни очем. А если определенно, то лучше бы автор Кин-дза-дза вспомнил, а не свои фиги крутил за поясом. И это только один пример.
    http://4atlanin.ru/
    http://www.vseokino.ru/index.php/Кин-дза-дза!_(фильм)

  9. Рейтинг: 1+
    ikarfly (Турбореактив) 19 марта 2010, 11:10 #

    Да, однозначно, никаких фиг в кармане. А при желании можно и Трех мушкетеров с Боярским в гл. роли представить как скрытых борцос с советской властью, но это ж какое извращенное сознание надо иметь.
    Мы просто смотрели эти фильмы. радовались и переживали. НО САМОЕ ГЛАВНОЕ — МЫ ЛЮБИЛИ СВОЮ СТРАНУ!!!! (не все конечно, были и уроды, но в 95% мы все-таки любили свою страну)...

    • Рейтинг: 0+
      biglo 20 марта 2010, 07:30 #

      вся эта творческая русская (с жыдовской примесью) интеллегенция хуже любых паразитов,они считают и совершенно необоснованно,что они имеют право на более сытную и обеспеченную жизнь чем любые другие их соотечественники ,право это им дает отчасти происхождение и принадлежность к этой самой творческой прослойки,а по сути они твари дрожашие и это очень хорошо понимал товарищ Сталин и держал эту группу товарищей в черном теле ,от страха и липкого ужаса за свою поганую шкуру они творили настоящие шедевры и во всю глотку прславляли Великого Вождя, инакомыслием и фигами в кармане они в сталинские времена не страдали,вот все-таки какая молодца был Иосиф Вессарионович,как он тонко чувствовал душу русской интеллегенции,а вот сильно развратил эту душу уже в конце семидесятых маразматический ЦК КПСС,вместо того что-бы сажать и надолго, старые пердуны решили их высылать из Союза,подозреваю что без агентов влияния это решение не обошлось

  10. Когда-то тут был комментарий

  11. Рейтинг: -1+
    giacynt 19 марта 2010, 09:38 #

    Печально что для автора статьи мир плоский, как лист бумаги, что еще раз подтверждает древнюю истину что для "кривого весь мир крив". Здесь трудно чем-либо помочь, надо больше читать, только именно читать, а не Малинину, Донцову и прочую лабуду про вампов. А для тех, кто понимает — "фига там есть" и Мюнхаузен Янковского гениальная вещь. Речь идет о достоинстве человека, чего во все времена хотят людей лишить, сделав их "зомби, вставшими с колен и полезшими на дерево.."

    • Рейтинг: 0+
      wvwv 19 марта 2010, 10:40 #

      Нет фиги в этом фильме!
      Да, фильм прекрасен. Сейчас актуальность фильма высока как никогда. Но фильм этот, как вы правильно заметили, "о достоинстве человека" и ни какого конкретного намека на власть, того периода, не содержит. И видимо по причине отсутствия "фиги в кармане" не потускнеет еще долгое время.
      А вот фильм "Убить дракона" содержит в себе ООООчень запоздалую фигу. И что в результате: прекрасные актеры, прекрасная игра (играть в полсилы эти люди просто не умели) а фильм в целом уже не смотрится.
      Вообще Марк Захаров человек, мягко говоря, неоднозначный. Хавал благА всяческие, при совке, здоровой ложкой. В период застоя реализовал столько своих замыслов, что хватило бы на пятерых. А все тудаже, в 90-е звездил на каждом углу о своем противостоянии с властью.
      Но что интересно, свой парт билет (тоже ржака, непремеримый борец "задним числом"))))))) а в партию вступил как только разрешили) он сжег прелюдно тогда, когда это сделали уже все кто только мог, и у власти были куда более актуальные проблемы что бы обратить на это внимание.
      Автор статьи не принежает достоинства фильмов, он напоминает о том, что многие революционеры от искусства никогда революционерами и не были то, а активно примазались задним числом придумав себе "революционное прошлое".

      По моим наблюдениям, самыми "ярыми дисидентами", как правило, мнят себя те кто хавал из кормушки от пуза.

      В тему. Ндавно по телеку интервью с Ермольником видел. Сидит такой Ермольник, человек чья карьера началась и рассцевала буйным цветом в самый застойный застой, все свои самые яркие роли он сиграл именно тогда. А после перестройки стал тусовщиком и больше ни чего заметного не сделал. Так вот сидит этот "несчастный" и жалуется как его притесняли и зажимали, и прозрачно так намикает на то, что все это из за его еврейских корней. И как то не понятно. Человек столь сильно зажимемый сумел так ярко блеснуть как актер. Наверно в нем такой потенциал задушить который не вазможно. Так значит при ПОЛНОЙ свободе он засияет как солнце))) А ни хрена не засиял. Может от того, что не притесняли его и не развались союз даже в партию бы приняли чуть погодя. И вот таких вот примеров масса.

      • Рейтинг: 1+
        wvwv 19 марта 2010, 10:52 #

        И еще)))
        Валентин Гафт, например, почему то не жалуется на савок, хотя мог бы. И происхождение у него соответствующее и эпиграммы писал нелицеприятные (думаю что проблем хватало).
        Сергей Юрский тоже не был замечен в охаивании застойных властей. Хотя у него на это есть полное право. И из Питера его выжили и лет десять сниматься не давали.
        Может это от того, что человеку талантливому и самодостаточному жаловаться как то не клицу, да и некогда наверно)))

  12. Рейтинг: 0+
    viktor2321 19 марта 2010, 08:58 #

    Начальство дало моське отмашку. Теперь похвалит за старательный "гав-гав".

  13. Рейтинг: 0+
    maxim33 19 марта 2010, 03:57 #

    Nedorosl :-)

  14. Рейтинг: 0+
    spam00 (пробегая по делам) 19 марта 2010, 00:17 #

    вот и просрала эта антиляхенция советскую власть, а новая этим бесполезным инжинеришкам быстро их место указала — у параши

    • Рейтинг: 1+
      s_sibiryak 19 марта 2010, 02:50 #

      То есть, ты считаешь, что инженеры бесполезны и место их у "параши". Ну так раздевайся догола и беги в лес, ягодами питаться. Что же ты тут сидишь у компа, который инженеры и ученые придумали, и ерунду всякую несешь тюремным жаргоном? Пахан типа? Или, все-таки, недоросль необрозованный?

      • Рейтинг: 0+
        flutter 19 марта 2010, 03:10 #

        Вы, не поняли — имеются ввиду "инженеры человеческих душ". Был в советские времена такой термин, обозначающий пропагандистов совка в искусстве.

        • Рейтинг: 0+
          ivanfour 19 марта 2010, 13:24 #

          Оба вы ни хрена не поняли, "доросли оброзованные": нынешняя власть действительно поставила всех этих МНС-ов с бесполезными (для неё) инжинеришками на место у параши. А паханствуют всякие Петрики с Грызловыми.

          • Рейтинг: 0+
            flutter 19 марта 2010, 15:52 #

            Ну, вообще-то речь в заметке шла о режиссерах, а не об инженеришках и мнс-ках. Это былые властители дум с фигой в кармане ныне оказались у параши. А то, что там же оказалась и вся страна — так это отдельный разговор.

комментарии
^ Наверх