Совет счастливым обладателям жестких дисков

Привет. Сегодня расскажу о маленькой полезной настройке современных жестких дисков,
которая позволяет значительно уменьшить шум от его работы.

Совет счастливым обладателям жестких дисков

Для тех, кто не слышал про AAM — добро пожаловать под кат.

----------------------<cut>----------------------

Вещь на самом деле, далеко не новая и многие о ней в курсе. Но еще больше народу о ней даже не слышали.

Итак, не буду тянуть кота за хвост — в большинстве современных жестких дисков есть такая функция, как AAM (Automatic Acoustic Management), позволяющая балансировать на грани тишины и производительности. Физический смысл — управление уровнем акустического шума, издаваемого блоком магнитных головок при чтении/записи. Изменение параметра позволяет влиять на время поиска дорожки, когда головка перемещается по радиусу диска до нахождения нужного цилиндра.

В большинстве случаев, в программах (как штатно поменять настройки в Windows, я не знаю) есть шкала от 0 до 255 (иногда — от 128 до 255). 0 (или 128) соответствует тишине (минимальной производительности), все что дальше — быстрее, выше, сильнее!
Некоторые производители вообще не включают эту функцию, другие еще на заводе выставляют максимум для бОльшей произодительности, а третьи — наоборот, чтобы иметь славу самых тихих и «медленных». К слову, не стоит думать, что установка в 0 (128) сделают из диска совсем уж тормоза. Так как диск имеет постоянную частоту вращения, скорость линейного чтения не меняется. Увеличивается время доступа к нужному сектору (ведь уменьшается скорость позиционера). Минимальное значение AAM увеличивает время доступа в среднем на 30%. Не бойтесь таких цифр — вряд ли Вам постоянно нужна «высокая» производительность. Зато помимо значительно упавшего шума от работы диска, возможно незначительно выиграть в энергопотреблении и температуре девайса, а так же на его сроке жизни.

Совет счастливым обладателям жестких дисков

Поменять параметр AAM в Windows можно многими средствами — софт HDTune Pro, HDDLife Pro, Victoria, MHDD, Hitachi Feature Tool (не только на дисках Hitachi) и, думаю, как-то еще. Я пользую HDTune Pro (в бесплатной версии нет) — разницу шума экстремумов можно оценить прямо в программе, думаю, будете удивлены.

Более подробно про AAM можно почитать на IXBT.

Альтернатива данной фиче — использовать тяжелые корпуса с толстыми звукоизолированными стенками, специальные кредлы и боксы, крепить диск на все винты или через специальные прокладки, отдалять системный блок подальше от ушей и так далее )

Для кого это не новость — относитесь равнодушно ) А лучше ответьте, как Вы относитесь к моим обзорам. Что в них надо добавить, что лишнее, что следует поменять? Обзоры каких устройств более интересны? Конструктивная критика и свежие мисли помогут мне стать для вас лучше.

Берегите свои байты и делайте бекапы.
Успехов!

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    gii_nnm 6 октября 2009, 23:06 #

    Берегите свои байты и делайте бекапы.
    Золотые слова — при ппименении этой технологии
    понижения шума можно нарваться на появление "soft"
    bad-ов. Были такие случаи на личном опыте.

  2. Рейтинг: 0+
    spiderlux (Dr.Spider) 6 октября 2009, 22:51 #

    Позвольте уважаемый как минимум не согласиться с вами по части необходимости регулировки AAM на современных винчестерах вообще. Почему? Все очень просто, современные винты отнюдь не так шумны как их более древние сородичи, вдовесок лично я ни на одной из ремонтируемых станций почти не слышу винтов из-за гула вентиляторов системного блока, блока питания, процессора ... Причем даже если все перечисленные вентиляторы поставить так сказать "не шумные", все-равно они в сумме дадут мерный монотонный гул при работе, из-за которого шума винта просто не слышно будет. А теперь прикиньте если у вас в корпусе "мается" еще пара вентиляторов например ... (лично у меня в корпусе Thermaltake их еще пара, один для обдува корзины винтов, другой — верхняя "вытяжка") ...
    P.S. Обзор в принципе ничего, если для "чайников", не обижайся, но мне кажется что с темой малехо ошибся. Бери более актуальные проблемы, причем применимые к большинству пользователей, и меньше утрируй как например ... /Альтернатива данной фиче — использовать тяжелые корпуса с толстыми звукоизолированными стенками, специальные кредлы и боксы, крепить диск на все винты или через специальные прокладки, отдалять системный блок подальше от ушей и так далее )/... Поверь против этой цитаты я найду как минимум 10 элементарных способов сделать работу винта тихой без перечисленных извращений. Без обид, ты просил критику — плиз. Если продолжишь более серьезно — у тебя все получится. Успехов!

    • Рейтинг: 0+
      Boomburum 6 октября 2009, 23:10 #

      Спасибо за конструктив ) На самом деле это необзоа, а так... текст, накиданный за 10 минут ) я не призываю крутить "ручку" только в сторону тишины — для кого-то наоборот, есть возможность подбавить скоростей штатным настройкам (есть винты с аам=128 по дефолту), ведь "новые винты такие тихие" )
      А по поводу шума — я писал исключительно по своему медиацентру — он все время передо мной...да, я слышу гул кулеров, но не слышу винтов. Весь шум появляется при дефрагментации или при копировании груды файлов... так что попробуйте покопировать что-то большое при разных значениях аккустики и прислушайтесь к корпусу )
      п.с. но в целом верно — это не спасение от всех бед ) это именно мелкий советик, о котором многие могут просто не знать.

      • Рейтинг: 0+
        spiderlux (Dr.Spider) 6 октября 2009, 23:19 #

        соглашусь на 200% с /Весь шум появляется при дефрагментации или при копировании груды файлов/ ... и встречный вопрос если можно )) как часто вы делаете дефрагментацию и "бросаетесь" кучей файлов? Я лично обслуживанию более 20 организаций, где по долгу работы частенько вынужден проводить "умную архивацию", причем архивы всегда уношу с собой на переносных винтах и копирую на свою станцию (5Тб в корзине, никаких RAID'ов) и то не припомню когда последний раз решался на дефраг )) (По секрету .. один раз случайно попал на chkdsk ... думал чекнусь пока закончит, проверка длилась около 4,5 часов ...)
        P.S. игры с шумопонижением — палка о двух концах, на втором из которых будут реально скоростные показатели винта отягощенные стабильностью работы ... ну и там где-то на самом кончике будет подвешена маленькая гирька в виде софтовых бэдов, вещь не критичная, но неприятная, ибо в зависимости от объема винта избавление от них может занять очень большой промежуток времени. Из личного опыта опять-таки ... винт объемом в 250 гигов от подобны бэдов избавлялся ровно 180 часов ...

        • Рейтинг: 0+
          Boomburum 7 октября 2009, 09:19 #

          Ну незнай, я с таким пока вроде не столкнулся, тьфу-тьфу...
          Копирую и дефрагментирую не так долго, но в ночное время "стрекот" при значении 254 сертезно ощутим, в отличие от значения в 128. А у меня в метре жена с ребенком маленьким спит... и лучше уж потенциальные софтбэды, нежели ребенок проснется и полчаса потратим на укладывание )

  3. Рейтинг: 0+
    za4em (Я не люблю чурок) 6 октября 2009, 21:48 #

    "Поменять параметр AAM в Windows можно многими средствами — софт HDTune Pro, HDDLife Pro, Victoria, MHDD, Hitachi Feature Tool "
    Автор, ты бредишь. Виктория не позволяет под окнами шумку регулировать, а MHDD вообще не существует под виндой! Это раз. Два — в большинстве винтов шумка заблочена. В скринах пример — древний самсунг (в простонародье — гнусмаС, из-за очень частых отказов) на 80, идеешный. На таких древностях и впрямь заметен уровень. Если уж так хочеться винт помучать (в хорошем смысле слова) — то только под хДОС. Thebest тут — виктория и мшдд.

    • Рейтинг: 0+
      Boomburum 6 октября 2009, 22:19 #

      насчет виктории не пробовал — инфа с ixbt. А mhdd вроде через дискету... но зато это бесплатная альтернатива, для тех кому совесть не позволяет крякнутый hdtune или hddlife скачать )
      На скрине самсунг, на одной из древних рабочих тачек, просто другого под рукой на момент написания поста не было. Скажу больше — на нем aam тоже нельзя было менять, но суть совета это не меняет — скрин был для наглядности.

  4. Рейтинг: 0+
    igor6 6 октября 2009, 20:42 #

    Это реклама платных программ? таким постам тут неместо, где сцылки на нежадные проги?

    • Рейтинг: 0+
      Boomburum 6 октября 2009, 21:21 #

      Да, авторы программ отвалили мне нехилый процент за рекламу. Так что давай-ка, пользуй их! )

    • Рейтинг: 0+
      za4em (Я не люблю чурок) 6 октября 2009, 21:59 #

      MHDD и Виктория бесплатны.

  5. Рейтинг: 0+
    viber83 6 октября 2009, 18:16 #

    Спасибо. Дома надо будет попробовать. Если еще диски прогнать дефрагментатором то линейность увеличится по идее и это должно поднять производительность при шумопонижении.

  6. Рейтинг: 0+
    -yu- 6 октября 2009, 17:35 #

    Спасибо! Полезно!

  7. Рейтинг: 0+
    keeperr 6 октября 2009, 17:31 #

    У меня ноут MacBook Pro. На нем стоит истесно мака, и через буткамп винда, там вот мне всегда было интересно, почему под макой я винта вообще не слышу... А только загружаю винду — такое впечатление, что мой ноут превращаеться в трактор, все трищит, торохтит. Теперь понятно, но остаеться непонятным,почему мака так быстро при такой тишине грузиться, а винда так жестко тормозит?

    • Рейтинг: 1+
      Boomburum 6 октября 2009, 17:41 #

      мак на pc, винда на маке, гвозди отверткой, шурупы молотком...)

  8. Рейтинг: 0+
    rus_1987 6 октября 2009, 17:03 #

    спасибо обзор отличный!

  9. Рейтинг: 0+
    infarch 6 октября 2009, 16:32 #

    Я бы предложил копать в сторону NCQ. Вот это реально полезная фишка, как для повышения быстродействия, так и для продления жизни винта. Да и шума тоже меньше должно быть.

  10. Рейтинг: 0+
    UA1 6 октября 2009, 12:43 #

    Мои харды не поддерживают ААМ :((

  11. Рейтинг: 2+
    BMV_64 6 октября 2009, 12:17 #

    меня ни когда не раздражал звук работающего винта.

    • Рейтинг: 0+
      maddock 6 октября 2009, 14:31 #

      Меня тоже не раздражали, пока на работе не попался один комп из 15 с особо шумливым хардом. Все диски — 15 одинаковых Самсунговских 80Гб диска, SAMSUNG HD082GJ ATA Device (80 GB, 7200 RPM, SATA-II) по Евересту, но один вибрировал. Вибрировал так, что системник трясься и гудел. При этом на работу Висты это не сказывается.
      Попробую на нём AAM, может сработает. Если нет — отправлю по гарантии обратно.

      А где в статейке ссылки на софт — кроме ссылок на домашние странички производителей? MHDD и Victoria, впрочем, есть в составе популярной сборки Hyren's Boot CD. А вот HDTune я бы слил с Рапиды или с Депозита...

  12. Рейтинг: 0+
    hom00 6 октября 2009, 11:56 #

    Хороший корпус, слегка доработанный шумоизоляцией и хорошие пропеллеры.
    Внутри 4*1Tb Seagate и ночью ничего не слышно даже рядом с компом

  13. Рейтинг: 0+
    Atos 6 октября 2009, 11:32 #

    А у меня HDTune Pro не стал работать... все равно спасибо, навел на размышления :)

  14. Рейтинг: 1+
    willamette 6 октября 2009, 11:17 #

    ИМХО современные винты настолько тихие, а мощное железо настолько горячее, что в борьбе с шумом надо копать в сторону систем охлаждения. мой Радик 4870 даже на 60% оборотах перекрывает шум от 2х120 мм 1200 оборотов (проц) + 2х120 мм 900 оборотов (корпус) + 6 винтов

    • Рейтинг: 1+
      daimonidlo 6 октября 2009, 12:48 #

      Ну у меня тоже такой фен (с референсным охлаждением) в компе — но всеравно тачка тихая, во всяком случае для меня ;). Потому как стоит ATI Tray Tool (от Ray Adams) и контролирует обороты. В простое кулер работает на минималке, а когда гамаю — то в наушниках и пофиг как он ревет. Главное сделать грамотную зависимость скорости оборотов от температуры — чтоб не было постоянных завываний от смены скорости вращения. В корпусе в общей сложности 7 кулеров, но во-первых качественные и производительные (Noctua и подобные), во вторых управление ими не с мамки а через отдельную панель. В итоге — тишина и нормальная работа обеспечены.

  15. Рейтинг: 1+
    VMS 6 октября 2009, 11:10 #

    возможно незначительно выиграть в энергопотреблении и температуре девайса, а так же на его сроке жизни.
    ---
    Скорее с точностью до наоборот!
    Пока головка ХДД будет медленно парить, компьютер будет "дико" потреблять энергию, особенно если учитывать мизерную экономию энергию в самом девайсе, особенно учитывая тот факт, что головка не станет двигаться меньше, а растянет свою работу во времени, что в свою очередь вызовет дополнительную нагрузку на сам же ХДД в виде возросшей очереди необработанных запросов. Срок его жизни удлинить также не удастся, т.к. действий головка меньше выполнять не станет. Ну и напоследок, та сотая доля градуса сэкономленная на ХДД с лихвой компенсируется лишним градусом от работы других компонентов в компьютере, пока они ждут его :)

    • Рейтинг: 0+
      G_P_F 6 октября 2009, 11:36 #

      Незнаю, я бы пожертвовал частью производительности, и потребляемой энергии, если это реально снизит шум домашнего ПК.

      • Рейтинг: 1+
        VMS 6 октября 2009, 11:55 #

        Я бы тоже пожертвовал, но кто-то к меньшему шуму приплюсует много лишнего о чем писал автор, вводя в заблуждение. Всё таки нужно понимать, что уменьшая шум головок ХДД мы выигрываем только в тишине.

        • Рейтинг: 1+
          dukexsi 6 октября 2009, 15:55 #

          вообще, как я понял он имел в виду нечто, что регулируется линуксовой командой hdparm — но там это дело предназначено для снижения энергопотребления и тд и тп. (кстати, у кого асус еее с хардом, характерных щелчков не слышали?- вот это оно в действии)

          статья плохая и написана без знания дела

  16. Рейтинг: 0+
    1kol 6 октября 2009, 09:04 #

    Сомнительный вывод обзора...
    — на слух не оценишь.. (сам замерял шумомером, как-то особой разницы не заметил) влияние на срок службы винта тоже нет данных. Голое ничем не подтвержденное сообщение

    • Рейтинг: 0+
      Boomburum 6 октября 2009, 09:29 #

      Интересно, что у Вас там за шумомер, если разница ДО и ПОСЛЕ очевидна "невооруженным ухом" ) Попробуйте HDTunePro (торенты рулят) и послушайте там — там и тест есть, чтобы сразу замеры сделать.

    • Рейтинг: 0+
      VMS 6 октября 2009, 11:56 #

      Не все ХДД поддерживают подобную регулировку.

  17. Рейтинг: 0+
    drive140 6 октября 2009, 06:09 #

    В моем корпусе 2 вентиля: один 120-й в БП, второй 120-й на вдуве, охлаждает горячущие 6*1Тб винтов WD Raid Edition, применил к винтам фичу, избавился от 4-х градусов на каждом винте)))

  18. Рейтинг: 0+
    Leva74 6 октября 2009, 06:04 #

    А мне обзор понравился. Меня вентиляторы не интересуют, так как имею ноут. Буду играться, настройками, спасибо.

    • Рейтинг: 0+
      Leva74 6 октября 2009, 06:06 #

      Кстати на 2.5 дюймовых HDD такой параметр как ААМ вообще существует?

      • Рейтинг: 0+
        Boomburum 6 октября 2009, 09:04 #

        да

  19. Рейтинг: 0+
    4113 6 октября 2009, 03:23 #

    шум одного отдельно взятого винта и шум 10 вентиляторов как-то не соизмеримы. из статьи полезна только последняя фраза.
    Для любопфтных: БП, проц, винт, 2 штатных видеокарты+80мм на нее же (иначе жаром несет). И 4х80 на штатных(!) местах в корпусе (вдув/выдув). При периодических подключения доп винта, к нему автоматом добавляется еще 1 вентилятор.

    • Рейтинг: 0+
      watchergt (W_R) 6 октября 2009, 17:19 #

      корпус видать староват, раз там 80-тки используются. Лучше ставить 120-ки на гидродинамических подшипниках (на 800 оборотов всего 9 дБ)

комментарии
^ Наверх