Храм часть II

Храм часть II

Древнерусские храмы построены в византийском стиле. Но в русских храмах было и много отличий от византийских

----------------------<cut>----------------------

Древнерусские храмы построены в византийском стиле. Таковы: в Киеве Десятинная церковь, Софийский собор, Киево-Печерская лавра, Михайловский монастырь; в Новгороде Софийский собор, в Пскове Собор Св. Троицы, во Владимире Успенский собор, в Ростове Успенский собор и другие.

Храм часть II

Десятинная Церковь в Киеве

Храм часть II

Храм часть II

Киевский Софийский собор

Храм часть II

Киевско-Печерская лавра

Храм часть II

Михайловский монастырь

Храм часть II

Софийский собор в Новгороде

Храм часть II

Псков Собор Святой Троицы

Храм часть II

Ростов Успенский Собор

Но в русских храмах было и много отличий от византийских. Так, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Каменных храмов вообще было мало. В постройке деревянных церквей, которых, вследствие обилия древесного материала, особенно много было на севере, русские мастера проявили много своего вкуса и самостоятельности.

Храм часть II

Храм часть II

Храм часть II

Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу.

Первый вид чисто русского стиля носит название «шатрового», или столбового. Он представляет собою вид соединенных в одну церковь нескольких как бы отдельных церквей, из которых каждая имеет вид словно столба или шатра, увенчанного куполом и главкой.

Храм часть II

Храм часть II

Помимо большого количества главок в виде луковиц, особенностью шатрового стиля являются пестрота и разнообразие красок. Образцы таких храмов церковь в селе Дьякове и церковь Василия Блаженного в Москве.

Храм часть II

Церковь в селе Дьяковка

Храм часть II

Церковь Василия Блаженного в Москве

Кроме шатрового существовали еще другие формы национального русского стиля:

1. удлиненного в вышину куба, вследствие чего часто получались верхние и нижние церкви;

2. двухсоставная форма; четырехугольник внизу и восьмиугольник вверху;

3. форма, образуемая наслоением нескольких квадратных срубов, из коих каждый вышележащий уже, чем внизу лежащий.

В царствование имп. Николая 1-го для постройки военных церквей был выработан архитектором Т. Тоном однообразный стиль, получивший название «тоновскаго стиля», примером которого может служить Благовещенская церковь в Конно-Гвардейском полку в Петербурге.

Храм часть II

Благовещенская Церковь

Из западноевропейских стилей в России нашел себе некоторое применение лишь стиль «Возрождения». Черты этого стиля имеются в двух главных соборах Петербурга Казанском и Исаакиевском.

Храм часть II

Казанский собор

Храм часть II

Исаакиевский собор

Все здания храма обыкновенно завершаются куполом, который должен напоминать верующим о небе, куда должны стремиться все их желания и мысли.

Над куполами ставятся «главы», или «маковицы». Одна глава символизирует собою Главу Церкви Господа Иисуса Христа, три главы напоминают нам о трех ипостасях Пресвятой Троицы, пять глав — Господа Иисуса Христа и 4-х Евангелистов, 7 глав — 7 Вселенских соборов, 7 таинств, 7 даров Св. Духа, 9 глав — 9 ангельских чинов, 13 глав — Господа Иисуса Христа и 12 Апостолов. Всякий купол увенчивается крестом как победным знамением Церкви.

Тэги: храм

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    Eutamias 23 марта 2010, 02:02 #

    Скажите, что это за лучики на фронтоне Исаакиевского собора? )
    И вообще, масонская символика в православной архитектуре это правда или банальное невежество?

    • Рейтинг: 1+
      avs007 23 марта 2010, 12:16 #

      Это банальное невежество людей, говорящих, что это — масонская символика. :)

      • Рейтинг: 0+
        Eutamias 25 марта 2010, 19:53 #

        я невежда( можете сделать какую-то статью по этому вопросу или дать ссылки?

      • Рейтинг: 0+
        Eutamias 25 марта 2010, 20:00 #

        Ведь архитектор Исаакиевского собора был масон? И что это тогда за православный символ — глаз в пирамиде и отходящие от нее лучи?

    • Рейтинг: 0+
      antistepler (дед Базилик) 25 марта 2010, 22:17 #

      а где лучики то?

      • Рейтинг: 0+
        Eutamias 25 марта 2010, 23:32 #

        На фронтоне Исаакия, прям над входом.
        Вот пара ссылок, прокомментируйте пожалуйста:
        http://masonpiter.fotopic.net/c1301315.html
        http://masonpiter.fotopic.net/p42218835.html

        • Рейтинг: 0+
          antistepler (дед Базилик) 26 марта 2010, 06:37 #

          а... теперь понял.
          1. значит "треугольник" — одна из древнейших архитектурных форм. Сп. греческие и римские храмы и пр. В Исаакие они нафиг не нужны, но стиль классицизм требует что бы были. (можно, предположить, что греки тоже были массонами, но вероятность этого мала, как мне кажется)
          2. "лучики" на новгородском соборе — символизируют звезду, приведшую волхвов. Встречается в храмовой архитектуре не очень что бы часто, но встречается. Навскидку сейчас не скажу, но сейчас как раз работаю над статейкой посвященной крамовой архитектуре на руси — если встречу, отпишусь (кстати, в Софи константинопольской на некоторых мозаиках есть)
          Вообще же звезда — она характерна для многих религий. Скорее всего этот символ пришел в христианство из дохористианских религий.
          Так что все эти "масонские фотографии" притянуты за уши. ;) (строительство острова новая Голландия, например было утверждено в 1721 году. Масонская ложа тогда только-только появилась. А именно в 1717 году в Англии)
          как-то так.

  2. Рейтинг: 2+
    antistepler (дед Базилик) 22 марта 2010, 20:30 #

    Описание, мягко говоря, хромает.
    1. Колонны в православных храмах на Руси были всегда. Но не во всех храмах
    2. Столбовая и шатровая архитектуры — это немного разные понятия. Шатровая — это стиль (шатер сверху). Столбовая — принцип организации храмов
    3. В Русском православном храме впервые появляется полноценный иконостас (в Византии они были мААленькие, чуть выше человеческого роста)
    4. "цвета" появляются лишь в сААмом конце 16 века. (Покровский собор разукрасили не ранее 17 века )
    5. Во времена раздробленности в каждом княжестве были свои характерные стили.

    Если кому-то интересно, у меня дома лежит оч. интересная работа, где подробно, по годам описываются стили и направления русской храмовой архитектуры с 10 по 17 века (со всем характерными элементами, орнаментами и пр.)

    • Рейтинг: 1+
      SPECING32 22 марта 2010, 21:22 #

      Обязательно скиньте мне!

      • Рейтинг: 1+
        innave 22 марта 2010, 21:31 #

        +1

  3. Рейтинг: 0+
    avs007 22 марта 2010, 15:56 #

    Спасибо большое! Очень интересно.

  4. Рейтинг: 2+
    goodimh 22 марта 2010, 14:15 #

    Практически все церкви Руси были перестроены в 17...19 веках. Какими они были до перестроек — не известно. А дерево — по природе не долговечно.

    • Рейтинг: 0+
      Foto-graff 22 марта 2010, 14:52 #

      Не все. Кроме того — есть древние изображения. Зачастую это была не переделка, а просто замена ветхих частей на такие же новые. То же характерно и для норвежских деревянных ставкирок.

    • Рейтинг: 1+
      avs007 22 марта 2010, 16:05 #

      http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=776021.htm — если почитаете данную книгу, Вам будет наконец известно, как выглядели церкви... :)

      Есть товарисчи, которые даже по фрагменту кладки скажут Вам век постройки храма, а иногда даже назовут конкретный храм. Но они специалисты...

      • Рейтинг: 1+
        antistepler (дед Базилик) 22 марта 2010, 21:36 #

        Да. Только к ним мало прислушиваются: так Покрова на Нерли выдали за "одинокую церковь на Валдае". И ничего, пипл схавал. На одинокие замечания внимание никто не обратил.
        //за наводку спасибо. Имею подобное издание, под ред. проф. Ушкова. Сравним.

        • Рейтинг: 1+
          antistepler (дед Базилик) 22 марта 2010, 21:40 #

          уже сравнил. Одно и то же. Только шапка и издательства разные Учебник хороший. Кому интересна русская архитектура — рекомендую. Очень хорошо написан. Много иллюстраций.

          • Рейтинг: 1+
            avs007 23 марта 2010, 12:51 #

            Да, хорошая книжка :)

  5. Рейтинг: 0+
    haron2111 22 марта 2010, 13:35 #

    Очень коротко, но очень интересно. Не хватает только информации о символизме полумесяца находящегося под 6-ти конечный крестом на куполах. А обозначает он победу над татаро-монгольским игом.

    • Рейтинг: 0+
      SPECING32 22 марта 2010, 13:53 #

      Полумесяцу присваивают очень много символических значений.
      Например: Якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа!
      И скорее эта более правильная версия так как изображение якоря еще в раннем христианстве
      являлся символом христианской надежды.

      • Рейтинг: 0+
        Foto-graff 22 марта 2010, 14:53 #

        Да, истинное значение "полумесяца" — именно символический якорь спасения. Все остальные толкования придуманы позже.

        • Рейтинг: 0+
          sirmon 1 апреля 2010, 13:42 #

          Гы, "помни о рыбе"

      • Рейтинг: 1+
        antistepler (дед Базилик) 22 марта 2010, 20:18 #

        не считая того факта, что подобная форма якоря появилась только в 16 веке (на Русь пришла при Петре I).
        По никоновской реформе полумесяц символизировал чашу, подставленную под крест, на котором был распят Спаситель, в которую Его кровь собиралась.

        • Рейтинг: 1+
          Foto-graff 23 марта 2010, 09:04 #

          Смотрим более древние изображения, и понимаем "неудобность" вами приведённой датировки )))).

      • Рейтинг: 0+
        storoge (StoroЖ) 24 марта 2010, 03:24 #

        Полумесяцу присваивают очень много символических значений.
        Есть и такое: церковь (полумесяц) — ладья, крест над ней — парус.
        А всё, что вокруг — море житейское.

        И уж точно полумесяц не означает "победу" над исламом...

  6. Рейтинг: 0+
    jkar 22 марта 2010, 11:29 #

    Спасибо!!!

  7. Когда-то тут был комментарий

  8. Рейтинг: 0+
    SharkV 22 марта 2010, 09:24 #

    Интересно. Спасибо !

  9. Рейтинг: 1+
    scsiman 22 марта 2010, 08:16 #

    Например, в с. Шамордино есть 15-главый храм. Здесь что символизирут 15 глав?

    • Рейтинг: 1+
      SPECING32 22 марта 2010, 08:51 #

      Не могу сказать. Только знаю, что глав может быть до 33 по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

    • Рейтинг: 2+
      vvv777nnm 22 марта 2010, 18:36 #

      три ипостаси Пресвятой Троицы и 12 Апостолов

      • Рейтинг: 1+
        SPECING32 22 марта 2010, 19:41 #

        Спасибо.

      • Рейтинг: 1+
        scsiman 23 марта 2010, 07:53 #

        Спасибо.

  10. Рейтинг: 0+
    a1ez 22 марта 2010, 01:22 #

    Спасибо!

  11. Рейтинг: 0+
    pawlino 22 марта 2010, 00:09 #

    Очень интересная информация! Спасибо!

  12. Рейтинг: 0+
    dmrr 21 марта 2010, 23:40 #

    Спасибо!

комментарии
^ Наверх