Крестьяне в сталинском СССР.

Крестьяне в сталинском СССР.

На днях решил отсканировать весь семейный фотоархив. В процессе наткнулся на фотографию датированную 14.06.1938, на которой изображена моя бабушка вместе с подругой на ялтинском пляже.
В то же время я знал, что в Ялту она переехала после замужества 01.12.1938, а до этого жила в
пос. Биюк (сегодня Октябрьское), в 40 км. от Симферополя, причем замуж выходила именно в Биюке, а дед уроженец села Новоцарицыно (сегодня Садовое) Белогорского района в тот момент проживал с ней в одном селе.

----------------------<cut>----------------------

Кроме того, эта фотография навела еще на некоторые размышления — ведь у крестьян не было паспортов, и, как утверждается, выехать куда-либо за пределы своей деревни они не могли. Пришлось за ответами идти к бабушке. Ей (желаю еще крепкого здоровья) 9 мая исполнится 91 год (она 1919 г.р.), но память у нее еще крепкая.

Вкратце даю пояснения.

Она с подругой часто ездила отдыхать. В июне 1938 г. они поехали в Ялту на море. Ялта очень понравилась. И когда бабушка вышла замуж, она уговорила деда переехать в город. Паспорт они получили в сельсовете. Пришли, и сказали, что уезжают в город на постоянное место жительства. В тот же день паспорта были получены. На следующий день после переезда в Ялту она устроилась на работу бухгалтером в ялтинский банк, дед стал работать баянистом в санатории. В тот же день от банка им была выделена однокомнатная квартира в двух минутах ходьбы от Набережной (для знающих Ялту — пер. Народный, дом напротив музея Леси Украинки)
Итак, какие можно сделать выводы: в сталинском СССР любой крестьянин мог получить паспорт, если выражал желание переехать в город. Любой крестьянин мог позволить себе поехать отдыхать на курорт.

Здесь мне могут возразить, что бабушка была из зажиточной кулацкой семьи. Даю справку (по рассказам бабушки).

Бабушка — Грязева (Патринец) Елена Харитоновна родилась в 1919 г. в селе Македоны Кагарлицкого р-на Киевской обл. В 1932 г. из-за голода семья была вынуждена переехать в Крым в село Биюк. Семья состояла из родителей и пятерых детей. Голод возник из-за того, что кто-то ночью вывез у них амбар картошки. Время было тяжелое, кроме картошки еды не было. Помощь соседей и колхоза сильно не помогала. Наступил голод.
Итак, выводы: голод возник из-за кражи, а не из-за "голодомора". Запас картошки измеряется амбаром, а не углами или сусеками. Соседи и колхоз были в состоянии оказывать помощь. Небольшую, но помощь, что в "голодомор" сделать вообще невозможно.

Итак, общий итог. В сталинском СССР бедный крестьянин в 1932 г. еще спасался от голода, а в 1938 г. мог уже позволить себе выезжать на курорт

И, все сами могут убедиться, как выглядели крестьянки в сталинском СССР

Крестьяне в сталинском СССР.

(бабушка справа)

Крестьяне в сталинском СССР.

А эта фотография датирована 18.06.1938. Надпись находится сзади фотографии (бабушка слева)

poltora-bobra

P.S. Konrad45
За ссылку на новость отдельное спасибо dusty74

Комментарии

  1. Рейтинг: -5+
    Foto-graff 11 марта 2010, 14:52 #
  2. Рейтинг: -6+
    Foto-graff 11 марта 2010, 14:50 #
    • Рейтинг: 3+
      KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 15:07 #

      в стране с "бесперспективной деревней" производилось столько молока и молочных изделий со сроком хранения в 1 сутки (БЕЗ ХИМИИ! просто пастеризованное), что его просто не выпивали и суточной простоквашей поили на фермах свиней, а на хим. заводе, где выдавали на каждого работника по 1, а во вредных цехах и по 2 бутылки ЕЖЕДНЕВНО, из-за того, что молоко взрослые люди зачастую не пили — им прокисшим поливали садовые газоны, что бы розы цвели гуще... не верите? понимаю, да ничего с этим не поделаешь — факты штука упрямая...

      • Рейтинг: -5+
        Foto-graff 11 марта 2010, 15:15 #
        • Рейтинг: 3+
          KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 15:24 #

          иными словами, за 20 лет до механизации сельского хозяйства крестьянин с сохой и лошадкой производил больше сельхоз продуктов? Почему я не могу в это поверить? Может потому что работаю в селе, в котором при СССР жило около 600 человек (включая детей и стариков) а на одной только ферме КРС было более 2000 голов скота? А еще была свиноферма на 3000 голов да еще умудрялись и засевать и собирать элитную пшеницу на нескольких сотнях гектар.

          • Рейтинг: -5+
            Foto-graff 11 марта 2010, 15:43 #
            • Рейтинг: 3+
              foxtail25 11 марта 2010, 16:05 #

              Помоемому вы просто "гоните пургу"!!! Я знаю как моя тетка в деревне жила, и бабушка с дедушкой, т.к. хотя сам жил в Москве, частенько к ним в гости приезжал. И я верю тому, что они мне рассказали и тому что сам своими глазами видел!! А в то что вы здесь пишете может поверить только тупая школота, которая ничего не видела, а родственников не чтит!!

              • Рейтинг: 1+
                KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 16:11 #

                труд крестьянина ОЧЕНЬ тяжек, сам специально пошел поработать прошлой весной на сев риса, что бы хоть к 40-ка годам понять, "чем пахнут ремесла" в деревне.

              • Рейтинг: -1+
                Foto-graff 11 марта 2010, 17:37 #

                Хотите сказать, что я не знаю, ничего не видел и не вижу сейчас. А документы и статистика всех стран сразу по Империи (и её собственные) лгут как один? Или если я не признаю лжи о русском крестьянстве, то я "не чту родственников"?
                Чьих?Ваших? Где работали тогда ваши родственники? не в НКВД?

            • Рейтинг: 3+
              KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 16:09 #

              Объясните мне, как считать рентабельность.
              Пример: времена СССР, удобрения выделяются согласно разработанным методикам выращивания культур: Нужно засыпать тонну на гектар — засыплют, а не станут спрашивать есть ли Вам чем за них уплатить. Сколько у Вас в автопарке автомобилей? Сто? А сколько готово к посевной? Все сто? а сколько они должны сожрать горючего? Вот столько и получите и распишитесь! Ах, Вы сэкономили? Ну вот Вам премия! Ах, урожай выше среднестатистического? Вот вашим колхозникам Н-ное кол-во путевок! А потянете еще 400 гектар под эту культуру? А что надо? Ещё 10 тракторов? Нате! Ещё 10 механизаторов и 2 агронома? Вот Вам стройбригада и стройте дома, а люди приедут, мы Вам ручаемся...
              В СССР ВСЁ было рентабельно! На то она и плановая экономика.

              • Рейтинг: -2+
                balalajka 11 марта 2010, 16:44 #

                Ваш сарказм понятен! Ну да — "рентабельно"! По ящику все новости начинались с "битвы за урожай" , которую почему-то почти каждый год проигрывали. Противник был слишком силен, как помниться — мать-природа (туды ее растуды), то слишком холодно было, то слишком жарко, то вечно зима не вовремя..." Ещё 10 тракторов? " — ухуху!

                • Рейтинг: 0+
                  lorks 11 марта 2010, 17:02 #

                  Просто, каналов тогда было максимум два и рассказывали они о жизни реальной, а не виртуальной, как это происходит сейчас.

                  А про борьбу за урожай с природой и идиотизмом власти в последние 15 лет вы как-то не заметили?

                  Что гсм, семена, удобрения и техника в хозяйства продаются исключительно по завышенным ценам — это значит вы склонны не замечать?

                  И то, что в итоге хозяйствам урожая не хватает для выплаты по всем выше перечисленным пунктам — это как?

                  А то, что власти в регионах зерно за пределы области не выпускают, а потом скупают задарма?

                  Это называется последние 15 лет — аграрная политика.

                  Если вы не в теме, то не надо балалайкать...

                  • Рейтинг: -1+
                    balalajka 11 марта 2010, 17:30 #

                    Ну почему, все прекрасно видно. Сейчас свои проблемы. Только не надо петь, что в те времена нам по ящику "рассказывали о жизни реальной"

                    • Рейтинг: 1+
                      KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 17:57 #

                      Давайте о "реальной"! Вам слово!

                    • Рейтинг: 1+
                      lorks 11 марта 2010, 18:00 #

                      Таки что не рапортуем на предмет того, что вот дескать как нынешние проблемы ничтожны по сравнению с теми "страшными" годами?

                      Да потому, что все с точностью до наоборот и остается только погадить про былое.

                      А ТВ тогда рассказывало именно о реальной жизни. Ни без приукрашивания, но о жизни. И грош цена той идеологии, которая не борется за свои идеалы.

                      А сегодняшние очередные надутые сиськи и очередной муж очередной светской овцы по всем каналам не имеют ни какого отношения к жизни.

                    • Рейтинг: 1+
                      KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 18:11 #

                      мой городок "родился" в 1932-м году, за 50 лет (минус 4 на войну и 3 на восстановление) построили 2 крупных хим завода, завод пластмассовых изделий, консервный, молочный, соко-винный завод, завод ЖБИ, маленькую швейную фабрику, в целом по району еще 2 консервных завода и рыбокомбинат на рукотворных прудах... так, фигня буквально... сейчас осталось 1,5 завода в буквальном смысле слова.

                      • Рейтинг: 0+
                        oluntsia 12 марта 2010, 11:00 #

                        Красноперекопск? респект :)

                        • Рейтинг: 0+
                          oluntsia 12 марта 2010, 11:01 #

                          или Армянск? рядом :)

                • Рейтинг: 0+
                  KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 17:36 #

                  Позвольте усомниться, что Вы кроме этих "новостей" что либо знаете о сельском хозяйстве лично, или развейте мои сомнения.

                  • Рейтинг: 0+
                    balalajka 11 марта 2010, 17:39 #

                    А Вы тока к сороковнику ознакомились с уборкой риса? Я к сожалению с этой культурой вовсе не знаком....

                    • Рейтинг: 0+
                      KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 17:50 #

                      вообще то знаю с детства тех процесс, но повпахивать с 6 утра до 21 вечера довелось лишь "на старости лет".

              • Рейтинг: 0+
                lorks 11 марта 2010, 16:51 #

                +1, хотя вам оно погоды уже не сделает :)

  3. Рейтинг: 2+
    Riconoyd 11 марта 2010, 14:31 #

    Господа коментаторы, кто согласен и несогласен с автором, могу сразу всех охладить, то что было то и осталось. Сталинский беспредел роявлялся регионально, и зависел от местного руководства, тоже самое происходит и сейчас. На сегодняшний день очень большое число жителей Россие не знает, что при покупке первой квартиры (а это значит , что у тебя лично не должно быть в распоряжении квартры или дома) государство возвращает часть налогов, которые взымаются при получении зарплаты. Это просто пример, и таких примеров тысяча, мы под час даже неподазреваем какие права имеем, потому как чинушам выгодно наше юридическая неграмотность. У матерей одиночек столько льгот, что замучаешься перечислять, но кто о них знает? С нами ни кто не собирается делится этой информацией, как и в те далёкие времена, всегда находился какойни будь председатель колхоза который считал себы хозяином и богм местного значения. Естественно такой не выпустит раб силу за пределы родного колхоза! Такое и сейчас происходит, когда невыплачивают зарплату, пособия и т.д. и т.п. И по поводу современного профсоюза тоже могу сказать много лестного и неочень, подмажешь профсоюзного бога местного значения, значит твой ребёнок поедет по бесплатной путёвке, а посоришся то даже открытки на 23 февраля не получишь.

  4. Рейтинг: 2+
    ningbo (Доброход) 11 марта 2010, 14:29 #

    Да чего вы спорите! В конце 20-х годов в самый разгар индустриализации и первых пятилеток была большая нехватка рабочих рук. Тогда из деревни вербовали людей на стройку, поэтому многие, особенно из многодетных семей и семей с малым достатком, уезжали. Такая же ситуация была в 50-х (моя мать в 57-ом таким образом завербовалась на московские стройки). Кстати, всё это написано в учебниках истории СССР. Надо было в школе учить, тогда не было бы сейчас таких "открытий" и обвинений друг друга в подтасовке и незнании.

  5. Рейтинг: 0+
    Deadcash 11 марта 2010, 14:20 #

    Мой прадед получил паспорт только поступив в училище
    в 37 году в сельсовете это урал, а так никому не давали приказ.
    Можно было ещё переселится, например в мурманскую область. Тоже давали но уже там.

  6. Рейтинг: 1+
    ashkaa777 (Ashkaa) 11 марта 2010, 13:40 #

    У меня отец рассказывал, что единственным способом молодежи уехать из колхоза, это поступить куда то учиться. Он поступил в ФЗУ и после работал на различных ударных стройках.

    И как, интересно, бабушку взяли работать в банк бухгалтером без образования?

    • Рейтинг: 1+
      shamba 11 марта 2010, 13:47 #

      Про "без образования" — ты где-то вычитал или сам придумал?

    • Рейтинг: 1+
      KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 15:12 #

      единственный способ — это поступить куда то учиться... так а кому был нужен на заводе человек, не имеющий профессии? Просто ехали учиться и оставались по профессии, а еще ехали учиться на механизаторов, возвращались в деревню, а после "практики" лучших опять отправляли на учебу и если человек был смекалистый — его никто назад просто не отпускал — оставляли учиться дальше и в деревню он иной раз возвращался уже старшим механизатором, а то и мастером механиком... впрочем с равной долей вероятности механиком можно было остаться и в городе.

    • Рейтинг: 0+
      shamba 11 марта 2010, 15:41 #

      А если не поступать учиться никуда — кем работать? Дворником? Истопником? Жить под лестницей?

      • Рейтинг: 0+
        KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 16:18 #

        как Вы полагаете, как жили до Революции рабочие? Квалифицированный (читай — обученный) работник мог в одиночку содержать семью, но таковых были единицы на общем фоне немало было заводиков на которых например паровыми молотами управляли ИНЖЕНЕРЫ, а это, пардон, другое сословие и жили они отнюдь не под лестницей, в то время как подавляющее большинство жило в бараках.

        • Рейтинг: 0+
          shamba 11 марта 2010, 16:25 #

          А можно стать инженером нигде не учась?

          Пахал межу 8 лет, стукнула моча в голову — "хочу в город" — и стал инженером? Или как?

          • Рейтинг: 0+
            KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 17:43 #

            нет, конечно. При коммунистах попадали в инженерА или "самые сознательные", те для кого учеба была делом чести, или самые башковитые. В любом случае нужно было иметь рекомендацию "с мест" да и вернуться в село недоучившись было бы редким позором... Ну а что при буржуях происходит в сфере образования — видим выглянув в окно.

            • Рейтинг: 0+
              shamba 11 марта 2010, 17:52 #

              То есть, обида на "динственным способом молодежи уехать из колхоза, это поступить куда то учиться" — полный бред.

              Просто хотелось бы узнать у бредуна, какие иные способы уехать из колхоза ему больше нравятся.

              • Рейтинг: 0+
                KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 18:04 #

                Простите, а почему Вы мне вопросы задаете? Я вот например знаю нынешнее положение дел с молодежью на селе на собственном опыте — ко мне раз за разом подходят посоветоваться — какой взять дитю компьютер и раз за разом история одна и та же: Пусть учится и работает потом в городе, нечего здесь корячиться... Спрашиваю: "Ну а вы то чего в селе сидите", а в ответ: "ну ты не сравнивай, тогда было ДРУГОЕ ВРЕМЯ".

                • Рейтинг: 0+
                  shamba 11 марта 2010, 22:27 #

                  Вопрос был сразу задан ашка, а почему ты отвечать взялся — откуда ж мне знать?

  7. Рейтинг: 0+
    Yurko 11 марта 2010, 13:38 #

    паспорт выдали только в городе

  8. Рейтинг: 0+
    Yurko 11 марта 2010, 13:37 #

    Моя мама родилась в деревне тверской обл Кимрского района ходила в школу за 5км окончила 6ти летку или 8 щас не помню после войны работала в сельсовете писарем т. к. взрослые (в основном тётки ) были не грамотные, мамка изменяла дату рождения у себя и сестры , чтоб меньше налогов брали и в город они ушли только когда маманаписала справку и поставила втихаря печать сельсоветовскую, которую за неимением сейфа председательша прятала за божницей

  9. Рейтинг: 0+
    Dane 11 марта 2010, 13:05 #

    Хмм. А мой дед (дай бог ему здоровья) рассказывал, что в 15 лет вынужден был пойти работать, т.к.дома есть было нечего. Что их семью пять раз раскулачивали и что раскулачивание это значит забирали все подчистую. И это было в Белорусии — богатой на природу и урожай местности.
    Насчет помогать: так ведь всегда в русском народе была душевная потребность делиться последним.
    С паспортами вообще история темная. Я Вам найду сотню свидетельств за ту или иную точку зрения.

    Автор не надо делать такие далеко идущие выводы (по поводу голодомора, и паспортов) на основании только одного отдельного факта, а то мы можем очень сильно промахнуться. Задумайтесь: в голодном Ленинграде (во время блокады) в Смольном питались достаточно хорошо. Так что же, по Вашей логиге, в блокаду не было голода?

    • Рейтинг: 1+
      KPOXA_EHOT (И так бывает!) 11 марта 2010, 16:21 #

      моих родных (по отцу) раскулачивали "всего" четырежды, прадеда не брали в армию по мобилизации, он удрал на фронт, подделав документы, потом все открылось, и были разборки с "особистами".. ну ничего, закончил войну в Чехословакии командиром танкового взвода.

  10. Рейтинг: -5+
    giacynt 11 марта 2010, 13:03 #
    • Рейтинг: 0+
      shamba 11 марта 2010, 13:10 #

      На те же, на которые позже самолёты и танки покупали. А про "не имевший денег" — это ты сам придумал, обычная демагогия у тебя.

    • Рейтинг: 2+
      valeraaa 11 марта 2010, 13:23 #

      В те годы были БЕСПЛАТНЫЕ путевки в САНАТОРИИ и ДОМА ОТДЫХА в Крыму, так что деньги тогда не всё решали. Иди сейчас найди бесплатную путёвку на 20 дней в Крым да ещё в санаторий.

      • Рейтинг: 2+
        roor 11 марта 2010, 13:56 #

        Да,путевки санатории и прочие дома отдыха ,были бесплатными!Платил ПРОФСОЮЗ!!!Членами(прсти господи!)были ВСЕ РАБОТАЮЩИЕ ГРАЖДАНЕ СССР!Каждый месяц при выдаче зарплаты,удерживалась определённая сумма(кажется 2-3% от суммы выплаты- забыл уже!),которая шла на разные социальные нужды,в том числе и на путёвки.Так что бесплатность была относительной.Да и путёвки выдавали не каждый год и не всем!

        • Рейтинг: 0+
          torpedomoscow 11 марта 2010, 17:43 #

          "Пиво отпускается только членам профсоюза"
          (с) Ильф, Петров

  11. Рейтинг: 1+
    LuckyWalrus 11 марта 2010, 12:22 #

    Ну, в общем-то, отчасти я соглашусь с докладчиком.

    Моя бабушка примерно в это же время переехала из сибирской деревни да не куда-нибудь, а в Ленинград!.. Где окончила Медицинский с отличием... Никакое "советское крепостное право", так любимое нашими нынешними "историками" — ей этого сделать не помешало.

    • Рейтинг: 0+
      ProfUser 11 марта 2010, 12:52 #

      Ну, блин, ты даешь. Сравнил Сибирь с Украиной !!!

      • Рейтинг: 1+
        shamba 11 марта 2010, 13:04 #

        А что, на Украине было настоящее крепостное право до 1991 года, в отличие от Сибири?

        • Рейтинг: 0+
          roor 11 марта 2010, 14:09 #

          Да,shamba! В Сибире НЕ БЫЛО КРЕПОСТНОГО ПРАВА!Совсем не было!!!Парадокс Российской Империи! И ,соответственно, и уклад жизни был другой,и отношение к окружаещему миру другое!"Поменьше читайте советских газет перед обедом"!
          А ,так, shamba найдите правила паспортного контроля в СССР и почитайте. Они были напечатаны не последнем листе оного,чтоб народ не забывал КТО в доме ХОЗЯИН!

          • Рейтинг: 0+
            shamba 11 марта 2010, 14:12 #

            Чего сказать-то хотел, а то за восклицательными знаками и не разобрать.

            Значит, ты утверждаешь, что на Украине было крепостное право вплоть до 1991 года?

            И это, подлечись, нервы надо беречь.

  12. Рейтинг: -5+
    howcast 11 марта 2010, 12:20 #
    • Рейтинг: 3+
      Konrad45 11 марта 2010, 12:41 #

      Пока голословное трындение только с вашей стороны.

      • Рейтинг: 0+
        uran77777 11 марта 2010, 13:07 #

        Доподлинно извесно, что Сталин сожрал миллион младенцев лично и организовал голодомор.

    • Рейтинг: 0+
      torpedomoscow 11 марта 2010, 17:51 #

      Ну почему же "низкая ложь"? Вполне возможно, что история правдивая и на фотографиях настоящие колхозницы. Это ведь старый прием: взять частное и экстраполировать его на общее.

      Снимаем Рублевку с ее особняками и лимузинами, и делаем убедительный оптимистический фоторепортаж: "Как живут москвичи". Снимаем бомжей и нищих по грязным закоулкам Бирюлево и делаем не менее убедительный пессимистический репортаж: "Как живут москвичи".

      По существу фотографий. Вы заметили, что на пляже главнейшего курорта почему-то очень мало народа? И море за женщинами почти пустое, и на берегу толпы отдыхающих не наблюдается... К чему бы это?

      • Рейтинг: 0+
        Konrad45 11 марта 2010, 20:22 #

        Одно НО сейчас разрыв между жителями рублевки и трудящимися более чем в сто раз В 30-е года разрыва практически не было никакого. Вспомните хотябы пляжи в Крыму — яблоку негде упасть Сейчас же отдыхающий от отдыхающего на расстоянии километра.

        • Рейтинг: 0+
          torpedomoscow 11 марта 2010, 22:05 #

          Я не жил в тридцатые годы, поэтому не могу подсчитать количество раз, коим выражается разрыв.

          И на море не был уже лет восемь как. В 1989 г. на пляжах крымской Феодосии было много народу; в 2000 г. на городском пляже Туапсе — тоже...

  13. Рейтинг: 3+
    dfidfi 11 марта 2010, 12:16 #

    Держи + ,"Голодомор"(Украинский) это хуета. Бабушка спасаясь от голода,(во времена "голодомора") переехала из Курска в Белую Церковь(Украина) и выростила шестерых детей! Сама! Так как дед, после погиб на войне.

  14. Рейтинг: -5+
    banzan 11 марта 2010, 12:13 #
  15. Рейтинг: -1+
    supremator 11 марта 2010, 11:59 #

    ..."Голод возник из-за того, что кто-то ночью вывез у них амбар картошки. ....
    Итак, выводы: голод возник из-за кражи, а не из-за "голодомора""
    — ну ваще...
    в каком классе учитесь?

  16. Рейтинг: -2+
    ProfUser 11 марта 2010, 11:52 #

    Бабушка явно чего не договаривает... http://img11.nnm.ru/e/9/8/f/2/79fc35217d8e583b86a0285c272.gif

    • Рейтинг: -4+
      cgjycjh 11 марта 2010, 11:57 #

      Думаю, осведомители НКВД имели кой-какие поблажки в то время :-)

  17. Рейтинг: 2+
    virtual2005 11 марта 2010, 11:44 #

    Я так думаю. что по разному жили. Наверное, до сих пор среди крестьян (если они вообще еще остались) есть люди, которые море только на картинках видели.

  18. Рейтинг: -5+
    finsbury3 11 марта 2010, 11:19 #
    • Рейтинг: 1+
      gensin 11 марта 2010, 12:29 #

      фигню городите, господин.

  19. Рейтинг: 0+
    builder 11 марта 2010, 10:50 #

    в полку туканов прибыло

  20. Рейтинг: 0+
    windjammer (Windjammer) 11 марта 2010, 09:58 #

    Обобщения в тексте поста тенденциозны.

    • Рейтинг: 0+
      pravilo1 11 марта 2010, 10:42 #

      Да ты что?! Не может быть!

комментарии
^ Наверх