Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком?

Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком?

Зачем ходить в церковь, если Бог в душе? Не важнее ли быть хорошим человеком? Сегодня часто можно услышать эти вопросы. А может ли и должна ли Церковь делать людей хорошими? В чем истинный смысл церковной жизни? О «хороших людях» в церкви и вне ее мы поговорили со священником московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергием Фейзулиным.

Сегодня многие люди хотя и не отрицают веру, хотя и признают Бога, но с церковной жизнью не имеют ничего общего, считая, что Бог у них в душе, и искать Его нужно именно там, а не в построенном человеческими руками храме.

----------------------<cut>----------------------

Сразу вспоминается один эпизод из моей священнической практики. Жена одного человека решила привести его в церковь. Она ходила уже сама несколько раз, была на исповеди, причащалась, а муж ее отказывался. И вот она как-то расстроенная стоит – муж рядом с храмом, но не заходит. Я предложил пойти познакомиться с ним. Очень хороший, приятный человек, но отказывался зайти, потому что у него «Бог в душе». Я помолился про себя, думаю, ну что ему сейчас сказать, и вдруг меня осенило, я говорю: «Скажите, а завтракаете вы тоже в душе?» Он как-то так смешался, задумался и так смущенно говорит: «Нет». Так вот, подумайте над этим, вера – это то, что должно быть осуществляемо практически, вера не может быть теоретическая, она должна быть живая, подтвержденная жизнью, непосредственно, нашими поступками.

Но почему нельзя осуществлять веру практически, просто живя по совести, стараясь исполнять заповеди, творить добрые дела? Многие считают, что гораздо важнее быть хорошим человеком, чем регулярно ходить в церковь.

Что такое быть хорошим человеком? Это настолько относительное понятие, все люди хорошие. Бог создал все свое творение хорошим, и человек есть венец творения, самая совершенная его часть. Человек может быть подобен Богу, он есть образ Божий – каждый человек! Независимо от того, знает он об этом или не знает, пытается ли он найти в себе этот образ Божий и осуществить его, приблизиться к Богу, стать похожим на Него, стать Ему родным. Этого Господь ждет от нас – чтобы мы уподобились Ему. А в этом смысле – каждый человек хорош, и не просто хорош, каждый человек прекрасен, человек – это совершенство.

Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный человек”, – это очень относительная вещь, все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень хороши. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях. Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Для кого хороший? Церковь не призывает нас быть хорошими, более того, желание «быть хорошим» – это очень опасно. Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение, на это затрачивается очень много душевных усилий, и это страшная вещь. Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами.

Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть святыми, это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда должно быть мало, должна быть великая жажда. Любовь – это когда я всегда во всем ищу собственную вину, в каких-то обстоятельствах, в общении с людьми, в семейных, в профессиональных отношениях. Я чувствую, что у меня всегда не хватает любви. Мы призваны – «Будьте святы, как Я свят». И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, недостаточным, чувствует свои недостатки – недостаток веры, надежды, и конечно, любви, недостаток благочестия, молитвенности. В общем-то, это в любом творческом деле так – как только человек начинает удовлетворяться, возникает самодовольство, которое ограничивает его творческие импульсы, и человек замирает, остывает, его творческий огонь не освещает больше его жизнь.

Это как раз очень страшная мысль и очень обывательское представление, что достаточно быть хорошим человеком. Но, слава Богу, Господь помогает нам почувствовать эту свою недостаточность через какие-то обстоятельства, когда мы видим, что у нас нет любви к людям, что мы не можем устоять перед какими-то соблазнами, падаем,– это тоже милость Божья, таким образом самый главный грех обнаруживается – это самодовольство, это себялюбие. Оно противоположно любви. Любовь – это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, и святые – это люди, которые всю жизнь живут в сознании собственной малости, именно поэтому им становится доступно величие Божие. Церковь не призывает нас быть хорошими, это глубочайшее заблуждение. Церковь помогает человеку почувствовать как раз свою греховность, почувствовать глубокую нарушенность личности, глубокую болезнь личности. И Церковь, одновременно обнаруживая эту болезнь, ее и исцеляет.

Почему же только Церковь может исцелить человека? Почему он не может спасаться сам по себе, зачем обязательно быть частью Церкви?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», – говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Однако, как часто мы видим одну только внешнюю «церковность», но на деле – отсутствие любви и какую-то закостенелость. Сколько людей исправно посещают церковь, но живут совсем не по Евангелию. И исповедь их нередко формальна, и причастие – «привычно». И в то же время, встречаются потрясающие люди, совсем далекие от церкви, даже убежденные атеисты, но живущие – на деле, а не на словах – истинно христианской жизнью.

Да, такое возможно, но это недоразумение, как в том, так и в другом случае. То есть человек чего-то недопонял в своей жизни. «По плодам их узнаете их», «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»,– говорит Христос. Когда человек пытается воцерковиться, он как бы меняет оболочку, надевает длинную юбку, отращивает бороду или еще что-то такое, а сущность, внутренность его, она в каком-то замороженном состоянии пребывает. Он сохраняет себялюбие, сохраняет отчужденность от людей.

Если человек формально относится к себе, он поверхностно воспринимает и мало значения придает своему внутреннему миру (таких людей тоже много, к сожалению), то для него и исповедь формальна – перечисление, наименование грехов. Человек не сознает самое опасное как раз – он хочет быть «хорошим». Хочет быть хорошим в собственных глазах, быть в ладу со своей совестью, в ладу с людьми. Для него это страшное разочарование – оказаться ничтожным, пустым, далеким от великих каких-то вещей. И человек внутренне бессознательно сопротивляется такому страшному знанию, он выстраивает психологические защиты, он пытается спрятаться от самого себя, от Бога, в какую-то тень уйти. Поэтому для него проще назвать какие-то грехи, чем попытаться понять, в чем же он виноват на самом деле.

Ну, а если человек пришел в церковь только потому, что ему кто-то посоветовал – у тебя плохое самочувствие, ты болеешь, ты вот сходи, и у тебя все наладится в жизни – это глубоко противно христианскому отношению вообще к жизни, такая модель восприятия себя и своего места в жизни. Может быть, с этим, конечно, он и останется, к сожалению.

И атеист, который по сути своей христианин и по сути своей несет в себе любовь, радость – это тоже недоразумение, то есть недопонимание, недодуманность какая-то. Это атеизм иллюзии, когда человек не понимает, о чем он говорит. Когда начинаешь с таким человеком общаться, выясняешь, что он верующий человек, и жизнь его, по сути, церковна, то есть он любовью связан с другими людьми. Но он не додумал самую важную мысль. Он живет, подчиняясь не мысли, а своему сердцу, интуиции. Такие люди часто очень страдают в жизни, потому что многие вещи не могут принять, они пытаются отделить свет от тьмы, зерна от плевел, любовь от лицемерия и не могут этого сделать, очень часто ощущая тщету всего того, что они делают. Им недоступно Богообщение, поэтому полноты бытия у них все равно нет. У них есть любовь как деятельность, но любовь как полнота жизни для них недоступна.

А так ли доступно Богообщение в церкви? Ведь там мы встречаем так много несовершенного, неправильного, отвлекающего, множество людей, со всеми их недостатками. Чтобы общаться с Богом, люди ищут уединения, зачем же нужно это разноречивое скопление людей?

Первая церковь – это Адам и Ева, а вообще первая Церковь – это Троица. Ведь если мы говорим о любви, а Бог есть любовь, сказано в Евангелии, значит, любовь должна на кого-то изливаться. Любовь – это когда ради кого-то я готов даже жизнь свою отдать, я готов умереть ради этого человека. Поэтому не может человек, находясь один, находясь в одиночестве, осуществить высший смысл. Конечно, подвижники-пустынники являются в этом смысле исключением. У подвижников это особый дар Божий – находясь в одиночестве, точнее, в уединении, осуществлять высший смысл. А высший смысл – это любовь. Она неосуществима в одиночестве. Человек должен выйти за пределы, за собственную оболочку, чтобы разрешить проблему любви. Любовь – это когда кого-то ты любишь. Поэтому Бог – это Святая Троица. Как сказал один богослов, если мы понимаем Троицу, мы понимаем, что такое любовь. И напротив, если мы чувствуем любовь, то для нас тайна Святой Троицы становится очевидной. Потому что любовь – это когда ты стремишься отдать кому-то что-то. Когда ты любишь сам себя, то это не любовь, это замыкание в самом себе, это уже почти болезнь. Поэтому в наше время, когда многие люди думают, что можно прожить без Церкви, мы видим, я думаю, такую пандемию психических патологий. Особенно в странах, где религия совершенно четко отделена от государства, где у людей разрушена традиция общежития, где нарушено бытие народа, и люди разделены на островки индивидуальной жизни. Что интересно, после Реформации, когда в протестантских храмах люди перестали исповедоваться, через какое-то время психология становится самостоятельной наукой, и возникает психоанализ как попытка хоть какого-то исцеления. Возвращается языческое отношение к человеку как к мере всех вещей. Возникает сначала антропоцентризм – вокруг человека начинает вращаться вселенная, и потом это приводит уже через какое-то время к разным патологиям в области душевной жизни.

У человека должна быть ответственность и за себя, и за других. Отвечать за себя только перед самим собой – это трагизм, потому что рано или поздно мы чувствуем свою ограниченность и недостаточность, свою немощь и какую-то слабость. И любой человек чувствует потребность в прощении, потому что у каждого, каким бы прекрасным он ни был, все равно в тайниках души возникают какие-то помыслы, человек никакой не может быть идеален. А мы призваны к святости: «Будьте совершенны как Отец ваш Небесный», – говорит Христос. Поэтому святость непременно включает в себя чувство своей недостаточности, глубокое сознание своей греховности, но это одновременно и вера в то, что великий Бог, Владыка мира, тем не менее, любит меня вот таким, какой я есть. Это примиряет. Не я сам себе судья, а Бог мне судья. Бог, распятый на кресте за меня – вот суд Божий. Взять мой грех на себя, взять мою боль, умереть за меня. Когда это чувствуешь, когда невинный Бог берет нашу вину на себя, что может быть кроме благодарности? Любовь – это когда человеку стыдно за себя и за других людей, он чувствует зло, которое они совершают, как свое собственное. Чувствует, что другой человек совершил нечто, но меня это касается, потому что я тоже человек. Это и есть полнота церковности, это и есть жизнь в Церкви.

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    gena26 12 марта 2010, 00:28 #

    Мне кажется, что многие из откликнувшихся не обратили внимание на существенную разницу, о которой говорит автор, между понятиями "хороший человек" и "человек посещающий церковь". Хроший — это бытовая, относительная дефениция, которая характеризует некое, уже состоявшееся качество. Этот подход может завести куда угодно. Чего греха таить, для многих миллионов немцев Гитлер тоже был хорошим человеком для своего времени.
    А человек в церкви, это человек знающий или познающий дорогу к светлому, вечным ценностям бытия... Понятно, что знать дорогу еще не значит ее пройти....

  2. Рейтинг: 0+
    serpos 4 марта 2010, 18:23 #

    православные ответьте пожалуйста вопрос: я завел котенка, я не желаю чтобы его загрызли собаки, не желаю чтобы он упал с балкона, чтобы он утонул. Так почему Бог регулярно допускает убийства, самоубийства и несчастные случаи? Только не надо про свободу воли затирать. Всемогущий мог бы создать мир с не такими "хрупкими" телами или с другими физическими параметрами Вселенной. Так почему же? Почему сам процесс жизни непрерывно связан с убийством живых созданий начиная с животных и кончая растениями? Нельзя создать мир купающегося в чистой энергии Солнца?

  3. Рейтинг: 0+
    McTSIMCO 1 марта 2010, 12:40 #

    Автор — сволочь и провокатор. Оперирует подменой понятий "Вера" и "Религия".

    • Рейтинг: 1+
      himanru 4 марта 2010, 18:23 #

      Ваша реакция как раз таки показательна. "За деревьями леса не видеть" называется. Речь в статье идет о невозможности спасения православного без воцерковления, об абсолютизации принципа релятивизма в нынешнем мире — и даже в сфере морали, чести, долга. Привычно пребывая в состоянии "обыденного сознания", вы даже не замечаете предопределенность ваших слов и поступков навязанными вам извне директивами, чуждыми душевному (не говоря уж о духовном) порядку человека.

  4. Рейтинг: 0+
    bigint 1 марта 2010, 01:30 #

    ...можно и в школу не ходить, а учится самостоятельно, и остаться хорошим человеком, может даже в чем то преуспеть.
    Но по чему же так не делают повсеместно, потому что тех кто научится самостоятельно всяким наукам мало, избранных гениев обычно единицы.
    А обычным ученикам нужен учитель, нужен тот кто подскажет об ошибке и кто укажет как лучше ее исправить.

    из личного опыта, когда бьешься над какой то проблемой (в программировании) один, то можешь просидеть над ней несколько дней, а если ты не один, а с товарищем, то порой у товарища этот вопрос решается за пару минут, может он просто уже знал решение, может он тут как то не стандартно подошел к вопросу.

  5. Рейтинг: 0+
    mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 28 февраля 2010, 12:54 #

    Давайте возьмем фильм "Остров". Есть хороший Человек (в роли Мамонова), который далек от РПЦ и даже издевается над ее обрядами и батюшками. Бог у него в душе. Почему этот фильм так нравится православным?

    • Рейтинг: 0+
      vladd_i 28 февраля 2010, 13:09 #

      Хороший сценарий, хорошие актёры... хорошее лицедейство. Мамонов ни над кем не издевается, он хорошо работает. А интервью после фильма его где то у меня есть ... пороюсь в архивах, если найду — ... ждите.

    • Рейтинг: 0+
      vladd_i 28 февраля 2010, 13:14 #

      "В кинокартине "Остров" я играл человека, которого полностью понимал, пусть и на своем мелком уровне....
      ...Для меня христианство — вообще не религия. Я всем своим существом вижу, что это просто правда, и лично я от нее очень далек. Вот и вся история", — заявил П. Мамонов в интервью газете "Комсомольская правда"...
      А насчёт фильма... Посмотрите его ещё раз, если смотрели и ... хотя Вам многое видится не с "той точки". Христианин видит обличение, а Вы издевательство и т.д.

      • Рейтинг: 0+
        mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 28 февраля 2010, 13:44 #

        Хорошо, обличение. Но если бы вы избирали в патриархи, батюшки, диаконы по святости, а не по деловым качествам, разве это было бы не лучше для РПЦ. А то у вас батюшки отдельно, святые отдельно. и если что: Все мы грешны...

        • Рейтинг: 0+
          vladd_i 28 февраля 2010, 14:52 #

          Здесь Вы недалеки от истины... И затрагиваете очень больной вопрос церковного устроения. Но нам с Вами его не решить, а посему не полезно его здесь обсуждать. А ведь это одна из причин успеха фильма "Остров"... Обличал, иной раз и через юродство, но не молчал. Такую любовь редко встретишь...

        • Рейтинг: 1+
          vladd_i 28 февраля 2010, 15:00 #

          О "Боге в душе" ...
          Сегодня на Литургии поминался св. Григорий Палама, епископ Фесалоникийский... Отстаивал в своё время, что явление Фаворского Света не есть прелесть и что люди при жизни могут его источать... Вот у кого был Бог в душе!!! Неземным светом светились. Но для этого много трудов надо. Очистить так душу свою, чтоб "стяжать Святого Духа". А мы ленивые и хитроумные на своё оправдание...

  6. Когда-то тут был комментарий

  7. Рейтинг: 0+
    unlawful 28 февраля 2010, 00:14 #

    Судя по каментам — многим ходить не надо. Ибо они "святые".

    • Рейтинг: 0+
      vladd_i 28 февраля 2010, 00:31 #

      Как для бывшего бауманца — так даже неплохо... Но не всеж жестянщики, нам бы попроще вопросик, да попонятнее формулировочка...

      • Рейтинг: -1+
        unlawful 28 февраля 2010, 00:34 #

        Всё просто. Погуглите "учёные и вера в бога". Там учёные ДОСТУПНО высказываются.

        • Рейтинг: 0+
          vladd_i 28 февраля 2010, 00:37 #

          Учёные — в смысле, что они долго учились? Я к ДОСТУПНОМУ отношусь очень осторожно... Как правило оно не есть хорошо...

          • Рейтинг: -1+
            unlawful 28 февраля 2010, 03:50 #

            А человек,создавший теорию относительности "долго учился"? Он там тож есть.

            • Рейтинг: -1+
              vladd_i 28 февраля 2010, 12:24 #

              Создавший?????????

              • Рейтинг: -1+
                unlawful 28 февраля 2010, 18:33 #

                Теории таки да....создают и обосновывают.Читать срочно!

  8. Рейтинг: 2+
    mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 27 февраля 2010, 20:56 #

    Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком?
    Не читая, можно сказать сразу, что ответят церковники.))
    Что важнее быть негодяем и ходить в церковь или быть хорошим человеком и не ходить туда, пожалуй, введет их в ступор...

    • Рейтинг: -2+
      SPECING32 27 февраля 2010, 21:17 #

      Если ты негодяй и пришел в церковь это очень важно, значит он не совсем потерянный для людей и Бога человек, Господь не отвернулся от него!!! Если хороший человек — а разве человек без греха бывает! Ваш критерий хорошего человека! Может для вас он хороший человек, а для другого мразь и дрянь! Суждение человека и человеке субъективно! Только Бог знает хороший человек или плохой.

      • Рейтинг: 1+
        mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 27 февраля 2010, 22:28 #

        Бог, но не церковники. То есть мы подошли к субъективности понятий добра и зла, и только Бог знает, а что Он знает Человеку знать не дано, Бог, вообще, трансцендентен, все остальное профанация и субъективные суждения о Нем. Отсюда мораль — вся мораль Человеческая и к Божьему понятию о морали может не иметь никакого отношения.

        • Рейтинг: -2+
          SPECING32 27 февраля 2010, 22:35 #

          Субъективность только с точки зрения человека! А Батюшки посредники между мирянином и Богом! Поэтому они знают побольше нашего!

          • Рейтинг: 1+
            mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 27 февраля 2010, 22:38 #

            То батюшки грешны, то вдруг они дилеры...

            • Рейтинг: -2+
              SPECING32 27 февраля 2010, 22:53 #

              Все мы люди все человеки а причем здесь дилеры? Поясните пожайлуста!

          • Рейтинг: 0+
            vladd_i 27 февраля 2010, 22:58 #

            Опупеть можно Вас читаючи.... Какой посредник? Этот латинизм, вкравшийся в православие не то во времена Петра Могилы, не то привнесённый Никоном есть вреднейшее искажение извращающее представление о священстве...
            А в церковь ходить надо. Ходить вообще полезно — доктора рекомендуют...

            • Рейтинг: -2+
              SPECING32 27 февраля 2010, 23:01 #

              Какой латинизм? А в какой роли батюшка выступает во время исповеди?

              • Рейтинг: 0+
                vladd_i 27 февраля 2010, 23:11 #

                Свидетеля покаяния.

                • Рейтинг: -2+
                  SPECING32 27 февраля 2010, 23:22 #

                  Ну вот я опять ошибся!! Конечно да!!! Да наверное посредник слишком вычюрно. но я именно это хотел сказать :))

            • Рейтинг: -2+
              SPECING32 27 февраля 2010, 23:03 #

              Только не Никоном Нив коем разе Вы ошибаетесь.

              • Рейтинг: 0+
                vladd_i 27 февраля 2010, 23:15 #

                ... в старом обряде нет фразы "... властью данной мне ... прощаю..." Если и не он "принёс", то узаконил при "обновлении" книг — точно.

                • Рейтинг: -2+
                  SPECING32 27 февраля 2010, 23:17 #

                  Но обновлял то он то есть Никон в соответствии с греческой православной Церковью! А почему обновлял? Так это после смутного времени! вот где ересей то было!

                  • Рейтинг: 1+
                    vladd_i 27 февраля 2010, 23:23 #

                    Вы поинтересуйтесь где в это время была "греческая церковь"? ... В унии с католиками, куда и мы чуть не угодили с лёгкой руки Исидора... (если память не изменяет)...

                    • Рейтинг: -1+
                      SPECING32 27 февраля 2010, 23:26 #

                      Не могу сказать правда не помню надо смотреть! Но хорошо все таки не угодили!:)))

                      • Рейтинг: 1+
                        vladd_i 27 февраля 2010, 23:38 #

                        Не надо, а обязательно надо! Период сложнейший, и как остро видна роль личности.
                        ...Формально — не угодили, но нахватались — ..."как сучка блох"...

                        • Рейтинг: -1+
                          SPECING32 27 февраля 2010, 23:51 #

                          По поводу личности согласен!

        • Рейтинг: -1+
          SPECING32 27 февраля 2010, 22:39 #

          Вся мораль в евангелии. поинтересуйтесь полезно иногда!

        • Рейтинг: 0+
          vladd_i 27 февраля 2010, 23:33 #

          У Бога не "понятия". У Бога — Истина. И Он постепенно вносит свои коррективы в "человеческую" мораль, Заповеди разные подкидывает, запреты накладывает...

          • Рейтинг: -1+
            SPECING32 27 февраля 2010, 23:40 #

            Бог не подкидывает заповеди!

            • Рейтинг: 0+
              vladd_i 27 февраля 2010, 23:44 #

              ...это ответ на 22 — 28, ...

          • Рейтинг: 2+
            mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 27 февраля 2010, 23:52 #

            А если маленький мальчик, засунув пальчик в кипящее молоко, потом начинает дуть на воду — это тоже Бог скорректировал его?

            • Рейтинг: 0+
              vladd_i 27 февраля 2010, 23:59 #

              Он его таким создал — любопытным, но чувствующим боль...

              • Рейтинг: 1+
                mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 28 февраля 2010, 00:03 #

                И он его научил дуть на воду или Человек сам до этого дошел. Мораль он дал, а вот про молоко не сказал.

                • Рейтинг: 0+
                  vladd_i 28 февраля 2010, 00:07 #

                  Он научил его учиться...

                  • Рейтинг: 2+
                    mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 28 февраля 2010, 10:35 #

                    Значит и до заповедей Человек дошел сам, иначе к чему Ему их заучивать?

                    • Рейтинг: 0+
                      vladd_i 28 февраля 2010, 13:23 #

                      Сам он дошёл до Содома с Гоморой... Нагоргная Проповедь и Новозаветные Заповеди — основное доказательство божественности Иисуса Христа. И их не заучивать надо, а жить ими...

          • Рейтинг: 1+
            mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 27 февраля 2010, 23:58 #

            Мораль существовала всегда. При первобытнообщинном коммунизме она была одна, при политеизме другая, при монотеизме третья. И в каждой последующей морали можно найти отголоски предыдущей. И вообще, мораль привязана к классу. Правящему...

            • Рейтинг: -2+
              SPECING32 28 февраля 2010, 00:09 #

              Первобытнообщинном коммунизме??!!! Широко шагаешь!!!:))))) Это к какому классу была привязана мораль Евангелия?

            • Рейтинг: 0+
              vladd_i 28 февраля 2010, 00:09 #

              Христос не относился к правящему классу... Христианство (до Константина) — внеклассово.

    • Рейтинг: 0+
      vladd_i 27 февраля 2010, 23:03 #

      Да уж... Каков вопрос — таковы и ответы...

    • Рейтинг: 0+
      unlawful 28 февраля 2010, 04:06 #

      Дайте тогда определение словам "хороший" и "негодяй". Это Вас в ступор не введёт?

      • Рейтинг: 2+
        mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 28 февраля 2010, 09:59 #

        Не убий
        Не укради
        Не возжелай
        Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
        Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
        Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
        Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
        Нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
        Такой человек хороший, все остальные — негодяи.

        • Рейтинг: 0+
          vladd_i 28 февраля 2010, 12:49 #

          Лучшее — враг хорошего.... Читайте Евангелие, Нагорную проповедь.... А то , что Вы соизволили перечислить — хорошо, но не достаточно для "выживания".
          Нетерпимость... , взаимное, типа ты мне — я тебе... гуманные отношения... Кодекс вечных строителей светлого вчера... Взятое из Заповедей Ветхого Завета...

          • Рейтинг: 1+
            mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 28 февраля 2010, 13:12 #

            Можно убить, если это способствует твоему процветанию
            Не украдешь — не проживешь
            Легализуем проституцию
            Обмани ближнего
            Выживает сильнейший, человек человеку — волк
            Карьера — превыше всего
            Нация, к которой ты принадлежишь — самая лучшая, все остальные — отребье
            Современный кодекс строителя капитализма. Незаметно, чтобы РПЦ выступала против правящего класса, даже наоборот.

            • Рейтинг: -1+
              vladd_i 28 февраля 2010, 15:11 #

              Коммунизма, капитализма.... Наше дело сторона, сиди на солнышке, кости грей... РПЦ — это не вся Церковь, а "выступать" против правящего класса христианство возбраняет... "Возлюби врагов своих..." Борьба — пройденный этап, зло порождает зло...

              • Рейтинг: 1+
                mongol6 (Юнджамийнг Быколай О) 28 февраля 2010, 17:40 #

                ХитрО. Залюбить врага досмерти))

                • Рейтинг: 0+
                  vladd_i 7 марта 2010, 00:06 #

                  Брань наша не с плотью и кровью, а с духами поднебесными...

  9. Рейтинг: 0+
    harb 27 февраля 2010, 19:47 #

    Слова Апостола, конечно, замечательны, но только вот именно _мирскому_ сознанию понимание «Церкви, как тела Христово» неблизко. Слишком "узкопрофильный" символизм. По крайней мере на моей памяти людям требовалось "попонятнее"..

    • Рейтинг: -1+
      vladd_i 27 февраля 2010, 23:08 #

      Трудно представить что либо более понятное чем Евангелие. Вся беда — буков много и маленькие такие...

      • Рейтинг: -1+
        SPECING32 27 февраля 2010, 23:28 #

        Да ладно надо взять Евангелие и Златоуста и все будет понятно!

        • Рейтинг: -1+
          vladd_i 27 февраля 2010, 23:47 #

          ?

          • Рейтинг: -1+
            SPECING32 27 февраля 2010, 23:49 #

            Ну я имею ввиду толкование на Евангелие от Златоуста

            • Рейтинг: -1+
              vladd_i 28 февраля 2010, 00:05 #

              Я понял что Вы имеете.. Я читал и периодически читаю Златоуста... Кстати только у него нашёл более развёрнутые толкования на пару моментов из Евангелий, хотя и Феофилакт неплох, но на мой взгляд он более что ли "тезисный"...

              • Рейтинг: -1+
                SPECING32 28 февраля 2010, 00:13 #

                Причем удивительно! Ну мне так кажется! Кант взял свои рассуждения у Златоуста!

                • Рейтинг: -1+
                  vladd_i 28 февраля 2010, 00:17 #

                  То что не наоборот — это точно, ... Кант не "прошёл" у меня дальше обязательной программы... и иже с ними.

                  • Рейтинг: -1+
                    SPECING32 28 февраля 2010, 00:23 #

                    Не правда одно и тоже! Эммануил видимо то же читал Златоуста!

                    • Рейтинг: -1+
                      vladd_i 28 февраля 2010, 00:43 #

                      Я рад за него...

        • Рейтинг: 0+
          harb 28 февраля 2010, 03:50 #

          >Да ладно надо взять Евангелие и Златоуста и все будет понятно!

          Верующему — безусловно. Вам, мне, многим другим, но хоть с какой-то христианской закваской. А вот "имеющему свою точку зрения" (тысячи их(с)) это все именно "много букв и непонятно о чем" + стиль. Если б сама не сталкивалась — не говорила б.

          • Рейтинг: -1+
            unlawful 28 февраля 2010, 05:59 #

            Даже просто читать его уже будет польза.Проводили исследования и самое полезное воздействие на мозг (да,да!) оказало чтение евангелия на церковно-славянском.Феномен? А вот к нам приходят наркоманы,алкоголики,сектанты и т.п. и ничего — Закон Божий (редакция для семьи и школы) я им советую и ок! Обычно или некому подсказать или нехочет сам человек.Кто хочет-ищет возможности,кто не хочет-ищет причины.Или и то и другое :-)

            • Рейтинг: -1+
              Eutamias 28 февраля 2010, 18:31 #

              Вам Харб о другом говорит. Правда, люди редко начинают знакомство с христианством с чтения Евангелия! Множество предрассудков и откровенной лжи, которая окружает православие, этому напрямую способствует. Как правило, сначала предпочитают почитать низкопробную критику и похвастаться своим "остроумием" и неординарным взглядом. Согласитесь, что книга современого священника, будет понятнее и по стилю изложения, и по освещаемой проблематике. Надо иметь широкое, целостное и полное восприятие веры и религии, чтобы понять, что в Евангелии уже все обо всем сказано, другими словами.

      • Рейтинг: 0+
        harb 28 февраля 2010, 03:43 #

        человек насквозь мирской вряд ли начнет именно с Евангелия. Это было бы слишком "классически". И дело не в "многобуквии", а именно в стиле.

        • Рейтинг: -1+
          vladd_i 28 февраля 2010, 12:57 #

          К сожалению другого пути нет... "Вначале было слово..."

  10. Рейтинг: 1+
    dzerik 27 февраля 2010, 11:16 #

    Спросите у мясника, нужно есть ли мясо, или вегетарианцы тоже хорошие люди.
    Спросите у хлепопека какой самый важный продукт.

    У любого попа качество жизни зависит от количества прихожан в его приходе. И было бы странно если бы этот Сергий Фейзулин сказал что в церковь ходить не обязательно

    • Рейтинг: -1+
      unlawful 27 февраля 2010, 22:32 #

      Т.е. если у меня на работе в основном приходят нищие.....их мало? А они разорившиеся наркоманы,алкоголики,лудоманы и т.д. и это как? А вот к сектантам мож и меньше приходят но их "пасторы" имеют больше денег....и что? Молодой человек....думать надо самому! Да.....а вот число растёт а денег всё меньше.Можно мне (как вы меня назовёте) объяснить данный "коллапс мысли"? Я вот учился и преподавал в "Бауманке" и одну мысль для себя усвоил: чтоб решить "неразрешимую" проблему — надо подняться на более высокий уровень.

  11. Рейтинг: 0+
    budhart 27 февраля 2010, 11:08 #

    Хорошая статья.

  12. Рейтинг: 3+
    moplen 27 февраля 2010, 07:48 #

    От любого наркотика голова идет кругом!

  13. Рейтинг: 3+
    vladd_i 27 февраля 2010, 00:23 #

    ...плохо перемешанный винегрет...

  14. Рейтинг: 0+
    qwert64 26 февраля 2010, 22:39 #

    спасибо

  15. Рейтинг: 2+
    argamak2 26 февраля 2010, 22:15 #

    Спасибо за статью.

  16. Рейтинг: -1+
    storoge (StoroЖ) 26 февраля 2010, 22:16 #

    М.б. кто-то доберётся до этого текста:
    К.С. Льюис "Хорошие ли люди христиане?"

    • Рейтинг: -1+
      SPECING32 26 февраля 2010, 22:17 #

      Читал

  17. Рейтинг: 3+
    delirium1 26 февраля 2010, 22:05 #

    Понимаю, что для "Апологета" такое мнение — лакомый кусок для тысячекратных нападок, но для меня то, что человек является верующим — скорее минус, говорящий об ограниченности и слабости внутреннего стержня. А человек, живущий "по-совести", стоИт и стОит для меня несоизмеримо выше.

    • Рейтинг: -2+
      SPECING32 26 февраля 2010, 22:15 #

      У каждого человека совесть разная! И убийца детей может оправдаться перед совестью как это сделал господин Никонов
      http://nnm.ru/blogs/SPECING32/dyhanie_chumy/#cut

    • Рейтинг: -3+
      argamak2 26 февраля 2010, 22:18 #

      А "по-советски" это как? За семьдесят лет соввласти этот термин употреблялся часто и по разным поводам.
      Что касается количества верующих — в начале дока есть тема с данными ОТКРЫТОЙ переписи населения — взгляните пожалуйста сколько было людей, объявивших себя верующими в 1937!!! году.

    • Когда-то тут был комментарий

    • Рейтинг: 3+
      nokiavelly (NokiavellY) 27 февраля 2010, 00:14 #

      Солидарен с вами. Богобоязненные (авраамического толка) аналогично вызывают несколько негативные эмоции.

      • Когда-то тут был комментарий

        • Рейтинг: 0+
          nokiavelly (NokiavellY) 28 февраля 2010, 18:41 #

          Не могли бы вы пояснить вопрос с уголовниками? А между богобоязненными и "сектантами-ваххабитами", равно как и любыми другими сектантами, я разницы не вижу.

    • Рейтинг: 1+
      storojev (storojev) 27 февраля 2010, 16:09 #

      Вы знаете, один мой друг, человек из тех сильных духом и телом, однажды признался мне, что если бы не было бы Бога, он бы жил по Ницше. Потому что без Бога (настоящего, а не философской категории) гуманизм, совесть и прочие добродетели были бы только измышлением трусов, слабаков и жуликов. И я с ним согласился...

      • Рейтинг: 4+
        Eutamias 27 февраля 2010, 17:11 #

        Бесполезно. Для атеистов все православные люди слабаки, рабы (Божьи), овцы и бараны в стаде (заблудшие), находятся постоянно в страхе (Божьем), сносят все плевки, подставляют щеки, и вообще, являются первыми жертвами мирового жидо-масонского заговора. Без страха наказания они не в состоянии себя вести согласно общечеловеческим ценностям, а отсутствие внутреннего стержня несомненно подтверждается тем, что православные надеятся не столько на себя и окружающих, сколько на своего Бога, все время молятся ему и просят помощи и заступничества.

        • Рейтинг: 0+
          storojev (storojev) 27 февраля 2010, 22:22 #

          Не знаю, может и бесполезно. А может нет. Вы же для чего-то написали эту статью, хотя она больше подходит для имеющих кое какой церковный опыт, чем для тех, у кого кто-то в душе.

          • Рейтинг: 0+
            vladd_i 28 февраля 2010, 00:50 #

            "...мы поговорили со священником московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергием Фейзулиным. ..."
            ?

            • Рейтинг: 0+
              storojev (storojev) 28 февраля 2010, 02:24 #

              Да, я прочитал.
              ?

    • Рейтинг: 1+
      unlawful 27 февраля 2010, 22:34 #

      Человек,создавший "теорию относительности" говорил: безумие не верить в Бога! Большее безумие — верить в него наполовину! Глупее Вас был?

  18. Рейтинг: 2+
    SPECING32 26 февраля 2010, 21:45 #

    Спасибо! Многие говорят "У меня Бог в душе"

    • Рейтинг: 3+
      wanfrried 26 февраля 2010, 21:58 #

      Статья как раз для них : )

    • Рейтинг: 1+
      lexxx1984 (Алексей Сергеевич) 27 февраля 2010, 08:02 #

      Особенно мусульмане.....но это отдельная тема....

      • Рейтинг: 3+
        lucky_777 27 февраля 2010, 09:41 #

        Хм... Мусульмане то как раз мечеть стараются посещать... И вообще проявляют большую религиозную солидарность... Так что связка верующий-семья-общество-мечеть у них сильна...

  19. Рейтинг: 3+
    wanfrried 26 февраля 2010, 21:39 #

    Большое спасибо! +
    Очень полезная статья.

комментарии
^ Наверх